Великий Вторник

11.04.17
323 просмотров

В этот день Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до Крестных страданий: о десяти девах, о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде. Все вместе эти Евангельские чтения призывают верующих к духовному бодрствованию, к тому, чтобы мы не «закапывали в землю» дарованные нам таланты, и, наконец, к тому, чтобы не уставали творить дела милосердия.

Через покаяние лежит путь к оправданию

Проникая духовным взором в переживаемые дни, постигая их смысл, мы открываем для себя нечто очень важное. Чтения сегодняшнего дня посвящены двум темам – лицемерию и суду, и эти темы связаны одна с другой. Лицемерие есть двоедушие, когда человек живет для себя одной жизнью, одними мыслями, а представляет вовне иной образ жизни, иные слова, иные мысли. Тогда что же означает лицемерие, которое так сильно порицается Спасителем, особенно в преддверии Его страданий? Лицемерие есть обман, преднамеренный обман, когда мы вводим в заблуждение других, создавая неправильное о себе представление, некий образ, которого на самом деле не существует. Лицемерие всегда преследует конкретную цель – либо сделать карьеру, либо получить деньги, стать богатым, либо добиться власти; именно такое поведение Господь и порицает. Но совершенно особо, грозными словами Он порицает фарисеев (Мф. 22: 15; 23: 39). Он порицает их за лицемерие, которое проявлялось в самой чувствительной области человеческой жизни – в сфере религиозной, в сфере отношений человека с Богом. Здесь всякое лицемерие становится не просто грехом, а сугубым грехом; и на примере фарисеев мы понимаем, сколь опасно лицемерить в духовной и религиозной жизни. А ведь бывает так, что человек исполняет внешние церковные предписания, постится, в храм ходит, иногда даже кичится своими «достижениями», создавая некое неправильное о себе представление. Но всякое лицемерие в религиозной жизни есть фарисейство – то самое, которое грозно осудил Спаситель. Эти поучения Господа нашего, обличающие лицемерие, связаны с темой суда. Суд – это явление Божией правды, на суде не может быть никакого лицемерия. На Божием суде никто не может тебя защитить, ни один человек, как никто не может и оклеветать. Все человеческие хитросплетения не имеют никакой силы на суде Божием. Только Господу ведомо тайное и сокровенное, что есть в человеческом сердце, и суд Божий не есть суд человеческий, потому что Бог прозревает внутреннюю жизнь так, как не дано прозреть ни одному стороннему наблюдателю, даже самому пристальному и самому мудрому. Если лицемерие есть попытка ввести в заблуждение других людей, то суд – явление правды Божией – лишает человека всякой маски. Неслучайно поучения Христа Спасителя в преддверии Его страданий связаны именно с этой темой, потому что в ней, как в фокусе, концентрируется самое опасное, что есть в духовной жизни человека, – ложь, становящаяся второй природой, проникающая и в сознание, и в сердце человека и покоряющая его волю. Наученные великими словами Спасителя, которые мы только что слышали, принесем покаяние пред Господом, – у нас есть такая возможность в течение этой Страстной седмицы. Если кто-то поступал, как древние фарисеи, если кого-то обличает совесть, если наши отношения с Богом и ближними исполнены неправды, которую мы так тщательно пытаемся выдать за правду, – принесем искреннее покаяние, памятуя о том, что раскаянный грех не будет нам вменен и на Страшном Суде и что только через покаяние лежит путь к оправданию нас в свете правды Божией на Его Страшном Суде. Аминь.

Из «Слова Святейшего Патриарха Кирилла» 9 апреля 2012 года в канун Великого Вторника в Иоанно-Предтеченском женском монастыре г. Москвы

"Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет... но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого... ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег... «... пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого... Итак, бодрствуйте» (Мф. 24: 42; 37-41; Мф. 25: 13). В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о будущей вечной жизни. Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты. Господь рассказал притчу о десяти девах. Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Проповедь Патриарха Кирилла в Великий вторник



11.04.17
323 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: