Благочинный Cевастопольского округа протоиерей Сергий Халюта: «Брак – это не услаждение похоти людской, а жертвенное служение»
Беседа с благочинным Cевастопольского округа протоиереем Сергием Халюта о целях брака, проблемах, которые должны сообща решать супруги, о необходимости церковного благословения супружеской жизни.
– Расскажите немного о своей семье. В каком году Вы с матушкой поженились, сколько у Вас детей.
– Я вступил в брак после окончания Одесской духовной семинарии, когда мне было 22 года. Это было в 1990 году. Я был достаточно молод годами, но мудр для того, чтобы уже создать семью. Уверен, что для создания семьи даже в молодом возрасте необходима некоторая мудрость, поскольку брак – это жертвенное служение. Брак – это не услаждение похоти людской, а именно жертвенное служение. Это служение своей супруге, служение своей семье, служение впоследствии своим детям.
Когда мы действительно служим своим близким, тогда брак является крепким, моногамным, то есть христианским браком: одна жена одного мужа и один муж одной жены. Этот брак длится на протяжении всей жизни супругов. Очень важно иметь в молодости эту мудрость, это понимание: семья есть дорога двух людей с человеком, которого ты любишь и с которым сочетаешься браком, и эта дорога будет продолжаться всю жизнь. Дорога эта будет не всегда радостной, но и со скорбями, и с лишениями, и с приобретениями.
Нужно четко понимать, что дорога такого христианского брака приводит к Богу, в Царство Небесное, потому что это дорога, которая ведет за Христом. В семье за Христом идут все – и муж, и жена, а за ними – их дети. Ведь выбор родителей – это чаще всего и выбор детей. Если родители живут моногамным браком, браком чистым, жертвенным, в любви, то и дети, подражая своим родителям, будут жить точно таким же браком. И этот духовный опыт передается из рода в род, из поколения в поколение.
– Батюшка, расскажите о ваших детях.
– У меня четверо детей. Старший сын учится в Санкт-Петербургской духовной академии, второй сын – в Таврической духовной семинарии. Третий сын учится в шестом классе, младший – в третьем классе. Господь нам даровал четверых сыновей, за что мы с супругой, матушкой Зоей, непрестанно благодарим Его; за это великое благодеяние, за эту великую радость в наших детях.
– С чего должна начинаться молодая семья – с любви, привязанности, симпатии, уважения, общих интересов, расчета?
– Молодая семья должна начинаться с понимания пути, который предстоит пройти. Этот путь, как я говорил, протекает через всю жизнь. Конечно, без любви ничего невозможно. Если нет любви, то не будет никакой привязанности. Безусловно, между мужчиной и женщиной должна быть любовь. Не любовь похоти, а любовь, которая возвышается над всеми нашими страстями, любовь, которая побуждает нас соединиться «в плоть едину», в единое целое. Мудрость человека заключается в том, чтобы осознавать необходимость жертвенного служения жены мужу и мужа – жене.
– Молодые люди, парень и девушка, решают жить вместе, вести вместе быт. Обязательно ли официально регистрировать отношения, ставить штамп в паспорте, или попробовать жить в так называемом «гражданском браке», то есть без «официоза», который многие считают не обязательным?
– Говоря о сожительстве мужчины и женщины, нужно говорить о том, что это путь греховный, ведущий людей в погибель. Когда мужчина и женщина живут друг с другом в так называемом «гражданском браке», это дорога в никуда. Из греха в человеке никогда ничего хорошего не вырастает. Грех – это зло, это причина наших болезней и самой смерти, тления нашего. Грех никогда не принесет человеку добра. Когда человек на греховной закваске собирается построить семью, разве может на этой закваске вырасти какое-то доброе древо? Вырастет страстное древо, ведущее к погибели не только самих «гражданских супругов», но и их детей, родившихся в таком «браке». Из рода в рода этот грех будет передаваться, как своеобразное проклятие.
Поэтому мы и говорим, что брак должен быть благословленным Богом. Во время Таинства венчания священник произносит такие слова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Церковный брак, или брак, благословленный Богом, – это брак на всю жизнь человеческую. Так называемый «гражданский брак» – это «брак» услаждения страстями. Как правило, в таких «браках» и детей нет.
– Обязательно ли молодым супругам венчаться? Что дает это Таинство, к чему обязывает?
– Вы знаете, гражданский брак – то есть официально зарегистрированный в ЗАГСе брак для меня имеет только юридическую форму, но не является благословением на брак. Я начинал свою семейную жизнь с того, что мы с женой расписались в ЗАГСе. Однако только после церковного благословения, после венчания, мы с матушкой начали жить как муж и жена. Так должны поступать все православные христиане.
Как без благословения Божия не может начаться жизнь человеческая, так, тем более, – жизнь двух людей, решивших вступить в брак. Безусловно, семейную жизнь нужно начинать после Таинства венчания, в целомудрии и чистоте.
– С какими трудностями молодожены сталкиваются в первые годы брака, и какие пути их преодоления Вы видите?
– Если этот брак христианский, если этот брак – жертвенный, то трудностей у людей не бывает. Эти трудности преодолеваются любовью, жертвенностью. Если этот брак не христианский, брак страстный, то появляются бытовые трудности: негде жить, у мужа маленькая зарплата, у жены маленькая стипендия, оказывается, мужу надо что-то стирать, жену нужно кормить. Оказывается, что перед этими двумя людьми, которые не стали единой плотью, появились какие-то трудности, которые преодолевать они совершенно не могут, не готовы, не хотят. На этом замешивается брак вне Таинства венчания.
Когда же люди вступают в брак христианский, православный, жертвенный, они преодолевают все трудности. Трудности могут быть разного характера. Но когда люди идут рука об руку вместе, никакие трудности им не страшны. Апостол Павел пишет: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5, 31). И апостол Павел восклицает: «Сия есть тайна непостижимая!» Вот когда два человека станут «плоть единой», то и трудности они по-другому воспринимают, по-другому их преодолевают.
– Огромную роль в молодой семье играют интимные отношения супругов. В этой связи есть несколько актуальных вопросов. Является ли грехом предохранение супругов от нежелательной беременности? Секс только ради удовольствия – это плохо, с Вашей точки зрения?
– Я уже говорил о страстном браке: секс только ради удовольствия есть страсть. А страсть – это то, что разрушает душу человеческую. Более того, она разрушает и тело человеческое, потому что из-за страсти, когда люди невоздержанны в своих страстных побуждениях, они болеют болезнями, например, венерическими, которые разрушают и тело человека. Нужно вспомнить и о ВИЧ-инфекции, которая часто появляется из-за страстности человека, его пристрастии или к наркотикам, или к блудной жизни.
Что касается предохранения от беременности, то это, безусловно, греховные помыслы и греховные действия. Господь посылает супругам детей ровно столько, сколько они могут взрастить. Если человек живет по канонам Церкви, по канонам веры Христовой, он не нуждается в предохранении. Это предохранение совершенно не нужно человеку.
В русских семьях до революции было по 8-10 детей. У моей бабушки было 8 детей. Если сейчас вы посмотрите на семьи священников, то увидите, что в них всегда много детей. И неважно, где отец-священник служит, в городском или сельском храме. У нас есть в благочинии священники, которые живут в селе и имеют по 7-8 детей. И при всей скудности денежного дохода в таких семьях дети получают и высшее образование, и прекрасно учатся в школе, и накормлены-напоены, и чисто одеты. Ведь Господь не оставляет такие семьи, таких родителей.
– Почему супружеские измены неприемлемы в браке?
– Потому что супружеская измена полностью разрушает брак. Ведь Господь в Священном Писании в ответ на вопрос иудеев об основаниях расторжения брака нам прямым текстом говорит: «Разве что за прелюбодеяние» – то есть за супружескую неверность. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). «Разве что за прелюбодеяние», – когда человек своими греховными деяниями сам разрушает таинство брака.
– Кто глава семьи – муж или жена?
– Глава семьи, безусловно, муж. Как Христос есть Глава Церкви, так и муж – глава семьи. Но как Христос заботится о Церкви, так и муж должен заботиться о своей жене, как говорит апостол Павел. Вот его наставления из послания к Эфесянам (гл.5, ст. 22-30):
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, …. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его».
По поводу первенства в семье нужно помнить, что все же муж и жена – это плоть единая. И в семье должно быть единомыслие, единомудрие, единоначалие. Этим единоначалием и является муж.
– В любой семье, особенно молодой, не обойтись без конфликтов, ссор, скандалов. Как Вы думаете, что чаще всего стоит за семейными ссорами – нежелание уступать, отсутствие терпения, гордость, нехватка любви или что-то еще?
– Преодолевать семейные конфликты можно только прощением супругов прегрешений друг другу. Ведь мы, христиане, обязаны прощать прегрешения против нас вообще всех. Нас к этому призывает Господь. В прощеное воскресенье мы слушаем евангельское чтение, в котором Господь говорит нам: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Это истина для человека.
Безусловно, и супруги должны прощать друг другу. Всепрощение является скрепляющим составом брака христианского. Как бы человек ни жил, как бы ни старался следовать заповедям Божиим, где-то все равно он оступается. И конфликты в семье часто возникают на совершенно ровном месте: виной им раздражительность, усталость, гордость и другие греховные проявления. Бывают и бытовые моменты: например, мужу не нравится, что жена пересолила суп. По этому поводу он может разозлиться на жену. А до этого у него были какие-то неприятности на работе, еще какие-то причины. Но все это пустяк, ерунда по сравнению с дальнейшей жизнью мужа и жены. Поэтому муж должен прощать жене, жена должна прощать мужу, и тогда будет любовь между ними. Эта любовь будет укрепляться с годами.
– А если конфликты возникают в семье, где один супруг – верующий, а другой – неверующий?
– Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам так сказал: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим». Конечно, семьи разные бывают. Бывает, что жена верующая, а муж – нет. У жены должна мудрость быть, и у мужа должна быть мудрость. И в воспитании детей, и в решении каких-то бытовых вопросов. Где-то нужно друг другу уступать.
Ведь муж и жена – это не два барана из сказки, которые встретились на мосту. Они не должны сталкиваться на мосту, не желая уступить дорогу один другому. Муж и жена – это две овцы, вместе идущие на зов пастыря (пастуха) – Христа. Идущие рядом друг с другом, помогающие друг другу преодолевать трудности.
– Важная часть брака – взаимоотношения с родителями молодых. Множество конфликтов возникает на почве вмешательства старшего поколения в жизнь молодой семьи. Какие бы советы в этом Вы дали и молодым людям, и их родителям?
– Вы знаете, у нас до революции был такой уклад, что семьи жили вместе. Жили родами, и старшие, и младшие. Все эти конфликты преодолевались в терпении. То есть в покорности жены родителям мужа, или в покорности мужа родителям жены. Ведь в этом проявлялось не что иное, как духовное совершенствование мужа и жены – в терпеливом преодолении трудностей.
Сейчас, к сожалению, в нашем мире уже нет былой родовитости, нет семей, которые живут родами, поэтому, когда возникают такие конфликты, молодожены должны жить отдельно от родителей, должны строить свою семью самостоятельно. При этом родители должны помогать детям. Опять-таки, в Таинстве брака мы слышим, что молитвами родителей утверждается основание дома. То есть фундамент семейного дома утверждается молитвами родителей. И родителям нужно четко понимать, что прежде всего молитвой и добрым советом они могут помочь своей дочери или сыну в укреплении брака.
Не в том должно проявляться участие родителей в молодой семье, чтобы нашептывать дочери – «твой муж плохой» или сыну – «твоя жена плохая». Так часто бывает в нашей жизни, когда родители стремятся не укреплять семью своих детей, а отстаивают интересы только одной стороны – своей дочери или своего сына. Я считаю, что так быть не должно, а родителям поступать по-христиански: своей молитвой, своим поведением, своей твердостью утверждать основание дома молодоженов. Если есть любовь, молодые муж и жена всегда найдут между собой общий язык, всегда придут к согласию – и без вмешательства старшего поколения.
– Счастливый брак – какой он?
– Это счастливый брак моих родителей, которые более полувека прожили вместе. Брак их был всегда в любви. Это счастливый брак моих дедушки и бабушки – вместе они прожили более 70 лет, и жили в любви и согласии. Вот, в моем понимании, что такое счастливый брак. Это моногамный брак: муж одной жены и жена одного мужа – через всю жизнь.
С протоиереем Сергием Халюта беседовал Артемий Слезкин