Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 августа Церковь празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Праздник Преображения Господня установлен в память великого чуда, совершенного Иисусом Христом незадолго до Его страданий.
Событие праздника
Господь взял трех Своих учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и с ними взошел помолиться на гору Фавор. Во время молитвы Учителя ученики заснули. А проснувшись, они оказались свидетелями чудесного зрелища: Господь с сияющим, как солнце, лицом, в белых и блистающих одеждах стоял вблизи них, беседуя с двумя великими пророками древности — Моисеем и Илией. Необычайная радость охватила учеников. И когда они увидели, что пророки удаляются, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (т.е. шалаша): Тебе одну и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4).
Он не знал, что сказать; ему просто хотелось удержать дивное видение. Вдруг апостолов осенило светлое облако, и они услышали голос Бога: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17,5).
В страхе ученики пали ниц, но Господь поднял их с любовью. Встав, они увидели Христа в Его обычном виде земного Человека. А когда они шли с горы, Господь повелел им никому не рассказывать о чуде,— до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.
Иисус Христос показал апостолам Свою Божественную славу для того, чтобы они не утратили веру в Него, когда увидят Его страдающим.
Духовный смысл праздника
Каков смысл Преображения Господня для нас? Свет, который апостолы увидели на горе,— а в явлении этого Света — сама суть Преображения,— ничто иное, как нетварные Божественные энергии, действия, проявления Божества в сотворенном мире. Согласно православному учению, в будущей жизни, в Царстве Божием такое же преображение произойдет и со всей природой, со всем земным миром. Внешний облик, плоть человека будет подобна светоносному Телу Господа; так что событие Преображения приоткрывает для нас тайну нашего грядущего — тайну «жизни будущего века».
Для православных подвижников Преображение особенно значимо. Ведь конечная цель аскетического подвига — не только очищение души от страстей, но и освящение тела. Если и есть впечатление, что подвиг монаха состоит в умерщвлении плоти, то надо понимать, что, в конце концов, плоть должна не умереть, не исчезнуть, но преобразиться, просветиться нетварным Светом. И некоторым великим святым удавалось достичь этой цели. Вспомним описание Н. Мотовиловым преображение перед ним преподобного Серафима Саровского! Многие византийские подвижники и до XIV века достигали видения во время молитвы света. Их опыт был обобщен святым Григорием Паламой, проведшим параллель между этими явлениями и Преображением Господним. Именно святому Григорию принадлежит учение о Божественных энергиях и об освящении плоти.
«Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный!»: таково наше главное прошение в светоносный день Господня Преображения.
Праздник Преображения Господня несёт в себе смысл духовного преображения человека, по образу Иисуса Христа. Молитва, покаяние и духовное совершенствование должны являться основными мыслями в этот день для каждого человека. Путём искреннего раскаяния, исповеди и таинства Причащения, человек очищается от грехов и духовно преображается.
Икона праздника
На иконах праздника Иисус Христос обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – ветхозаветный пророк Илия и праотец Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Почему Преображение Господне еще называют Яблочным Спасом?
В русской народной традиции Преображение Господне называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной Божественной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.
Начало праздничного богослужения в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе - 7.30 утра.
Материал подготовил Артемий Слезкин, сотрудник пресс-службы Севастопольского благочиния