Престольный праздник отметил один из самых старейших на Святой Руси монастырей
8 декабря, в день, когда Святая Православная Церковь совершает память священномученника Климента, епископа Римского, отмечает свой престольный праздник Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане. В день на праздничное богослужение в обитель его имени стекаются верующие из Инкермана и окрестных мест, приезжают многочисленные паломники. Здесь, в пещерном храме во имя Святого Климента хранится частица мощей от его честной главы, сопровожденная в монастырь по благословению Блаженейшего Владимира, Митрополита Киевского и Вcея Украины.
Престольный праздник начался с водосвятного молебна в Свято-Климентовском храме обители. Затем была отслужена Божественная литургия, которую в этот день в сослужении духовенства совершил Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. По окончании богослужения многочисленные молящиеся с молитвами и песнопениями прошли Крестным ходом.
Это праздник не только для жителей небольшого пригорода Севастополя, называемого Инкерманом, но и для всех жителей города-героя, а так же многочисленных паломников со всего Света. Именно на гербе и флаге г. Инкерман изображен Священномученик Климент — Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима, просиявший своим подвигом и на древней земле благословенной Тавриды. Герб города Инкермана представляет собой красно-синий щит, пересеченный двумя узкими шиповидными серебряными поясами. Поверх всего — распятый на золотом якоре священномученик Климент в серебряном облачении с золотым нимбом. На флаге города также изображен святой Климент.
Он родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим и отправляется на Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы. Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения.
По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей . Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение. Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа.
После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие священномученика сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий — от рабов до членов императорской семьи. Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке.
Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом. Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен Храм, в котором он проповедовал. В 103 году сщмч. Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской» церкви нетленное тело своего учителя.
После этого каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течении семи дней люди молились у мощей праведника. А в бывших каменоломнях возник монастырь. Но сначала в VI веке на правом берегу реки Черной на высокой скале появилось укрепление, возведенное местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Черной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупскии князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Каламитский порт вел оживленную торговлю, даже Крымское ханство отправляло от его причалов суда с шерстью, скотом и самым дорогостоящим товаром — невольниками. Каламита стала конкурентом генуэзской Кафы. Сохранился документ, в котором консул Кафы жаловался а Геную: «Мы говорим по отношению князя Феодоро и братьев его, которые… вопреки праву и привилегиям Кафы открыто сооружают гавань в Каламите и там грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы». Вот здесь, под защитой грозной крепости примерно в VIII–IX веках и возник пещерный монастырь. Пещеры служили первым монахам и жильем и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами.
Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно. Но отношения между княжеством Феодоро и генуэзскими колониями не были мирными. Стремясь укрепить свое господство на море, феодориты в 1433 году захватили Чембало (Балаклаву). Через год войска генуэзцев под командованием Ломеллино вновь овладели Чембало и осадили Каламиту. Ее жители решили сдаться при условии, что им сохранят жизнь. Генуэзцы согласились, однако утром крепость оказалась пустой: под покровом ночи ее защитники и жители ушли. Каламита была сожжена. Пострадал ли в тот год монастырь, неизвестно. В 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали ее Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, христианский монастырь не мог соседствовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришел в упадок. Некоторые ученые полагают, что монахи ушли на мыс Феолент и основали там Свято-Георгиевский монастырь. Возможно, в последующие века христианская обитель возрождалась на короткое время, так как в некоторых документах упоминается церковь Святого Георгия, а в 1773 году штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман именно «собор Святого Георгия Победоносца». О других храмах не упоминается.
В 1634 году в составе русского посольства монастырь посетил священник Иаков, он оставил описание пещерного храма Святого Георгия: «…под городком же в полугоре есть древняя христианская церковь, высеченная из камня, как во Пскове у Пречистой Богородицы. В церкви везде стенное письмо, от многих лет полинялое и алтарь разоренный… Двери у церкви чинаровые, а с паперти трое дверей затворных: против церковных дверей красное окошко для света, как у Пречистой вo Пскове. Идя в храм, направо трапеза, что светлица, а слева два придела также разоренные, да по паперти многие каморы, что келий, а лестница на паперть, как у Благовещения». Священник Иаков и его спутники увидели в храме нетленные мощи, достали их из гробницы и омыли теплой водой, при этом они покраснели, как у живого человека. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они вновь оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам святой и сказал: «…с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Симеонов день». В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно.
Упоминание о нем осталось только в названии скалы — Монастырская. Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиепископ Иннокентий не мог обойти стороной место, связанное с именем папы Римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трех пещерных храмов. Но поскольку денежные средства киновии государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи. 15 октября 1852 года была освящена церковь во имя Священномученика Климента (в средние века именно этот храм назывался Георгиевским). Храм восстановили на средства купца А. М. Красильникова. Предание утверждает, что сам святой Климент вырубил ее в скале. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн. К церкви ведет длинный коридор, в котором вырублены каменные скамейки — очевидно, здесь богомольцы ожидали начало службы. В апсиде сохранился двухступенчатый синтрон, в центре которого остатки горнего мета. Над ним в стене вырублена ниша для запрестольного образа.
Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге. От фресок, о которых упоминал священник Иаков, в XIX веке можно было рассмотреть только изображение Спасителя, сидящего на престоле. С правой стороны храма находился древний придел в честь апостола Андрея Первозванного — небольшой, с низким потолком. Алтарь отделялся от остальной части сплошной скальной перегородкой с Царскими вратами посередине. Здесь же были вырублены два маленьких окошка. Их назначение не совсем понятно, епископ Гермоген предполагал, что «через левое окно можно подавать в алтарь хлеб, вино и прочие принадлежности богослужения, и потому в алтаре под ним встроен жертвенник, а под ним — ниша, может быть, для священных сосудов, а через правое можно было принимать исповедь кающихся, и потому тут устроено из камня для священника седалище. В алтаре — престол, вырубленный из камня и непосредственно примыкающий к восточной стене, как и везде в пещерных храмах». В 1867 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная Римскому епископу святому Мартиниану.
В хроме прямоугольной формы, перекрытом полукруглым куполом, расширили апсиду. У только что образованного монастыря, который к тому же не получал дотации от государства и должен был сам обеспечить себя средствами к существованию, не было денег на дорогостоящую реставрацию. Восстановлением древних храмов занимался московский археолог, историк и художник Дмитрий Михайлович Струков (1827–1899). Он составил подробное описание монастырских храмов в работе «Древние памятники христианства в Тавриде». Струков, занимаясь восстановлением храма святого Климента, покрыл потолок серебряной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма. Правда, современные археологи сожалеют, что в результате древний храм утратил свой первоначальный вид. В ходе реставрации были найдены и другие древние храмы и подсобные помещения, но они были либо закрыты стенами, либо засыпаны, поэтому остались неисследованными.
Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. Здесь, у Черной речки происходили жестокие бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, в которой расположились русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили все имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах, Они очистили храмы от ядер и возобновили Богослужения. В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой.
Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу, в которой могли разместиться 24 человека. Кроме паломников киновию посещали путешественники, которых привлекали исторические памятники Инкермана. В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освященного во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная, Его посвятили чудесному событию: спасению императорской семьи у станции Борки 17 октября 1888 года. В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма Святого Евграфия и освятили во имя священномученика Димитрия Солунского. Уже в начале XX века в храме совершали захоронения, сохранились три гробницы, вырубленные в полу небольшой пещеры рядом с храмом. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца Мирликийского. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела. 27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радосте». Храм устроили на месте древней Софийской церкви, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Спроектировал и построил этот храм архитектор А. М. Вейзен.
Внутри хранились образа войсковых частей, принявших участие в боях на Черной речке. К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков. Постепенно повышалось благосостояние обители. Указом императора Александра II монастырь получил 239 десятин 172 кв. сажени земли. Ему также принадлежали участок пахотной земли в Инкерманской долине и лесные угодья в деревне Ай-Тодор (недалеко от современной Терновки). В 1907–1910 годах в этой деревне построили молитвенный дом. В 1905 году монастырь возвели во второй класс. Доходы обители были невелики, но стабильны, поэтому и число братии возросло. Так, в 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника, всего 147 человек. Монахи Инкерманского монастыря поддерживали в порядке исторический памятник, находящийся на их территории, крепость Каламиту. Обитель провела реставрацию башни с въездными воротами.
В годы гражданской войны монастырь поддержал Белую армию барона Врангеля. После установления советской власти в Крыму все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели деревни Инкерман, в нее вошли и монахи. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Инкерманского монастыря. Монастырская гостиница и кельи передали военизированной охране, которая охраняла железнодорожные мосты, в них поселились семьи военных. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора Святого Николая и Благовещенской церкви, в их стенах образовались многочисленные трещины. Было решено эти храмы разобрать. Собор святого Николая на верхнем плато уничтожили в 1932 году.
Часовню, построенную на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, передали детскому саду, но в 1927 году ее тоже разобрали. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время Второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу. После войны погибшим воинам поставили памятник. Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году. В настоящее время в монастыре действуют три пещерных храма: Святого Апостола Андрея Первозванного, Священномученика Климента и святого Мартина Исповедника.
08.12.11
1504 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!