В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы престольный праздник отметил нижний храм Свято-Владимирского собора в Херсонесе
«Именно в этом храме в центре древнего города Херсонеса, по преданию, котороедонес до нас святой преподобный Нестор Летописец, крестился святой равноапостольныйвеликий князь Владимир», - рассказал отец Сергий. – «Отсюда началось спасение нашего народа,народа Святой Руси. Для человека неверующего, далекого от Церкви, конечно,непостижимы тайны Божии. Но те люди, которые сегодня пришли сюда, в Херсонес, имолились в храме Рождества Пресвятой Богородицы, приблизились к этим тайнам: ктайне воплощения Сына Божия, к тайне рождения Той, Которая вместила невместимогоБога. Сколько тысячелетий люди ожидали пришествия Спасителя. Сколько людейжаждало этого события. И вот это событие совершается сегодня, Матерь Божиярождается и через нее воплотится Сын Божий».
21сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.
В этот светлый ирадостный день в земной мир пришла Пресвятая Дева Мария, Которой БожественнымПромыслом было установлено стать Матерью Спасителя мира, Господа нашего ИисусаХриста.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете.Родителями Ее были праведные Иоаким и Анна. Супруги были бездетны, так каксвятая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не терялинадежды на милость Божию, твердо веруя, что Богу все возможно, и Он можетразрешить неплодство Анны даже в ее старости. Святые Иоаким и Анна дали обетпосвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.
Оба супруга горячо молились о ниспослании им долгожданного ребенка. И вотАрхангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаныБогом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будетдаровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой идобродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмомБожиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "НебеснойДверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших".
Почему мы почитаем Пресвятую Богородицу?
Мы веруем, что Господь наш Иисус Христос – одновременно и Бог, и земнойЧеловек. Великая это тайна нашей веры: Господь во время Его земной жизни был вовсем подобен нам, ведал те же природные слабости и скорби, – и при этом,непостижимым образом, с немощной человеческой природой в Иисусе Христе соединилосьБожество. В отличие от нас Господь не был подвержен греху. И родился в мир Онсверхъестественным, чудесным образом – «от Духа Свята и Марии Девы», каксказано в нашем Символе Веры.
Вдумаемся в эту основную для православных христиан истину. Божественное Слово(Вторая Ипостась Бога-Троицы), вочеловечившись, стало Сыном Марии! Этоутверждение принадлежит святому Кириллу Александрийскому, одному из отцовЦеркви. Мария, еврейская Девушка из рода царя Давида, жившая в Палестине вовремя правления императора Августа, стала Богоматерью. Родив Господа, Онаосталась Девой. Богородица, Мать и Дева, над Которой не имели властифундаментальные законы природы, – могла ли Она быть обыкновенным человеком?Можно ли думать о Приснодеве Марии лишь как о Посреднице для Боговоплощения,исчезающей в лучах славы Ее Сына? Для православного сознания это невозможно. Внашей Церкви Мария занимает особое место. Ей, наряду с Господом, принадлежитособое почитание.
На протяжении веков Боговоплощение промыслительно готовилось в израильскомнароде. Целые поколения людей, не ведая того, участвовали в этом: цепьблагочестивых предков Девы Марии восходит к святому царю Давиду. РождениеПресвятой Девы было не совсем обычным: Она родилась от праведных Иоакима и Анныуже тогда, когда они достигли возраста преклонного.
Мария от природы изначально обладала высочайшей святостью. Но чтобы Ей статьМатерью Божией, требовался Ее особый личный подвиг, Ее собственное согласие наэто. И когда перед Ней предстал Архангел Гавриил, объявивший, что Ей надлежитстать Матерью Бога, Она смиренно склонилась перед Божественной волей. «Се рабаГосподня,– сказала Мария Архангелу.– Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1,38). Святейшая среди людей, Мария была и смиреннейшей. Бог сошел на землюблагодаря Ее смирению.
Православная Церковь почитает важнейшие события жизни Богоматери. Сблагоговением каждый год мы вспоминаем Рождество Богородицы, Введение во храм,Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Успение... В Византии и на Русипочитались также многочисленные иконы Богоматери. Иконы эти – место особогоблагодатного присутствия Пресвятой; люди, молитвенно обращающиеся к Богоматеричерез Ее изображения, получают от Нее помощь. Многие иконы Богородицы являютсячудотворными; таковы наши великие святыни – Казанская, Владимирская, Иверская,Донская.
Нельзя представить себе жизни Церкви без постоянногоприсутствия Богоматери. Она – Заступница наша и Молитвенница, Предстательницаза нас перед Богом. Молитвы Богоматери – это покров, защита христиан. И еслиБог – наш Отец, то Она – наша Мать. Царица неба и земли, в Церкви Она именуется«Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». В иерархии невидимойЦеркви Богоматерь вознесена не только над всем человечеством, но и надбесплотными ангельскими чинами. В тварном мире нет никого другого, кто мог бысравниться с Ней в святости. Но при этом Она, как и Ее Божественный Сын,бесконечно близка каждому верующему сердцу.
Молитва Пресвятой Богородице
Богородица – общая Мать всем нам, христианам, поскольку мы соединены с ЕеСыном таинственными узами. Она бесконечно близка каждой христианской душе; ипотому существует множество молитв – гимнов, одушевленных любовью к Ней. Всякийправославный человек знает молитву «Богородице Дево»: умиляя и возвышая душу,она влагает в ум молящегося православное учение о Богоматери.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою,Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, Яко Спаса родила есидуш наших.
Материал подготовил Артемий Слезкин, сотрудник пресс-службыСевастопольского благочиния