Православный собеседник «Друг». Выпуск 1. Православие: снаружи и внутри
Скачать православный собеседник для начинающих "Друг", выпуск 1, формат А4, PDF
Скачать православный собеседник для начинающих "Друг", выпуск 1, буклет формата А3, PDF
О Русской Православной Церкви многие люди судят поверхностно, предвзято, веря в домыслы и ложь, цель которых – отторгнуть людей от Церкви, не допустить их к Богу. Попробуем объяснить, из чего состоит Православие, что «внутри» Православия. Мы не будем за вас делать выводы – сделайте их сами. Мы построили наш рассказ в форме диалога, ведь «Друг» – это собеседник, где у каждой стороны есть свое мнение, свой взгляд на проблему.
Сергей Иванович и Андрей прогуливаются по улице Большой Морской города Севастополя и беседуют о важных и интересных обоим вещах.
Андрей:
– Я согласен с Вами, Сергей Иванович, что не всегда внешнее соответствует внутреннему. Я вот тут познакомился с девушкой – и красивая, и умная, и в престижном вузе учится. Ну все при ней. А как стал ближе общаться, вижу, что она на меня сверху вниз смотрит, ровней себе не считает. Заносчивая больно. А так по внешности и не скажешь.
Сергей Иванович:
– Да, Андрей, если судить о ком-то только по поведению, по каким-то внешним поступкам, можно легко ошибиться в человеке. Да и везде в жизни действует это правило – не торопись делать окончательный вывод о внутреннем, имея перед глазами только внешнее.
Кстати, вот тебе наглядный пример. Я, как ты знаешь, преподаю маркетинг в нашем экономическом институте. Вот, буквально на днях, была у нас тема «упаковка товара».
***
Аудитория института. День. За партами сидят студенты, все места заняты.
Сергей Иванович стоит возле грифельной доски. Перед ним – стол. На столе находятся фасованные товары: пакет с виноградным соком, бутылка йогурта, банка майонеза, флакон с туалетной водой, коробка от смартфона.
Сергей Иванович:
– Тема сегодняшнего занятия – упаковка. Посмотрите на эти предметы на моем столе. Что это, как вы думаете?
Алла, студентка:
– Все это различные товары.
Сергей Иванович:
– Вы же не знаете, что находится внутри, как вы можете быть уверены, что это именно те товары, о которых вы думаете? Вот, что это, по-вашему?
Сергей Иванович протягивает Алле пакет, на котором написано, что это виноградный сок.
Алла:
– Это виноградный сок. Ну… (нерешительно) здесь написано, что это виноградный сок.
Сергей Иванович открывает пакет с соком и протягивает его вместе с бокалом Алле.
Сергей Иванович:
– Попробуйте, Алла.
Алла берет пакет, наливает из него в бокал, пьет.
Алла:
– Это не сок, а минеральная вода!
Сергей Иванович:
– Хорошо, вот вам другой пример.
Преподаватель протягивает Олегу, студенту, коробку из-под смартфона Samsung Galaxy A11.
Сергей Иванович:
– Что вы видите, Олег?
Олег берет коробку.
Олег:
– Это коробка из-под смартфона Samsung А11. Хороший, кстати, смартфон, мне такой на день рождения родители подарили.
Сергей Иванович:
– Что внутри? Открывайте!
Олег открывает коробку и достает из него простейший кнопочный телефон Samsung.
Олег (хохотнув):
– О, да это обычная звонилка.
Парень вертит в руках телефон.
Сергей Иванович:
– Значит, упаковка может давать неточную информацию, не так ли? Мы верим в то, что нам обещают, в частности, обещает упаковка, но, пока не попробуем сами, не убедимся в правдивости этих обещаний.
Сергей Иванович берет со стола в руки изящный флакон с мужской туалетной водой.
Сергей Иванович:
– Друзья мои, упаковка товара – это круглосуточный, неустающий продавец товара. Вот почему производители стараются сделать упаковку максимально яркой и привлекательной. Посмотрите, какой интересный дизайн имеет этот флакон.
Показывает флакон аудитории. Все внимательно смотрят на преподавателя.
Сергей Иванович:
– Прекрасный дизайн, грамотная этикетка. К тому же и продается этот флакон в подарочной красочной картонной упаковке. Ну как не взять! А что внутри?
Сергей Иванович нажимает на колпачок флакона, направляя струю себе на руку. Нюхает. Обводит глазами притихших студентов. Улыбается.
– Обычный тройной одеколон за 100 рублей. А продается ведь за 1000! Какой из всего этого можно сделать вывод? Упаковка не должна обманывать покупателя. Упаковкой вы должны убедить покупателя, что содержимое – это то, что ему нужно.
***
Улица Большая Морская. Сергей Иванович и Андрей идут дальше, беседуя.
Сергей Иванович:
– К сожалению, Андрей, мы очень часто доверяемся внешним эффектам. А чтобы понять сущность, то есть содержание явления, нужно попробовать его, окунуться в него. Вот, например, тебе восхищенно рассказали о фильме, вышедшем на экраны. Что ты будешь делать?
Андрей:
– То же, что и всегда. Мало ли что мне кто сказал! Я должен сам вникнуть. Сначала я должен посмотреть трейлер. Обычно в трейлере – самые выжимки, самый сок фильма. Трейлер должен меня увлечь, захватить мое внимание, вызвать интерес.
Конечно, каким бы зрелищным не был трейлер, одного его мало. Лично я люблю смотреть фильмы, но тратить два часа времени на "лажу" не хочу. Читаю комментарии, отзывы о фильме разных людей.
Сергей Иванович:
– Но ведь отзывы могут быть противоположными: одному фильм понравился, другому – не очень, третьему – категорически нет.
Андрей:
– В том-то и загвоздка! Редко бывает, когда большинству все нравится. Если же очень многим моим знакомым фильм понравился, я иду на него в кинотеатр. Правда, бывает, что посмотренный фильм меня никак не тронул. И жалко потраченных впустую двух часов времени.
Каждый раз убеждаюсь, что нельзя верить ни трейлерам, ни, тем более, отзывам. Пока не попробуешь сам, не поверишь. Как с вашей упаковкой, Сергей Иванович!
Звонит мобильный телефон Сергея Ивановича, причем рингтоном звучит звон колоколов православного храма. Сергей Иванович достает звонящий телефон – простенькую звонилку Samsung, которая была в коробке из-под смартфона на занятии в институте. Мужчина близоруко смотрит на экран телефона, определяя, кто звонит.
Сергей Иванович (Андрею):
– Жена!
Сергей Иванович (говорит по телефону):
– Да, милая, привет! Что купить? Хлеба? Ну, давай заодно конфет возьму. Устроим семейное чаепитие. Целую!
Андрей:
– Странный у вас звонок на телефоне, Сергей Иванович. Колокола!
Сергей Иванович:
– Я люблю колокольный звон. И Бога я люблю.
Андрей (удивленно):
– Так вы верующий?
Сергей Иванович:
– А что здесь удивительного?
Андрей:
– Ну, такую дисциплину преподаете – маркетинг, реклама. Как это с вашей верой сочетается? Мне кажется, в Бога могут верить только полуграмотные бабушки.
Сергей Иванович:
– Ну, значит я – полуграмотный дедушка. А что тебя так смущает? Что доцент кафедры маркетинга может верить в Бога, быть православным?
Андрей (смущенно):
– Ну, нет, конечно. Вера – личное дело каждого. Но ведь про вас, православных, столько плохого говорят и пишут. Вот вы для интереса введите в Ютубе слово «РПЦ». Там столько негатива про вас покажут! И что попы в золоте купаются, призывая к добровольной бедности.
И что на все в церквах ценники, все продается. В общем, мне кажется, Церковь ваша – это такое предприятие коммерческое.
Сергей Иванович:
– Так думают многие. Но назови мне хоть одно человеческое предприятие, компанию, которая успешно существует более двух тысяч лет. А Церковь существует. И существует, заметь, не ради получения прибыли.
Андрей:
– А ради чего же?
Сергей Иванович:
– Ради спасения душ людей. Взять ту же упаковку товара. То, что написано на коробке, должно соответствовать тому, что в эту коробку положено. Если на пакете написано «Виноградный сок», в пакет должен быть налит виноградный сок. Однако, пока ты сам этот сок не попробуешь, ты не будешь на 100 процентов уверен в правдивости упаковки.
Так и с Церковью. Очень многие судят о том, что происходит в Церкви, по упаковке, по чему-то внешнему, тому, что бросается в глаза. Вот, смотри, перед нами – православный храм, Покровский собор.
Люди видят здание, купола и кресты, дивятся необычной архитектуре храма и думают, что только в таком доме может жить Бог. Из любопытства заходят внутрь, рассматривают иконы, подсвечники, облачение духовенства. Что все это может сказать человеку неподготовленному? Что все это загадочно, непонятно и мне малоинтересно.
Что мы имеем? Люди рассмотрели упаковку, повертели ее в руках со всех сторон и поставили обратно на полку. Даже не открыв. А ведь главное, как всегда, внутри, а не снаружи.
Андрей:
– А зачем мне эту упаковку открывать? Жил я без Бога, без Церкви и так же хорошо буду жить и дальше. А насмотришься роликов против РПЦ и вообще отвращение к вашей вере возникает.
Сергей Иванович:
– А почему ты веришь тому, что в этих роликах показывают? Антицерковные ролики – та же красивая упаковка, красочная обертка, внутри которой – ложь! И ты в эту ложь веришь.
Чтобы возник интерес к фильму, ты и трейлеры смотришь, и отзывы читаешь. Наконец, ты можешь прокрутить фильм,
останавливая его в местах, которые заинтересовали. Получишь ли ты таким образом представление о фильме?
Андрей:
– Нет, конечно! Я буду смотреть фильм с начала до конца.
Сергей Иванович:
– Так то же самое и в Церкви. Ты насмотрелся антицерковных роликов, начитался негативных отзывов о Церкви, о православных – это все равно, что сформировать впечатление о кинофильме по трейлеру и комментариям.
Ну вот, ты из любопытства зашел в храм, но не понимаешь, что в нем и зачем, как тут все работает и крутится. Это все равно, что начать смотреть фильм с середины или прокрутить весь фильм за пять минут.
Спроси себя, могла ли Церковь просуществовать две тысячи с лишним лет, если бы в ней смысла было на два часа просмотра, как в кино? Шли бы люди в храмы на протяжении веков, если бы верили в негативные отзывы тех, кто не нашел себя во Христе?
***
Андрей и Сергей Иванович подходят к крыльцу Покровского собора. Сергей Иванович степенно крестится и собирается войти.
Сергей Иванович:
– Зайдешь?
Андрей:
– Вот так, сразу? Идите, Сергей Иванович, я еще погуляю тут.
Сергей Иванович:
– Как знаешь. Ну, будь здоров!
Сергей Иванович входит в храм. Андрей смотрит ему вслед. Идет дальше по улице. Останавливается. Возвращается. Неожиданно у Андрея звонит смартфон. Парень отвечает:
– Да! Привет! Когда приду? Да скоро приду, скоро. Где я?
На колокольне храма начинается трезвон колоколов.
Андрей (торопливо):
– Я сейчас… Я тебе потом перезвоню, ладно?
Парень украдкой смотрит по сторонам, колеблется. Правой рукой неумело делает крестное знамение. Поднимается по ступеням и входит в храм.
Идет Божественная литургия. Храм полон народу. Люди сосредоточенно молятся, крестятся, кладут поклоны. Кто-то прикладываются к иконам, кто-то ставит свечи у икон.
Андрей нерешительно оглядывется по сторонам. Видит в глубине Сергея Ивановича. Подходит к нему, встает рядом. Сергей Иванович – Андрею, полушопотом:
– Посмотри на этих людей. Разве про них можно сказать, что они – недалекие, глуповатые, полуграмотные? Они нашли время, чтобы придти сюда. Для чего? Для молитвы. Если бы Бога не было, зачем всему этому множеству людей было приходить сюда? Если бы Церковь врала – нашли бы они время для богослужения? Вглядись в эти лица, на них написано одно желание – быть с Богом.
Наверняка у тебя есть любимые фильмы, которые ты можешь пересматривать по многу раз и не уставать от них. А главное богослужение Православной Церкви – Божественная литургия. Она повторяется во всех храмах из неделю в неделю, из года в год. И люди идут и идут на нее, стоят, слушают, молятся. Никто не устает от того, что каждый раз все повторяется.
И это не фильм, не вымысел! Это самая настоящая жизнь, это острие жизни, ее самый высокий накал!
***
В храме начинается причастие. Верующие один за другим подходят к чаше и принимают Святые Дары.
Сергей Иванович:
– Главное в Литургии – Таинство причастия. Под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, тем самым теснейшим образом приобщаясь Ему.
Андрей:
– Ну как это хлеб и вино могут быть чьими-то телом и кровью? В голове не укладывается.
Сергей Иванович:
– А ты укладывай не в голове, а в сердце. Хлеб и вино – это как бы упаковка. Но внутри этой упаковки – Бог. Без веры тебе это не понять.
Андрей внимательно наблюдает за происходящим. Потом так же, полушёпотом, говорит:
– Сергей Иванович, я, пожалуй, еще раз сюда приду. Надо во всем разобраться.
– Бог в помощь, Андрей!
Любимый кинофильм
Каждый из нас хоть раз в жизни бывал в кино. Кто-то ходит на киносеансы изредка, от случая к случаю, кто-то ходит туда как на работу, то есть на все премьеры. И мало кто, наверное, задумывается, что все мы, люди, – участники грандиозного кинофильма, фильма-шедевра, название которому «Человеческая жизнь». Да-да, мы все «снимаемся» в уникальном фильме с уникальным сценарием, ибо жизнь каждого неповторима, как неповторима в истории личность каждого человека, живущего на Земле.
Кадр за кадром
Взглянем на кинопленку. Что она собой представляет? Отдельные кадры, идущие друг за другом, причем на соседствующих кадрах изменения едва заметны: вот, например, актер в кадре поднимает руку. Соседний кадр – рука чуть-чуть выше, еще кадр – рука еще выше, наконец, на двадцатом кадре рука касается шляпы, которую через …дцать кадров актер снимает. Итого – от начала подъема руки до снятия шляпы – скажем, 100 кадров. А на экране этот маловажный эпизод занимает всего четыре секунды.
Что наша жизнь, как не чередование кадров-дней и кадров-ночей? Есть кадры хорошие, приятные, есть – похуже, есть – совсем плохие. Но все они – наша неповторимая жизнь, которую, хочешь не хочешь, нужно жить. Жизнь идет своим чередом, кадр за кадром, и эти соседствующие кадры мало отличаются друг от друга: утром мы просыпаемся, встаем с постели, чистим зубы, умываемся, завтракаем. Потом – дела: ясли, учеба, работа, домохозяйство. Затем – ужин, снова зубы, снова постель. И так – изо дня в день, из года в год. Работает кинокамера жизни, снимая самый любимый наш фильм. Еще бы! Ведь мы любим себя, любим свою жизнь!
Хотя кадры похожи друг на друга, каждый прожитый день – неповторим. Мы сами строим свою жизнь, стремясь к счастью. И через 100 кадров-дней, глядишь, что-то в нашей жизни кардинально меняется. Мы находим более интересную работу, кто-то обретает свою «половинку», а кто-то со своей «половинкой» впускает в мир новую жизнь. Поступление в институт, сдача крупного проекта, покупка квартиры/машины – да мало ли на кинопленке таких поворотов сюжета?
Выше мы говорили, что киноэпизод длиной в 100 кадров на экране занимает 4 секунды. Так и в нашей жизни: что такое, скажем, неделя на фоне 70 лет, отпущенных человеку? Пшик, исчезающе малый туман, кратенький эпизодик, который спустя 20 кадров-дней улетучивается из памяти. Однако все зависит, под каким углом посмотреть этот кусочек фильма. Может, именно в эту неделю мы совершим то, что будет влиять потом на все наше последующее существование. Эти семь дней, семь кадров окажутся, возможно, кульминационными в кинокартине жизни.
Не правильно ли, исходя из этих размышлений, к каждому отпущенному дню относиться крайне внимательно, стараясь на всем его протяжении сделать что-то по-настоящему важное, доброе: помочь ближнему в его беде, помириться с женой, испросить прощения у друга, перетерпеть благодушно постигшую скорбь. Ведь на самом деле это – ключевые кадры нашей жизни, ибо человеческие отношения важнее всех материальных приобретений.
Слово – режиссеру!
Чтобы фильм получился хорошим, нужен грамотный режиссер. Собственно, именно от него все зависит: актеры на съемочной площадке не творят произвол, не делают, что захочется, а подчиняются указаниям режиссера. Да, важна игра актера, важна «фактурность», «натуральность» игры. Однако лишь режиссер видит «картинку» в целом, а актеры – лишь его инструменты. Послушливые инструменты.
Так кто же режиссирует нашу с вами жизнь? Хороший вопрос. Большинство, почесав затылок, ответят просто: как кто? Да я сам себе режиссер. Я сам живу, как хочу, как вижу правильным и верным. Э-э, как-то туго в это верится. Почему? Дело в том, что все мы – немощны, слабы. Очень часто нами движет не собственное хотение, а зависимости. Мы зависим от тарелки, от кошелька, от очередей, от лекарств, от справок и других «бумажек», от начальства, от родных, от своей нужности или ненужности кому-то. Как-нибудь задумайтесь на досуге: а от чего я НЕ завишу? Что НЕ владеет мною?
Взять, к примеру, деньги. Мы все от них зависим. Но одно дело, когда МЫ владеем деньгами. Другое дело – когда деньги имеют власть над нами, то есть вертят нами, как хотят, когда мы готовы на все, даже на воровство, на подлог, на подлость, предательство, только бы получить вожделенные бумажки, да побольше. Не рабство ли это самое настоящее?
Что говорить, велик человек, обходящийся малым, не гоняющийся за купюрами, а довольствующийся тем, что имеет, даже если имеет скудно, и – благодарный за это. Велик человек, богатый душой, то есть исполненный благородства, великодушия и милосердия! Это богатство, доступное всем, но которое не купишь ни за какие деньги; его можно только выстрадать собственным сердцем, взрастить в себе, с помощью Божией. Если получится, считайте, что вы приобрели истинное счастье.
Вот вам такой еще довод: очень многие видят в наличии приличных денег верный источник счастья. Увы! Даже имея тугой бумажник, можно быть несчастным: неразделенная любовь, измены мужа, крах жизненных устоев, потеря в ней ориентиров, тяжелая болезнь, утрата любимых. Однако многие видят свое счастье именно в материальном благополучии. Это мираж. Почему? Потому что все материальное в этом мире непостоянно, потому что конечно. То есть – имеет предел своего существования. И потому насыщение материальным, в конечном итоге, не приносит человеку, созданному для вечности, полного удовлетворения. К тому же в нашем зыбком мире можно одномоментно все потерять: деньги, здоровье, работу, не говоря уже о том, что близкие и любимые фатально отнимаются у нас смертью.
А страсти? А пристрастия? Я не говорю о «классике»: алкоголь/табак/наркотики. Разве мы не зависим от своей зависти? От ревности? От гнева? От обжорства? От обмана? От тщеславия? От хамства? От клеветы и осуждения направо и налево? Еще как зависим!
А кумиры? Мы, по нашей немощи, нуждаемся, как ни крути, в неком внешнем руководстве.
Нам нужен близкий сердцу ориентир поступательного движения по жизни, нужен «маяк», на который бы мы держали курс и которым бы оправдывали себя в своих слабостях (страстях). Так кто же сегодня является для миллионов таким маяком? Поп-короли, звезды киноэкрана и музыки, спортсмены, блоггеры, инстраграмщики с миллионами подписчиков. И что, все эти «небожители» ведут себя паиньками? Куда там! Слава, богатство, власть над душами поклонников настолько опьяняют многих из них, что они пускаются во все тяжкие, только бы не потерять внимание почтенной публики. Кого из них не возьми, узнаешь: два-три-четыре брака за спиной, брошенные дети, загулы, измены, скандалы, крепкая дружба с крепким напитками или еще чем похлеще. Короче, не жизнь, а сплошной трэшь.
И вот эти властители дум для многих неустойчивых и малоопытных сегодня – образец для подражания. Не оттого ли мы имеем сегодня вал разводов, сломанных судеб, отчаяния и суицида? От того тоже.
Видите, сколько у нас режиссеров. Вот мы говорили, что мы немощны и слабы и потому нами легко манипулировать в худшую сторону. Можно хорохориться, конечно: я сам творю свою киноэпопею и никто мне не указ! Это пока ты здоров. А если, не дай Бог, рак? Или коронавирус в тяжелой форме? Или еще что-нибудь в этом роде? Где твои кумиры, ау? Где твои «леваки», ревность, зависть, подлость? Ты в отчаянии, потому что привык во всем полагаться на себя. А «себя-то» и дал сбой, дал течь. Что же тебе, тонуть?
О добром и вечном
Ну что, давайте поговорим о хорошем, добром, светлом? В минуты крайнего напряжения жизни, в болезни, в лютой печали, на краю всего мы волей-неволей вспоминаем о Режиссере, о Котором в монотонной череде кадров как-то не задумывались. И вот взгляд с новым, свежим вниманием касается икон, поставленным в шкаф как произведения искусства, вот рука тянется достать с шеи нательный крестик, вот губы раздвигаются, чтобы произнести неумелые слова молитвы, вот мы бочком-бочком, неловко, впервые заглядываем в православных храм... Как говорится, «у последней черты мы вспоминаем о Боге».
Мне симпатичен известный сатирик и юморист Михаил Задорнов. Это очень умный, тонкий человек, который весь свой талант в последние годы жизни вбухал в пропаганду неоязычества. Вроде, и шутил со сцены, и смеял зрителей, но обязательно что-то такое неоязыческое ввернет. И сам истово верил в то, что говорил. А он, повторюсь, очень умный человек, хорошо разбирающийся в «предмете». И что же? Рак мозга. За неделю до смерти он принимает Православие. Что это значит? Как умный человек, понял, что за чертой земной жизни игрушки с неоязычеством его не спасут. Славянские идолы, которым он посвятил столько кадров своей жизни, ему не помогут. А спасти его может только Господь Бог. И он всей душей, я надеюсь, принимает этого Бога. Кается.
Хороший пример, правда? Нам нужен не бутафорский, а Настоящий Режиссер нашей жизни, Который видит «картину» в целом, видит всю нашу жизнь «от» и «до», и Который в силах двигать нас в спасительном для нас направлении. Нам нужен Иисус Христос. Нам нужна Церковь Православная, созданная и возглавляемая Христом. Христос – Идеал для нас, ибо Он – Истина. А Истина, как известно, одна. Христос – Тот самый Маяк, держа курс на Который, мы можем найти Истинное Счастье.
Во Христе мы обретаем истинную свободу. Внешне, да, мы так же зависимы – от тарелки, от денег, от очередей. Но если внутреннее пространство души заполнено Богом, эти зависимости не имеют над нами никакой власти. Почему? Все просто: земное, материальное, тленное – это горизонталь, которая стелется параллельно земной поверхности и упирается в железобетонную стену смерти. А жизнь с Богом – это вертикаль, устремленная в Небеса. И этой вертикали нет конца, как нет конца Богу и божественному в нас.
Все лишнее, все, что мешает нашему общению с Богом, отпадает шелухой, уходит на задний план жизни и ни мало нас не греет. Зато все, что связано со служением Христу и Церкви Его, приобретает великую ценность. Что говорить, жизнь верующего преображается, переплавляется, давая на выходе чистое золото боговедения и искреннего покаяния.
Мы говорили, что жизнь – это череда кадров-дней. Так вот, если мы жить будем Богом, с Богом и в Боге, то каждый день наш будет наполнен вечностью. Каждый отснятый кадр не будет пропадать бесследно в пучине прошлого, а будет «взлетать», чтобы монтироваться в бесконечный блаженный «фильм» на небесах.
Как же нужно жить, чтобы любимый фильм всей нашей жизни принес нам счастье? Жить в согласии с совестью, жертвенно, ради Христа, любить людей, милосердствовать, прощать, терпеть, не роптать. Быть свободным – в богопознании, богопоклонении, богопочитании, богопрославлении и богоблагодарении. И тогда у нас все получится – получится жить настоящей, полноценной жизнью, ибо полноценная жизнь, как хороший кинофильм, оставляющий добрый след в душе, – это истинное призвание человека, призвание к вечности…
Артемий Слёзкин
Фортепиано нашей жизни
Черные и белые
Посмотрите на клавиши фортепиано. Белые клавиши чередуются с черными. Можно, конечно, нажимать только на белые, но не бедной ли получится мелодия? Хороший пианист может играть прекрасные произведения, нажимая и на белые, и на черные клавиши.
На что похожа наша жизнь? Не на те ли же клавиши фортепиано? Белая полоса сменяется черной. Радость и душевный подъем сменяют утраты, печаль, падения. Ни один человек на свете не может жить так, чтобы все «клавиши» у него были только белыми или только черными. Счастье где-то рядом, но чтобы найти его, нужно нажимать и на белые, и на черные клавиши.
Кто мы есть? Пианисты своей жизни. Чтобы получилась гармоничная, красивая мелодия, нужно играть, нажимая на все клавиши. Все хорошее, что мы имеем в жизни, наши белые «клавиши» – от Бога, и нужно за это благодарить Его. Но и скорби, проблемы, беды, окрашивающие белые клавиши в черные – тоже посланы Господом. Настоящая, прекрасная музыка нашей жизни получится только тогда, когда мы одинаково будем благодарны Богу и за белое, и за черное.
Перед Богом все равны
Взгляните не клавиши фортепиано. Они – одинаковы на всех пианино, всех роялях мира. Но невообразимо много мелодий, произведений можно сыграть на нем. Каждый человек, который садится за пианино, играет по-своему – у каждого своя манеры игры, свой темперамент, опыт. Можно сыграть на клавишах, стуча одним пальцем «куда попадет», и такая «мелодия» мало кому понравится. Однако и она имеет право на существование, ибо автор играет, как может. А профессионал сыграет так, что заслушаешься.
Так и в жизни нашей. Жизнь сама по себе – что клавиши фортепиано, не тронутые пианистом. Жизнь существовала до нас и будет существовать после нас. Воздух один на всех, земля, небо, солнце, вода. Все одинаково. Но каждый человек живет жизнь «индивидуально» - как может, как умеет.
Блажен тот, который старается извлечь из своей жизни «музыку», приятную многим и многим, то есть жить ради других, ради счастья и блага других – своих детей, жены, мужа, родителей и всех, кому нужна помощь.
А есть люди, «долбающие» одним пальцем по «клавишам» что есть дури: жестокие к другим, завистливые, алчные. Никто не любит их «песню», всеми они презираемы.
Жизнь сама по себе удивительная и совершенна, как совершенны клавиши фортепиано. Они не плохи и не хороши, они просто прекрасны. Все зависит от игры, от того, кто сидит за «роялем жизни» и как играет.
Михаил Костров
01.02.23
1001 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!