Праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе

14.08.20
923 просмотров

14 августа Православная Церковь отмечает праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. По этому случаю в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе прошли праздничные богослужения, которые возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта в сослужении духовенства собора.

Накануне вечером для поклонения верующих в центр храма был вынесен Крест - символ нашего спасения.

14 августа во всех православных храмах, после Божественной литургии, священнослужители освящают приносимый прихожанами мед нового сбора, после чего благословляется употреблять этот мед в пищу.

В этот день в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе духовенством собора был отслужен водосвятный молебен, по окончании которого состоялось освящение меда.

 В  конце праздничного дня отец Сергий обратился к верующим со словом:
«Сердечно поздравляю вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с днем, когда мы почитаем Пречистый Крест Господень. С днем, когда мы взираем на Победителя смерти – распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа. С днем, когда мы вспоминаем слова Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:25). Крест – хранитель всей вселенной. Господь явил образ креста святому равноапостольному Константину и явил не просто крест, а явил крест со словами: «Сим победиши!» Это было явлено не только одному равноапостольному Константину, это было явлено всему человечеству, то есть каждому из нас: Господь нам указывает, чем можно победить. И это не просто орудие - лишь пригвоздив себя ко кресту, можно победить грех. Пригвоздив ко кресту свои страсти, страсти своей плоти, свое зло, все, что убивает душу человеческую, мы победим, потому что у нас в сердце останется любовь, кротость, смирение. Останутся те добродетели, которые ведут нас к Богу.
Каждый из нас в этой земной жизни призван к крестоношению. И вот насколько мы сможем выполнить волю Божью, насколько мы сможем достойно нести свой крест (перенести жизненные трудности, болезни, лишения без ропота, без осуждения, а только с благодарностью Богу), вот настолько Господь и примет нашу жертву крестоношения.
Я желаю каждому из вас сегодня записать золотыми буквами слова Спасителя: «Этим побеждай/сим побеждай». И помните, что этим подвигом, который совершил Господь на кресте, искупительным подвигом ради каждого из нас, была побеждена смерть. Каждый из нас должен преодолеть свою погибельную слабость ко греху, пригвоздить ее, и этим крестом победить смерть».

О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.
Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды.
Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.
Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:
— О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего — оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.
После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.
Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.
С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.
Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.
Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».

По материалам сайта Православие.RU

14.08.20
923 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: