Праздничное Всенощное бдение накануне праздника Вознесения Господня в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе

05.06.19
610 просмотров

06 июня Православная Церковь празднует двунадесятый праздник Вознесения Господня. Ежегодно на 40 день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе, весь православный мир отмечает один из двунадесятых праздников церковного года — Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения.
Праздничное Всенощное Бдение накануне Вознесения в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе в этот день возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта в сослужении духовенства собора.

Событие праздника Вознесения Господня

Сорок дней после Своего Воскресения Господь являлся ученикам – всегда таинственно, нежданно, всегда желанно: у пещеры гроба и в затворенной горнице, на дороге и на морском берегу. Он был с ними, Он, Воскресший! Он говорил им о Царствии Божием. А потом Он собрал их на горе Елеонской и сказал: – Не отлучайтесь из Иерусалима, а ждите Духа Святого, обещанного Мною. Иоанн Креститель крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым. Тогда вы примете силу и будете свидетельствовать обо Мне до края земли. Он говорил это, а ученики смотрели на Него, на свет лица Его, и пытались понять, что за крещение Духом Святым ждет их... А Он вдруг стал отделяться от земли – как бы перешел в другое пространство: «облако взяло Его из вида их», как пишет книга Деяний святых Апостолов. Апостолы смотрели на небо, туда, где только что видели любимого Христа. И тут два Ангела в белых одеждах пред¬стали им и сказали: – Мужи из Галилеи! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Ангелы исчезли, а апостолы стали спускаться с горы в Иерусалим. В сердцах их должна была бы звучать печаль: ведь любимый Учитель покинул их, Он больше не будет являться им на земле! Но их переполняла радость, невыразимая, светлая радость. И они чувствовали, каждый всем существом: Он с ними, с ними навсегда! Через Вознесение Господа падшее человечество Христом возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженную и одухотворенную человеческую при¬роду величайшей чести и славы. Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении и основанием которому послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается таинство Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотью на земле. Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества.
Икона Вознесения
В верхней части иконы, в лучистых цветных кр¬гах, означающих Небо, – Христос, сидящий во славе. Правой рукой Он благословляет апостолов, а в левой держит свиток, изображающий Его слово, которому Он учил на земле. Светящиеся одежды Христа символизируют Его прославленное, возне¬сенное в Вечность Тело, которое уже не принадлежит законам земной природы. По сторонам – два ангела. Внизу – Богородица и апостолы, смотрящие на небо. Ангелы в белых ризах говорят ученикам: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Заметьте: те ангелы, что вверху, одеты в цветные одежды, они как бы «земные», и этим подчеркивается, что Христос вознесся на небо со Своим земным, человеческим телом. А вот ангелы внизу – в сияющих одеждах света, как и те, что явились женам-мироносицам у гроба при Воскресении Христовом. Отныне на земле с людьми – Божественный свет. Пресвятая Богородица смотрит прямо на нас; она здесь – центр, воплощение Церкви Христовой.
Вертикальная координата
Протоиерей Андрей Ткачев о празднике Вознесения Господня
Человек – существо с прямым позвоночником. Ему невозможно, не теряя достоинства, менять естественное положение тела. На четвереньках человек – не совсем человек. Вот блудный сын, измученный голодом, желает питаться из свиного корыта. Не иначе, ему для этого нужно склониться, опуститься на землю, стать одного роста с презираемыми животными. Так грех гнет нас к земле. Сначала – напором искушений, от которых подгибаются колени. Затем – стыдом, когда лицо опущено и на высоту небесную смотреть совестно. Еще грех не стал делом, не совершился как факт, еще он только в виде помысла живет в сердце, словно червь – в яблоке, а человек уже опускает глаза. Так было с Каином, когда жестокая боль обиды уязвила его гордыню. «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4: 5). Зная сердце человеческое, видя, какие мысли зреют в его недоступной человеческому взору глубине, Бог предостерегает Каина от зарождающегося в нем греха. «Если делаешь доброе, – говорит Господь, – то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). Что было после с Каином, мы помним. И та успешность в делах земных, которой отличалось затем потомство Каина, есть отчасти следствие его некогда опущенных в землю глаз. Отсюда – успехи в скотоводстве, металлургии и выделывании тканей, которыми отличались каиниты. Опустив однажды лицо к земле от стыда, Каин стал со временем отцом успешной в делах земных цивилизации. Такое естественное движение головы и глаз, как взгляд на небо, не всем дается одинаково просто. Человек, мучимый совестью, гораздо естественней сгибается к земле, опускает глаза. Небо, этот «престол Божий» (Мф. 5: 34), осознается чистым и святым. Поэтому блудный сын, составляя покаянную молитву, готовится сказать: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18). И вот Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью. Смотрели вверх и очевидцы Христовых страданий. Гора сама по себе высока. Снизу вверх смотрят на гору все, кто стоит у ее подножия. Крест же возвышается над самою горою. Христос сказал: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). Он доныне влечет к Себе человеческие души, и, когда мы поднимаем лицо к Голгофе, глаза наши бывают полны слез. Но не так в Вознесение. Тогда, проводив Его долгим взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим «с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24: 52–53). Христос жив! Христос вышел победителем из схватки со смертью! Правда, Царство Израильское Он устроит еще не в это лето. И вообще Он творит много такого, что люди оказываются к Его делам не приготовленными. Вот и сейчас повелевает не отлучаться от Иерусалима, но ждать «силы свыше». Он не говорит все сразу, а то, что говорит, не сразу понятно. Его мысли – не наши мысли. Но главное – Он жив и обещал быть с нами до скончания века! А раз так, то ничего не страшно. Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и интересного в этот час нет для апостолов на земле. Все самое важное для них там, куда Христос восходит. Как интересно, что язычники всматривались некогда в ночное небо, и это небо светом особенной звезды привело их к Младенцу-Мессии. Первое пришествие возвещено темным небом, украшенным звездами. Небом же, но уже ясным и дневным, будет возвещено и Второе пришествие. Вот ангелы в белых ризах говорят апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11). Праздник Вознесения становится праздником возвещения о Втором пришествии. Это теперь – главная цель поднятия на небо глаз. Но не забудем и Крест Голгофский. Он тоже, как помним, заставлял поднимать лицо к небу. Крест, Вознесение, Второе пришествие. В последний день все эти события сольются в одно, потому что перед славным явлением Христа для суда над миром, «явится знамение Сына Человеческого (Крест, то есть) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 30). Восплачутся, потому что до сих пор все время смотрели в землю, все дела свои делали только ради земли, земным успехом мерили свои усилия. Тем же, кто не забыл о небе и о Том, Кто восшел туда после Воскресения, Господь говорит: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28). Восклонимся и распрямимся, грешники. Распрямим спины все, искупленные кровью Сына Божия; все, не забывшие об этой великой цене искупления; все, говорящие Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). Нам не нужно более ползать в прахе и стоять на четвереньках. Достоинство нам возвращено, и усыновление нам подарено. Вертикальную координату сообщает вознесшийся Господь мыслям верующего сердца человеческого. И вновь слышит домой вернувшийся сын голос Отца: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться» (Лк. 15: 22).
Источник (прот. Андрей Ткачев): Православие.ру

05.06.19
610 просмотров

1 комментарий
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Посетители
интересно...

Читайте также: