Епископ Городецкий и Ветлужский Августин возглавил служение Литургии в Покровском соборе Севастополя

12.06.21
860 просмотров

11 июня в день памяти святителя Луки исповедника Крымского в Покровском соборе состоялась Божественная литургия, которую возглавил епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Владыке Августину сослужило духовенство Севастопольского благочиния.

По окончании Литургии архипастырь обратился к верующим со святительским словом, в котором рассказал о подвиге святителя Луки, который так близок каждому на Богоспасаемой Крымской земле.

Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский

Святитель Лука(в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в      1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье      польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую      академию художеств. Однако во время вступительных      экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не      имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться,      чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова      Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.   Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант   художника помогал ему в скрупулезных анатомических   исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903)накануне русско-японской войны, и его карьера врача   началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и   сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось   четверо детей. Затем он был переведен в больницу города   Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж   Курской губернии.

  Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве   случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря   на скудное оснащение в больницах, он успешно провел   большое число хирургических операций, что привлекло к нему   и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать   хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в   Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал,   продолжая вести научные исследования.
  В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал   работать над большой монографией по гнойной хирургии. В   1917 году, когда в больших городах гремели раскаты   революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе.   Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время   ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою   операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию   детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать   свою деятельность как в больнице, так и в университете,   где он вел курс анатомии и хирургии.
  Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По   окончании одного из таких собраний, на котором он долго и   вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его всторону и сказал: «Доктор, вам надо быть   священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о   священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В   ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.
  Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя   на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и   таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои   наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных   диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем   антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.
  В 1923 году, когда так называемая «Живая   церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский   вынужден был скрыться, возложив управление епархией на   отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный   епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе   проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат,   совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его   комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой   городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был   хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после   возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был   арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии   и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.
  Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от   верной смерти страждущих, которых ему приходилось   встречать на своем пути. В ссылке он также работал в   больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед   операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить   ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали   полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого   океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.
  В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки   она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот   местного населения. В 1926 году он был освобожден и   вернулся в Ташкент.
  На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в   качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую   кафедру. Однако по совету митрополита Арсения   Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой– решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.
  Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор   Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил   оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая   психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал   разрешение захоронить его по церковному обряду.   Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По   их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал   Михайловскому воскресить усопшего с помощью   материалистической науки.
  Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали   непрерывным допросам, после которых уводили в душный   карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся   здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда   следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит   голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был   осужден на новую трехлетнюю ссылку.
  Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год.   Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на   операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви   он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее   ему начало его церковного служения. Затем епископа   перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при   условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил   твердым отказом.
  Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить   себя продолжению научных исследований. Он вернулся в   Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934   году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской   литературы.
  Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем   не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до   1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не   только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей   первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря.   Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность   Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной   церковной организации.
  Святитель был подвергнут допросу «конвейером»,   когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп   следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос,   вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы   госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших   его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой   подписал, что признает свое участие в антисоветском   заговоре.
  Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных   прошений и отказов смог добиться разрешения работать   хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования.   Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась   война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был   назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он   служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали   коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.
  Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был   избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука   стал членом постоянного Синода.
  Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения   религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись   проповедничеству[2].     Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов      (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией,      в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии      христианства против научного атеизма, озаглавленной      «Дух, душа и тело». В этой работе святитель      защищает принципы христианской антропологии при помощи      твердых научных аргументов.
  В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на   клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За   доблестный труд в Великой Отечественной войне   1941–1945 г.».
  Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную   разработку новых хирургических методов лечения гнойных   заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах   «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние   резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».
  В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден   прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он   учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или   собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука   был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам   советами. По его молитвам произошло множество чудесных   исцелений.
  В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить   епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и   различным формам преследований от властей.
  Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука   мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах   присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа   людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные   исцеления.

  Составитель — иеромонах Макарий   Симонопетрский,
  адаптированный русский перевод — издательство   Сретенского монастыря

12.06.21
860 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: