Протоиерей Борис Кравец: Милосердие – это лекарство от конца света

24.01.15
1061 просмотров

Boris_foto2Вопрос:

21 декабря 2012 года весь мир ждал предсказанного народом майя конца света. Он, к счастью, не наступил. А как Православная Церковь относится к подобным прогнозам? И еще вопрос – если конец света неминуем, что может его отсрочить?

Виталий, г. Севастополь 

 Отвечает протоиерей Борис Кравец, настоятель храма Вознесения Господня, Северная сторона г. Севастополя. Запись 2012 года.

 Да, прошедший 2012 год, среди прочего, был ознаменован ажиотажем, который сложился вокруг приближающегося конца света. Календарь майя уверенно говорил о том, что 2012 год мы не переживем. Но время прошло и сейчас, оглядываясь назад, мы уже несерьезно относимся к этим предсказаниям. Хотя до сих пор люди в разных уголках планеты называют новые даты конца света.

Конец света наступит обязательно! Только когда – никто не знает. 

Церковь очень спокойно относилась к предсказаниям о грядущем конце света в 2012 году. Не потому, что не верит в окончание истории нашего мира, а потому, что знает слова Христа, Который сказал, что об этом дне не знают ни Сын, ни Ангелы, а только лишь Отец Небесный. Дата конца света от нас скрыта. Каждый, кто будет пытаться ее угадывать, обязательно ошибется. Предсказывали даты возможного конца света различные секты, в частности, этим отличались «Свидетели Иеговы». Но он так и не наступал. Адепты секты отдавали все свое имущество в пользу своей псевдо-религиозной организации, ожидая обещанного ею конца истории. Но жизнь продолжалась. Продолжается она до сих пор.

Главный признак приближающейся вселенской катастрофы

 Итак, Церковь указывает на то, что конец света обязательно наступит, но когда конкретно – мы не знаем. Не знаем, потому что в какой-то степени конец истории зависит от нас. Господь указал нам на признаки приближающегося конца истории. Самый главный из этих признаков – это оскудение любви. «Тогда придет конец этому миру, – говорит Христос, – когда в мире этом оскудеет любовь». Когда любви не будет, когда свет перестанет освещать нашу душу, когда его не останется в сердце. Именно тогда наступить конец этого мира. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что, совершая тот или иной поступок, мы с вами добавляем в общемировую копилку добра и зла свой какой-то личный вклад. Поэтому в какой-то степени от нас зависит близость или дальность этого конца света. Мы его либо приближаем, либо отдаляем своей жизнью.

Могли ли спастись Содом и Гоморра? 

В Ветхом Завете есть история с патриархом Авраамом, который встретил Господа Бога в образе Трех Ангелов у маврийского дуба. Господь шел, чтобы погубить города Содом и Гоморру. И вот Авраам «торгуется» с Богом. Он говорит: «Господи, если в этих городах 50 праведников останется, помилуешь ли ты жителей?» Господь говорит: «Да, помилую». И так – дальше, – вплоть до 10: «Если 10 праведников останется, помилуешь ли ты эти города?», – вопрошает Бога Авраам. «Помилую», – отзывается Господь. Но оказалось, что в этих городах не было даже и десяти праведников. Когда в мире будет столько зла, что не останется места добру и любви, мир этот погибнет. Апостол Павел говорит, что в конце истории этого мира люди будут хищники, прелюбодеи, они не будут почитать своих родителей, а будут зверьми. Кто-то из святых отцов сказал об этом времени: «Тогда мирские будут как звери, а монахи – как мирские».

Как отсрочить конец мира?

 Почему именно об этом хочется больше поговорить, а не о конце света? Очень хочется, чтобы он не пришел в ближайшее время. Как сделать так, чтобы остался этот мир, чтоб он сохранился. Вот об этом хотелось бы поговорить. Потому что все, в какой-то степени, в наших руках. История этого мира вершится в каждой семье, в сердце каждого человека. Расскажу два вопиющих случая, которые произошли недавно и которые ярко иллюстрируют состояние «здоровья» нашего общества. В первом случае подростки закидали петардами бомжа, и он заживо сгорел. Во втором случае девочка-инвалид, вместе с мамой, вошли в вагон поезда. Они смогли купить билет только на верхнюю полку, с надеждой, что кто-то уступит инвалиду нижнее место. Но в целом вагоне не нашлось человека, который бы этой девочке уступил место на нижней полке. Вот если так будет умножаться зло, если таких случаев будет много, тогда не останется места добру. Вот именно тогда и придет конец света. А вот уж когда – зависит от нас.

Замечательное качество души

 Чтобы мир сохранился, есть надежное средство, замечательное качество души, которое называется «милосердие» – милующее сердце. Милосердие – это состояние души. Это состояние, которое приходит не от времени, не в какие-то минуты, какие-то периоды. Это постоянное качество души человека, которое он должен носить в самом себе. Есть некоторые святые, которые носят имя «милостивый», потому что стяжали эту милость в жизни. Хочется вспомнить Иоанна Милостивого, подвижника VI века, который,  будучи назначен епископом в Александрии, первое, что сделал – сосчитал всех бедных в городе и каждый день их кормил.

Милостивые святые древности и наших дней

 Однажды богатый человек подарил Иоанну одеяло, чтобы тот мог укрываться ночью. Иоанн в ту ночь так и не мог заснуть, потому что все время ему приходили мысли: «Кто-то сейчас страдает от холода, а я укрываюсь этим одеялом». Утром он пошел и продал это одеяло на рынке, а деньги раздал нищим. Богатый человек купил это одеяло и снова подарил Иоанну. Иоанн снова продал и раздал деньги голодным. Богач вновь купил и вновь подарил святому. В этот, третий раз, Иоанн сказал: «Ну, давай теперь посмотрим, кто теперь быстрее устанет: я – продавать или ты – покупать». Святой Иоанн проживал день, и если в этот день он не имел возможности помочь людям столько, сколько хотел, он считал, что день прошел напрасно.

Его жизнь полна подобными примерами милосердия, добра и снисхождения к людям. Святитель Николай Чудотворец, всем нам близкий святой, тоже может называться милостивым. Отец хотел отдать дочерей на блуд, потому что не мог содержать их. Ночью святитель Николай подбрасывал ему в окно мешочки с золотом, чтобы спасти его дочерей от поругания. Все это – далекие примеры. Ближе к нам – святитель Лука Крымский, врач-хирург, подвижник XX века, лауреат Сталинской премии. Когда в годы учебы его спросили, где бы вы хотели работать, он ответил: «Я хочу быть земским врачом. Хочу помогать простым людям». Этот человек не мечтал о каких-то высотах, какой-то карьере, а о том, чтобы помогать простым людям.

Есть примеры милостивых людей, действительно героев нашего времени, которые это милосердие и сейчас показывают для всех нас. Это Александр Солнечников, майор, который лег на боевую гранату во время учений, прикрыв собою братьев по оружию. Благодаря этому его подвигу люди остались живы, а герой – погиб. Это 24-летний Павел Бондарев, который 12 сентября 2012 года ценой своей жизни спас двух детей, у нас здесь, на Дергачах, в Севастополе. Он успел оттолкнуть детей, приняв на себя удар мчавшейся на них машины. Слава Богу, милостивые люди еще не перевелись.  Благодаря им наш мир еще держится, потому милосердие – это прививка от конца света.

«От тюрьмы да от сумы не зарекайся» 

Людей, нуждающихся в нашем милосердии, все больше и больше. Среди них есть две больших категории людей, страдающие как никто другой: бомжи и инвалиды. Несколько слов о тех, кто потерял жилье, кто не имеет крыши над головой. Подчас мы осуждаем этих несчастных людей за их какое-то асоциальное, неадекватное поведение, – может быть, они пьют, как-то нам мешают.

Однако не все эти люди пьяницы, не все из них не хотят работать. Мы зачастую ставим их в один ряд. А ведь среди них много таких, которые не смогли без больших потерь пережить 90-е, когда все рухнуло. Они остались без жилья, без работы – в таком сложном положении. И от горя стали пить. «От тюрьмы да от сумы не зарекайся», – есть такая поговорка. Сегодня в нашей стране эта поговорка очень актуальна, потому что бомжем стать очень просто. Кто-то кому-то дал взятку, вас подставили, оклеветали, посадили в тюрьму. Пока вы находитесь в местах заключения, родные и близкие продали вашу квартиру, – потому что каждый живет только для себя, не думая о ближнем. И вот, освободившись, вы остались без крова, без крыши над головой. На работу с судимостью не берут. Вот путь к тому, чтобы стать никому не нужным бомжем. Поэтому строго судить этих людей, шарахаться от них, как от каких-то прокаженных, мне кажется, тоже не стоит.

«Неудобные» люди для благополучной «картинки» 

Инвалиды – люди, о которых особый разговор. Подсчитали, что в любом нормальном государстве должно быть 7% инвалидов. Если государство отворачивается от инвалидов, оно само становится инвалидом. Вспомним историю Спарты, когда убивались младенцы мужского пола, рожденные с какими-то увечьями, с инвалидностью. Да, это государство было могущественным, сильным. Но где она теперь, эта Спарта? То государство, которое убивает детей, то государство, которое избавляется от инвалидов, в конце концов, придет к своему упадку. Говорят, на острове Кипр людей с увечьями поселяют в отдельные места, за город, для того, чтобы они своим присутствием не портил общую благополучную «картинку».

Глянцевую «картинку» для туристов, которые приезжают на этот остров отдыхать. Как же так? Люди должны видеть все в красоте? Все должно быть идеальным? А эту «сахарную» идеальность «портят» инвалиды, так что ли? Святейший Патриарх Кирилл говорил, что мы еще не знаем, кто кому больше нужен: мы – инвалидам или инвалиды – нам. Потому что, избавляясь, отворачиваясь от инвалидов, мы теряем возможность сострадать, миловать, утешать, любить. Мы теряем возможность видеть, что в нашем мире не все так просто, не все легко, не все может быть так красиво и удобно. И вот эти люди, может быть даже своим какими-то недостатками, физическими, психическими, помогают нам оставаться в какой-то степени людьми.

Нищие – наши благотворители

 «Нищие – наши господа», – говорил свт. Иоанн Златоуст. Нищие – наши благотворители. Благодаря ним мы становимся духовно богаче, умнее, может быть даже, – взрослее. В чем может заключаться милосердие к бомжам, инвалидам, к нищим людям? Начать с того, чтобы хотя бы их не презирать. Это уже много. Не презирать человека, не бросать какого-то взгляда осуждающего. Ну, а если кто может больше сделать, то вообще замечательно! Подать копеечку, помочь больному, перевести инвалида через дорогу. Может быть, накормить бомжа или материально помочь тем, кто этим добровольно занимается.

Сегодня способов для милосердия очень много. Даже просто с человеком поговорить, обратить на него внимание – это уже есть милосердие. Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, что однажды перед одним нищим другой человек снял шляпу. У него не было ничего с собой, поэтому он снял шляпу и сказал нищему: «Простите, мне сегодня нечего вам дать». Нищий человек поднялся и сказал: «Знаете, то, что вы сделали, это больше всех монет. Потому что люди бросали эти копейки, не замечая меня. А вы увидели во мне человека. Остановились и оказали какой-то знак внимания». Матери, отцу помочь, с младшим братом, сестренкой поиграть, в автобусе уступить место,  яблоком поделиться, бутербродом в школе. Это все тоже милосердие. А если этого милосердия нет, то наступает конец света. Конец света в отдельно взятой душе, которая становится темной, а не светлой, мрачной,  а не радостной. Этого милосердия так подчас нам не хватает. Простого внимания, соучастия, сострадания.

Кто мой ближний? 

Когда мы говорим о милосердии, хотелось бы коснуться еще нескольких вопросов. Первое: кому должна быть обращена наша помощь? Может быть, нужно выбирать для этого людей по какому-то признаку? «Кто мой ближний?» – спросил, обращаясь ко Христу законник. И Господь в притче о милосердном самарянине четко показал, что ближний – это любой человек, который в данную минуту, данную секунду нуждается в помощи. Поэтому неважно, кто просит. Неважно, на что просит.

Важно, что человек нуждается. Важно, что в человеке вы видите нищего. Потому что даже если кто-то обманным путем, под видом нищего, выманивает деньги, – это не важно. Потому что, отдавая, приобретает сам отдающий. А уже куда его милостыня будет направлена, работает это какая-то мафия, или человек потратит на спиртное, – неважно. Вы увидели в просящем нищего, и вы дали ему, на что он просил: на хлеб ради Христа, на одежду. Я всегда говорю детям, что, допустим, Потап и Настя Каменских будут просить милостыню, переодетые,– а вы знаете, что у них там огромные гонорары. Но если вы увидите в них нищих, и дадите им, как нищим, то не имеет значения, кто они и куда они потратят эти деньги. Поэтому дающий получит от Господа Бога сполна.

Добро напоказ 

Второй вопрос, не менее, наверное, актуальный: сегодня милостыня чаще всего творится напоказ. Добрые дела делаются для того, чтобы сам человек был прославлен. Чтобы о нем написали в газетах. Чтобы его показали по телевизору. Однако во все времена такая милостыня считалась потерянной для человека. В народе говорили: «Люди похвалят, Бог не похвалит». Дела напоказ рождают в человеке тщеславие, мнение о себе. В итоге оказывается, что человек делает доброе дело не ради ближнего, а ради самого себя. Чтобы сказать самому себе: «Какой я молодец! Какой я добрый и милосердный!».

 В этом случае мы начинаем любить уже себя, свои добрые дела, а не того человека, которому оказали милость. Тщеславие подобно наркотику. Ты уже без этого не можешь – чтобы не похвалили, чтобы что-то приятное не сказали. Это как у Антуана Де Сент Экзюпери, когда маленький принц говорит, что «я все розочки люблю, но вот эту – особенно. Потому что я ее поливаю, я ее сохраняю от холода. Она – моя». То есть человек в итоге начинает любить самого себя – все больше и больше. Поэтому, в идеале, милостыня и дела милосердия должны быть сотворены тайно, чтобы никто не знал. Чтобы никто быть может, даже не догадался. А еще может быть и такое – похулили вас. Вот это – НАСТОЯЩЕЕ МИЛОСЕРДИЕ.

Святой Виталий и блудницы 

Здесь хотелось бы вспомнить преподобного Виталия, который жил в Александрии, ему было более 60 лет. Он зарабатывал тем, что плел корзины, а все деньги, которые зарабатывал, продавая их, тратил на то, чтобы взять блудницу из дома распутства. Он закрывался с ней на ночь, и всю ночь молился за нее. Он говорил: «Ты, милая, ложись спать, а буду за тебя молиться. Ты сегодня, в эту ночь, никуда не пойдешь – я тебе плачу». Говорят, что многие распутницы после такой ночи уходили в монастыри,  некоторые женщины вышли замуж, другие – изменили образ своей жизни.

Но что было с преподобным Виталием на протяжении всей его жизни? Его гнали. Его не принимали. Все его считали блудником, потому что никто не знал, что там происходит за дверями. За дверями того дома, где находился Виталий с женщиной. А он запрещал этим женщинам что либо говорить об этом. Не говорить до того момента, когда он умрет. Только после смерти его подвиг был раскрыт. Вот это и есть борьба с тщеславием – насколько возможно, делать все тайно.

Конец света и Тивериадское море 

Зачем нужно милосердие? Это, пожалуй, последний вопрос. Милосердие нужно для того, чтобы мир не пришел к своему концу. Чтобы остановить мир от сползания в пропасть равнодушия и злобы. Пропасть окончания истории. Все – в наших руках! От нас зависит, когда же будет этот конец света. Готовиться к концу света нужно всегда. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст: «Зачем тебе эти вычисления конца света, когда не знаешь, когда сам умрешь. Для тебя смерть твоя будет концом света». Еще раз скажу: милосердие есть средство, чтобы наши дети жили. Чтобы те, кто придут после нас, говорили о нас, как о героях. Милосердие необходимо, чтобы быть счастливым на земле. Человек так создан, чтобы отдавать себя.

Он не может быть счастливым, не отдавая себя другим. Протоиерей Андрей Ткачев приводит замечательный пример. Река Иордан. Ее протяженность 252 километра. Она впадает в два моря. По пути впадает в Тивериадское море (пресноводное озеро), море, которое отдает Иордан дальше. Это море полно растительности. Это море исполнено всякой живности. Это море, о котором мы все знает благодаря Евангельской истории. Оно отдает Иордан дальше, поэтому оно богато всем. Иордан протекает еще 100 км и впадает в Мертвое море. Море, которое не отдает Иордан никуда. В этом море нет ничего живого. Так и человек, который не отдает себя, которые не растрачивает себя, а живет только для себя, постепенно становится мертвым.

Притчи о милосердии 

Есть одна прекрасная притча о юноше и старце. Юноша подошел к старцу с вопросом:
– В чем смысл жизни?
Старец сказал:
– Я не знаю, но в одной пустыне есть монахи, которые точно скажут, в чем смысл жизни. Они пошли и заблудились. У старца во фляге оставалось несколько капель воды. Он сказал юноше:
– Мы где-то рядом. Выпей эту воду и оставь меня здесь умирать. А ты найди этих монахов, которые ответят на твой вопрос.
Юноша взял эту флягу и влил оставшуюся воду в уста умирающего наставника. Потом взял его на плечи, и они отправились в обратный путь.
– Куда же мы идем? – спросил старец.  – Мы же не нашли тех, кого искали.
На это юноша сказал:
– Я все понял в тот момент, когда отдал тебе воду. Такая радость, такое счастье захлестнуло мое сердце! Я понял, зачем нужно жить. Жить нужно для того, чтобы служить людям.  

Вот еще один случай. Есть, говорят, во Франции мост, который называется «мостом самоубийц».  Один из таких, разочаровавшихся в жизни, уже готовился свести счеты с ней. Вдруг на него обратил внимание прохожий, который спросил его:

– Что ты собираешься делать? Прыгнуть, да? Я не против. А скажи, у тебя какие-то деньги остались?

Тот отвечает:
– Да, остались.

Прохожий говорит:
– Ты пойди в соседний квартал и отдай эти денежки нищим. Потом приди и бросься вниз. Зачем рыбам твои деньги?

Человек так и сделал. Пошел в соседний квартал, отдал нищим деньги и… больше на этот мост никогда не вернулся. Потому что, отдавая себя, мы начинаем понимать, зачем мы живем.

Лучшее средство от уныния – посмотреть по сторонам и увидеть, кому нужна твоя помощь. Милосердие необходимо, чтобы здесь, на земле быть счастливым человеком. Если мы с вами веруем в Бога, веруем, что со смертью жизнь не заканчивается могильным холмиком, а продолжается дальше, то будем верить, что милосердие пригодится нам и в загробном мире.

 Милостыня освобождает от геенны 

Этот человек вошел в историю с именем Петр. Он был очень жестоким человеком. Однажды нищий очень донимал его, прося помощи, прося милостыни. И вот Петр, разозлившись, и не найдя возле себя камня, кинул в него хлебом, который оказался под рукой, чтобы нищий его не доставал.

А ночью Петр предстал на суд Божий. На одной чаше весов были все его злые дела. А на другую Ангел положил кусок этого хлеба, брошенного в нищего. И вот этот кусочек хлеба перевесил чашу весов со всеми злыми делами. Петр вернулся в жизнь, чтобы кардинально ее изменить. Он изменил ее, став сострадательным и милостивым ко всем страждущим и просящим.

У Достоевского есть история с луковицей, похожая на историю о Петре – хлебодаре. В рассказе Федора Михайловича одна жестокая женщина бросила в нищенку луковицу. Но, будучи злой, эта женщина сама выбрала себе адские мучения. И тогда ее Ангел-хранитель стал взывать к Господу:

– Господи, спаси ее!

Господь сказал:

– Хорошо. Возьми ту луковицу, которую она бросила в нищенку. Это единственное доброе дело, которое она сделал на земле. Возьми и попробуй ее вытянуть из геенны огненной.

Ангел так и сделал – взял эту луковицу. Женщина уцепилась за нее. Ангел начал поднимать ее из адского плена в райские обители. Но за нее стали цепляться другие люди.  И она этих людей стала отталкивать, стряхивая их с себя, обратно, в огонь.

 – Куда вы цепляетесь? – зло кричала она. – Ангел пришел только за мной!

Ангелу стало тяжело. Он сбросил свою ношу. Человек не изменился, даже находясь в адских страданиях.

Живой мостик в Царство Небесное 

Есть рассказ о том, как один человек, подойдя уже к райским вратам, вдруг обнаружил под собой пропасть. Пропасть, через которую он не мог перейти. И вдруг, откуда ни возьмись, пришли души людей и легли, образовав над пропастью мост. Это были те, которых этот человек облагодетельствовал на протяжении земной жизни. Все те, кому он себя отдал – часть своей души, своего сердца. Они стали тем мостом, по которыму праведник перешел пропасть и направился к золотому городу с прозрачными воротами и яркою звездой.

Милосердие необходимо, чтобы быть счастливым здесь, на земле. Милосердие необходимо, чтобы наследовать блаженную вечность. Милосердие – это лекарство от конца света. Я хочу пожелать всем нам, чтобы мы помнили о том, что участь мира решается не где-то там «наверху». Она решается в сердце каждого из нас. Насколько это сердце будет милующим, насколько оно будет любвеобильным. Господь сказал: «Доколе останется 10 праведников, я пощажу город». И вот если наши дети, те, которые идут за нашими детьми, те, кто идет за нами, будут иметь это милующее сердце, я уверен, что этот мир будет существовать!

24.01.15
1061 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: