Беседа с протоиереем Стефаном Сломчинским о Таинствах Церкви
- Отец Стефан, что такое Таинства Церкви? Зачем они нужны?
- Таинства Церкви – это таинства единения человека с Богом. Если взять православный катехизис, то мы узнаем, что всего Таинства семь. На самом деле сложно говорить, семь их или больше, потому что вопрос единения человеческой души с Богом – это вся жизнь человека в Церкви. По этой причине практически каждое наше общение с Богом, молитва, обращенная к Нему, это тоже есть таинство. Наше соприкосновение с благодатью Божией, с чудесами – это тоже есть таинства. Поэтому очень трудно в нашей Церкви разграничивать – где есть таинство, а где его нет. Тем не менее, в православном вероучении определены семь основных Таинств. Одно из них
– Таинство крещения. Таинство крещения – это таинство рождения человека в духовную жизнь. Рождения его как христианина, вступления его в жизнь с Богом. Это первое и основное Таинство, через которое должен пройти человек, желающий стать членом Церкви. Есть Таинства, которые сопутствуют жизни человека в Церкви. Это Таинство Миропомазания, Таинство покаяния, Таинство причастия, Таинство венчания, Таинство соборования, Таинства священства.
Одним из главных Таинств православной Церкви является Таинство евхаристии или причащения. В этом Таинстве человек соединяется с Богом не только духовно, но и физически, поскольку принимает в себя Кровь и Тело Господа. Господь с причастием входит в человека. Таинству причастие предшествует Таинство исповеди (покаяния). На этом Таинстве верующий, заглядывая в свое сердце, в душу, видит свои неправды и беззакония, грехи, сознает их. В нем рождается желание очиститься от греховной скверны. Благодаря Таинству исповеди человек получает прощение грехов от Господа, тем самым соединяясь с Ним. Таинство Миропомазания совершается вместе с Таинством Крещения. Таинство крещения – это духовное рождение человека, а Таинство Миропомазания – это укрепление человека в служении Богу. В Таинстве миропомазания помазываются маслом органы чувств и действия человека, чтобы этими чувствами и действиями мы служили Творцу Вселенной.
Что касается Таинства Соборования, то оно проводится, как правило, для укрепления и поддержки болящих. Призывались пресвитеры – священники, которые совершали соборную (совместную) молитву, испрашивая у Бога милосердие во исцеление страждущего человека. Болящего помазывали маслом, читали Евангелие и возлагали руки.
- Батюшка, но почему тогда Таинства Соборования совершается во многих храмам Великим постом? Ведь не все же соборующиеся болеют.
- Таинство Соборования со времен древней Церкви происходит прежде всего ради исцеления людей от болезней. Особенно важно соборование тем, кто в скором времени должен умереть. Перед этим Таинством человек приносил покаяние. Затем за него совершалась молитва Церкви, он помазывался освященным маслом. При соборовании Бог прощает человеку те грехи, который он либо забыл, либо не принял за грех. Вот почему православные верующие стремятся поучаствовать с этом спасительном Таинстве, и прежде всего, перед смертью. Традиция же пособороваться во время Великого поста появилась в нашей Церкви сравнительно недавно. Известно, что в 20-м веке Церковь подвергалась жестоким гонениям и верующие христиане были готовы встретить смерть в любой момент. Стоит отметить, что вопрос соборования – это вопрос, который нужно решить с духовником.
Если духовник благословляет, то собороваться – разумно и правильно. Но нельзя забывать, что хотя в Таинстве соборования и прощаются забытые грехи, лучше все же самому покаяться в грехах на Таинстве исповеди. А что касается традиции собороваться Великим постом, как я уже сказал, здесь важно желание верующего очистить душу от скверны греха перед светлым праздником Воскресения Христова.
Таинство Миропомазания совершается вместе с Таинством Крещения. Таинство крещения – это духовное рождение человека, а Таинство Миропомазания – это укрепление человека в служении Богу. В Таинстве миропомазания помазываются маслом органы чувств и действия человека, чтобы этими чувствами и действиями мы служили Творцу Вселенной.
- Батюшка, кто может быть крещен?
- Согласно церковной традиции креститься должен человек, верующий в Бога. Ибо если он не верует, а крестится, то это лицемерие и обман, за который потом Господь строго спросит с человека. Обмана и лицемерия в Церкви быть не должно. В момент крещения человек дает обет Богу, который заключается в словах «Сочетаюсь Тебе, Христе». Это обещание везде и всегда жить со Христом, невзирая ни на какие испытания, лишения, скорби. Это намерение должно быть трезво принимаемо человеком. Естественно, что если человек не верит в Бога, как он может дать такой обет? Наша Церковь, как известно, совершает крещение не только взрослых, но и младенцев. Вопрос о крещении младенцев возник еще в 1-м веке от Рождества Христова.
С одной стороны, для крещения нужна была осознанная воля крещаемого, с другой – младенцы такой воли не имеют. Спор был длительный, но в конце концов Церковь пришла к единому мнению. Большую скорбь испытывает мать, если у нее умирает ребенок не крещенный. Тут и так великая скорбь из-за самой безвозвратной утраты, а если еще ребенок и не крещен, то есть, по Слову Божию, обречен на вечные муки, то мать может легко впасть в уныние, отчаяние и смертную печаль.
И вот было принято соборное решение младенцев крестить. Но при одном условии: родители ребенка должны быть верующими, и также верующим должны быть восприемники, то есть крестные малыша. Окрещенный младенец должен возрастать, научаться жизни в атмосфере живого контакта с Богом. Если окружение младенца будет состоять из верующих христиан, то нет сомнения, что ребенок тоже вырастит христианином. Таким образом по сей день в наших храмах совершается Таинство крещения младенцев.
- Отец Стефан, а правда ли, что ответственность духовных родителей ребенка, его крестных столь же велика пред Богом, как и ответственность природных родителей?
- Ответственность несут и родные родители, и крестные. Надо так воспитать человека, чтобы он понимал высшую цель своей жизни, чтобы он так прожил свою жизнь, чтобы она была оправдана перед Богом, то есть прошла не за зря, не впустую. По этой причине родные родители физически укрепляют и воспитывают дитя, а крестные родители участвуют в духовном развитии ребенка. Связано это с тем, что в жизни ребенка бывают такие периоды, когда ему легче открыть душу крестным родителям, нежели родным.
С другой стороны, крестные родители не обременены какими-то особыми обязанностями, хлопотами семьи своего крестника или крестницы. Поэтому они могу посвятить время на их духовное воспитание. Важно напомнить всем настоящим и будущим крестным родителям, что их ответственность перед Богом за крестных детей также велика, как и у природных родителей.
- Батюшка, как происходит обряд крещения?
- Таинство крещения совершается во всех православных храмах по установленному чину. Сначала нарекается будущему христианину имя. Это имя может отличаться от того имени, которое носит человек. Если природного имени человека нет в святцах, ему подбирается созвучное имя святого или дается имя того святого, день памяти которого ближе всех к дате рождения крещаемого. Например, Снежану могут в крещении назвать Юлией, Светлану – Фотинией. Однако если «природное» имя человека имеется в святцах, из практических соображений его нарекают тем именем, которое он носит, к которому привык. В православной традиции принято нарекать крещаемого именем святого, который становится небесными покровителем человека.
Есть в нашем народе нехорошая суеверная традиция: лучше при крещении взять имя, отличное от «природного», чтобы на тебя не было сглаза. Это проявление чистого язычества. Мы с вами должны всегда помнить, что т.н. «сглазы и прочие «порчи» только тогда имеют на нас воздействие, когда человек способен принять, впустить эту демоническую силу в себя. Это возможно с людьми, которые не живут церковной жизнью, не молятся, не причащаются, не хотят жить по-христиански. Оттого все эти демонические «сглазы» имеют силу, потому что дом души человека пустой, не занят Господом. Вторая часть чина крещения – это так называемый чин оглашения, или введения в Церковь. Этот чин очень длительный, он мог длится от нескольких дней до нескольких лет. За этот период желающий креститься должен был познавать веру, изучать, применять в свой жизни. Церковь наблюдала за ним и в конце концов решала, достоин ли этот человек принять Таинства крещения.
- Отец Стефан, но это касалось, наверное, только древней Церкви. Кто сейчас будет ждать оглашения несколько лет? Может, сейчас с этим проще?
- Правила оглашения никто не менял. Однако учитывая сегодняшнюю ситуацию, выработан порядок подготовки к крещению. Перед крещением все кандидаты проходят собеседование, на котором объясняется, что такое крещение, как к нему готовится. Если крестится младенец, на собеседование приходят крестные родители. Это и есть период оглашения, подготовки к Таинству. Во время чина оглашения читаются запрещательные молитвы против сатаны. Крещаемые отрекаются, отказываются от сатаны и всех дел его. После этого крещаемый исповедает свою веру, говоря, что он хочет креститься.
Затем он дает обеты Богу на жизнь со Христом. Затем священник спрашивает крещаемого: «Давал ли ты обет жить со Христом?» «Давал». «Во что ты веруешь?» «Верую во единого Бога Отца Вседержителя…» – читается Символ веры. Третья часть крещение – это непосредственно само крещение. Первая молитва читается на освящение воды в купели. Затем освящается елей – масло. В древности елеем натиралось целиком все тело. Это был символ укрепления человеческого тела к восприятию Таинства. Так же маслом натиралось и тело новорожденного, и тело покойника – как символ перехода из одной жизни в другую, символ рождения в новую жизнь. Сейчас освященным маслом все тело не натирают, а помазывают основные части тела.
Хотя в греческой Церкви сохраняется традиция натирать все тело. Обе традиции помазания имеют одинаковую силу, так как благодать Божия действует и в том, и в другом случае одинаково. После этого совершается непосредственно крещение. Человек трижды погружается с головой в купель. В древности была традиция крестить в естественных водоемах. Совершался крестный ход на эти водоемы, людей крестили, затем также крестным ходом возвращались. Покрещенные шли в белых одеждах, с зажженными свечами. Сразу после крещения одевается нательный крест. Эта традиция, – ношение нательного креста, берет начало в 6-7 веке. Часто возникают вопросы, как, в какой одежде нужно креститься.
Вообще-то полагается креститься обнаженным, как мать родила. Поэтому младенцев мы крестим голенькими. Взрослых людей крестят в рубашках, чтобы не было конфуза и ненужного смущения. После Таинства крещения совершается крестный ход. Христиане идут в белых одеждах, с зажженными свечами и поют «Елице во Христа креститеся, во Христа облекостится» («Сегодня мы крестились во Христа, во Христа оделись»). Этот крестный ход шел от места крещения в храм, где начиналась Божественная Литургия. Вся община в храме ожидала этих новокрещенных христиан. В этот момент они входили в храм, и в храме начиналось чтение Апостола и Святого Евангелия. После этого начиналась Божественная Литургия. После Литургии совершалось Таинство миропомазания новокрещенных. Сейчас также совершается небольшой крестный ход вокруг купели. После чтения молитвы на миропомазание происходит помазание крещенных святым миром.
– А что такое миро? Кто его готовит?
- Миро готовит сам Святейший Патриарх, один раз в году, Великим постом. Оно включает в себя свыше сорока компонентов. Вопрос в другом: откуда берет начало миропомазание? Изначально Церковь Христова не миропомазывала. Епископ просто возлагал на крещаемых руки. В католической церкви по сей день так и происходит. Смысл миропомазания состоит в укреплении человека. Оно совершается возле купели после крещения. Затем читается молитва на омывание мира. В древней Церкви после крещения новокрещенные неделю жили при храме, участвуя в Литургии и причащаясь ежедневно. Тем самым они подтверждали, что они – христиане.
С отцом Стефаном беседовал Артемий Слезкин
- Таинства Церкви – это таинства единения человека с Богом. Если взять православный катехизис, то мы узнаем, что всего Таинства семь. На самом деле сложно говорить, семь их или больше, потому что вопрос единения человеческой души с Богом – это вся жизнь человека в Церкви. По этой причине практически каждое наше общение с Богом, молитва, обращенная к Нему, это тоже есть таинство. Наше соприкосновение с благодатью Божией, с чудесами – это тоже есть таинства. Поэтому очень трудно в нашей Церкви разграничивать – где есть таинство, а где его нет. Тем не менее, в православном вероучении определены семь основных Таинств. Одно из них
– Таинство крещения. Таинство крещения – это таинство рождения человека в духовную жизнь. Рождения его как христианина, вступления его в жизнь с Богом. Это первое и основное Таинство, через которое должен пройти человек, желающий стать членом Церкви. Есть Таинства, которые сопутствуют жизни человека в Церкви. Это Таинство Миропомазания, Таинство покаяния, Таинство причастия, Таинство венчания, Таинство соборования, Таинства священства.
Одним из главных Таинств православной Церкви является Таинство евхаристии или причащения. В этом Таинстве человек соединяется с Богом не только духовно, но и физически, поскольку принимает в себя Кровь и Тело Господа. Господь с причастием входит в человека. Таинству причастие предшествует Таинство исповеди (покаяния). На этом Таинстве верующий, заглядывая в свое сердце, в душу, видит свои неправды и беззакония, грехи, сознает их. В нем рождается желание очиститься от греховной скверны. Благодаря Таинству исповеди человек получает прощение грехов от Господа, тем самым соединяясь с Ним. Таинство Миропомазания совершается вместе с Таинством Крещения. Таинство крещения – это духовное рождение человека, а Таинство Миропомазания – это укрепление человека в служении Богу. В Таинстве миропомазания помазываются маслом органы чувств и действия человека, чтобы этими чувствами и действиями мы служили Творцу Вселенной.
Таинство Соборования
Что касается Таинства Соборования, то оно проводится, как правило, для укрепления и поддержки болящих. Призывались пресвитеры – священники, которые совершали соборную (совместную) молитву, испрашивая у Бога милосердие во исцеление страждущего человека. Болящего помазывали маслом, читали Евангелие и возлагали руки.
- Батюшка, но почему тогда Таинства Соборования совершается во многих храмам Великим постом? Ведь не все же соборующиеся болеют.
- Таинство Соборования со времен древней Церкви происходит прежде всего ради исцеления людей от болезней. Особенно важно соборование тем, кто в скором времени должен умереть. Перед этим Таинством человек приносил покаяние. Затем за него совершалась молитва Церкви, он помазывался освященным маслом. При соборовании Бог прощает человеку те грехи, который он либо забыл, либо не принял за грех. Вот почему православные верующие стремятся поучаствовать с этом спасительном Таинстве, и прежде всего, перед смертью. Традиция же пособороваться во время Великого поста появилась в нашей Церкви сравнительно недавно. Известно, что в 20-м веке Церковь подвергалась жестоким гонениям и верующие христиане были готовы встретить смерть в любой момент. Стоит отметить, что вопрос соборования – это вопрос, который нужно решить с духовником.
Если духовник благословляет, то собороваться – разумно и правильно. Но нельзя забывать, что хотя в Таинстве соборования и прощаются забытые грехи, лучше все же самому покаяться в грехах на Таинстве исповеди. А что касается традиции собороваться Великим постом, как я уже сказал, здесь важно желание верующего очистить душу от скверны греха перед светлым праздником Воскресения Христова.
Таинство Крещения
Таинство Миропомазания совершается вместе с Таинством Крещения. Таинство крещения – это духовное рождение человека, а Таинство Миропомазания – это укрепление человека в служении Богу. В Таинстве миропомазания помазываются маслом органы чувств и действия человека, чтобы этими чувствами и действиями мы служили Творцу Вселенной.
- Батюшка, кто может быть крещен?
- Согласно церковной традиции креститься должен человек, верующий в Бога. Ибо если он не верует, а крестится, то это лицемерие и обман, за который потом Господь строго спросит с человека. Обмана и лицемерия в Церкви быть не должно. В момент крещения человек дает обет Богу, который заключается в словах «Сочетаюсь Тебе, Христе». Это обещание везде и всегда жить со Христом, невзирая ни на какие испытания, лишения, скорби. Это намерение должно быть трезво принимаемо человеком. Естественно, что если человек не верит в Бога, как он может дать такой обет? Наша Церковь, как известно, совершает крещение не только взрослых, но и младенцев. Вопрос о крещении младенцев возник еще в 1-м веке от Рождества Христова.
С одной стороны, для крещения нужна была осознанная воля крещаемого, с другой – младенцы такой воли не имеют. Спор был длительный, но в конце концов Церковь пришла к единому мнению. Большую скорбь испытывает мать, если у нее умирает ребенок не крещенный. Тут и так великая скорбь из-за самой безвозвратной утраты, а если еще ребенок и не крещен, то есть, по Слову Божию, обречен на вечные муки, то мать может легко впасть в уныние, отчаяние и смертную печаль.
И вот было принято соборное решение младенцев крестить. Но при одном условии: родители ребенка должны быть верующими, и также верующим должны быть восприемники, то есть крестные малыша. Окрещенный младенец должен возрастать, научаться жизни в атмосфере живого контакта с Богом. Если окружение младенца будет состоять из верующих христиан, то нет сомнения, что ребенок тоже вырастит христианином. Таким образом по сей день в наших храмах совершается Таинство крещения младенцев.
- Отец Стефан, а правда ли, что ответственность духовных родителей ребенка, его крестных столь же велика пред Богом, как и ответственность природных родителей?
- Ответственность несут и родные родители, и крестные. Надо так воспитать человека, чтобы он понимал высшую цель своей жизни, чтобы он так прожил свою жизнь, чтобы она была оправдана перед Богом, то есть прошла не за зря, не впустую. По этой причине родные родители физически укрепляют и воспитывают дитя, а крестные родители участвуют в духовном развитии ребенка. Связано это с тем, что в жизни ребенка бывают такие периоды, когда ему легче открыть душу крестным родителям, нежели родным.
С другой стороны, крестные родители не обременены какими-то особыми обязанностями, хлопотами семьи своего крестника или крестницы. Поэтому они могу посвятить время на их духовное воспитание. Важно напомнить всем настоящим и будущим крестным родителям, что их ответственность перед Богом за крестных детей также велика, как и у природных родителей.
- Батюшка, как происходит обряд крещения?
- Таинство крещения совершается во всех православных храмах по установленному чину. Сначала нарекается будущему христианину имя. Это имя может отличаться от того имени, которое носит человек. Если природного имени человека нет в святцах, ему подбирается созвучное имя святого или дается имя того святого, день памяти которого ближе всех к дате рождения крещаемого. Например, Снежану могут в крещении назвать Юлией, Светлану – Фотинией. Однако если «природное» имя человека имеется в святцах, из практических соображений его нарекают тем именем, которое он носит, к которому привык. В православной традиции принято нарекать крещаемого именем святого, который становится небесными покровителем человека.
Есть в нашем народе нехорошая суеверная традиция: лучше при крещении взять имя, отличное от «природного», чтобы на тебя не было сглаза. Это проявление чистого язычества. Мы с вами должны всегда помнить, что т.н. «сглазы и прочие «порчи» только тогда имеют на нас воздействие, когда человек способен принять, впустить эту демоническую силу в себя. Это возможно с людьми, которые не живут церковной жизнью, не молятся, не причащаются, не хотят жить по-христиански. Оттого все эти демонические «сглазы» имеют силу, потому что дом души человека пустой, не занят Господом. Вторая часть чина крещения – это так называемый чин оглашения, или введения в Церковь. Этот чин очень длительный, он мог длится от нескольких дней до нескольких лет. За этот период желающий креститься должен был познавать веру, изучать, применять в свой жизни. Церковь наблюдала за ним и в конце концов решала, достоин ли этот человек принять Таинства крещения.
- Отец Стефан, но это касалось, наверное, только древней Церкви. Кто сейчас будет ждать оглашения несколько лет? Может, сейчас с этим проще?
- Правила оглашения никто не менял. Однако учитывая сегодняшнюю ситуацию, выработан порядок подготовки к крещению. Перед крещением все кандидаты проходят собеседование, на котором объясняется, что такое крещение, как к нему готовится. Если крестится младенец, на собеседование приходят крестные родители. Это и есть период оглашения, подготовки к Таинству. Во время чина оглашения читаются запрещательные молитвы против сатаны. Крещаемые отрекаются, отказываются от сатаны и всех дел его. После этого крещаемый исповедает свою веру, говоря, что он хочет креститься.
Затем он дает обеты Богу на жизнь со Христом. Затем священник спрашивает крещаемого: «Давал ли ты обет жить со Христом?» «Давал». «Во что ты веруешь?» «Верую во единого Бога Отца Вседержителя…» – читается Символ веры. Третья часть крещение – это непосредственно само крещение. Первая молитва читается на освящение воды в купели. Затем освящается елей – масло. В древности елеем натиралось целиком все тело. Это был символ укрепления человеческого тела к восприятию Таинства. Так же маслом натиралось и тело новорожденного, и тело покойника – как символ перехода из одной жизни в другую, символ рождения в новую жизнь. Сейчас освященным маслом все тело не натирают, а помазывают основные части тела.
Хотя в греческой Церкви сохраняется традиция натирать все тело. Обе традиции помазания имеют одинаковую силу, так как благодать Божия действует и в том, и в другом случае одинаково. После этого совершается непосредственно крещение. Человек трижды погружается с головой в купель. В древности была традиция крестить в естественных водоемах. Совершался крестный ход на эти водоемы, людей крестили, затем также крестным ходом возвращались. Покрещенные шли в белых одеждах, с зажженными свечами. Сразу после крещения одевается нательный крест. Эта традиция, – ношение нательного креста, берет начало в 6-7 веке. Часто возникают вопросы, как, в какой одежде нужно креститься.
Вообще-то полагается креститься обнаженным, как мать родила. Поэтому младенцев мы крестим голенькими. Взрослых людей крестят в рубашках, чтобы не было конфуза и ненужного смущения. После Таинства крещения совершается крестный ход. Христиане идут в белых одеждах, с зажженными свечами и поют «Елице во Христа креститеся, во Христа облекостится» («Сегодня мы крестились во Христа, во Христа оделись»). Этот крестный ход шел от места крещения в храм, где начиналась Божественная Литургия. Вся община в храме ожидала этих новокрещенных христиан. В этот момент они входили в храм, и в храме начиналось чтение Апостола и Святого Евангелия. После этого начиналась Божественная Литургия. После Литургии совершалось Таинство миропомазания новокрещенных. Сейчас также совершается небольшой крестный ход вокруг купели. После чтения молитвы на миропомазание происходит помазание крещенных святым миром.
– А что такое миро? Кто его готовит?
- Миро готовит сам Святейший Патриарх, один раз в году, Великим постом. Оно включает в себя свыше сорока компонентов. Вопрос в другом: откуда берет начало миропомазание? Изначально Церковь Христова не миропомазывала. Епископ просто возлагал на крещаемых руки. В католической церкви по сей день так и происходит. Смысл миропомазания состоит в укреплении человека. Оно совершается возле купели после крещения. Затем читается молитва на омывание мира. В древней Церкви после крещения новокрещенные неделю жили при храме, участвуя в Литургии и причащаясь ежедневно. Тем самым они подтверждали, что они – христиане.
С отцом Стефаном беседовал Артемий Слезкин
21.01.15
2958 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!