09 июня престольный праздник отметил храм Вознесения Господня
09 июня, в сороковой день после Пасхи, Святая Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Вознесения Господня. В этот день Спаситель мира Иисус Христос вознесся от земли на небеса, воссев одесную Бога Отца.
В этот день престольный праздник отмечает храм Вознесения Господня на северной стороне. Возглавил праздничную Божественную литургию благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Ему сослужил настоятель храма Вознесения протоиерей Борис Кравец и духовенство благочиния. Храм был полон верующих, почти всем присутствующие причастились Святых Христовых таин. После Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг храма.
По завершении богослужения отец Сергий поздравил настоятеля и прихожан с праздником Вознесения Господа нашего Иисуса Христа: «Господь есть неизреченная любовь и есть непостижимая для нас бездна милосердия, потому что нашего ради спасения Господь пришел в этот мир для того чтобы восстановить нашу попранную нами же природу. Восстановить и вознести к себе, привлечь к себе. И сегодня мы переживаем и вспоминаем событие, которое произошло чуть менее 2000 лет назад, когда Господь перед святыми своими учениками и апостолами вознесся на небо. Вознесся для того, чтобы привлечь нас к себе, чтобы и нас совознести. Любовь Божия, она непостижимая любовь, но каждый человек прикасается к этой любви Божьей всей своей жизнью. Промысел Божий дает человеку жизнь, промысел Божий сохраняет человека в течение всей его земной жизни, промысел Божий возносит человека от земли на небо. Сколько наша жизнь земная? Семьдесят, в силах восемьдесят лет….труд, болезнь его умножает. Для вечности это миг, для вечности это ничто. Но для каждого человека это огромный космос, потому что именно в эти годы жизни мы, угождая Богу приходим к нему. Каждый делает выбор, который предложил нам Господь. Именно за этот выбор Господь будет нас судить. За Богом ли мы пошли? Возлюбили ли Бога всем сердцем своим, возлюбили ли ближнего своего как самого себя. В этом залог нашего спасения: в любви к Богу, в непрестанном труде ради Бога, и тогда воистину мы обретем ту милость, обретем тот покой, то блаженство, к которым каждый из нас стремится».
По окончании торжеств прихожане и гости смогли подкрепить телесные силы трапезой, с любовью приготовленной сотрудниками храма Вознесения.
Событие праздника Вознесения Господня
Сорок дней после Своего Воскресения Господь являлся ученикам – всегда таинственно, нежданно, всегда желанно: у пещеры гроба и в затворенной горнице, на дороге и на морском берегу. Он был с ними, Он, Воскресший! Он говорил им о Царствии Божием. А потом Он собрал их на горе Елеонской и сказал: – Не отлучайтесь из Иерусалима, а ждите Духа Святого, обещанного Мною. Иоанн Креститель крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым. Тогда вы примете силу и будете свидетельствовать обо Мне до края земли. Он говорил это, а ученики смотрели на Него, на свет лица Его, и пытались понять, что за крещение Духом Святым ждет их… А Он вдруг стал отделяться от земли – как бы перешел в другое пространство: «облако взяло Его из вида их», как пишет книга Деяний святых Апостолов. Апостолы смотрели на небо, туда, где только что видели любимого Христа. И тут два Ангела в белых одеждах пред¬стали им и сказали: – Мужи из Галилеи! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Ангелы исчезли, а апостолы стали спускаться с горы в Иерусалим. В сердцах их должна была бы звучать печаль: ведь любимый Учитель покинул их, Он больше не будет являться им на земле! Но их переполняла радость, невыразимая, светлая радость. И они чувствовали, каждый всем существом: Он с ними, с ними навсегда! Через Вознесение Господа падшее человечество Христом возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженную и одухотворенную человеческую при¬роду величайшей чести и славы. Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении и основанием которому послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается таинство Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотью на земле. Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества.
Икона Вознесения
В верхней части иконы, в лучистых цветных кр¬гах, означающих Небо, – Христос, сидящий во славе. Правой рукой Он благословляет апостолов, а в левой держит свиток, изображающий Его слово, которому Он учил на земле. Светящиеся одежды Христа символизируют Его прославленное, возне¬сенное в Вечность Тело, которое уже не принадлежит законам земной природы. По сторонам – два ангела. Внизу – Богородица и апостолы, смотрящие на небо. Ангелы в белых ризах говорят ученикам: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Заметьте: те ангелы, что вверху, одеты в цветные одежды, они как бы «земные», и этим подчеркивается, что Христос вознесся на небо со Своим земным, человеческим телом. А вот ангелы внизу – в сияющих одеждах света, как и те, что явились женам-мироносицам у гроба при Воскресении Христовом. Отныне на земле с людьми – Божественный свет. Пресвятая Богородица смотрит прямо на нас; она здесь – центр, воплощение Церкви Христовой. Вертикальная координата
Протоиерей Андрей Ткачев о празднике Вознесения Господня
Человек – существо с прямым позвоночником. Ему невозможно, не теряя достоинства, менять естественное положение тела. На четвереньках человек – не совсем человек. Вот блудный сын, измученный голодом, желает питаться из свиного корыта. Не иначе, ему для этого нужно склониться, опуститься на землю, стать одного роста с презираемыми животными. Так грех гнет нас к земле. Сначала – напором искушений, от которых подгибаются колени. Затем – стыдом, когда лицо опущено и на высоту небесную смотреть совестно. Еще грех не стал делом, не совершился как факт, еще он только в виде помысла живет в сердце, словно червь – в яблоке, а человек уже опускает глаза. Так было с Каином, когда жестокая боль обиды уязвила его гордыню. «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4: 5). Зная сердце человеческое, видя, какие мысли зреют в его недоступной человеческому взору глубине, Бог предостерегает Каина от зарождающегося в нем греха. «Если делаешь доброе, – говорит Господь, – то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). Что было после с Каином, мы помним. И та успешность в делах земных, которой отличалось затем потомство Каина, есть отчасти следствие его некогда опущенных в землю глаз. Отсюда – успехи в скотоводстве, металлургии и выделывании тканей, которыми отличались каиниты. Опустив однажды лицо к земле от стыда, Каин стал со временем отцом успешной в делах земных цивилизации. Такое естественное движение головы и глаз, как взгляд на небо, не всем дается одинаково просто. Человек, мучимый совестью, гораздо естественней сгибается к земле, опускает глаза. Небо, этот «престол Божий»(Мф. 5: 34), осознается чистым и святым. Поэтому блудный сын, составляя покаянную молитву, готовится сказать: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18). И вот Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью. Смотрели вверх и очевидцы Христовых страданий. Гора сама по себе высока. Снизу вверх смотрят на гору все, кто стоит у ее подножия. Крест же возвышается над самою горою. Христос сказал: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). Он доныне влечет к Себе человеческие души, и, когда мы поднимаем лицо к Голгофе, глаза наши бывают полны слез. Но не так в Вознесение. Тогда, проводив Его долгим взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим «с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24: 52–53). Христос жив! Христос вышел победителем из схватки со смертью! Правда, Царство Израильское Он устроит еще не в это лето. И вообще Он творит много такого, что люди оказываются к Его делам не приготовленными. Вот и сейчас повелевает не отлучаться от Иерусалима, но ждать «силы свыше». Он не говорит все сразу, а то, что говорит, не сразу понятно. Его мысли – не наши мысли. Но главное – Он жив и обещал быть с нами до скончания века! А раз так, то ничего не страшно. Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и интересного в этот час нет для апостолов на земле. Все самое важное для них там, куда Христос восходит. Как интересно, что язычники всматривались некогда в ночное небо, и это небо светом особенной звезды привело их к Младенцу-Мессии. Первое пришествие возвещено темным небом, украшенным звездами. Небом же, но уже ясным и дневным, будет возвещено и Второе пришествие. Вот ангелы в белых ризах говорят апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11). Праздник Вознесения становится праздником возвещения о Втором пришествии. Это теперь – главная цель поднятия на небо глаз. Но не забудем и Крест Голгофский. Он тоже, как помним, заставлял поднимать лицо к небу. Крест, Вознесение, Второе пришествие. В последний день все эти события сольются в одно, потому что перед славным явлением Христа для суда над миром, «явится знамение Сына Человеческого (Крест, то есть) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 30). Восплачутся, потому что до сих пор все время смотрели в землю, все дела свои делали только ради земли, земным успехом мерили свои усилия. Тем же, кто не забыл о небе и о Том, Кто восшел туда после Воскресения, Господь говорит: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28). Восклонимся и распрямимся, грешники. Распрямим спины все, искупленные кровью Сына Божия; все, не забывшие об этой великой цене искупления; все, говорящие Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). Нам не нужно более ползать в прахе и стоять на четвереньках. Достоинство нам возвращено, и усыновление нам подарено. Вертикальную координату сообщает вознесшийся Господь мыслям верующего сердца человеческого. И вновь слышит домой вернувшийся сын голос Отца: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться» (Лк. 15: 22). Источник (прот. Андрей Ткачев): Православие.ру