Православный собеседник «Друг». Выпуск 6. В какого Бога веруют христиане?

01.02.23
1019 просмотров

Скачать православный собеседник для начинающих "Друг", выпуск 6, формат А4, PDF
drug6_v-kakogo-boga-veruut-christiane.pdf [16,46 Mb] (cкачиваний: 6)

Скачать православный собеседник для начинающих "Друг", выпуск 6, буклет формата А3, PDF
drug6_v-kakogo-boga-veruut-christiane_booklet.pdf [11,08 Mb] (cкачиваний: 6)

Свойства Бога

Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого находится за пределами слов. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относительно свойств Бога. Согласно учению святого Иоанна Дамаскина, Бог безначален, бесконечен, вечен, постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех вещей, Всемогущ, Вседержитель, Всевидящий, Промыслитель обо всем, Владыка всего.

Безначальность Божья означает, что Он не имеет над Собой никакого высшего начала или причины Своего существования, но Сам является причиной всего. Он не нуждается ни в чем постороннем, свободен от внешнего принуждения и воздействия.

Бесконечность и беспредельность означают, что Бог существует вне категорий пространства, свободен от всякого ограничения и недостатка. Он не может быть измерен, Его нельзя ни с кем и ни с чем сравнить или сопоставить. Бог вечен, то есть существует вне категорий времени, для Него нет прошедшего, настоящего и будущего: «Я тот же, Я первый и Я последний» (Ис.48:10); «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет» (Откр.1:8). Не имея ни начала, ни конца во времени, Бог является несотворенным – никто не создал Его: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис.43:10).

Бог обладает постоянством, непреложностью и неизменяемостью в том смысле, что «у Него нет изменения и тени перемены» (Иак.1:17), Он всегда верен Самому Себе: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Чис.23:19). В Своем существе, действиях, свойствах Он всегда пребывает один и тот же.

Бог прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей. Троичность Лиц в Боге не есть разделение единой Божественной природы на части: естество Бога остается неделимым. Понятие о совершенстве Божества исключает возможность деления Бога на части, так как всякое частичное бытие не есть совершенство.

Бестелесным Бог назван потому, что Он не есть материальная субстанция и не имеет тела, но по природе является духовным. «Бог есть Дух», – говорит Христос (Ин.4:24). «Господь есть Дух, – повторяет апостол Павел, – а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.3:17). Бог свободен от всякой материальности: Он не есть где-то, не есть нигде, не есть везде. Когда Библия говорит о везде-присутствии Бога, то это, опять же, попытка выразить субъективный опыт человека, который, где бы он ни был, везде встречает Бога: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:7–10). Но субъективно человек может ощущать Бога везде, а может не ощущать Его нигде – Сам Бог при этом остается вообще вне категории «где-то», вне категории «места».



Бог невидим, неосязаем, неописуем, непостижим, необъятен, недоступен. Сколько бы мы ни пытались исследовать Бога, сколько бы ни рассуждали о Его именах и свойствах, Он все равно остается неуловимым для ума, потому что превосходит всякую нашу мысль. «Уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно», – пишет Платон. Святитель Григорий Богослов, полемизируя с эллинским мудрецом, говорит: «Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно». Бог невидим – Его «не видел никто никогда» (Ин.1:18) в том смысле, что никто из людей не мог постичь Его сущность, охватить Его своим зрением, восприятием, умом. Человек может приобщиться к Богу, стать причастным Ему, но он никогда не может понять Бога, потому что «понять» – это значит в каком-то смысле исчерпать.

Бог Троица


Христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот единственный случай, когда 1 = 3 и 3 = 1. То, что было бы абсурдом для математики и логики, является краеугольным камнем веры. Христианин приобщается к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа (греческое слово «покаяние» – metanoia – буквально означает «перемена ума»). Невозможно приобщиться к Троице, пока ум не сделается просветленным и преображенным.

Учение о Троице не является изобретением богословов – это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк.3:21–22). Голос Отца слышен с небес, Сын стоит в водах Иордана, Дух сходит на Сына. Иисус Христос многократно говорил о Своем единстве с Отцом, о том, что Он послан в мир Отцом, называл Себя Сыном Его (Ин.6-8).

Он также обещал ученикам послать Духа Утешителя, Который от Отца исходит (Ин.14:16–17; 15:26). Посылая учеников на проповедь, Он говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Также и в писаниях апостолов говорится о Боге Троице: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии Три Суть Едино» (1 Ин.5:7).

Только после пришествия Христа Бог открылся людям как Троица. Древние евреи свято хранили веру в единого Бога, и они были бы не способны понять идею троичности Божества, потому что такая идея воспринималась бы ими однозначно как троебожие. В эпоху, когда в мире безраздельно господствовал политеизм, тайна Троицы была сокрыта от человеческих взоров, спрятана в самой глубинной сердцевине истины о единстве Божества.

Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Во что верят православные христиане»

Истинная природа счастья


Счастье. Вожделенная мечта всех людей.Главное наполнение, стержень, цель бытия человеческого. Сколько о нем, о счастье, сказано-пересказано всего! Сколько рецептов придумано для его достижения! Здоровье, слава, богатство, престиж, положение в обществе, любимый человек, семья, дети, любимая работа, хобби… далее по списку. Сколько людей, столько и путей к счастью. Сколько людей, столько и препятствий к счастью.


Мне хотелось бы сказать об истинной природе счастья. В самом слове – «истинной», содержится ответ, что является ключом к этой высшей радости, доступной человеку. Настоящее, истинное счастье может быть, если оно проистекает из веры в Бога, Который сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст. 6). Истинная Природа счастья – это Господь наш Иисус Христос. Вера в Него, любовь к Нему приобщает человека к высшему благу, доступному ему как существу душевно-разумному.

Искать истинного счастья – это искать и находить Иисуса Христа. Путь к счастью – это путь ко Христу, Который Сам «есмь путь».  Другого счастья не дано человеку. Да, на какое-то время может быть пик радости, даже блаженство. Но оно довольно быстро улетучивается под натиском жизненных перипетий, суеты, скорбей. А счастье во Христе – оно постоянно. Более того, оно имеет способность возрастать, ибо любовь ко Христу, рожденная Им в сердце человеческом, есть любовь растущая, требующая непрерывного утоления. И человек ищет этого утоления и находит – в молитве, покаянии, плаче о своих грехах, милосердии, жертвенном служении ближним.

Истинная природа счастья – всей душой желать небесного и спокойно, без рвения, относиться к земному. Счастлив был апостол Павел, сказавший: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. … имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1, 21-23). И еще он же говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Счастливы были все святые, избравшие Бога Руководителем своим, своей Опорой, Источником всей своих дел, слов, мыслей. Но и мы, простые люди, призваны к тому же счастью. Стоит только попросить Христа войти в твою жизнь, – не по-протестантски, прочитав «специальную молитву», а всей жизнью своей попросить. Начать менять свою жизнь сообразно заповедям. В этом и состоит покаяние – «перемена ума», перемена, перестройка всей своей жизни сообразно воле Христовой, открытой нам  в Евангелии.

Счастье достижимо, оно постоянно, неизменно, бессмертно, если Имя этому Счастью – Христос. Обретя Христа, мы обретаем не просто счастье, а жизнь вечную, которая есть непрекращающееся счастье богообщения и богопознания. Дай нам Бог посвятить свою жизнь этому, отдать всего себя в руки Божии, предать всего себя Ему и ближним своим.

Михаил Костров


Святые – о Господе Иисусе Христе и Его искупительном подвиге


Чтобы восстановить общение человека с Богом, иначе – для его спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ – совершено было Самим беспредельным Богом.
Святитель Игнатий Брянчанинов

Он освободил людей от заблуждения и привел к истине. Он сделал землю Небом, изменив не природу стихии, а возродив для земных людей жизнь Небесную.
Святитель Иоанн Златоуст

Бог, принявший на Себя человечество, не взысканный и не призванный людьми, Сам, по Своей неизреченной благости, пришел взыскать и спасти род человеческий, погибший по причине отчуждения и удаления от Бога, пришел взыскать и спасти каждого человека, увлеченного в погибель грехом, лишь бы этот человек не отверг ищущего и желающего спасти его Бога.
Святитель  Игнатий Брянчанинов

Небо и земля и все, что на них, да славословят вместе с нами Возвеличившего наш род, потому что Он обновил образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам.
Преподобный  Ефрем Сирин

Символ веры

Изложение всех истин христианской веры


Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на Первом (323 г.) и Втором (381 г.) Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином и не может спастись. Во время Таинства Крещения каждый крещаемый (или восприемники крещаемого, если крестится младенец) произносят Символ веры, который есть клятва верности Господу, военная присяга, без которой невозможно войти в Церковь Воинствующую, Церковь Православную.

Весь Символ веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, с 2-го по 7-й член говорится о Боге Сыне, 8-й –
о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о Крещении, 11-й и 12-й – о Воскресении мертвых и о вечной жизни.

«Символ веры» на церковно-славянском«Символ веры» по-русски
 1-й.   Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же   всем и невидимым.Верую во   единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и   невидимого.
2-й. И во   единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца   рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,   рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;(Верую) и во   единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца   прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,   рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все   сотворено;
3-й. Нас ради   человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа   Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;Для нас людей и   для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и   Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4-й. Распятаго   же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;Распятого же за   нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5-й. И   воскресшаго в третий день, по Писанием;И воскресшего в   третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6-й. И   восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;И восшедшего на   небеса и сидящего одесную Отца;
7-й. И паки   грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.И опять   имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет   конца.
8-й. И в Духа   Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном   спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.(Верую) и в   Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и   прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9-й. Во Едину,   Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.(Верую) и во   Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10-й. Исповедую   едино Крещение во оставление грехов.Исповедую одно   крещение во оставление грехов. 
11-й. Чаю   воскресения мертвых.Ожидаю   воскресения мертвых.
12-й. И жизни   будущаго века. Аминь.И жизни   будущего века. Истинно так.


Верую – верю, я убежден; единородный – единственный Сын Своего Отца; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности т. е. вечно; единосущна Отцу – имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, т. е. Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – принявшего душу человеческую и сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего; по писанием – согласно со священным писанием, пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день. Восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца; паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же царствию не будет конца – после суда настанет бесконечное царство Его. Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равен Богу Отцу и Богу Сыну. Глаголавшего пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю. И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях, и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово «невидимым» указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено через Архангела Гавриила в момент Благовещения. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки – так издавна называли царей, первосвященников и пророков.

Иисус назван Сыном Божиим потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что только Он один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он – единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы.

Сказано «прежде всех век», чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было.

Слова «Света от Света» некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества.

Слова «Бога истинна от Бога истинна» взяты из Священного Писания: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»
(1 Ин. 5, 20).

Слова «рожденна, несотворенна» прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения еретика Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

Слова «единосущна Отцу» означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного Существа с Богом Отцом.
Слова «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною Премудростию Своею и вечным Словом Своим.

«Нас ради человек и нашего ради спасения» – Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского.

«Сшедшаго с небес» – как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом.

Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово «вочеловечшася» прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, – Он принял и душу человеческую, чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души.

Иисус Христос был распят за нас – Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.
Слова «при Понтийстем Пилате» указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат – римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами.

Слово «страдавша» прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человечеством, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать.

Слово «погребенна» удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб.

«И воскресшаго в третий день по Писанием» – пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова «по Писанию» означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

«И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца» – эти слова заимствованы из Священного Писания: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 10). «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 8, 1). Слова «седяща одесную», то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

«И паки (опять) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»
– Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1, 11).

Дух Святой называется Господом, потому что Он, как и Сын Божий, – истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную жизнь людям: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).

Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном – ибо Сам Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал (т. е. говорил) через пророков – это основано на словах апостола Петра: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21). Причастным Духа Святого можно сделаться через Таинства Церкви и усердную молитву: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него»
(Лк. 11, 13).

Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших («ибо у Бога все живы» (Лк. 20, 38)), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми Таинствами.

Церковь едина, т. е. одна только Святая и Апостольская (Еф. 4, 5). Церковь есть одно духовное тело, имеет одну Главу – Иисуса Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. И как член, оторванный от тела, не имеет в себе жизни и погибает, так и люди, отпавшие от единой Святой Церкви, погибают для жизни вечной.

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25-27).

Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей (т. е. правильно верующей и прославляющей Пресвятую Троицу).

Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Воскресение мертвых – это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

Жизнь будущаго века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова: для праведников – вечное блаженство, для грешников – вечное мучение.

Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит учение, изложенное в Символе веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

01.02.23
1019 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: