Наркоману может помочь только Господь!
Интервью с иереем Александром Примак, духовно окормляющим православный реабилитационный центр для нарко- и алко-зависимых «Ренессанс». Запись 2011 года.
- Батюшка, в чем заключается Ваше служение в качестве помощника благочинного?
- Я – помощник благочинного по образованию, отвечаю за взаимодействие со светскими школами. В мои задачи входит ознакомление школьников с основами православной культуры, беседы о христианской нравственности, духовности. Я окормляю две школы: 15-ю и 22-ю. Социальное же служение заключается во взаимодействии с социальными службами Севастополя, детскими домами, с детьми, которые вышли из детских домов, а также помощь нарко- и алкозависимой молодежи.
- Отец Александр, проблема нарко- и алкозависимостей сегодня актуальна, как никогда. Какова позиция Церкви в отношении людей, подверженных этим зависимостям?
- Медицина говорит, что нарко- или алко-зависимость – это болезнь и ее нужно лечить, используя нужные средства; правоохранительные органы считают, что это – преступность и с ней нужно бороться своими методами. Церковь же о наркомании и алкоголизме говорит, что это – грех, то есть заболевание духовного порядка. Соответственно, бороться с этими духовными недугами нужно своими методами.
- Мы говорим, что грех – это отступление от Бога. В чем и как удаляются от Бога люди нарко- или алкозависимые?
- Наркотик – грех только на первых порах, потом он перерастает в почти непреодолимую страсть, от которой человек хочет избавиться, но уже не может. Если человек ничем духовно не увлечен, если его душа пуста, он пытается заполнить эту пустоту наркотиком. Молодой человек хочет добиться с помощью наркотика какого-то счастья. Добиваться счастья – это явление нормальное, и если человек не стремиться к счастью, то его, наверное, можно назвать психически нездоровым. Проблема в том, что человек ищет счастье не там, где оно действительно есть, или использует не правильные средства. Он ищет счастье в пустоте. Если обычные люди обретают счастье через какие-то увлечения, творчество, работу, семью, то здесь люди начинают просто наслаждаться теми «прелестями», которые им дает наркотик. Что же это за счастье? Наркоман пытается с помощью наркотика уйти от серости, обыденности жизни, хочет обрести новые острые ощущения.
- Батюшка, почему более всего молодежь «подсаживается» на наркотики? Почему так массово наркомания проникает именно в молодежную среду?
- Это говорит о духовном нездоровье всего общества. Молодые люди пожинают плоды воспитания в детстве. Если общество, то есть конкретные родители, конкретные люди воспитывает детей неправильно, то и плоды пожинаются соответствующие. Молодежь – отражение нашего общества. Конечно, не все, но очень много ребят подвержены различным порокам общества, в том числе и наркомании. То, что предлагает Православная Церковь для духовного излечения от недуга наркомании, не всем молодым людям по нутру. Ведь здесь требуется большая духовная работа, труд. Не только Православная Церковь, но и государство прикладывает усилия в этом направлении: существует много социальных служб, реабилитационных центров, где занимаются проблемами наркозависимости. К сожалению, бороться с такой страшной болезнью, как наркомания, очень сложно. Из тех, кто проходит через всевозможные реабилитационные центры, в том числе православные, мало кто полностью избавляется от наркомании.
Лучше всего вообще не знакомиться с наркотиком. Самое страшное в наркомании то, что это зависимость не чисто физиологическая (от нее избавляют очень быстро медицинскими препаратами), а зависимость психологическая. Человек испытывает от воздействия наркотика такие ощущения, которые нигде больше в жизни он испытать не может. Он видит, что под действием наркотика ему намного приятнее, интереснее. Если человек по натуре своей замкнутый, стеснительный, то здесь он как бы раскрывает все свои способности, весь свой потенциал, становится «супер-героем». Когда наркоман приходит в нормальное состояние, ему здесь не интересно, он хочет поскорее вернуться в свой «виртуальный» мир. Вход же в него только один – через наркотик.
Правда, только первое время наркотик дает такие острые ощущения. Потом, при длительном употреблении, наркотик принимают не для «кайфа», а чтобы снять абстинентный синдром, известный в народе как «ломка». В чем проявляется психологическая зависимость от наркотика? Во-первых, организм помнит, какие хорошие ощущения давал наркотик. И уже без этих «особых» ощущений наркоман не может жить. Во-вторых, возникает привычка. Человек утром просыпается, и первая мысль у него: принять «дозу». В течение дня он занят только тем, чтобы добыть деньги на очередной «укол». А если не принимать наркотик, то через короткое время начинаются физические страдания – «ломка». К нам в центр часто приходят ребята, которые буквально гниют заживо, язвы бывают до костей – все это результат длительного приема наркотиков и не всегда правильного укола.
- Большая проблема наркомании – это ранние смерти молодых людей от передозировки наркотических средств.
- Дело в том, что, в основном, передозировка эта умышленная. Наркоман знает, что приготовил для себя смертельную дозу. Это закономерно: человек понимает, что так жить уже не может. Он жить не может без наркотика и, в то же время, не хочет больше его употреблять. Это глухой тупик для наркомана, выход из которого он видит только в умышленной передозировке со всеми вытекающими трагическими последствиями. У наркоманов это называется «золотой укол».
- До какого возраста, в среднем, доживают наркоманы?
- Разный возраст. Некоторые утверждают, что 3-5 лет с начала употребления наркотика – и человек умирает. Но эти 3-5 лет не жизнь, а сплошные мучения, другие 10 лет и больше.
- Отец Александр, расскажите подробнее, в чем заключается профилактическая работа со стороны священника?
- Нужно знакомить школьников с такими понятиями, как «смысл жизни», «грех», «совесть». Нужно показывать им истинные средства для того, чтобы достичь счастья, рассказывать им о печальных плодах поиска счастья не там, где нужно: через наркотики, алкоголь, табак и другие нехорошие вещи, которые имеют сегодня место среди нашей молодежи. Конечно, хорошо показать школьникам наших ребят из реабилитационного центра, чтобы дети послушали их печальные истории, воочию, так сказать, увидели, до чего можно дойти, если искать «счастье» в «чаще нарколеса». Тут, как говорится, «предупрежден – значит вооружен».
- Батюшка, как дети реагируют на эти ваши беседы с ними? Есть у них интерес к поднимаемым проблемам или это уже потерянное поколение?
- Нет, школьники – еще не потерянное поколение. Хотя есть среди них те, кто уже знакомились с наркотиком, еще можно вытянуть их из его когтей. Нужно с ними встречаться, и чем чаще, тем лучше. Бывает, раз в месяц проведу с ними беседу, но они-то каждый день через друзей, через интернет сталкиваются с «заманчивыми предложениями» лукавого. И устоять им трудно: слишком сильна власть греха в мире. Поэтому беседы о нравственности, о духовности нужно проводить с детьми как можно чаще. Это касается, в первую очередь, священнослужителей, которые должны быть более активны на этом поприще.
- Наверное, и с родителям нужно такие беседы проводить?
- Конечно! Каким бы профессионалом ни был педагог, каким бы хорошим проповедником ни был священник, проводящий беседы, родителей никто не заменит.
- Батюшка, сегодня в Украине очень много сектантских реабилитационных центров, которые широко рекламируют свою деятельность, обещая всем желающим освобождение от наркотической или алкогольной зависимости. Прокомментируйте, пожалуйста, такую деятельность сект. Правда ли, что наркоманы после этих центров освобождаются от своей зависимости?
- Работа сект с наркоманами – это способ привлечь в свои ряды новых адептов. Что же там происходит? Там происходит подмена одного наркотика другим. Химический наркотик заменяется психологическим. После нескольких собраний новые члены секты уже не могут жить без этих собраний. Там используются различные психологические методы, приемы: людей «подогревают», заводят «молитвами», песнями, ритмичными танцами, и пастор уже общается с людьми, которые не контролируют свой разум.
Люди попадают под власть этого манипулятора - пастора. При этом люди на собраниях в сектах переживают такие состояния, что и наркоман под воздействием наркотика, грубо говоря, «отдыхает». На человека влияет сама атмосфера собрания: молитвы, песни, подтанцовки, «говорение языками» и прочие вещи воздействия на психику. В результате люди входят в состояние транса, не владеют собой и испытывают, по рассказам, такие переживания, которые в реальной жизни они никогда не испытывали. И когда человек возвращается после всего этого в «бренный мир», ему снова и снова хочется испытать, пережить ощущения, которые дает ему «богослужение». Здесь работает тот же механизм психологической зависимости, что и при приеме наркотиков.
- Но ведь наркотическая зависимость пропадает при этом. То есть, если рассуждать поверхностно, секта помогает человеку, освобождает его от наркотика.
- Зависимость остается, только эта зависимость другого характера. В сектах человеку «помогает» вовсе не Господь, а его злейший враг – диавол. Тут нужно четко понимать, разделять одно воздействие, благодатное, от другого, ложного. Во время переживаний на собраниях в организме человека вырабатывается особый фермент – эндоморфин, который и вводит человек в это «высокое» состояние. Получается, что более сильное эмоциональное переживание заменяет наркотик. У сектантов это называется «сошествием Святого Духа».
Все это сатанинское действо прикрывается религией, люди в это верят, верят, что их исцеляет Бог. Люди видят, что они не пьют, не употребляют наркотики, они вроде общаются с Богом, поют какие-то церковные песни, молятся. Тем самым люди осознают, что они стали верующими людьми, причем их вера такая сильная, что Господь их уже посещает. Они уже говорят о видениях, откровениях. «Говорение на языках», практикуемое в сектах, медицина называет «статистической речью», то есть непроизвольной речью. Это явление ненормальное, а в сектах преподносится, как откровение свыше.
Если от обычной наркомании трудно избавиться, то освободиться от сектанской зависимости еще сложнее, если не сказать, что невозможно. Если, будучи наркоманом, человек еще может осознавать, что находится во грехе, то в секте он считает себя святым. А ведь это гордыня и прелесть, злейшие страсти человека.
- Отец Александр, давайте поговорим о центре «Ренессанс», который Вы духовно окормляете. Кто в нем живет, как построен режим дня, на чем основана реабилитационная работа, какие результаты работы центра?
- Когда я познакомился с представителями этого центра, центр был протестантский. Это было 2 года назад. Я тогда нес послушание в одном из сел Бахчисарайского района. У нас на приходе была девушка-наркоманка. Ее подружки обратились ко мне, чтобы я, чем мог, помог этому центру. Сначала этот центр был в с. Почтовое Бахчисарайского района. Когда я пришел и посмотрел, чем они занимаются, то сразу стало ясно, что это религиозная организация протестантского толка.
Директор этого центра предложил мне, как священнику, взаимодействовать с ними. Раз в неделю я стал посещать этот реабилитационный центр. Все видел: их собрания, песни, прославления, «говорение на языках». И вдруг у них что-то произошло с их пастором. Они решили оставить протестантское направление и выбрать Православие.
- Что подтолкнуло их к переходу в Православие?
- Они смогли прикоснуться к православной вере посредством православного священника, увидеть неискаженно красоту Православия. Когда приходил к ним, я их не ругал, не осуждал протестантизм, не очернял как-то его, а просто рассказывал, чем живет Православная Церковь. Так, постепенно, шаг за шагом, я раскрывал им наше учение. И у них, можно сказать, открылись глаза. Думаю, тут только Господь все управил, потому что Его воля была на это. Уже год наш центр находится в Севастополе. Где конкретно он находится, мы стараемся не говорить. В севастопольских храмах есть координаты центра, телефоны. В основном люди, которые хотят попасть в «Ренессанс», приходят сюда, в Херсонес, в Свято-Владимирский собор, могут пообщаться со мной. Я здесь бываю каждые субботу и воскресенье.
- Как построена работа с наркозависимыми? Чем «Ренессанс» отличается от протестантских центров? Расскажите о распорядке в центре.
- Структурно наш центр не отличается от иных центров. Главное – духовная составляющая. Наши ребята изучают православную веру и, что является основным, – регулярно участвуют в Таинствах Церкви. Ребята исповедуются, причащаются.
- То есть благодать Божия подается через Таинства?
- А по-другому не получится. Грех по-другому не уйдет из человека. Господь помогает, Он – Врач. И наши ребята это понимают. Самое главное, чтобы молодой человек имел сильное желание избавиться от наркотика, чтобы инициатива реабилитации исходила от него. Дело в том, что у нас есть такие ребята, которых привозят родители. Однако они не хотят лечиться, многие даже не признают себя наркоманами. То, что они вынесли из дома все до последней ложки – это все «нормально», так и должно быть, рассуждают они. Таким ребятам мы не можем помочь – необходимы обоюдные усилия центра и самого наркозависимого. Шанс выздороветь есть у тех, кто осознал свою беду, кто решился побороть ее. С помощью Божией, конечно.
- Сколько времени пребывают ребята в центре? Сколько их? Как построен их день?
- Находятся ребята в центре от 3-х до 9-ти месяцев. На сегодняшний день в центре 20 человек. Распорядок? Утром просыпаются. Молитва. Завтрак. После завтрака у них идет трудотерапия. Это обязательно, каждый день. Они сами готовят, убирают дом, где живут и прилегающую территорию, стирают. Плюс к этому они очень часто приходят сюда, в Херсонес, активно участвуют в уборке территории. Бывает, после стройки (сейчас реконструируется храм семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших) остается много мусора, или машину надо разгрузить: наши ребята тут – первые помощники.
Трудотерапия – одна из неотъемлемых частей программы реабилитации. На «воле» что: у людей есть свободное время, есть деньги – родители дали. Дать-то дали, а как применить их с толком – не объяснили. И молодые люди начинают «сходить с ума». А когда у человека мало свободного времени, когда большую часть дня он занят полезным трудом, ему просто некогда отвлекаться на всякие гадости. Проблемы «чем занять время» у него просто нет.
- У ребят в центре остается тяга к наркотику?
- Проблема наркомании в том, что человека будет тянуть к наркотику до конца жизни. Ведь это все бесовские искушения: диавол, однажды заполучив человека, так просто его от себя не отпустит. Это, повторюсь, духовная проблема. Но за время реабилитации и я, как священник, и психологи пытаемся помочь ребятам решить эту проблему. Если будут приходить эти желания (тяга к наркотику) через память, воображение, мы вместе решаем, как от этого уходить, как противостоять бесу. Выходя из центра, человек имеет знания, как противостоять былой привычке.
- Вы же помогаете с позиций Православия? Приводите примеры из житий святых, например?
- Конечно. Я использую святоотеческую литературу: Иоанн Лествичник, Феофан Затворник. Мы беседуем о том, как великие святые боролись со страстями, похотью, тягой к «запретному плоду». Ведь и в их времена проблемы были схожи с нашими: борьба с «ветхим человеком», которому хочется все греховное испытать самому. Все страсти работают, если так можно сказать, по «одной схеме». Мы вместе читаем духовную литературу. Если речь идет о творениях святых отцов, в беседах с ребятами я перевожу на их язык то, что им не понятно.
- Батюшка, каков результат деятельности реабилитационного центра? Есть ли те, кто, выйдя из него, «завязал» с наркотиками?
- За год мы повенчали шесть пар, которые прошли «Ренессанс». У нас же живут и парни, и девушки, они знакомятся. Ну, вот, у некоторых дело до создания семьи дошло. Есть ребята, которые, освободившись от наркозависимости, остаются в центре старшими, помогая своим братьям и сестрам преодолеть этот страшный духовный недуг. Положительный эффект от нашей работы есть. Мало, но есть. Тут вот что важно. Реабилитационных центров, помогающих наркозависимым, сегодня много. Молодой человек перед первым употреблением наркотика испытывает какой-то страх. Совесть обличает его: этого делать не нужно, пробовать наркотик нельзя! И вот человек, под действием бесов, начинает как бы бороться со своей совестью, оправдывать свой грех. Его посещает такая лукавая мысль: «А вот есть реабилитационные центры.
Если вдруг я и стану наркоманом, то просто обращусь в такой центр, и меня вылечат, я стану нормальным человеком». Это самообман, я бы сказал, сатанинский обман человека. Поверьте, много людей проходит через реабилитационные центры, и протестантские, и православные. Но далеко не все, а, скорее, очень немногие освобождаются от зависимости. Это страсть очень сильная и бороться с ней крайне нелегко. Самые сильные средства борьбы с этой страстью: молитва, пост, исповедь, причастие. Наркоману может помочь только Господь. Но и от человека зависит многое. В нашем центре для него созданы условия, при которых нет возможности принимать наркотик. Человек сильно мотивирован: вокруг него – наркоманы и цель у всех одна: избавиться от этой наркогадости. Когда же человек приходит домой, он думает: «О, теперь я отдохну, свобода!»
И вот в храм он уже не ходит, ленится, перестает молиться, и, потихоньку, старая страсть в нем просыпается, поднимает голову. Тем более трудно устоять, когда человек попадает в былую «среду обитания», где так легко добыть наркотик и начать вести прежнюю греховную жизнь. Благодать уходит, все наши усилия сводятся на «нет». Тут же вот у человека какая мысль: 9 месяцев в центре он не употреблял наркотики, все, он исцелился. Однако страсть выкорчевать из себя очень трудно, тут нужны годы упорного труда, молитв, деятельной жизни в Церкви. Не каждый на это способен.
- С каким-то социальными службами вы взаимодействуете?
- Взаимодействуем. Помогают нам медики, психологи, психотерапевты социальных служб города. С милицией у нас тесный контакт. -
Отче, ну, а Вам самому нравится такое служение?
- Мне очень тяжело, скажу честно. Потому что просто так придти, поговорить о чем-нибудь – не получается. Нужно, чтобы каждая встреча, каждая беседа давала хоть небольшой, но положительный результат. Нужно всего себя отдавать этому служению, иначе не получается. В центре есть ребята, которые вышли из мест лишения свободы, и они видят человека «насквозь»: кто к ним пришел и зачем к ним пришел. Если они видят, что пришедший настроен к ним равнодушно, то они отвечают тем же. Чтобы зажечь их, нужно самому гореть, а это дается порой с большим трудом.
- Ребята легко идут на контакт?
- Очень легко. Особенно, если человек пришел в центр сам, имея твердое намерение исцелиться, такие принимают меня очень хорошо. Это радует. Они живо интересуются всем, что мы обсуждаем, просят рассказать побольше о духовной жизни, обсудить с ними что-то непонятное в православной вере. Есть и такие, которым все равно, им ничего не нужно. Такие не хотят соблюдать режим, слабо идут на контакт. Обычно это те, которых привезли сюда родители, рассказав, как тут хорошо – как тут могут помочь. Но без инициативы и желания со стороны ребят, повторюсь, требуемого эффекта не будет.
- Вы чувствуете, что это благодатное служение?
- Я знаю, что этим нужно заниматься. Правда, это очень тяжело, но Господь укрепляет, помогает. Многие говорят, что наркомания неизлечима, но это вовсе не значит, что этой проблемой не надо заниматься. Ведь перед глазами есть хоть небольшие, но позитивные результаты. Это меня сильно мотивирует. Если удалось помочь единицам, то уже стоило этим заниматься. Ведь Господь обязательно спросит с каждого на Суде: ты мог помогать людям, почему не помогал?
- Благодарю, отец Александр, за беседу. Помощь Вам Божией в Вашем нелегком служении!
С отцом Александром беседовал Артемий Слезкин
- Батюшка, в чем заключается Ваше служение в качестве помощника благочинного?
- Я – помощник благочинного по образованию, отвечаю за взаимодействие со светскими школами. В мои задачи входит ознакомление школьников с основами православной культуры, беседы о христианской нравственности, духовности. Я окормляю две школы: 15-ю и 22-ю. Социальное же служение заключается во взаимодействии с социальными службами Севастополя, детскими домами, с детьми, которые вышли из детских домов, а также помощь нарко- и алкозависимой молодежи.
- Отец Александр, проблема нарко- и алкозависимостей сегодня актуальна, как никогда. Какова позиция Церкви в отношении людей, подверженных этим зависимостям?
- Медицина говорит, что нарко- или алко-зависимость – это болезнь и ее нужно лечить, используя нужные средства; правоохранительные органы считают, что это – преступность и с ней нужно бороться своими методами. Церковь же о наркомании и алкоголизме говорит, что это – грех, то есть заболевание духовного порядка. Соответственно, бороться с этими духовными недугами нужно своими методами.
- Мы говорим, что грех – это отступление от Бога. В чем и как удаляются от Бога люди нарко- или алкозависимые?
- Наркотик – грех только на первых порах, потом он перерастает в почти непреодолимую страсть, от которой человек хочет избавиться, но уже не может. Если человек ничем духовно не увлечен, если его душа пуста, он пытается заполнить эту пустоту наркотиком. Молодой человек хочет добиться с помощью наркотика какого-то счастья. Добиваться счастья – это явление нормальное, и если человек не стремиться к счастью, то его, наверное, можно назвать психически нездоровым. Проблема в том, что человек ищет счастье не там, где оно действительно есть, или использует не правильные средства. Он ищет счастье в пустоте. Если обычные люди обретают счастье через какие-то увлечения, творчество, работу, семью, то здесь люди начинают просто наслаждаться теми «прелестями», которые им дает наркотик. Что же это за счастье? Наркоман пытается с помощью наркотика уйти от серости, обыденности жизни, хочет обрести новые острые ощущения.
- Батюшка, почему более всего молодежь «подсаживается» на наркотики? Почему так массово наркомания проникает именно в молодежную среду?
- Это говорит о духовном нездоровье всего общества. Молодые люди пожинают плоды воспитания в детстве. Если общество, то есть конкретные родители, конкретные люди воспитывает детей неправильно, то и плоды пожинаются соответствующие. Молодежь – отражение нашего общества. Конечно, не все, но очень много ребят подвержены различным порокам общества, в том числе и наркомании. То, что предлагает Православная Церковь для духовного излечения от недуга наркомании, не всем молодым людям по нутру. Ведь здесь требуется большая духовная работа, труд. Не только Православная Церковь, но и государство прикладывает усилия в этом направлении: существует много социальных служб, реабилитационных центров, где занимаются проблемами наркозависимости. К сожалению, бороться с такой страшной болезнью, как наркомания, очень сложно. Из тех, кто проходит через всевозможные реабилитационные центры, в том числе православные, мало кто полностью избавляется от наркомании.
Лучше всего вообще не знакомиться с наркотиком. Самое страшное в наркомании то, что это зависимость не чисто физиологическая (от нее избавляют очень быстро медицинскими препаратами), а зависимость психологическая. Человек испытывает от воздействия наркотика такие ощущения, которые нигде больше в жизни он испытать не может. Он видит, что под действием наркотика ему намного приятнее, интереснее. Если человек по натуре своей замкнутый, стеснительный, то здесь он как бы раскрывает все свои способности, весь свой потенциал, становится «супер-героем». Когда наркоман приходит в нормальное состояние, ему здесь не интересно, он хочет поскорее вернуться в свой «виртуальный» мир. Вход же в него только один – через наркотик.
Правда, только первое время наркотик дает такие острые ощущения. Потом, при длительном употреблении, наркотик принимают не для «кайфа», а чтобы снять абстинентный синдром, известный в народе как «ломка». В чем проявляется психологическая зависимость от наркотика? Во-первых, организм помнит, какие хорошие ощущения давал наркотик. И уже без этих «особых» ощущений наркоман не может жить. Во-вторых, возникает привычка. Человек утром просыпается, и первая мысль у него: принять «дозу». В течение дня он занят только тем, чтобы добыть деньги на очередной «укол». А если не принимать наркотик, то через короткое время начинаются физические страдания – «ломка». К нам в центр часто приходят ребята, которые буквально гниют заживо, язвы бывают до костей – все это результат длительного приема наркотиков и не всегда правильного укола.
- Большая проблема наркомании – это ранние смерти молодых людей от передозировки наркотических средств.
- Дело в том, что, в основном, передозировка эта умышленная. Наркоман знает, что приготовил для себя смертельную дозу. Это закономерно: человек понимает, что так жить уже не может. Он жить не может без наркотика и, в то же время, не хочет больше его употреблять. Это глухой тупик для наркомана, выход из которого он видит только в умышленной передозировке со всеми вытекающими трагическими последствиями. У наркоманов это называется «золотой укол».
- До какого возраста, в среднем, доживают наркоманы?
- Разный возраст. Некоторые утверждают, что 3-5 лет с начала употребления наркотика – и человек умирает. Но эти 3-5 лет не жизнь, а сплошные мучения, другие 10 лет и больше.
- Отец Александр, расскажите подробнее, в чем заключается профилактическая работа со стороны священника?
- Нужно знакомить школьников с такими понятиями, как «смысл жизни», «грех», «совесть». Нужно показывать им истинные средства для того, чтобы достичь счастья, рассказывать им о печальных плодах поиска счастья не там, где нужно: через наркотики, алкоголь, табак и другие нехорошие вещи, которые имеют сегодня место среди нашей молодежи. Конечно, хорошо показать школьникам наших ребят из реабилитационного центра, чтобы дети послушали их печальные истории, воочию, так сказать, увидели, до чего можно дойти, если искать «счастье» в «чаще нарколеса». Тут, как говорится, «предупрежден – значит вооружен».
- Батюшка, как дети реагируют на эти ваши беседы с ними? Есть у них интерес к поднимаемым проблемам или это уже потерянное поколение?
- Нет, школьники – еще не потерянное поколение. Хотя есть среди них те, кто уже знакомились с наркотиком, еще можно вытянуть их из его когтей. Нужно с ними встречаться, и чем чаще, тем лучше. Бывает, раз в месяц проведу с ними беседу, но они-то каждый день через друзей, через интернет сталкиваются с «заманчивыми предложениями» лукавого. И устоять им трудно: слишком сильна власть греха в мире. Поэтому беседы о нравственности, о духовности нужно проводить с детьми как можно чаще. Это касается, в первую очередь, священнослужителей, которые должны быть более активны на этом поприще.
- Наверное, и с родителям нужно такие беседы проводить?
- Конечно! Каким бы профессионалом ни был педагог, каким бы хорошим проповедником ни был священник, проводящий беседы, родителей никто не заменит.
- Батюшка, сегодня в Украине очень много сектантских реабилитационных центров, которые широко рекламируют свою деятельность, обещая всем желающим освобождение от наркотической или алкогольной зависимости. Прокомментируйте, пожалуйста, такую деятельность сект. Правда ли, что наркоманы после этих центров освобождаются от своей зависимости?
- Работа сект с наркоманами – это способ привлечь в свои ряды новых адептов. Что же там происходит? Там происходит подмена одного наркотика другим. Химический наркотик заменяется психологическим. После нескольких собраний новые члены секты уже не могут жить без этих собраний. Там используются различные психологические методы, приемы: людей «подогревают», заводят «молитвами», песнями, ритмичными танцами, и пастор уже общается с людьми, которые не контролируют свой разум.
Люди попадают под власть этого манипулятора - пастора. При этом люди на собраниях в сектах переживают такие состояния, что и наркоман под воздействием наркотика, грубо говоря, «отдыхает». На человека влияет сама атмосфера собрания: молитвы, песни, подтанцовки, «говорение языками» и прочие вещи воздействия на психику. В результате люди входят в состояние транса, не владеют собой и испытывают, по рассказам, такие переживания, которые в реальной жизни они никогда не испытывали. И когда человек возвращается после всего этого в «бренный мир», ему снова и снова хочется испытать, пережить ощущения, которые дает ему «богослужение». Здесь работает тот же механизм психологической зависимости, что и при приеме наркотиков.
- Но ведь наркотическая зависимость пропадает при этом. То есть, если рассуждать поверхностно, секта помогает человеку, освобождает его от наркотика.
- Зависимость остается, только эта зависимость другого характера. В сектах человеку «помогает» вовсе не Господь, а его злейший враг – диавол. Тут нужно четко понимать, разделять одно воздействие, благодатное, от другого, ложного. Во время переживаний на собраниях в организме человека вырабатывается особый фермент – эндоморфин, который и вводит человек в это «высокое» состояние. Получается, что более сильное эмоциональное переживание заменяет наркотик. У сектантов это называется «сошествием Святого Духа».
Все это сатанинское действо прикрывается религией, люди в это верят, верят, что их исцеляет Бог. Люди видят, что они не пьют, не употребляют наркотики, они вроде общаются с Богом, поют какие-то церковные песни, молятся. Тем самым люди осознают, что они стали верующими людьми, причем их вера такая сильная, что Господь их уже посещает. Они уже говорят о видениях, откровениях. «Говорение на языках», практикуемое в сектах, медицина называет «статистической речью», то есть непроизвольной речью. Это явление ненормальное, а в сектах преподносится, как откровение свыше.
Если от обычной наркомании трудно избавиться, то освободиться от сектанской зависимости еще сложнее, если не сказать, что невозможно. Если, будучи наркоманом, человек еще может осознавать, что находится во грехе, то в секте он считает себя святым. А ведь это гордыня и прелесть, злейшие страсти человека.
- Отец Александр, давайте поговорим о центре «Ренессанс», который Вы духовно окормляете. Кто в нем живет, как построен режим дня, на чем основана реабилитационная работа, какие результаты работы центра?
- Когда я познакомился с представителями этого центра, центр был протестантский. Это было 2 года назад. Я тогда нес послушание в одном из сел Бахчисарайского района. У нас на приходе была девушка-наркоманка. Ее подружки обратились ко мне, чтобы я, чем мог, помог этому центру. Сначала этот центр был в с. Почтовое Бахчисарайского района. Когда я пришел и посмотрел, чем они занимаются, то сразу стало ясно, что это религиозная организация протестантского толка.
Директор этого центра предложил мне, как священнику, взаимодействовать с ними. Раз в неделю я стал посещать этот реабилитационный центр. Все видел: их собрания, песни, прославления, «говорение на языках». И вдруг у них что-то произошло с их пастором. Они решили оставить протестантское направление и выбрать Православие.
- Что подтолкнуло их к переходу в Православие?
- Они смогли прикоснуться к православной вере посредством православного священника, увидеть неискаженно красоту Православия. Когда приходил к ним, я их не ругал, не осуждал протестантизм, не очернял как-то его, а просто рассказывал, чем живет Православная Церковь. Так, постепенно, шаг за шагом, я раскрывал им наше учение. И у них, можно сказать, открылись глаза. Думаю, тут только Господь все управил, потому что Его воля была на это. Уже год наш центр находится в Севастополе. Где конкретно он находится, мы стараемся не говорить. В севастопольских храмах есть координаты центра, телефоны. В основном люди, которые хотят попасть в «Ренессанс», приходят сюда, в Херсонес, в Свято-Владимирский собор, могут пообщаться со мной. Я здесь бываю каждые субботу и воскресенье.
- Как построена работа с наркозависимыми? Чем «Ренессанс» отличается от протестантских центров? Расскажите о распорядке в центре.
- Структурно наш центр не отличается от иных центров. Главное – духовная составляющая. Наши ребята изучают православную веру и, что является основным, – регулярно участвуют в Таинствах Церкви. Ребята исповедуются, причащаются.
- То есть благодать Божия подается через Таинства?
- А по-другому не получится. Грех по-другому не уйдет из человека. Господь помогает, Он – Врач. И наши ребята это понимают. Самое главное, чтобы молодой человек имел сильное желание избавиться от наркотика, чтобы инициатива реабилитации исходила от него. Дело в том, что у нас есть такие ребята, которых привозят родители. Однако они не хотят лечиться, многие даже не признают себя наркоманами. То, что они вынесли из дома все до последней ложки – это все «нормально», так и должно быть, рассуждают они. Таким ребятам мы не можем помочь – необходимы обоюдные усилия центра и самого наркозависимого. Шанс выздороветь есть у тех, кто осознал свою беду, кто решился побороть ее. С помощью Божией, конечно.
- Сколько времени пребывают ребята в центре? Сколько их? Как построен их день?
- Находятся ребята в центре от 3-х до 9-ти месяцев. На сегодняшний день в центре 20 человек. Распорядок? Утром просыпаются. Молитва. Завтрак. После завтрака у них идет трудотерапия. Это обязательно, каждый день. Они сами готовят, убирают дом, где живут и прилегающую территорию, стирают. Плюс к этому они очень часто приходят сюда, в Херсонес, активно участвуют в уборке территории. Бывает, после стройки (сейчас реконструируется храм семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших) остается много мусора, или машину надо разгрузить: наши ребята тут – первые помощники.
Трудотерапия – одна из неотъемлемых частей программы реабилитации. На «воле» что: у людей есть свободное время, есть деньги – родители дали. Дать-то дали, а как применить их с толком – не объяснили. И молодые люди начинают «сходить с ума». А когда у человека мало свободного времени, когда большую часть дня он занят полезным трудом, ему просто некогда отвлекаться на всякие гадости. Проблемы «чем занять время» у него просто нет.
- У ребят в центре остается тяга к наркотику?
- Проблема наркомании в том, что человека будет тянуть к наркотику до конца жизни. Ведь это все бесовские искушения: диавол, однажды заполучив человека, так просто его от себя не отпустит. Это, повторюсь, духовная проблема. Но за время реабилитации и я, как священник, и психологи пытаемся помочь ребятам решить эту проблему. Если будут приходить эти желания (тяга к наркотику) через память, воображение, мы вместе решаем, как от этого уходить, как противостоять бесу. Выходя из центра, человек имеет знания, как противостоять былой привычке.
- Вы же помогаете с позиций Православия? Приводите примеры из житий святых, например?
- Конечно. Я использую святоотеческую литературу: Иоанн Лествичник, Феофан Затворник. Мы беседуем о том, как великие святые боролись со страстями, похотью, тягой к «запретному плоду». Ведь и в их времена проблемы были схожи с нашими: борьба с «ветхим человеком», которому хочется все греховное испытать самому. Все страсти работают, если так можно сказать, по «одной схеме». Мы вместе читаем духовную литературу. Если речь идет о творениях святых отцов, в беседах с ребятами я перевожу на их язык то, что им не понятно.
- Батюшка, каков результат деятельности реабилитационного центра? Есть ли те, кто, выйдя из него, «завязал» с наркотиками?
- За год мы повенчали шесть пар, которые прошли «Ренессанс». У нас же живут и парни, и девушки, они знакомятся. Ну, вот, у некоторых дело до создания семьи дошло. Есть ребята, которые, освободившись от наркозависимости, остаются в центре старшими, помогая своим братьям и сестрам преодолеть этот страшный духовный недуг. Положительный эффект от нашей работы есть. Мало, но есть. Тут вот что важно. Реабилитационных центров, помогающих наркозависимым, сегодня много. Молодой человек перед первым употреблением наркотика испытывает какой-то страх. Совесть обличает его: этого делать не нужно, пробовать наркотик нельзя! И вот человек, под действием бесов, начинает как бы бороться со своей совестью, оправдывать свой грех. Его посещает такая лукавая мысль: «А вот есть реабилитационные центры.
Если вдруг я и стану наркоманом, то просто обращусь в такой центр, и меня вылечат, я стану нормальным человеком». Это самообман, я бы сказал, сатанинский обман человека. Поверьте, много людей проходит через реабилитационные центры, и протестантские, и православные. Но далеко не все, а, скорее, очень немногие освобождаются от зависимости. Это страсть очень сильная и бороться с ней крайне нелегко. Самые сильные средства борьбы с этой страстью: молитва, пост, исповедь, причастие. Наркоману может помочь только Господь. Но и от человека зависит многое. В нашем центре для него созданы условия, при которых нет возможности принимать наркотик. Человек сильно мотивирован: вокруг него – наркоманы и цель у всех одна: избавиться от этой наркогадости. Когда же человек приходит домой, он думает: «О, теперь я отдохну, свобода!»
И вот в храм он уже не ходит, ленится, перестает молиться, и, потихоньку, старая страсть в нем просыпается, поднимает голову. Тем более трудно устоять, когда человек попадает в былую «среду обитания», где так легко добыть наркотик и начать вести прежнюю греховную жизнь. Благодать уходит, все наши усилия сводятся на «нет». Тут же вот у человека какая мысль: 9 месяцев в центре он не употреблял наркотики, все, он исцелился. Однако страсть выкорчевать из себя очень трудно, тут нужны годы упорного труда, молитв, деятельной жизни в Церкви. Не каждый на это способен.
- С каким-то социальными службами вы взаимодействуете?
- Взаимодействуем. Помогают нам медики, психологи, психотерапевты социальных служб города. С милицией у нас тесный контакт. -
Отче, ну, а Вам самому нравится такое служение?
- Мне очень тяжело, скажу честно. Потому что просто так придти, поговорить о чем-нибудь – не получается. Нужно, чтобы каждая встреча, каждая беседа давала хоть небольшой, но положительный результат. Нужно всего себя отдавать этому служению, иначе не получается. В центре есть ребята, которые вышли из мест лишения свободы, и они видят человека «насквозь»: кто к ним пришел и зачем к ним пришел. Если они видят, что пришедший настроен к ним равнодушно, то они отвечают тем же. Чтобы зажечь их, нужно самому гореть, а это дается порой с большим трудом.
- Ребята легко идут на контакт?
- Очень легко. Особенно, если человек пришел в центр сам, имея твердое намерение исцелиться, такие принимают меня очень хорошо. Это радует. Они живо интересуются всем, что мы обсуждаем, просят рассказать побольше о духовной жизни, обсудить с ними что-то непонятное в православной вере. Есть и такие, которым все равно, им ничего не нужно. Такие не хотят соблюдать режим, слабо идут на контакт. Обычно это те, которых привезли сюда родители, рассказав, как тут хорошо – как тут могут помочь. Но без инициативы и желания со стороны ребят, повторюсь, требуемого эффекта не будет.
- Вы чувствуете, что это благодатное служение?
- Я знаю, что этим нужно заниматься. Правда, это очень тяжело, но Господь укрепляет, помогает. Многие говорят, что наркомания неизлечима, но это вовсе не значит, что этой проблемой не надо заниматься. Ведь перед глазами есть хоть небольшие, но позитивные результаты. Это меня сильно мотивирует. Если удалось помочь единицам, то уже стоило этим заниматься. Ведь Господь обязательно спросит с каждого на Суде: ты мог помогать людям, почему не помогал?
- Благодарю, отец Александр, за беседу. Помощь Вам Божией в Вашем нелегком служении!
С отцом Александром беседовал Артемий Слезкин
25.01.15
10857 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!