Интервью с Высокопреосвященнейшим Лазарем, Митрополитом Симферопольским и Крымским, записанное в 2010 году для православной газеты «Херсонесский вестник» Севастопольского благочиния

20.01.15
1948 просмотров

Владыка Лазарь- Ваше Высокопреосвященство, Вы начали свое служение Церкви с 15 лет, став послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры. А в 1957 году, то есть когда Вам было 18 лет, Вы поступили в Минскую духовную семинарию. Это было время хрущевских гонений на Православную Церковь, времена трудные, скорбные и для духовенства, и для верующих мирян. Расскажите, почему Вы, несмотря на все это, решили посвятить себя служению Матери-Церкви? -

Вы правы, годы были очень и очень сложные. Церковь Христова была гонима. Священнослужители подвергались репрессиям. Но, выбирая путь служения Господу и Святой Матери-Церкви, я руководствовался неким призывом Божиим, который я ощущал в сердце своем. Думаю, внутренне я был готов разделить с Церковью Божией ее страдания, ибо душа моя стремилась ко Христу. Сколько себя помню, с самого раннего детства, всегда стремился в наш маленький сельский храм. Хотелось побыть на службе, поставить свечечку на подсвечник и смотреть, как она будет гореть: долго или сгорит быстрее, чем у других, ведь был все-таки ребенком.

И пусть школьные учителя пытались меня не пускать в церковь, но моя милая мама, дай Бог ей здоровья, всегда меня защищала. Будучи школьником, всегда ждал светлых пасхальных дней. Какая это была для нас, детей военного времени, радость – петь вместе со всеми праздничный тропарь: «Христос воскресе из мертвых...!» А Вербное воскресенье! Как мы ждали его: наступал вечер, начиналось Всенощное бдение, в храме раздавали веточки вербы. Тех же ребят, которые службу проспали, шутя легонько "побивали" ветками, приговаривая: "Верба б'е, не я за тиждень, Великдень...". Мне нравилось петь на клиросе, особенно когда был уже семинаристом. Помню как сейчас: зима, все занесено снежными сугробами, а я под Рождество Христово сквозь веси и горы пробираюсь к нашему маленькому деревенскому храму, чтобы там исполнить свое послушание чтеца. Одним словом, я благодарен Господу за то, что родители были глубоко верующими людьми и сызмалу привили мне любовь к Господу и Святой Матери - Церкви.

- Владыко, Вы управляете Симферопольской и Крымской епархией с 1992 года. Фактически, при Вашем непосредственном участии возрождалась церковная жизнь полуострова. Расскажите, что было самым трудным в Вашем служении за эти 18 лет, а что - наиболее легким? 

- Тот, кто попадает на эту поистине благословенную землю, не может не прочувствовать ее Богоизбранности. Помимо удивительной внешней красоты, Господь судил освятить ее проповедью апостольской: апостол Андрей Первозванный огласил Евангельским Благовестием древнейшие города Крыма, здесь святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий работали над славянской грамотой, наконец, здесь, в Херсонесской купели, принял Таинство Святого Крещения равноапостольный великий князь Владимир, прозванный в народе «Красно Солнышко».

А сколько угодников Божиих просияло на Таврической земле в последующие века! Ныне, как звезды на церковном небосводе, сияют они, освещая земной путь христианина, как маяки указывают путь к тихой бухте спасения каждому, находящемуся в бушующем море житейском. Наша задача состоит в подражании им, в следовании их примеру. Сегодня мы просто обязаны изучать и популяризировать их духовное и богословское наследие. Восстанавливать поруганные святыни нашего народа, храмы и монастыри, которые за десятилетия безбожия пришли в весьма плачевное состояние. Возрождать духовно-патриотическое воспитание молодежи, потому что молодежь – это наше будущее. Совместно с Министерством образования и науки мы внедряем в учебный процесс культурологический курс "Основы православной культуры Крыма", для того, чтобы наше молодое поколение знакомилось с богатейшей культурой и традициями предков, научилось ценить те духовные сокровища и памятники, которые достались нам в наследство, дабы никогда в дальнейшем наши общенародные святыни, культурное наследие всего человечества не подверглось разрушению.

В этом я вижу главную задачу, поставленную передо мной Богом и Священноначалием. Храмы возрождать, безусловно, надо, но, я еще раз хочу подчеркнуть, что для нас основная задача состоит не в том, чтобы восстанавливать храмы и монастыри, а в том, чтобы созидать души людские. Потому что Церковь Христова – это не стены с куполом, украшенные росписями. Это живой Богочеловеческий организм, Глава которого – Христос, мы же все – части этого Единого Тела, о чем пишет святой Апостол Павел в Послании к жителям г. Ефес (Ефес. 4, 15). В другом Послании он, обращаясь к христианам, прямо говорит: " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3:16-17).

Что же касается статистики, то приведу небольшой пример: когда, по благословению Священноначалия нашей Церкви, я был назначен на Крымскую кафедру, здесь было около 15 приходов и в двух обителях едва-едва начинала зарождаться монашеская жизнь. На 1 января 2008 года (до образования Джанкойской епархии из состава Симферопольской и Крымской) наша епархия объединяла 532 прихода, 15 монастырей (из ни них 9 зарегистрированных и 7 находились в стадии регистрации). Разрушать всегда легче, чем восстанавливать что-либо с нуля. Но, с Божией помощью, всякое даже самое сложное дело – осуществимо!

- Ваше Высокопреосвященство, во все времена семья являлась основой, фундаментом государства. В наши дни институт семьи подвергается многим ударам, как внутренним, так и внешним. Из всех заключенных браков, по статистике, почти половина распадается. Расскажите, пожалуйста, что должно стать "цементирующим составом" любой семьи. Как снизить число разводов? Какова роль Церкви и вообще православной веры в деле созидания крепких семей?

 - Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сказать о том, что такое брак и как рассматривает его Православная Церковь с позиций Священного Писания и Священного Предания. В "Основах социальной концепции нашей Церкви", принятой 12 сентября 2005 г., в разделе Х. (под названием "Вопросы личной, семейной и общественной нравственности") излагается учение Православной Церкви о том, что такое семья и какие должны быть взаимоотношения внутри нее.

Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" (Еф. 5. 22-33). Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, "таинством любви", вечным единением супругов друг с другом во Христе. Согласно раннехристианскому апологету Тертуллиану, брак, "скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [Евхаристией], запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами". К сожалению, есть много семей, которые, состоя в браке, заключенном государством, до сих пор не освятили свои отношения узами брака церковного, поэтому, для того, чтобы дать некоторое утешение верующей половине такого брачного союза, Священный

Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года принял особое Определение в котором говорится: "Настаивая на необходимости церковного брака, считаем своим долгом напомнить .., что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку". Тем не менее, опыт показывает, что только общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена, совместно с детьми, возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза.

Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак "только в Господе" (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. В соответствии с древними каноническими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня, находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Поскольку часто на прием к Правящему Архиерею приходят верующие семьи с просьбой о расторжении церковного брака, пользуясь случаем, хочу еще раз сказать о тех причинах, которые могут послужить к расторжению брака. Для этого еще раз обратимся к "Основам социальной концепции". В пункте Х.3. говорится: "Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Мф. 19: 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям".

"Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага".

В 1918 году Поместный Собор РПЦ в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

 Сегодня Церковь крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. И вступление молодых людей в так называемые "гражданские браки", то есть временные отношения без регистрации брака государством и тем более без церковного благословения. Такое положение вещей становится подлинной трагедией для личности и народа, поскольку разрушается самая основа общества – семья и семейные отношения. Подобное сожительство, безусловно, является грехом и ни к чему хорошему привести не может.

Мы должны помнить, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о Женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Святой Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью "малой церковью". "Скажу еще и то, – пишет святой отец, – что брак есть таинственное изображение Церкви". Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

 Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества.

Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

- Владыко, времена, в которые нам судил жить Бог, часто называют "апостасийными", или "последними временами", когда приход антихриста кажется как никогда близким. И вправду, если оглянуться, можно ужаснуться: всюду пьянство, наркомания, мат, блуд, супружеские измены, ложь, ненависть. Как Вы считаете, может ли Церковь противостоять этой сатанинской волне, захлестнувшей наше общество? Какое участие в этой битве должны принимать верующие, будь то архиерей, священник или простой мирянин? 

- Не думаю, что мы живем в "последние времена" в том смысле, в котором говорят сегодня СМИ. Кто-то трубит о близком конце света, сроки которого, только на моей памяти отодвигались, наверное, не один десяток раз. С точки зрения православной эсхатологии, безусловно, мы живем в завершающей фазе земной истории рода человеческого, которая началась Боговоплощением две тысячи лет назад. Это время можно назвать последним в том смысле, что Замысел Божий о мире осуществлен. Бог соединился с человеком, для спасения рода человеческого. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, в начале своего Соборного послания говорит: "Дети! последнее время" (1 Ин. 2:18), характеризуя современный ему мир, исполненный порока греха, всевозможных ересей и лжеучителей, называвших себя "христами".

Конечно, если проанализировать духовное и нравственное состояние современного мира, оно будет напоминать то положение, в котором находилось человечество 2000 лет назад. Господь наш Иисус Христос так говорит о Судном дне: "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Мк. 13, 32). Разъясняя эти слова Спасителя, Григорий Богослов говорит так: "Как Сыну, Который подробно знает, что будет пред последним часом и как бы во время конца, не знать самого конца? Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как Человек". Соглашаясь с этим мнением, блаженный Феофилакт говорит: "Он (то есть Христос), как Бог, знает, а как Человек не знает времени Своего пришествия".

Если же предположить, что день и час кончины нашего земного мира, а следовательно, и начала Страшного Суда, еще не назначены и что назначение их зависит от воли Отца Небесного, то тогда станет понятным, что о дне... том, или часе, никто не знает, ни Ангелы Небесные, ни Сын, но только Отец, от воли Которого зависит назначение их. День и час еще не назначены Отцом, а потому не знает их никто, даже Сын. Все зависит от нас, потому что каждым своим злодеянием и грехом мы умножаем зло в этом мире и, соответственно, приближаем его конец. Церковь учит нас, что мир держится молитвами святых и если мы постом, молитвой и покаянием будем очищать души свои от всякой скверны, то преклоним Праведного Судию от суда на милость к нам грешным.

- Владыко, Вы общаетесь со многими людьми. Что, по Вашим наблюдениям, сегодня более всего волнует верующих: мирские заботы и неурядицы или все же вопросы духовной жизни, возрастания в вере? Кого больше в наших храмах: просителей земных благ или просителей Царства Небесного? Что бы Вы посоветовали и тем, и другим?

 - Да, сегодня, Богу содействующу, наши храмы переполнены верующими людьми. Мы можем безбоязненно исповедовать свою веру, не подвергаясь гонениям, участвовать в Таинствах Церкви. Что же касается Вашего вопроса о том, кого больше в наших храмах, об этом только Богу известно. Ибо только Он видит помышления сердца человека. Тем не менее, от нас, священнослужителей, напрямую зависит, с чем будут приходить в храм люди. Мы должны учить их вере, давать ответы на сакраментальные вопросы бытия с позиции Священного Писания и говорить о Вечности. Ведь смысл жизни человека заключается не в том, чтобы искать материального благополучия, того, что есть, пить или во что одеваться, по слову Евангелия, но в том, чтобы искать "… прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (Мф.6:33). Так говорит Спаситель и так мы должны поступать. Ибо слова Божии неложны и, если человек будет исполнять Заповеди Божии, то благословение Господне почиет и на всех его земных делах.

 - Владыко, наша газета ориентирована не только на верующих, прихожан храмов, но и на людей, находящихся пока вне Церковной ограды, только ищущих путь к Богу, смысл жизни в Боге. Что бы Вы пожелали нашим верующим и неверующим читателям?

 - Святитель Василий Великий в одном и своих произведений уподобляет верующего человека пчеле, которая, хоть и облетает многие поля, но собирает нектар не со всякого цветка. Проделав же долгий путь, она пьет нектар и возвращается в улей, где из него производит мед. Так и человек, приходя к Церкви Христовой, получает полноту истины, вкушает нектар благодати, а человек неверующий все еще пребывает в поиске.

Вера – это наш спасительный якорь, удерживающий корабль нашей жизни, это щит, который покрывает нас в трудную минуту от стрел вражиих. В заключение этого интервью мне хотелось бы пожелать всем нам всегда помнить о том, что каждый наш поступок, каждое наше слово, обращенные к нашим близким, должны быть наполнены любовью. Земная наша жизнь коротка, поэтому, если мы не находим в своем сердце места для любви к другому человеку, оно остается пустым и бесплодным, а сухое бесплодное дерево, как известно, "… срубают и бросают в огонь" (Лк. 3, 9). Будем же всегда помнить, что Царство Небесное – это не Царство справедливости, а Царство Любви, любовь же "… долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, а сорадуется о истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, все терпит, любовь никогда не престает" (1 Кор.13.4-8).

20.01.15
1948 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: