Почему Христос зримо не явит Себя миру?

04.02.21
130 просмотров

Однажды одного известного православного проповедника спросили: почему Христос зримо не явит Себя миру? Почему Он не появится среди нас, как обычный человек во плоти, почему Он не взойдет на трибуну Организации Объединенных Наций и на весь мир не объявит: Я – Христос? Показали бы населению Земли по телевидению и через соцсети Его невообразимые чудеса и знамения, дали бы послушать Его вдохновенную проповедь. Вот  было бы здорово!



Вера и знание


Миллионы, скорее всего, сразу бы уверовали в Него, увидев Его лицом к лицу, увидев и прочувствовав исходящие от Него любовь и блаженство. И не нужны бы стали никакие посредники между человеком и Богом, никакие Церкви, храмы, священнослужители. Зачем они? Вот Он, Христос, мы Его видим и слышим, мы идем за Ним. Хватит кормить попов, этих «представителей» Бога на земле – вот Он, Хозяин мира, перед нами!

Так, наверное, думают многие. Им обязательно нужно увидеть Христа телесными глазами, ушами услышать Его голос, коснуться Его руки или хотя бы края ризы. Кажется, им было бы достаточно этого, чтобы уверовать в Него и спастись. Поправимся сразу: при видении Христа воочию будет не вера, а знание. Вера дает человеку умозрительный образ, то есть то, что он не видит, но сердцем принимает за истину. Знание же наделяет полнотой совместного бытия с тем, о ком мы имеем чувственное представление. Знание Бога имеют жители Небесного Иерусалима, рая, которые общаются с Ним «глаза в глаза». Мы же, земные люди, довольствуемся пока верой, подкрепленной благодатью Божией.

Что касается недоумения неверующих – как можно не видеть и веровать, хочется сказать: посмотрите на христиан. Они такие же люди, как все, из плоти и крови, и им не нужно зреть Спасителя воочию, чтобы веровать в Него, чтобы поклоняться Ему, славить Его, благодарить Его. Значит, есть какой-то секрет, который знают эти странные христиане. Не пора бы открыть его всем остальным?

К своим пришел, и свои Его не приняли


Зачем Христу восходить на трибуну ООН в 21 веке, если Он уже был на земле? Причем Он, будучи Богом, не просто спустился на землю, соткавшись из воздуха, приняв призрачную плоть, чтобы люди могли глазами видеть Его. Нет! Он пришел на землю способом, который от Бога ожидали меньше всего: Он родился от земной женщины и Духа Святого, то есть соединив в Себе Бога и человека одновременно. Христос – не человек, а Богочеловек. Как Бог Он держит в руках и управляет всей видимой и невидимой Вселенной. Как человек – нуждался в пище и питие, отдыхе и крове.

Если бы Христос хотел после Своего воплощения «взойти на трибуну ООН», Он родился бы в царских палатах, или в доме богатого и знатного вельможи: власть и богатство, наряду с проповедью и чудесами, открыли бы Ему дорогу к умам практически всех Своих сородичей – иудеев. Тут нужно еще сказать одну важную вещь: иудеи ждали Мессию, ждали Христа, о Котором на протяжении веков говорили десятки израильских пророков. Христос должен был появиться в народе, который, единственный из всех народов планеты, веровал в Единого Бога. И этот народ с нетерпением ждал Мессию, Который бы повел их за Собою, освободил от ненавистного римского владычества и сделал главным народом мира. Земная власть и неограниченное богатство Мессии должны были бы помочь Ему в этом грандиозном предприятии.

Но что же Иисус? Он не оправдал надежд добропорядочных иудеев. Родился зимой в холодной пещере, предназначенной для стойла, в нищете и безвестности, как последний раб. Рос в глухом захолустье, в бедной семье престарелого плотника. И кто пошел за Ним, когда Он вышел на проповедь Царства Небесного? Фарисеи – эта элита израильского народа? Книжники, знатоки Закона – цвет нации? Рыбаки! То есть голь перекатная. Пошли, бросив привычный мир с его понятными и простыми радостями, пошли, чтобы со временем стать «плитами» в основании Церкви, которая существует и активно развивается до сего дня.

Вот Он, Христос, идет по иудейской пустыне. На лбу Его пот от ходьбы и палящего солнца, ноги Его, обутые в дешевые сандалии, покрыты пылью, губы пересохли. Он устал, Он хочет пить. Обычный странник, которых во все века было множество. Никакого величия, блеска и прочих «внешних эффектов». А о чем Он говорит с народом? О том, как лучше устроиться в этом тусклом мире? О том, как уклоняться от римских налогов? О том, куда вложиться, чтобы побольше заработать? За кого лучше выйти замуж? Нет, Он говорит о совершенно других вещах, таких, о которых иудеи раньше и не слыхивали. «Блаженны нищие духом», «люби врагов своих», «Я и Отец одно», «Я – Свет миру», «Я – Хлеб жизни», «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Кто такое может слушать? Кто такое может принимать близко к сердцу? Ненормальные, недалекие, глупые...

Но все же за Ним шли толпы. Изжаждался народ по такому Проповеднику, Который говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Изжаждался по настоящим чудесам. Зачем Христос исцелял, воскрешал, ходил по воде, умножал хлебы? Думаю, чтобы явить Свою Божественную силу, чтобы, дав людям пищу для ума, дать пищу и для глаз. Чудеса нужны были, чтобы простой народ увидел в Нем ожидаемого Мессию. Увы! Даже явные чудеса, вроде воскрешения мертвых и исцеления слепых и глухих, не убедили элиту нации.

Таких примеров масса рассыпана по Евангелию, приведем только один из них. Когда Христос совершил невиданное чудо – исцеление слепорожденного (кстати, одному этому чуду посвящена целая глава в Евангелии от Иоанна – девятая), между фарисеями вышел спор: «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Ин. 9, 16).

Итак, хотя Иисус пришел в мир явно, как Человек, мнения о Нем в иудейском народе разделились. Более того, апостол Иоанн с горечью констатирует: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). Понтий Пилат, язычник, наместник Иудеи, высшее должностное лицо государства, даже он был поначалу против казни Иисуса. «И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18, 38). На распятии настоятели единоплеменники Христа, те, которые, по идее, более других народов земли должны были ждать Его. Христос распят был по воле своих же, а не внешних врагов Отечества, которыми были римляне. Неплохой урок, правда?

А что мы – не распнем ли Его снова?


Вернемся в современную действительность, к нашей теме. Итак, представим, что ради завоевания сердец и умов миллиардов жителей Земли, Иисус Христос зримо приходит в мир. Первый наводящий вопрос: в каком облике Он должен явить Себя миру? Родиться от земной женщины, как в первый раз? Но Он уже родился, нельзя родиться из утробы дважды. Отпадает.

Значит, Он должен зримо спуститься с небес на глазах у всех. Представляю себе эту картину: парящий в небе без каких-либо приспособлений человек облетает землю, чтобы все увидели его, потом плавно спускается на главной площади Москвы, или Вашингтона, или Пекина, или какой-нибудь затерянной алтайской деревушки. Уже здесь возникают спор и разногласия: в какой точке планеты Ему приземляться для Своей новой проповеди? Если Он приземлится у американцев (оно и понятно, до штаб-квартиры ООН рукой подать), обидятся французы. Если у французов, окажутся в ущербе русские. Ведь у русских Он по всем статьям должен появиться в первую очередь – у нас ведь самая густонаселенная Православная Церковь в мире! Но если Иисус нам первым уделит внимание, на нас ополчится Ватикан и миллиард католиков. Короче, туши свет.

Ну ладно, допустим, Он не прилетит, а придет: пыльные сандалии, пропитанный потом хитон, котомка за плечами, спутанная борода, посох в натруженных руках. Обойдет в таком виде все страны, чтобы никому не было обидно. Только распознаем ли мы в Нем Христа Спасителя? Не прогоним ли, как нищего бродягу, который одним своим видом обличает наш избыточный достаток? Опять заминка.

Хорошо, пусть Он придет так, как захочет, и все поймут, что Он и есть Тот Самый. Чем же Он нас привлечет? Нас, избалованных технологическими новинками, нас, коренных жителей соцсетей, нас, поглощателей кинопопкорна, нас, знатоков всего и вся? Проповедью о непротивлении злу, о подставленной обидчику другой щеке? Или призывом к покаянию? Или к смирению, воплощением которого является Он сам? Какие странные речи, кто из образованных людей может сегодня это слушать? Что, назад, в Средневековье? Нам и так ваши попы по этому поводу мозги промывают, так и Христос за то же возьмется? Не дадимся!

Может, Он покажет нам какие-то чудеса? Але – гоп! И воскрес умерший. Гоп! – и прозрел слепой. Ап!– и насытились пятью хлебами пять тысяч. Убедит ли это нас, привыкших к техническим чудесам и ничему уже не удивляющимся? Не пройдет ли новость об этом, действительно важном, информационным шумом – мимо нашего внимания? Мало ли сейчас спецэффектов! Мало ли фокусников! Нам одного Коперфильда с братьями Софроновыми хватает! Опять осечка.

Наверное, Он каким-то сверхъестественным образом, во мгновение ока, покажет, как некогда на горе Фавор, Свою Божественную природу? Увидим, обомлеем, уверуем? А что мы, собственно,  увидим? Красоту Царства Небесного? Величие Божества, Его совершенство? Да, увидим, сравним с собою, и с ужасом поймем, насколько мы гадки и смердящи по сравнению с представленным Идеалом. И что нам захочется после этого сделать? Воскликнуть «Осанна», «благословен грядый во имя Господне»? Боюсь, что реакция будет обратной. Нам, во-первых, захочется спрятаться куда подальше, чтобы на фоне открывшихся Небес никто не увидел нашу мерзость. Во-вторых, нам захочется поскорее заткнуть глотку своей совести, обличающей нас. А это можно будет сделать только одним способом – устранить Того, Кто показал нам нашу гнилую сущность. Короче, распни, распни Его!

Как я сказал, иудеи – единственные из землян, кто ждал Мессию. А мы – ждем Его? Мы, русские, Богом избранный народ – ждем? Или притворяемся, что ждем, внешне ведя себя благочестиво, ходя в храм, отбивая положенное число поклонов, а изнутри ведем себя, как язычники, готовые глотку ближнему перегрызть, если что не по нам. Так ли мы готовы встретить Его?

Итак, понятно, почему Христос не является нам, как мы того хотим – через «внешние эффекты»? Мы просто не примем Его. Мы распнем Его. Мы постараемся поскорее забыть Его и Его чудные, странные слова «для недалеких бабушек».

Блаженны невидевшие и уверовавшие


Если бы для нашего вечного спасения, для нашей жизни в Царстве Небесном нужно было бы, чтобы Христос после Своего Воскресения оставался на земле, продолжая пылить земными дорогами вплоть до сего дня, мы бы видели Его явно и шли бы за Ним. Но этого нет. Значит, нам неполезно, чтобы так было. Значит, есть какой-то другой, более надежный и верный способ обращения неверующих в верующих.

Об этом Христос и говорил Своим учениками после Своего Воскресения. Когда Он явился явно, зримо одиннадцати Своим ученикам, среди них не было апостола Фомы. Когда апостолы рассказали Фоме, что видели Господа, он скептически ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 26-29).

Блаженны невидевшие и уверовавшие! Блаженны – значит, счастливы, счастливы возможности богообщения. Почему блаженны? Потому что вера во Христа – это труд. Вера должна быть выстрадана, выплакана человеком, жаждущему вечной жизни и не мыслящему иного утоления этой жажды, как только у Христа. Христос приходит к человеку не из внешнего мира, не из какого-то «прекрасного далека», а рождается в пещере сердца, холодной, зимней пещере, ждущей свыше Света и Тепла. Христос рождается в сердце действием, с одной стороны, воли, желания человека, а с другой – благодати Божией. Рождается, чтобы воскресить человека к новой, духовной жизни, которой не будет конца.

Если бы людям нужно было присутствие рядом зримого Христа во плоти, то после Своего Воскресения Он бы не возносился на Небеса, а оставался бы с нами. И Кого бы Он вокруг Себя собрал? Очередную горстку апостолов, последователей, которые бы наслаждались Его обществом? Как бы Он пришел к тем, кто никогда не видел Его, не встретил бы Его на дорогах жизни? Нет, еще раз нет!!! Христос вознесся на Небо, но не осиротил нас, как и Сам об этом сказал: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Христос, еще будучи на земле, неоднократно предостерегал учеников от общения с самозванцами, которые придут под Его именем. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,  ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24, 5). «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24,23-24). Избранные – это христиане, которые ждут второго прихода Мессии, только прихода в великой силе и славе при кончине мира, а не в привычном нам виде «провозвестителя с трибуны ООН», о чем мы и ведем речь. То есть Иисус сразу отсек возможность Своего зримого явления в мир ради прихоти людей, со знамениями и чудесами, на которые так падки скованные грехом люди. Он придет, но по-иному, так, что уже никто не спросит Его: «Кто Ты?», так как это будет всем совершенно очевидно.

Чистые сердцем


Люди склонны покупаться на внешние эффекты. В наше время – особенно: слишком много рукотворных чудес, о которых современники земного Христа и не помышляли. А потому, как мы уже говорили, появление очередного визуального «раздражителя» мало нас увлечет. Зато если что-то заставит нас меняться внутренне, в лучшую, в светлую сторону – вот это будет по-настоящему значимо! Именно так и приходит в душу Господь. Тихо, незаметно. Он стоит у дверей сердца каждого и смиренно, тихо стучит: откроют ли Ему? Впустят ли Его, Создателя Вселенной, Его, Творца сущего, Его, Спасителя мира?

Уверовать – мало. Нужно идти по пути веры, а это – каждодневный труд, понуждение себя, часто – ломание себя. Господь незримо помогает нам в этом, направляя, руководя, поддерживая. Те, кто ощутил это на себе, ни на что другое такую веру не променяют. Хрупка вера, которая дается нам легко, только через внешние эффекты. Но если мы хотим потрудиться в этом направлении, Господь подает ее изнутри, из самого надежного источника – из сердца милующего и любящего – Его, Христа, и ближних своих. Бога нужно открывать в себе, а не вне себя.

Главное в земном служении Христа – не чудеса, не проповедь, главное – Его искупительный крестный  подвиг. Этому подвигу приобщаются все, кто исповедует Христа Богом, кто следует за Ним по тернистому узкому пути покаяния и доброделания.
Господь, не являя Себя зримо чувственным очам, указал нам путь, идя по которому, можно увидеть Его: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). В раю не будет греха, все будут чисты сердцем, а потому будут видеть Бога лицом к лицу, пламенея любовью к Нему. На земле же ситуация иная. Грех имеет власть над нами, власть, от которой лишь немногие хотят избавиться. Сердце грязно, темно, скверно. Им и невозможно увидеть Христа, Который открывается чистым сердцам.

«Но получается, Он закрыт для нас навсегда? – вопросят меня. – Ведь никто из людей не чист от скверны греха». Отвечу. Господь открывается тем, кто хочет избавиться от темной греховной власти. «Я пришел призвать не праведников (не имеющих греха), но грешников к покаянию» (Мф. 9,13), – говорит Спаситель. Призыв к покаянию, то есть к принятию Христа через очищение сердца – стержень всей земной проповеди Спасителя. Но для истинного, а не внешне показного покаяния, опять же, нужны усилия. Многие ли готовы к ним? Готовы те, кто хоть раз вкусил радость молитвы, радость богомыслия, радость близости Христа.

Мы говорили выше, что покаяние невозможно, во-первых, без воли человека, а во-вторых, без поддерживающей благодати Божией. И те, у кого получаются покаянные труды, скажут: мне не нужно видеть Бога глазами, я чувствую Его незримую поддержку и заботу. Я вижу Его сердцем! Кто вкусил эту великую радость – радость незримого общения со Христом, уже не будет искать ничего другого, а будет слезно просить Господа: «Не оставляй меня, но пребудь со мною всегда»!

Последний враг


Во все времена люди были падки на «внешние эффекты». Такова наша человеческая природа, ничего не поделаешь! Мы хотим чудес, мы ищем чудес, чудотворцев, целителей. И не случайно именно 20-й и 21-й век принесли нам великое множество их. Да, большинство так называемых «целителей», «магов», «экстрасенсов» – шарлатаны. Но откуда такой спрос на всех на них? Мы и обманываться готовы, только бы нашу жизнь топтали те, кто приоткрывает нам щелочку в потусторонний мир. Почему все сверхъестественное так пленительно для нас? Посмотрите, сколько телешоу посвящено этой теме! Не было бы спроса, не было бы и предложения.

Мне думается, причина, как всегда, лежит на поверхности. Во-первых, мы, как существа духовно-телесные, даже подсознательно тянемся к тому, что роднит нас с духовным миром. Только вход в этот мир многие ищут не с парадной, а с незаконной стороны, с «черного хода» (через медиумов, колдунов, гадалок). Во-вторых, мы жаждем слияния с непознанным, загадочным, сверхчувственным миром, только бы не заниматься миром внутренним, собственным, сердечным. Мы не хотим меняться, не хотим будить своего ветхого человека, сон которого – залог нашего спокойного, без моральных встрясок, движения во жизни. Зато если появится настоящий чудотворец, который явит нам великие знамения и чудеса, – о! за таким мы пойдем!

И он однажды явит себя. Он скажет: «Я – Христос. Я докажу вам это. Смотрите!» И прозревают слепые. И ходят хромые. И очищаются изъязвленные. Хотите, чтобы я взлетел без крыльев? Вуаля! И он летает, вызывая бурю восторга миллионов. Хотите, чтобы все были сыты? И это могу! Голодает душа? И ей пищу дам, да такую, какой не было от начало веков!

Только это не Христос никакой будет. Это будет тот, кого православные называют антихристом, сыном беззакония. Тот, кто пленит наши умы и сердца внешними спецэффектами, благополучием, лоском земной жизни. Жизнь вечная? Да это басни бродячего проповедника из Галилеи, нашли, кого слушать? Вот я дам вам все для этой, земной жизни – такое дам, что вы не захотите никакого рая. Рай будет на земле! Это я вам говорю! Я – ваш новый мессия, ваш новый христос. Покаяние? Бред для слабовольных. Смирение? Вранье. Мощь разума, сила мысли, а не слюнявое смирение. Что, смерть? Не будем о плохом – я дам вам 100-150 лет жизни. За это время вы все перепробуете, все возьмете от жизни, что захотите. А умрете – ну что же, будет небытие. Ведь вы правда, его больше всего хотите, да? Чтобы ни за что не отвечать? Будет вам, только верьте мне, только поклонитесь мне…

Он все-таки придет!


Мы, христиане, живем не только верой, но еще и надеждой. Надеждой на долгожданную встречу с возлюбленным Иисусом Христом. Эта встреча совершается всякий раз, когда мы вспоминаем о Нем, когда зрим Его в своей душе, когда молимся Ему, когда вкушаем  Плоть и Кровь Его, когда милосердствуем, благотворим имени Его ради. Но будет еще одна, самая главная в нашей жизни встреча – встреча с Ним лицом к лицу после физической смерти нашей. И эта встреча может наступить в любой момент, а потому мы и должны быть готовы к ней, о чем Иисус и говорит: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24, 42-44).

Быть духовно бодрыми, не спящими, – к этому призваны мы все, христиане, то есть исповедующие Христа Творцом и Богом, принадлежащими к Православной Церкви. Без этого принадлежания невозможно спасение, невозможно полноценное богообщение, ибо Главной Церкви является Сам Христос, Церковь – Его тело, а мы – члены этого тела. Церковь – не посредник между Богом и человеком, Церковь – это наш родной дом. Мы – у себя дома, мы – в одной большой семье, все члены которой любят Христа и жаждут встречи с Ним.

Мы веруем, что Он зримо придет. Только не в образе раба, бродячего проповедника, Который однажды уже приходил. И не как царь или президент всего мира, давшего человечеству великие технологические знамения и чудеса. Он придет на облаках «с силою и славою великою» (Мф. 24, 30). «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). Такую молнию во мгновение ока увидят все жители земли. Значит, и Второе пришествие Спасителя будет явным для всех, причем настолько явным, что мертвые воскреснут, а живые кардинально изменятся. Этого дня все мы, христиане, с трепетом ждем, ибо предстоит нам дать отчет Судии в пройденном земном пути. Оправдаемся ли или погибнем? Спасемся или войдем в неугасимый огонь?

Пока есть у нас драгоценное время земной жизни, употребим его для подготовки к самой главной Встрече – Встрече Царя Небесного. Готовы ли мы будем к ней? Когда Он придет зримым образом, у нас не останется времени исправиться, измениться, как того требовал от нас закон Христов, пока мы были во плоти. Не будет ли горьким разочарованием для нас эта Встреча? Давайте же, повторюсь, готовиться к ней уже сейчас, пока есть драгоценное время, пока есть силы называть себя теми, кто противостоит падшему миру – христианами…

Артемий Слёзкин

04.02.21
130 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: