Почему нельзя освящать все подряд. И снова - о магии и Православии
Нет, игорный дом нельзя освятить
На днях председатель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Маркиш) обратил внимание на то, что некоторые помещения Церковь освящать не может – и призывать в них священника для совершения соответствующего обряда бессмысленно.
«Церковь не будет благословлять, освящать ничего такого, что в принципе своем предназначено к злу, то есть греху. Ну, можно упомянуть, например, игорный дом какой-нибудь, или дом разврата. Ну, и распивочные заведения, кальянные. Татуировка, конечно, вредное дело».
Человеку церковному может показаться странным, что это нужно специально объяснять.
А нецерковному может показаться странным – и несколько обидным – такой ригоризм. Люди хотят заказать такой обряд и готовы за него заплатить. В чем проблема-то?
Житель мегаполиса и «мир таинственного»
В основе этого недоразумения лежит трагическая путаница между молитвой и магией. Люди, выросшие вне православной традиции – а это, увы, подавляющее большинство из нас – привыкли к тому, что существует две категории явлений. Одни относятся к нашему обычному, видимому миру – в котором мы проводим большую часть времени. Работаем, отдыхаем, пользуемся привычными технологиями. Летаем на самолетах, ходим в интернет, делаем покупки. Он довольно прозрачен. Нажал на кнопку – включил свет. Ввел пин-код в банковское приложение – узнал, сколько у тебя осталось на счету. Повернул ключи зажигания – машина завелась. При необходимости можно открыть капот и рассмотреть все детали двигателя.
И есть «мир таинственного» – его отличает характерный аромат сладковатой жути. Он непрозрачен и полон клубящегося тумана, в котором можно смутно угадывать какие-то неопределенные очертания.
Этот мир может неким таинственным образом влиять на наш – оттуда может прилететь внезапная удача или, наоборот, какие-то неприятности. В нашей жизни много того, чем мы не можем управлять нажатием кнопки – отношения с другими людьми, везение, и, в большой степени, здоровье. Кажется, на все это можно повлиять через этот, туманный мир – нужно только знать, как.
Специалисты по общению со сверхъестественным
Есть люди, претендующие на то, что они могут с этим «миром таинственного» взаимодействовать. Они были более-менее всегда.
Повсюду – от Сибири до Африки – шаманы, особо избранные «духами», приходили в транс и, верхом на бубне, посещали «верхний мир».
Обычно для этой цели люди облачались в специальные одежды – нередко с пышными и пугающими масками – и исполняли ритуальные танцы, которые должны были привести участников обряда в измененное состояние сознания – а иногда и употребляли определенные растения, вроде аяуаски, которые помогали им в это состояние прийти.
Они посещали тот мир, который обычно остается невидимым, для того, чтобы выяснить причины проблем в этом – почему крокодил не ловится, не растет кокос, и какие невидимые силы ответственны за такое положение дел. Они вступали в переговоры с некими невидимыми существами, чтобы выяснить, почему охота была неудачной, и какие жертвы нужно принести богам или предкам, чтобы вернуть их расположение. Они отгоняли злых духов, привлекали добрых и ублаготворяли разгневанных.
Такие специалисты по контактам со сверхъестественным были окружены боязливым почтением и считались (а где-то и считаются до сих пор) незаменимыми для благополучия племени.
Эти архаичные практики оказываются странным образом востребованы в современных мегаполисах – и современные продолжатели дела шаманов и колдунов составляют бурно процветающую индустрию.
Они предлагают проникнуть в невидимый мир, чтобы выяснить и устранить причину ваших неприятностей – почему вам не ответили взаимностью в любви, или почему ваши финансовые дела пошли плохо – или, если все в порядке, как сделать вас еще более богатым и удачливым.
Этот невидимый мир сталкивается с настойчивой, но малоэффективной критикой со стороны научного сообщества. «Комиссия по лженауке» время от времени выступает с разъяснениями, почему, например, астрология не может считаться наукой и не заслуживает ни малейшего доверия, а оккультные методы «целительства» никого, на самом деле, не исцеляют, а, напротив, могут только отнять у человека время, силы и средства, необходимые для того, чтобы бороться с болезнью методами научной, доказательной медицины.
Трудно не снять шляпу перед этими донкихотами научного рационализма, которые пытаются терпеливо объяснять людям, что их бессовестно обманывают – их просветительский подвиг благороден, их мотивы чисты.
Но оккультный великан едва ли им по силам – люди продолжают искать в жизни что-то, аналогичное чит-кодам в компьютерной игре. Что-то, что могло бы доставить им могущество, богатство и власть, в обход обычных методов – таких как трудолюбие или изобретательность.
Запрос на магию
В мире, где магия считается реальной, люди ищут возможности обрести волшебную помощь – или избежать колдовского вреда.
При этом люди не уверены в реальности духовного мира на 100% – но считают нужным принимать меры «на всякий случай», потому что считают, что «хуже не будет».
Не нужно думать, что такой запрос – признак отсталого общества; в такой технологически продвинутой и богатой стране, как Южная Корея, услуги служителей традиционного шаманизма остаются чрезвычайно востребованными.
Такого рода помощь, как правило, не предъявляет каких-то нравственных требований. Шаманам, колдунам и магам современного мегаполиса в голову не придет требовать от своего клиента, чтобы он прекратил изменять жене или отказался от аморальных способов извлечения доходов.
Их призвали магически очистить какое-то помещение, или отразить колдовскую атаку, возможно, предпринятую конкурентами – а не в качестве наставников в личной этике. Духовный мир, с которым они, как считается, взаимодействуют, нравственно нейтрален. Вы можете его использовать в своих целях – но он не читает вам моралей.
С ним не выстраивается личных отношений – там не предполагается кого-то, в кого нужно было бы верить, или кого можно было любить, или кому можно было доверять. Там только то, что, как считается, можно использовать.
Люди принимают священника за шамана

И вот отношение к Церкви и ее священнодействиям, увы, формируется этим запросом на магию – правда, магию защитную и белую – но именно магию.
Священник воспринимается в роли шамана – человека особенного вида, желательно, с длинной бородой, и в особых одеждах, который должен произвести непонятые (чем непонятнее, тем лучше) манипуляции, и торжественным речитативом произнести какие-то, тоже желательно непонятные, слова. Это, каким-то образом, должно улучшить отношения заказчиков с невидимым миром – купировать исходящие оттуда угрозы и обеспечить поддержку каких-то не очень понятных, но могущественных сил, которые ритуал должен привлечь на нашу сторону.
Такое положение дел воспринимается самими священниками с глубокой печалью – но увы, не меняется десятилетиями. Священник воспринимается как еще один специалист по взаимодействию со сверхъестественным – так, что, например, авария с ракетой, которую освятили на космодроме, воспринимается с язвительным торжеством – «не работает ваша магия!»
Почему молитва – это не магия
Трудно бывает объяснить людям, что это вообще не магия – и она не должна «работать». Церковные священнодействия – вообще про другое. Это не чит-коды, которые должны помочь вам выиграть в вашей игре. Их главная цель – не в том, чтобы принести в вашу жизнь удачу, или богатство, или успех, или сделать вас неотразимо привлекательным.
Их цель – привести в вашу жизнь Бога; или, вернее, открыть вас Его спасительному присутствию.
Они предполагают веру – осознание того, что «Бог есть и ищущим Его воздает» (Евр.11:6), и готовность вверить нашу жизнь Ему. Так, что мы не пытаемся использовать Его в своих целях – это было бы нелепо – а пытаемся развернуть нашу жизнь так, чтобы она была бы сообразна Его целям. Чем бы ни занимались верующие христиане – выпечкой хлеба или воспитанием детей, научными исследованиями или розничной торговлей – они действуют как служители Божии, исполняющие Его промыслительную заботу о мире.
В этом служении они ищут Его руководства и призывают Его помощь, в молитве испрашивая Его благословения.
Радикальное отличие молитвы от магии в том, что магия говорит «да будет моя воля». Молитва обращается к Богу – «да будет воля Твоя».
И вот освящение помещения – это форма такой молитвы. Мы просим, чтобы Бог пребыл здесь, с нами. Чтобы Он помог нам быть Его верными служителями. Чтобы Он оградил нас от духовных сил зла. Это особенно важно, потому что эти злые силы реальны – и мы, как христиане вовлечены в борьбу с ними. Как говорит Апостол: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:11-18).
Освящая помещение, мы с верой и молитвой предаем его Богу. Оно принадлежит Христу и должно служить к Его славе и спасению душ. Мы исповедуем, что дьяволу тут больше нет места. Его выгнали отсюда и больше не желают иметь с ним никакого дела.
Как говорится в одной из молитв, входящих в чин освящения: «Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивший под кров Закхея мытаря войти, и ставший спасением ему и всему его дому! Сам и ныне здесь жить желающих и через нас недостойных мольбы и моления Тебе приносящих, от всякого зла невредимыми сохрани, благословляя их и это жилище, и в безопасности их жизнь всегда сохраняй, изобильно все блага Твои им Твоим благословением на пользу подавая. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда и во веки веков».
Поэтому «освящать» помещение, где совершается что-то неугодное Богу – например, люди обогащаются, эксплуатируя слабости и пороки других – было бы нелепо. Бог не может благословлять грех.
Бог благословляет всяческое доброе и честное дело, и всякое служение ближним. И помещение, в котором оно совершается – дом, или пекарню, или школу, или еще что-нибудь – вполне уместно, хорошо, и правильно освятить. А вот кальянную или игорный дом – нет.
Сергей Худиев
Азбука.ру
22.07.25
23 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!