Протоиерей Павел Ильинский: «Надо оставаться человеком!»
Говорить о войне православному гражданину в наши дни, наверное, можно только с позиции человека, который молится о мире, не относя себя ни к одной из сторон, не выносит оценочных суждений, не призывает бороться до конца.
В тоже время непрерывная информационная агрессия стремится каждого из нас сделать своим заложником, изматывает душу картинами насилия, цинично спекулирует на тему столкновения военной целесообразности и морали. И, возможно, пастырские советы о поведении христианина в таких условиях, могут стать тем самым, чего нашим СМИ так не хватает – объективности и любви ко всем. Беседа с протоиереем Павлом Ильинским, клириком Свято-Покровского собора. Запись 2014 года.
- Отец Павел, каковы, по - Вашему мнению, духовные причины современного противостояния в обществе?
- Противостояния в обществе были и будут всегда, как и противостояния между государствами и отдельными людьми, даже, порой в рамках семьи. Вы не задумывались над тем, почему иногда у жены и мужа бывает противостояние или сын восстает против отца? А ведь это явление того же порядка, только масштабы разные. Пока грех властвует над человеком, пока люди в плену у гордости и эгоизма, это неизбежно. Другое дело, какие формы принимает то или иное противостояние. Безусловно, у человека должен быть тормоз, должно быть то или иное противостояние не переходило в формы вражды, тем более насилия или войны.
- Конечно, православными людьми катастрофа, которую мы переживаем, воспринимается как продолжение трагедии начала XX века. Но ведь 20 последних лет мы говорили о возрождении церковной жизни, а сегодня видим события, в котором голос Церкви совершенно никто не слышит. Зато, выяснилось, что большому числу наших «православных» соотечественников не трудно переступить через заповедь «не убий!»…
- Не опускаясь до рассуждений о возможности греха, скажу все же, что грубых грехов верующий не допускает. Именно в силу того, что не считает для себя грех допустимым. И тогда тот грех, который у него случается, является или проявлением слабости, или следствием его неопытности. Как правило, это все же не тяжкие грехи. Та ситуация, которая сложилась сегодня в Украине, то противостояние и разделение людей, которые мы видим, те формы, в которых сегодня это выражается, говорит о том, насколько все не благополучно в плане духовного состояния общества и народа. Вы упомянули о возрождении церковной жизни, а потом сами же указали на некие скорбные плоды, которые мы имеем сегодня. Я думаю это не просто какое-то недоразумение, Господь нам показал, как все неблагополучно, чтобы мы не пребывали в самодовольстве. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг!
- В окружающем нас информационном поле всё меньше информации и всё больше пропаганды. Идет информационная война, и, конечно, слово потеряло свою силу. Каждый старается что-то сказать! В результате перестаешь вникать в окружающий тебя словесный поток. Сегодня это большая и серьезная задача для человека мыслящего найти нужные слова, которые, разумеется, уже были сказаны до нас. Все сложнее соблюдать равновесие между нравственной позицией и нейтралитетом. Как должен вести себя христианин в современной социальной сети?
- Прежде всего, не забывать, что он - христианин. Однажды, ученики Спасителя очень негодовали на самарян, которые встретили Иисуса крайне недружественно и хотели, покарать их, как некогда Илья пророк, – огнем. Иногда и нас охватывает такая крайняя неприязнь к оппоненту, что хочется сказать ему какие-нибудь злые, жестокие слова. Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Вот и мы никогда не должны забывать, какого мы духа!
- Говорит ли учение Христово о патриотизме и как оно относится к вопросам национальной принадлежности?
- Патриотизм, это, прежде всего, проявление любви, а любовь нам заповедана. Я думаю, если есть любовь к Отечеству, то должна быть любовь и к гражданам его, какой бы они нации ни были. Но знаете, чем отличается патриотизм от национализма? Патриот любит свою нацию, свой народ, свою страну, а националист не просто любит, он считает остальные нации хуже и ниже.
- Сейчас вокруг очень много людей на взводе, в состоянии истерики. Это понятно: люди живут болью. Иногда мы имеем возможность общаться с людьми, которым очень плохо, которые плачут, у которых потери, у которых опасность. Если такой человек, обратится ко мне за помощью и заразит меня отчаянием, - я буду ненавидеть то же самое, что и он, в итоге останется одна только ненависть, которая, наверное, даже хуже войны. Как не давать себя съесть такого рода искушению?
- Не забывайте свое христианское звание, не забывайте, какого духа мы должны быть. Помочь непременно нужно любому человеку, который нуждается в этом. Но сами посудите, когда вы лучше поможете ему: когда заразитесь от него отчаянием, или когда он от вашего внутреннего мира обретет и для себя опору? Посочувствуйте любому страдающему, но не допускайте в сердце этот греховный огонь злобы, мести, ненависти.
- Одно время бытовала достаточно распространенная иллюзия, что война – это то, что пробуждает веру, что «в окопах неверующих нет» и так далее. Но сейчас мы видим, насколько война, по крайней мере, гражданская война братских народов, противоположна христианству. И для многих людей, считающих себя верующими и связывающих свою жизнь с христианской верой, — это страшное испытание. Что может сделать каждый из нас, чтобы помочь самому себе? Что сегодня объединяет или могло бы объединить христиан?
- Это страшное испытание, да. Но и на войне, если обстоятельства так сложились, что ты оказался в таких условиях, надо постараться помнить о своем христианском имени и оставаться человеком. Общество, в котором мы живем, ожидает от верующего, что он, скромен, мирен, терпелив и полон оптимизма. Сегодня наша Церковь на каждом Богослужении возносит молитвы о прекращении кровопролития и вражды. Надо делать все, чтобы прекратить войну и вернуться к мирному решению проблем.
Беседовала Яна Капелюшко
В тоже время непрерывная информационная агрессия стремится каждого из нас сделать своим заложником, изматывает душу картинами насилия, цинично спекулирует на тему столкновения военной целесообразности и морали. И, возможно, пастырские советы о поведении христианина в таких условиях, могут стать тем самым, чего нашим СМИ так не хватает – объективности и любви ко всем. Беседа с протоиереем Павлом Ильинским, клириком Свято-Покровского собора. Запись 2014 года.
- Отец Павел, каковы, по - Вашему мнению, духовные причины современного противостояния в обществе?
- Противостояния в обществе были и будут всегда, как и противостояния между государствами и отдельными людьми, даже, порой в рамках семьи. Вы не задумывались над тем, почему иногда у жены и мужа бывает противостояние или сын восстает против отца? А ведь это явление того же порядка, только масштабы разные. Пока грех властвует над человеком, пока люди в плену у гордости и эгоизма, это неизбежно. Другое дело, какие формы принимает то или иное противостояние. Безусловно, у человека должен быть тормоз, должно быть то или иное противостояние не переходило в формы вражды, тем более насилия или войны.
- Конечно, православными людьми катастрофа, которую мы переживаем, воспринимается как продолжение трагедии начала XX века. Но ведь 20 последних лет мы говорили о возрождении церковной жизни, а сегодня видим события, в котором голос Церкви совершенно никто не слышит. Зато, выяснилось, что большому числу наших «православных» соотечественников не трудно переступить через заповедь «не убий!»…
- Не опускаясь до рассуждений о возможности греха, скажу все же, что грубых грехов верующий не допускает. Именно в силу того, что не считает для себя грех допустимым. И тогда тот грех, который у него случается, является или проявлением слабости, или следствием его неопытности. Как правило, это все же не тяжкие грехи. Та ситуация, которая сложилась сегодня в Украине, то противостояние и разделение людей, которые мы видим, те формы, в которых сегодня это выражается, говорит о том, насколько все не благополучно в плане духовного состояния общества и народа. Вы упомянули о возрождении церковной жизни, а потом сами же указали на некие скорбные плоды, которые мы имеем сегодня. Я думаю это не просто какое-то недоразумение, Господь нам показал, как все неблагополучно, чтобы мы не пребывали в самодовольстве. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг!
- В окружающем нас информационном поле всё меньше информации и всё больше пропаганды. Идет информационная война, и, конечно, слово потеряло свою силу. Каждый старается что-то сказать! В результате перестаешь вникать в окружающий тебя словесный поток. Сегодня это большая и серьезная задача для человека мыслящего найти нужные слова, которые, разумеется, уже были сказаны до нас. Все сложнее соблюдать равновесие между нравственной позицией и нейтралитетом. Как должен вести себя христианин в современной социальной сети?
- Прежде всего, не забывать, что он - христианин. Однажды, ученики Спасителя очень негодовали на самарян, которые встретили Иисуса крайне недружественно и хотели, покарать их, как некогда Илья пророк, – огнем. Иногда и нас охватывает такая крайняя неприязнь к оппоненту, что хочется сказать ему какие-нибудь злые, жестокие слова. Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Вот и мы никогда не должны забывать, какого мы духа!
- Говорит ли учение Христово о патриотизме и как оно относится к вопросам национальной принадлежности?
- Патриотизм, это, прежде всего, проявление любви, а любовь нам заповедана. Я думаю, если есть любовь к Отечеству, то должна быть любовь и к гражданам его, какой бы они нации ни были. Но знаете, чем отличается патриотизм от национализма? Патриот любит свою нацию, свой народ, свою страну, а националист не просто любит, он считает остальные нации хуже и ниже.
- Сейчас вокруг очень много людей на взводе, в состоянии истерики. Это понятно: люди живут болью. Иногда мы имеем возможность общаться с людьми, которым очень плохо, которые плачут, у которых потери, у которых опасность. Если такой человек, обратится ко мне за помощью и заразит меня отчаянием, - я буду ненавидеть то же самое, что и он, в итоге останется одна только ненависть, которая, наверное, даже хуже войны. Как не давать себя съесть такого рода искушению?
- Не забывайте свое христианское звание, не забывайте, какого духа мы должны быть. Помочь непременно нужно любому человеку, который нуждается в этом. Но сами посудите, когда вы лучше поможете ему: когда заразитесь от него отчаянием, или когда он от вашего внутреннего мира обретет и для себя опору? Посочувствуйте любому страдающему, но не допускайте в сердце этот греховный огонь злобы, мести, ненависти.
- Одно время бытовала достаточно распространенная иллюзия, что война – это то, что пробуждает веру, что «в окопах неверующих нет» и так далее. Но сейчас мы видим, насколько война, по крайней мере, гражданская война братских народов, противоположна христианству. И для многих людей, считающих себя верующими и связывающих свою жизнь с христианской верой, — это страшное испытание. Что может сделать каждый из нас, чтобы помочь самому себе? Что сегодня объединяет или могло бы объединить христиан?
- Это страшное испытание, да. Но и на войне, если обстоятельства так сложились, что ты оказался в таких условиях, надо постараться помнить о своем христианском имени и оставаться человеком. Общество, в котором мы живем, ожидает от верующего, что он, скромен, мирен, терпелив и полон оптимизма. Сегодня наша Церковь на каждом Богослужении возносит молитвы о прекращении кровопролития и вражды. Надо делать все, чтобы прекратить войну и вернуться к мирному решению проблем.
Беседовала Яна Капелюшко
25.01.15
5694 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!