Радоница в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе

11.05.21
742 просмотров

Во вторник 2-й седмицы по Пасхе  Православная Церковь отмечает Радоницу, с этого дня в храмах вновь  начинают совершаться заупокойные службы, которые отменялись на период от  Великого Четверга до Фоминой недели, и обычно верующие идут в храм  помолиться и разделить с умершими пасхальную радость. В  Свято-Владимирском соборе в Херсонесе в этот день были совершены  Божественная литургия и панихида. Богослужение возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта в сослужении духовенства собора.

Радоница — 9-й день от Пасхи — родительский день, день особого поминовения усопших

“Для  посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от  слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник  совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после  вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в  которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище –  помолиться об усопших. Нужно помнить, что традиция оставлять еду,  пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в  Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда  преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Душам  наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки  зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом –  фотографию усопшего: это, говоря современным языком, – новодел, т.к.,  например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и  традиция эта новая. Что касается поминовения усопших спиртным: любая  пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина:  «Вино веселит сердце человека» (Псалтирь 103:15), но предостерегает от  излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно  выпить, но нельзя напиваться.

"И  снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и  трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка”, -  напоминает священник Александр Ильяшенко. По свидетельству святителя  Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских  кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге  церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы  обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти  близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь  вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа,  вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову  митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной  уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища  – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего  воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали  священными и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности  идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв  этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным  знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на  надгробной плите или поставленным над надгробием. Мы называем наших  покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они  встанут из гроба.

Могила – это место будущего воскресения, и  поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле  православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия  и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует  веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа –  на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни  вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так,  чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы  крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.  Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле  православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из  гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище

Придя  на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в  буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии  при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин,  который может совершить и мирянин, называется “Чин литии, совершаемой  мирянином дома и на кладбище”). По желанию можно прочитать акафист о  упокоении усопших.

Затем прибрать могилу или просто помолчать,  вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно  недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память  покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для  усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в  православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее  нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших

“Постараемся,  сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо  пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями,  дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага”, – пишет  святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших – это самое большое и  главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По  большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все  это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа  почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве,  потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в  состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких,  молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного  христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.  Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в  храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в  алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за  усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его  грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно  отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот  день сам причастится Тела и Крови Христовой. В определенные дни года  Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по  вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был  настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь  молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются  вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они  не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим  великопостно-пасхальным циклом.

11.05.21
742 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: