Протоиерей Александр Бай: Севастопольцы всегда были и остаются людьми с четкими духовными ориентирами

08.12.14
2498 просмотров

6 декабря, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского престольный праздник отметил храм-часовня св. Александра Невского (р-н проспекта Победы). Накануне с настоятелем храма св. Феодора Ушакова и храма-часовни св. Александра Невского протоиереем Александром Бай встретился для интервью сотрудник пресс-службы Севастопольского благочиния Артемий Слезкин.

– Отец Александр, расскажите, каким было Ваше детство. – Я считаю, что детство у меня было прекрасным. Прошло оно в с. Старый Тараж и в городе Почаев Тернопольской области, где расположена Свято-Успенская Почаевская лавра. Мой отец, Бай Анатолий Михайлович,– православный священник, протоиерей, настоятель храма в поселке Дунаев, Тернопольской области. Мои родные дяди, братья также являются священнослужителями. – Ваше образование: светское, духовное? – Учился в Симферопольском духовном училище. В 2013 году закончил заочное обучение в Таврическом национальном университете им. В.И. Вернадского по специальности «Филология и журналистика». – Каким был Ваш путь к священству? – Дело в том, что я с малых лет воспитывался в семье священника, мне знакомы с детства все духовные традиции, праздники, посты. Моя бабушка Дарья каждое воскресение водила меня в храм вместе с двумя моими братьями. Также нас духовно воспитывали мать и отец. В юности  думал и о священстве, однако чаще размышлял о военной карьере. Но Бог управил так, что после срочной службы в армии я все же решил посвятить себя служению Богу. – Батюшка, расскажите о Вашей семье, о матушке, детях. – С Мариной, будущей моей матушкой, мы познакомились в Симферополе. Я считаю это промыслом Божьим, потому что во время моей учебы в Симферопольском духовном училище неоднократно встречал ее, но и подумать не мог, что она будет моей женой. Она работала поваром в трапезной храма на ул. Одесской, 12. Я благодарен ей за ее терпение, любовь, за то, что она воспринимает меня таким, каков я есть. Это, наверное, самое главное в семье священника, потому что я полностью могу отдать себя приходу, и никто меня в этом не упрекает. Хотя понедельник я стараюсь посвятить исключительно семье. Сыну Анатолию 7 лет, я его очень люблю. Благодарен Богу, что Он дал мне такую семью, такую надежную опору. – Отец Александр, а как Вы попали в Севастополь? – В Крым я приехал после службы в армии. Мой родной дядя, Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, определил меня служить в храме чтецом. Потом, после женитьбы и рукоположения в иерея, получил распределение в Севастополь. Сначала, распоряжением правящего архиерея, я был назначен священником в Свято-Владимирский собор в Херсонесе. Через некоторое время священноначалие дало мне послушание стать настоятелем строящегося храма святого праведного воина Феодора Ушакова с храмом-часовней во имя св. благоверного князя Александра Невского, что на проспекте Победы. – Кого Вы считаете своим духовным наставником? – Своим духовным наставником я считаю Митрополита Лазаря. В моей молодой священнической жизни он сыграл великую роль. Именно он заложил в меня, как бы правильнее сказать, дух священства. Поэтому я всегда считал и считаю его примером. Примером духовной цели, которую он ставил перед собой и добивался ее. Именно владыка научил меня многому: вере, трудолюбию, преодолению себя. Для меня он является и духовным отцом, и, можно сказать, вторым отцом, который дал мне духовное воспитание, помогал во многих жизненных ситуациях, указывал, где я поступал неправильно, направлял меня в нужное русло. За все за это я искренне ему благодарен. – А сейчас у Вас с ним такая духовная связь сохраняется? – Безусловно, связь у нас сохраняется. Однако сейчас она больше молитвенная. Я знаю, что требует от меня правящий архиерей как от священника, и стараюсь его не подвести, стараюсь оправдать его доверие ко мне. Поэтому больше занимаюсь храмом. Точно знаю, что он хочет, чтобы духовно развивался приход, и храм во имя праведного воина Феодора был построен. Построен и моими усилиями как священника, который молится об этом, и усилиями тех людей, которые помогают в строительстве храма. Молитвенно я всегда ощущаю помощь владыки, и всегда молюсь за него. Я благодарен владыке за то, что, несмотря на мои недостатки, он всегда поддерживал меня. Для меня самое главное, что он любил меня таким, каким я был; сейчас я стараюсь быть другим, ведь на мне есть священнический крест, а это ответственность перед Богом. – Отец Александр, удалось ли Вам кого-то из друзей привести к Богу до принятия сана? – Да, у меня были случаи, во время службы чтецом в одном храме в Симферополе. Довольно много друзей, с которыми я часто общался о вере, приходили к Богу, крестились. Были знакомые, которые, после наших бесед, венчались, были люди, которые просто начали ходить в храм после общения со мной. Однако это не моя заслуга, а, вне всякого сомнения, Божий промысел. Вспоминаю одного человека, водителя Игоря, с которым мы дружили. После Таинства Крещения он стал ходить в храм. Конечно, было у нас перед этим много споров, разговоров – о вере, о душе, о Боге, нужно ли креститься, а если креститься, то для чего. И все же наступило радостное время, когда он принял крещение. Знаю, что он сейчас воцерковлен, регулярно ходит в храм на Одесской,12 в Симферополе. – Что, по-Вашему, самое сложное в пастырском служении? – Самое сложное, пожалуй, это привести человека к Богу через те страсти жизненные, которыми сейчас переполнен мир. Тяжело быть самим собой, и оставаться тем, кем ты должен быть, то есть священником. Священник ведь живой человек. Такие же, как у всех, эмоции, дела, так же можешь иногда вспылить. Вот это, наверное, и есть самое тяжелое – быть самим собой, и оставаться при этом священником. Ты должен быть примером для паствы. Однако когда ты выдаешь себя не за того, кем являешься на самом деле, то обманываешь человека, вводишь его в соблазн. Вот этого, я уверен, должен избегать каждый священник. Тяжело бывает донести до паствы, что материальное само по себе не имеет никакой духовной ценности, а главная ценность, к которой должен стремиться человек – это уподобление Богу. Трудно вести к Богу людей, которые побывали в сектах, начитались всякой эзотерической, оккультной литературы, запутались в поисках истины. Таких, увы, очень много. Но и с ними священник обязан работать. – Батюшка, известен случай, когда Вы проводили беседу в воинской части и спасли одного военнослужащего этой беседой от суицида. – Этот человек сейчас служит на контрактной службе, он уже давно живет в Севастополе. Мы много с ним общаемся. А эпизод был такой. В то время я окормлял трехсотый батальон морской пехоты Черноморского флота Российской Федерации. Бог так управил, что мне в руки попало предсмертное письмо солдата, служившего в ВМС Украины, который совершил суицид. Командование передало мне это письмо, поскольку я заинтересовался этим случаем и решил провести ряд бесед с военнослужащими на тему суицидов в армии. История того, так страшно погибшего, военнослужащего-срочника была банальна. Девушка не дождалась его из армии, полюбила другого, солдатика своего бросила. Парень очень мучился. В армии вообще очень сильно ощущается одиночество. Почему-то матросы и солдаты думают, что у них это последняя любовь, и иногда идут на крайности. Тот солдат повесился. И вот его предсмертное письмо я начал читать в других воинских частях, говоря ребятам о том, что они должны быть мужественны, что они должны быть мужчинами, что они не должны идти на крайние меры, потому что любовь, если тебя предали и бросили, – ненастоящая любовь. Нельзя ради такой «любви» лишать себя жизни. Нужно честно отслужить, выполнить свой долг перед Родиной, нужно прийти из армии и устраивать свою жизнь. Возможно, и слава Богу, что бросившая его девушка не вместе с ним. Может, нахлебался бы парень горя с ней, а Бог вот так отвел его от беды, разлучил, чтобы со временем дать невесту, с которой он до конца жизни будет счастливо жить. После нескольких таких бесед ко мне подошел один матрос. Он меня поблагодарил за эти беседы и признался, что находился в похожей ситуации: любимая девушка его бросила, и стали его посещать тяжкие мысли о бессмысленности дальнейшей жизни, о суициде. Я с ним по душам поговорил, и у него, как он сказал, словно глаза открылись. Он стал по-другому смотреть на ситуацию, и решительно отказался от страшного поступка – самоубийства. Слава Богу, у него есть сейчас семья, дети, мы поддерживаем с ним дружеские отношения. Наши беседы принесли свои плоды. Я сам проходил срочную службу, и хорошо понимаю, как дьявол иногда ловит человека на проблеме одиночества. Иногда мы создаем себе кумиров. Трагедия, которая произошла с повесившимся матросом, заключается в том, что он, наверное, создал себе кумира в виде девушки. Однако в возможной дальнейшей семейной жизни она не смогла бы сделать его счастливым. К сожалению, суициды в армии из-за несчастной любви нередки. По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в настоящее время за кораблями и частями Черноморского флота закреплены священники, которые регулярно проводят беседы с моряками, помогают адаптироваться молодому пополнению, что очень важно. Поздравляют ребят с праздниками, так, чтобы и в Рождество, и в Пасху, и в другие светлые дни они не чувствовали себя обделенными общей радостью; приносят подарки, угощения. Возглавляет эту работу с моряками-черноморцами протоиерей Александр Бондаренко, помощник командующего ЧФ РФ по работе с верующими военнослужащими. – Отец Александр, как строится Ваша неделя, много ли остается свободного времени на чтение, досуг, чем увлекаетесь для себя? – Я очень люблю читать книги: исторические, русскую классику – Толстого, Гоголя, Бунина. Книги многое открывают, и, честно скажу, считаю их основным источником образования человека. Также, с Божией помощью, я сам пишу, увлекаюсь литературным творчеством. Люблю закаливание, люблю купаться в море в любое время года, даже зимой, то есть занимаюсь моржеванием. Очень люблю спорт. Я понимаю, что священник должен заниматься в первую очередь духовным деланием, однако иногда я играю в футбол. При храме создана православная молодежная команда. Это позволяет мне нести проповедь – через спорт, потому что эти молодые футболисты приходят ко мне в храм, они интересуются верой, и познают ее, при помощи Божией. – Отец Александр, как Вы начали заниматься литературным творчеством? Расскажите о своих книгах. – Я уже говорил, что мой духовный отец – Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. После нескольких моих публикаций в газете «Русичи» он благословил меня «начать писать книги». Так вышла книга «Зерно Православия» - о крымских и севастопольских святынях. – Это документальное издание? – Да. Я собрал необходимый материал. Это было легко, так как я живу в Крыму, посещал многие святые места. Вторую книгу «Ты среди них, Господи» посвятил войне в Чечне, благодаря рассказам тех военных, которые там воевали. Третья книга, «Карусель жизни», – это рассказы из жизни людей, которые я слышал из первых уст и переплавил сердцем в строчки. Некоторые истории вымышленные. Я считаю, что Богом дано художнику импровизировать, чтобы его творчество могло чему-то хорошему, светлому научить читателя. Я убежден, что рассказы должны вести человека к какой-то цели, и именно в рассказе эту цель можно указать. Как священник, я считаю, что главная цель писательского творчества – духовное преображение, может даже, перерождение души читателя. – Где можно приобрести Ваши книги? – Книги выпустила Симферопольская и Крымская епархия, за что я хочу поблагодарить владыку Лазаря. По епархии они же и распространялись, разошлись по всему Крыму. В интернете с ними можно ознакомиться на сайте «Проза. Ру» (proza.ru). Зайдите на сайт и введите мое имя – Александр Бай. - Если бы Вам предложили стать священником только сейчас: согласились ли бы Вы, отказались ли, что бы Вы изменили в своем образе мыслей, порядке действий, опираясь уже на имеющийся опыт? – Я не согласен с такой постановкой вопроса, потому что такой мысли – не быть священником, у меня не было и не будет. Я служу Богу в качестве священника 9 лет, можно сказать, этой мой крест, так управил Господь. И иного креста я себе не желаю. Ничего бы я не хотел менять. Ты служишь, ты стараешься изменить образ жизни, образ мыслей людей, привести их к Богу. Поэтому менять хочется только то, чтобы у меня было больше духовного, чем материального, Вот это, пожалуй, главное, что я хотел бы в себе изменить. Стремлюсь я и к тому, чтобы отдавать «кесарю – кесарево, а Божие – Богу», то есть строить свою жизнь, опираясь, прежде всего, на Божие в этой жизни, чтобы жизнь шла по закону Божиему. – Ваша идеальная жизнь, какая она? – Идеальная жизнь, наверное, каждого человека, исповедующего Христа, есть неукоснительное исполнение заповедей Божиих. В их исполнении состоит идеальная жизнь, к которой нужно всей душой стремиться, ибо это заповедано нам Самим Христом, сказавшим: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Идеальная жизнь, идеальная конституция, идеальные отношения – это и есть Божия Конституция: исполнение Божиих заповедей. Как оно получается, мы с вами все прекрасно знаем. Знаем, когда исполняем, когда нарушаем. Но иного пути к Богу просто нет, ибо в исполнении заповедей проявляется наша истинная любовь к Богу: «Кто хранит Мои заповеди и исполняет их, он и есть тот, кто любит Меня. А того, кто любит Меня, и Отец Мой полюбит. Я тоже его полюблю и явлюсь ему» (Ин. 14, 21). – То есть, если бы люди стремились к жизни по Евангелию, многое бы изменилось вокруг? – Вы знаете, один старец иронически сказал об этом так: «Если бы все люди, живущие в этом мире, в унисон сказали: «Господи, помилуй», то наступило бы Царствие Божие». Самое главное – это покаяние, чистота души, которая приобретается большим трудом. – О Вашем храме. На каком этапе сейчас находится строительство? Ведь очень долго стоял фундамент, и вдруг, буквально за несколько месяцев, сделан цокольный этаж, подняты стены. – Вы знаете, я на этом приходе служу 4 года. Я благодарен тем людям, которые трудились тут и до меня. Когда я пришел в храм, уже стоял храм-часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Однако строительство храма воина Феодора Ушакова не начиналось. Для меня это большая боль. Самое тяжелое – это смотреть на пустой фундамент на протяжении многих лет. Действительно, болит об этом сердце, и иногда считаешь, что находишься не на своем месте. Единственное, что спасает – это молитва. То, что строительство сдвинулось с мертвой точки, – это Божий промысел, только Ему можно отнести случившееся: построен цокольный этаж, начали строить второй этаж, основной храм. Построен нижний придел, он будет в будущем освящен в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Второй ярус храма будет посвящен великому адмиралу – воину Феодору Ушакову. Для нашего города это очень важно, ведь имя праведного Феодора Ушакова неразрывно связано с Севастополем – это его история, его лицо, слава, величие, это гордость города. Повторю, гордость, а не гордыня. Воин Феодор Ушаков прославил Черноморский флот, прославил наш белокаменный град. Он защищал нашу веру, наши морские рубежи, поэтому значимость этого храма для Севастополя переоценить невозможно. Хочу поблагодарить многих людей, силами, молитвами, средствами которых строится храм. Хочу выразить особую благодарность Медведеву Александру Рюриковичу, директору строительной фирмы, которая взялась строить наш храм. Уверен, так Бог управил, что строительством занялась именно его фирма - с такой ответственностью подошли строители к делу. Работы выполнены очень качественно, с большой душой, с большим пониманием того, что строится храм во имя святого Феодора Ушакова. Хочу отдельно поблагодарить за понесенные труды Гетмана Александра Львовича, протоиерея Виталия Капелюшко и протоиерея Павла Ильинского, клириков Покровского собора. Замечательный иконостас храма-часовни св. Александра Невского, престол и многое другое появилось благодаря заботам этих священников, труду Сергея Николаевича из Покровского собора. Благодарю фирму, которая строит храм, благодарю общину, которая со мной, и надеюсь на то, что в дальнейшем найдутся люди, которые финансово поспособствуют продолжению строительства. – На сколько людей рассчитан храм? – Этот храм может вместить 350 верующих, а если потесниться, то еще больше. – Как создать приходскую общину, где каждый знает, где кто родился, кто женился, кто умер, вместе празднуют свадьбы, помогают, живут одной семьей, Ваше видение такой общины? – Церковная община – это, действительно, духовная семья. На данный момент я хочу поблагодарить Бога за тех людей, которые рядом со мной. Я знаю этих людей, я знаю, как они переживают за храм, как они относятся к храму, как они дежурят в лавке, как охраняют храм. Для меня это является большим подспорьем. Всегда приятно осознавать, что тебя понимают, понимают, какой тяжкий крест несет пастырь, понимают, и не сильно обижаются, когда я кому-то что-то не так сказал, или кого-то обидел. Но именно отношение общины к храму, к службе, к приходу, к Церкви, радует меня. Мы собираем деньги, если кто-то заболел, мы собираем на подарок для именинников, мы искренне помогаем друг другу и живем большой семьей. Прихожане очень мне помогают. Я им доверяю, переживаю за них. Главное то, что они привлекают других людей приходить в храм. Вот это и есть единое тело прихода. Для меня, как молодого священника, а я считаю себя очень молодым священником, это великая поддержка. Особенно в деле строительства храма св. воина Феодора Ушакова. Я Вам скажу, что храм строит не священник, а верующие люди строят храм. У нас был период, когда финансы иссякли, так люди собрались и привезли бесплатно две машины камня. – Как найти способ привлечения в храм молодежи? – Привлечение молодежи в храмы, научение их вере – очень актуальный сегодня вопрос. У нас действует воскресная школа. Преподаватель Ия Ростиславовна по профессии художник. Так вот, кроме прочего, она учит детей рисовать. Конечно, изучаем и Библию, и жития святых, показываем детям православные фильмы. Это обязанность каждого священника, потому что все начинается с детей. Я уже говорил о нашей футбольной команде. Суть в том, что через спорт можно открыть молодым людям двери и к вере. Ребята знают, что батюшка занимается с командой, что батюшка молится за команду. И плоды духовной проповеди уже есть: ребята постепенно воцерковились. Теперь в воскресенье они в полном составе молятся на Литургии, исповедуются, причащаются. Многие изъявили желание освятить свое жилище. Мы не только тренируемся на поле, играем, но и много общаемся, в том числе и на духовные темы. Молодежь интересуют вопросы веры, кто бы что ни говорил. И нужно идти к молодежи и просвещать ее. Так что, пользуясь случаем, я хочу поблагодарить протоиерея Александра Савичева за тот опыт, который я у него перенял; нашего футбольного тренера – Бориса Василия Ярославовича, Андрея – капитана команды, Демина Романа, игрока команды, много делающего для сплочения ребят не только вокруг футбола, но и вокруг нашего прихода. Что касается меня… Знаете, где есть рыбак, там есть рыба. Где есть священник, там обязательно появляется паства. Перед каждой игрой вся команда собирается в храме, мы молимся, служим молебен. Без сплоченности не может быть победы. Спортивная команда – это как сплоченная паства. И если люди занимаются под патронатом Церкви, добрые плоды будут обязательно! Спорт –это дисциплина; спортивные успехи несовместимы с употреблением наркотиков, алкоголя, никотина. – Бог помогает в спорте, если за победой не стоят тщеславие, гордыня, самолюбие? – Тщеславие и гордыня – это все бесовское. Мы знаем, что слишком самоуверенные спортсмены нередко проигрывают, потому что Бог противится гордым людям. Но вот в профессиональном спорте мы часто наблюдаем, как Бог дает человеку, по его смирению, победу. За что? За его чистоту и надежду не только и не столько на себя, сколько на Христа, Его помощь и поддержку. Например, воин Феодор Ушакова, почему он побеждал? Он побеждал не потому, что считал себя великим полководцем, а потому, что полностью предал себя в волю Божию, потому что любил свою веру, любил свое Отечество. Да, мы знаем, что он не проиграл ни одного сражения. Можете представить, какую веру он имел, если Бог ни разу не дал ему познать горечи поражения. Посмотрите, даже апостол Петр, когда шел по воде ко Христу, упал и начал тонуть, усомнившись. А воин Феодор ни перед одним сражением не сомневался в победе, не сомневался в помощи Божией. Поэтому спортсмен, который верит в Господа, – непобедимый спортсмен. Даже если он побеждает, то хорошо относится к своему сопернику. Федор Емельяненко, четырёхкратный чемпион мира по боевому самбо, – человек глубоко православный. Перед каждым боем он молится, просит помощи Божией. И результат мы все видим. Поэтому вера и спорт, мне кажется, очень совместимые вещи. Если они не связаны с гордыней и тщеславием, то дают плоды добрые. Да, в спорте нельзя без азарта, но у нас это здравый азарт, который строится на уважении к своему сопернику. Однажды играли с женской футбольной командой, потом подарили каждой спортсменке розы, показали, что мы настоящие мужчины. – Отец Александр, среди нас много людей, которые попали в какую-либо зависимость. Не находя другого выхода, они обращаются в Церковь. Чем Церковь может помочь таким людям, из Вашего опыта? – Пьянство, наркотики – все эти страсти связаны с борьбой за душу человека. Победить дьявола можно только Божьей силой и очень большой работой над самим собой. Чтобы не жить в этом призрачном мире, где человеку только кажется, что все хорошо, надо жить трезво, и здесь Церковь может помочь проповедью, молитвой и Таинствами. – Батюшка, по Вашим наблюдениям сегодня происходит отток людей из Церкви или наоборот людей в храмах становится больше? – Сегодня мы являемся свидетелями восстановления церковной жизни после 70-летних гонений. Да, людей становится больше. Почему? Наверное, потому что они переосмысливают былые ценности, переосмысливают свою жизнь и видят какие-то ориентиры в Церкви: как стать лучше, как спасти свою душу, как обрести покой и тишину в Боге. – Какой нравственный облик должен иметь современный человек? Что может сделать Церковь для улучшения этого облика? – Сегодня популярны обман, воровство, взятки, лень. Церковь ведет человека ко спасению через исполнение заповедей: не убей, не укради, не сотвори себе кумира, почитай родителей своих. Этим все сказано. То есть для человека, как бы ни менялись времена, остается главный ориентир – Иисус Христос. В этом Примере каждый может обрести все, нужное для спасения. – Отец Александр, как современному человеку достичь смирения? – Смирение – это, прежде всего, контроль над собой. Мы должны смиряться, если нам кажется, что к нам несправедливы другие. Нужно понимать, что смирение и терпение дают человеку духовную чистоту. Известно, что только добром можно человека направить к Богу, расположить к себе. – Как же человеку возлюбить ближнего как самого себя? Что для этого нужно? – Я думаю, что ответить на этот вопрос очень легко. Ведь себя каждый из нас всегда любит. И совершенно так же нужно поступать в отношении других. – Какие добрые дела должен творить христианин, обычные прихожане севастопольских храмов, в чем сегодня заключаются добрые дела? – Я думаю, что севастопольцы всегда были и остаются людьми, которые имеют четкие духовные ориентиры. Ведь с нашей земли, земли древнего Херсонеса, началось шествие Православия по русской земле. Наша земля буквально пропитана памятью великий людей,  которые подвизались здесь в разные эпохи. Святой священномученик Климент Римский, святой мученик Мартиниан Римский, святой равноапостольный великий князь Владимир. Мы все должны быть христианами, которые прекрасно знают, какой великий духовный дар нам дан в нашем городе. Поэтому мы должны творить добро вокруг себя, как творили его наши великие предки. Нужно особенно заботиться о ветеранах войны, которых много в нашем героическом городе. Нужно проявлять заботу о тех людях, которые строили наш город, кто воевал за него, кто трудился и трудится на его благо. Патриотизм, который так необходим нашей молодежи, в этом и заключается – помнить историю родного города и помогать тем, кому сейчас трудно – ветеранам, пенсионерам, болящим, одиноким. Силы для этого надо черпать в истории Севастополя, в истории Херсонеса, Тавриды, и конечно, в Православии. – Батюшка, последний вопрос. Какие бы Вы дали советы новоначальным, а также тем, кто давно находится в церковной ограде? Чтобы Вы пожелали им как пастырь? – Как пастырь я хотел бы пожелать всем нас видеть эти духовные ориентиры в православной вере. Нужно учиться вере у святых, у святого воина Феодора Ушакова, у Суворова, у Нахимова, у наших великих предков, которые прославили Севастополь, Крымскую землю. Хочу пожелать всем исполнять заповеди Божии, так как это путь к спасению, указанный нам Самим Господом Иисусом Христом. – Что можете пожелать новоначальным? – Новоначальные пусть идут таким же путем, как и верующие со стажем, то есть они начинают с воцерковления в храме. Со временем они станут опытными прихожанами, которые многое открыли в вере, многое прочитали, много посетили духовных мест, многое знают из житий святых. Пусть новоначальные возрастают в духовном делании христианина, который никого не осуждает, который носит тяготы ближних, не ропщет на жизнь, а все переносит с терпением и благодарением Господу.

Декабрь, 2014г.


08.12.14
2498 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: