Архимандрит Григорий (Вукунас)

22.09.18
1584 просмотров

Вукунас Григорий (14.09.1873 – 05.10.1929) – архимандрит, благочинный всех греческих церквей Таврической епархии, благочинный всех греческих церквей и приходов Крымской АССР.

Архимандрит Григорий (в миру Григорий Георгиевич Вукунас) родился 14 (26) сентября 1873 года в деревне Ненита на острове Хиос в семье священника. Его отец, иерей Георгий Николаевич Вукунас, происходил из простой крестьянской семьи, отличавшейся высокой духовной нравственностью и благочестием; будучи глубоко набожным человеком и желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу, он принял священнический сан.

Мать архимандрита Григория, Пенелопа Георгиевна, урожденная Евгенику, с младенчества воспитывала своих детей в духе высокой нравственной чистоты и христианской морали. Закончив в 1893 году с отличием Хиосскую гимназию, Григорий Вукунас был оставлен в ней преподавателем Закона Божьего, прибывая под духовным покровительством незабвенных священнослужителей Хиоса Иоакимоса Форопулоса и Диодороса Масхоса, занимавших высокие посты в Константинопольской патриархии при блаженном патриархе Анфиме VI.
В 1897 году по решению Священного Синода Иерархов Григорий Вукунас был направлен в Россию, в Киевскую Духовную Академию, где в течение четырех лет обучался на кафедре богословских наук. В последний год он написал диссертацию по теме «Святой Григорий Богослов», и в 1901 году был выпущен из Академии с ученой степенью кандидата богословия.

Возвращаясь из Киева в Константинополь, Григорий Вукунас приехал в Севастополь, где получил приглашение местной греческой колонии возглавить приход греческой Трехсвятительской церкви. Он принял этого предложение, совпадавшее с его целью служения Богу и греческой православной церкви, после чего последовала процедура рукоположения. Решением Священного Синода при блаженном Константинопольском патриархе Иоакиме III, в течение недели Григорий Вукунас был возведен сначала в священный чин диакона и священника, а затем рукоположен в архимандрита Вселенского престола незабвенным Николаем Зиоровым (1851–1915), благочестивым архиепископом Таврическим, – мудрым священнослужителем, авторитетным ученым и греком по происхождению. В 1903 году последовало официальное назначение архимандрита Григория Вукунаса в Севастополь в связи с предстоявшим переводом ее прежнего настоятеля архимандрита Амвросия Плианфидиса (1868–1922) в Свято-Введенскую греческую церковь города Феодосии.

В Севастополе в течение нескольких лет архимандрит Григорий состоял членом благочиннического совета, и вскоре был избран его председателем. С 1903 года он являлся законоучителем Греческого училища им. Королевы эллинов Ольги Константиновны, принимая, наряду с этим, активное участие в деятельности севастопольского Греческого благотворительного общества. С началом служения архимандрита Григория в качестве настоятеля Трехсвятительской церкви, с острова Хиос в Севастополь приехали его отец, иерей Георгий Вукунас, мать, братья и сестра, принимавшие деятельное участие в жизни прихода греческой церкви.

В начале Балканской войны 1912 года по инициативе греческой колонии Севастополя был образован временный комитет для сбора пожертвований в пользу греческого Красного Креста, председателем которого единодушно избрали архимандрита Григория Вукунаса. Сбор добровольных пожертвований комитет открыл 18 (31) октября 1912 года, собрав в первый же день 3.000 рублей. К 27 октября (9 ноября) комитетом было собрано еще около 5.000 рублей для греческого Красного Креста. 29 октября (11 ноября) 1912 года временный комитет под председательством архимандрита Григория передал 5.000 руб. в распоряжение греческой королевы Ольги Константиновны «на усиление средств Красного Креста и для оказания помощи сиротам и вдовам убитых воинов», и 5.000 руб. для тех же целей, в распоряжение премьер-министра Греции Э. Венизелоса, а 25 ноября (8 декабря) отправил в Грецию еще 15.548 франков, собранных греческой колонией Севастополя.

В июне 1914 года началась Первая мировая война. Всеобщий патриотический подъем охватил разнородное по своему социальному и национальному происхождению население Севастополя. Не остались в стороне от происходивших событий и севастопольские греки. 26 июля (8 августа) 1914 года, в связи с началом первой мировой войны в греческой Трехсвятительской церкви был отслужен молебен, а 10 (23) сентября севастопольский градоначальник принял депутацию местной греческой колонии во главе греческим вице-консулом П.А. Апостолиди и архимандритом Григорием Вукунасом с первыми пожертвованиями, собранными местными греками для воинов Российской Императорской армии.

Начавшаяся война самым наихудшим образом отразилась на положении находившихся в Крыму турецко-подданных греков, которых по закону военного времени приравняли к военнопленным. Многих мужчин, как граждан государства, с которым Россия находилась в состоянии войны, арестовали. Греки тщетно протестовали против такого решения местных властей. Узнав об этом, архимандрит Григорий стал с молитвами обходить крымские тюрьмы, подбадривать и утешать заключенных соотечественников, и, наряду с этим, ходатайствовать перед гражданскими властями, убеждая уполномоченных лиц в ошибочном отожествлении турецких подданных мусульман с православными греками, имевших к своему несчастью османское подданство. В конце концов, после долгих и упорных попыток архимандрит Григорий добился освобождения заключенных соотечественников и предоставления свободы всем проживавшим в Крыму турецко-подданным грекам.

В 1916 году все греческое население Крыма, достигавшее в то время численности до 30.000 чел., вновь подверглось опасности. Позиция политических партий Греции, которые были, как «за», так и «против» продолжавшейся войны, отразилась на греках Крыма, разделив их на две противоборствующие партии. Это вызвало подозрение и недоверие к греческому населению со стороны командующего Черноморским флотом адмирала А.В. Колчака, отдавшего в декабре того же года приказ о поголовном выселении из приморских городов Крыма иностранно-подданных греков, включая женщин и детей, во внутренние губернии России. Положение греков оказалось критическим, они прибывали в страхе и отчаянии, поскольку выселение в зимний период было равносильно смертному приговору. При этом отвергались любые доводы и действия, направленные в защиту или для облегчения участи греческого населения.

Для решения этого вопроса в Петербург прибыла комиссия во главе с архимандритом Григорием Вукунасом, имевшая целью добиться от русского правительства, если не отмены приказа Колчака, то хотя бы переноса его исполнения на лето. В ходе долгих переговоров архимандрит Григорий, взявший на себя эту ответственную миссию и действовавший дипломатически гибко, со свойственной ему энергичностью, сумел полностью отвести нависшую над греками угрозу выселения и спасти эллинизм Крыма от нависшего несчастья.
После событий Февральской революции 1917 года деятельность греческого населения России заметно активизировалась.

Одним из первоочередных для греков стал вопрос об объединении их в национальные организации. Вследствие льгот, дарованных российским правительством, и проведения столыпинской реформы, греки стали собственниками значительных земельных угодий. Требование пересмотра прав на землю, выдвинутое малоземельным и безземельным крестьянством, послужило толчком к объединению греков-землевладельцев в местные общества и союзы для защиты своих прав и привилегий. 29 июня – 10 июля (12–23 июля) 1917 года в Таганроге прошел первый Всероссийский съезд эллинов, в работе которого от греческой колонии Севастополя принимал участие архимандрит Григорий Вукунас. Им на съезде был поставлен вопрос об автономии греческой церкви в составе Московского патриархата и организации на юге России и Кавказе шести греческих епископатов, которые должны были иметь одинаковые права с епископатами Русской православной церкви. Делегатами также обсуждался вопрос о политическом положении греков в России.

Съезд пришел к выводу о необходимости объединения разбросанного по всей территории империи греческого населения. Для этого предполагалось приступить к созданию на местах политических демократических клубов и союзов для отстаивания и защиты своих национально-культурных интересов. Эти объединения, по замыслу участников съезда, должны были требовать право на представительство греков не только во всех краевых, губернских, волостных комиссариатах, но и в правительственных, гражданских организациях и в Учредительном собрании наравне с представителями других национальностей. В следующем 1918 году в Симферополе прошел съезд греческих православных общин Крыма, на котором приняли решение о церковном самоуправлении и образовании благочиния всех эллинских церквей Таврической губернии, объединявшего в своем составе все греческие церкви и приходы полуострова. Делегаты съезда единогласно избрали благочинным архимандрита Григория Вукунаса, основывая свой выбор на его образовании, накопленном опыте, церковной и патриотической деятельности. Вскоре Крым захлестнула волна братоубийственной гражданской войны и террора. Родители архимандрита Григория, братья и сестра покинули Севастополь в 1920 году вместе с представителями Греческого консульства и эвакуировавшимися из города греческими войсками.

После окончательного установления в 1920 году в Крыму советской власти, Севастополь постепенно превратился в один из центров «обновленческого» движения, идеи которого не нашли поддержки у местных греков, строго придерживавшихся ортодоксальных традиций Восточной православной церкви. В Севастополе, Балаклаве и греческих селах ее ближайшей округи в то время функционировало 7 церквей и 5 приписанных к ним часовен, приходы которых состояли, главным образом, из греков. С 1921 года архимандрит Григорий вновь стал вести политику объединения разрозненных греческих приходов Крыма в отдельное греческое благочиние, как это имело место до 1920 года.

В 1922 году прихожане греческих церквей Севастополя, Симферополя, Ялты, Евпатории, Феодосии, Керчи и других населенных пунктов, с благословения архиепископа Таврического и Симферопольского Никодима (Кроткова) (1868–1938), объявили о своем выходе из-под юрисдикции Московского патриархата, возобновлении деятельности греческого благочиннического округа в Крыму и его переходе в подчинение Константинопольского (Вселенского) патриарха. После этого в соответствии с новым советским законодательством на местах началась регистрация греческих православных общин.

В марте 1923 года в Стол религиозных культов при Севастопольском районном исполнительном комитете старостой греческой Трехсвятительской церкви в Севастополе С.К. Тоганиди были представлены документы для регистрации греческой религиозной общины: «протокол общего собрания членов общины и 40 анкет на 20 лиц, заполненные собственноручно». Членами греческой религиозной общины Трехсвятительской церкви в 1923 году являлись 310 человек, из которых 306 были греческими подданными и 4 – албанскими подданными, постоянно проживавшими в Севастополе. В социально-классовом отношении в ней были представлены все социальные слои – крупные и мелкие торговцы, служащие, мастеровые, кустари, рыбаки, рабочие, безработные, домохозяйки, учащиеся. Настоятелем греческой Трехсвятительской церкви был по-прежнему архимандрит Григорий Вукунас. Должность псаломщика исполнял 68-летний Д.Ф. Сихиди. Приходской совет ежемесячно выделял из церковной кассы 18 рублей на содержание священника, и платил 3 рубля псаломщику.
16–17 июня 1925 года в Симферополе состоялся Церковный съезд всех греческих церквей и приходов Крыма (по некоторым архивным документам – «Греческий епархиальный съезд»), на котором присутствовало 17 делегатов от греческих церквей и религиозных общин Крымской АССР. Представителями от Севастополя на съезде были архимандрит Григорий Вукунас и Панайот Иордани.

Съезд постановил: «Объединить все греческие общины и церкви в единое благочиние, канонически признающее духовную власть Вселенского Греческого Патриарха». Благочинным единогласно избрали настоятеля греческой Трехсвятительской церкви города Севастополя архимандрита Григория Вукунаса. Постановление съезда об объединении греческих общин и церквей Крымской АССР в греческое благочиние с центром в городе Севастополе восстановило в законодательном порядке существовавшее в Крыму до установления советской власти благочиние эллинских церквей Таврической епархии. Греческое благочиние и избранный съездом благочиннический совет были зарегистрированы в высших органах государственной власти Крымской АССР, что являлось важным шагом к консолидации греческого населения вокруг церкви в условиях «преобразования национальных отношений» и «культурной революции» в РСФСР. Подавляющее большинство греков и приходских священников греческих церквей, живших в это время в Севастополе, других городах и селах Крыма, были подданными Греции. Они поддерживали тесные связи, как со своей родиной, так и с жившими там родственниками. Получив на законном основании духовно-религиозную автономию, греческое духовенство на какое-то время смогло оградить себя и своих прихожан от насаждаемого коммунистами массового атеизма.

В том же году греческое благочиние заявило о своем выходе из-под юрисдикции Московского патриархата и переходе в подчинение Константинопольского (Вселенского) патриарха. По данным, сообщавшимся греческим благочинническим советом в Крым ЦИК, в 1925–1927 гг. на территории Крымской АССР действовало 12 православных греческих церквей и 6 греческих религиозных общин, находившихся в каноническом подчинении Константинопольского патриархата.

Преданный своей пастве и избранному им курсу борьбы за сохранение православной веры от нападок большевиков, архимандрит Григорий находился в постоянном контакте и духовном общении с Константинопольским патриархом Василием III. В октябре 1926 года на заседании благочиннического совета греческих церквей и приходов Крымской АССР в Севастополе было принято специальное решение об обязательном поминовении о здравии патриарха во время церковной службы. В ноябре того же года в адрес Греческого благочиния поступила грамота Константинопольского патриарха «О дате празднования Святой Пасхи», в которой сообщалось следующее: «Ввиду того, что в настоящем году не было возможности созвать Вселенский Православный Собор, на котором, как известно, должен был получить определенное свое решение и вопрос о Пасхалии, поэтому Синодальным решением принято, что по тем же и прочим причинам должна оставаться в силе старая Пасхалия и для будущего 1927 года, то есть Святая Пасха будет праздноваться и в означенном году 24 апреля по новому календарю (11-го по-старому, как указывается в силу оставшейся старой Пасхалии), о чем сообщаю Вам для сведений и руководства».

В конце 1926 года архимандрит Григорий направил послание Константинопольскому патриарху Василию III, в котором поздравлял его от имени всех православных греков Крыма в связи с предстоящим праздниками, а 3 апреля 1927 года была им была получена ответная грамота из Константинополя: «Василий, милостию Божией Архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх. Ваше Высокопреподобие Кир Григорий Вукунас, Благочинный Православных Греческих общин Крыма, чадо о Господе возлюбленное нашей мерности, благодать буди с Вашим Высокопреподобием и мир от Бога. Усердные поздравительные приветствия, присланные от Вашего Высокопреподобия и Православных Греческих общин Крыма по случаю праздников Рождества Христова, Нового года и дня нашего тезоименитства мы с радостью приняли. Сердечно за них благодарствуя, молитвенно желаем, чтобы новый спасительный год был для Вас и для местных благочестивых общин исполнен всякой благости, и призываем на Вас благословение от Бога, Который благодать и безмерная милость буди с Вашим Высокопреподобием и всеми Вами».

По рассказам севастопольских греков, лично знавших настоятеля церкви в 1920-е годы, архимандрит Григорий часто посещал беднейшие греческие семьи и делился с нуждающимися всем, что у него было: «он никогда не брал с прихожан денег за требы, но охотно принимал от них продукты, которые здесь же отдавал бедным и нуждающимся греческим семьям».

После выселения из занимаемой им с 1903 года комнаты в здании греческой училища, Архимандрит Григорий жил на квартире в доме № 10 по улице Подгорной. Он был необычайно скромен, сдержан и непритязателен в быту. По словам Парфены Евстафьевны Шахиниди (1918–1999), жившей рядом с церковью на улице Греческой в доме № 5, «настоятель был всецело предан интересам церкви и прихожан». «Он проявлял высокую терпимость к советской власти, – рассказывал бывший пономарь церкви Андрей Андреевич Бегосинский (род в 1918 году). – На вопрос моей мамы: «Как мне относиться к коммунистам?» – он, не задумываясь, ответил: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Его слова были как призыв к терпению, и мама вспоминала их в трудные дни своей жизни». Архимандрит Георгий был очень остроумным человеком. При заполнении анкеты на вопрос: «Какой партии сочувствуете?», он ответил: «Народной», а на вопрос: «Какое имеете образование?», написал: «Среднее, окончил церковную школу в Киеве». В конце 1925 году всем иностранно-подданным гражданам, проживавшим на территории Крымской АССР, органами советской власти было предложено написать расписки в том, что они не могут: «Состоять в религиозных обществах». «Возглавлять всякого рода религиозные организации», «Произносить проповеди и выступать в храмах на публичных религиозных собраниях». Однако ни в 1925, ни в 1926 году это указание не было выполнено ни органами исполнительной власти (Крым ЦИК), ни иностранно-подданными греками, отказывавшимися давать подобные расписки.

28 февраля 1927 года ВЦИК РСФСР издал циркуляр № 78/С «О воспрещении иностранно-подданным гражданам, проживающим в СССР, заниматься религиозной пропагандой», подписанный рукой «всероссийского старосты» М.И. Калинина. Принятое органами советской власти решение о запрещении ведения религиозной пропаганды иностранно-подданными гражданами поставило под угрозу ликвидации деятельность греческих приходов в Крыму, в первую очередь, в Севастополе, Ялте, Симферополе, Евпатории и Керчи.

В связи с выдвинутым 28 июля 1927 года требованием административного отдела Севастопольского района о даче подписки всеми проживающими на территории Севастополя и его района гражданами иностранных государств в том, что они не имеют права состоять в религиозных объединениях, осенью того же года в Севастопольский районный исполнительный комитет обратилась религиозная община греческой Трехсвятительской церкви, с просьбой приостановить выполнение требований Севастопольского городского исполкома. В августе 1927 года благочинный греческих церквей и приходов Крымской АССР архимандрит Григорий Вукунас от имени всех греческих религиозных общин обратился в Крым ЦИК с заявлением, в котором выразил свои опасения по поводу того, что запрет вести богослужение иностранно-подданным священникам приведет к ликвидации религиозных общин, а дача подписок иностранно-подданными прихожанами повлечет за собой ликвидацию всех приходов греческого благочиния. В заявлении, в частности, указывалось на то, что многие из иностранно-подданных греков «живут здесь достаточно долго, многие из них здесь и родились и с уважением относятся к советской власти». На основании изложенного архимандрит Григорий ходатайствовал перед Крым ЦИК об отмене распоряжений, связанных с дачей подписок о запрете вести религиозную деятельность гражданам иностранных государств.

Примерно в одно время с заявлением архимандрита Григория, в административный отдел Крым ЦИК поступила информация от председателя Севастопольского райисполкома тов. Губанова о том, что выполнение циркуляра ВЦИК РСФСР № 78/с от 28 февраля 1927 года «ставит в затруднительное положение не только верующих, но и местные власти, которые обязаны его неукоснительно соблюдать». По словам Губанова, неукоснительное исполнение всех требований циркуляра влекло за собой «не только ликвидацию греческой религиозной общины», но и вызывало «серьезное недовольство деятельностью советских властей» со стороны определенной части населения города. В начале октября 1927 года архимандрит Григорий Вукунас направил прошение в Москву, но почему-то на имя представителя Александрийского патриарха в СССР архимандрита Павла, с просьбой положительного решения вопроса о назначении в Крым епископа-экзарха. Желание перейти под протекторат Александрийской церкви, вероятно, было вызвано пассивной позицией, которую занимало руководство Константинопольского патриархата, не желавшее осложнять отношения с государством большевиков, и считавшее, что вопрос подданства греков Крыма является не духовным, а светским.

Наряду с этим, верующие греки с благословения архимандрита Григория Вукунаса обратились с письмом к послу Греческой республики в СССР, в котором изложили стоящие перед ними проблемы и просьбу о защите их интересов в Крыму. 13 октября 1927 года посол Греции направил запрос в Народный Комиссариат иностранных дел СССР, на который на следующий день дал разъяснения заместитель народного комиссара М.М. Литвинов. Копии вербальной ноты, подписанной Литвиновым и предоставленные послом в распоряжение греческих религиозных общин, помогли предотвратить надвигавшуюся угрозу их ликвидации. Попытка советских властей провести в 1925–1928 гг. быструю кампанию по ликвидации греческих религиозных общин в Крыму провалилась. Этому в немалой степени способствовала активная деятельность верующих греков Севастополя во главе с архимандритом Григорием Вукунасом. Однако, сложная ситуация с иностранно-подданными священниками, сложившаяся в СССР, вынуждала их покинуть Крым. Первыми этот черный список открыли архимандрит Евгений Тайганиди, протоиерей Григорий Попандопуло, иерей Константин Мавроматиди.

Покинул Крым и архимандрит Григорий Вукунас. По воспоминаниям современников, накануне отъезда он в течение нескольких дней «ходил по греческим семьям, особенно бедным, раздавал духовные книги, а наиболее нуждающимся – небольшие суммы денег, словом, то немногое, что смог скопить, чтобы как-то поддержать себя в старости». Провожать настоятеля на пристань пришли все прихожане греческой Трехсвятительской церкви Севастополя.

В 1927 году архимандрит Григорий вернулся на родину, и был зачислен секретарем в Священную митрополию Хиоса. Вскоре дали о себе знать лишения, перенесенные им в большевистском Крыму, болезни, и 5 октября 1929 года на 58-м году жизни архимандрит Григорий Вукунас скоропостижно скончался, и с почестями был похоронен на кладбище в родной для него деревне Ненита.

И. Мосхури

22.09.18
1584 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: