В Севастополе почтили память святого Иоанна Кронштадского
2 января Святая Православная Церковь чтит память святого праведного Иоанна Кронштадтского, который преставился в этот день ко Господу в 1908 году на восьмидесятом году жизни. В этом году исполнилось 112 лет со дня преставления святого. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизирован. Святой Иоанн Кронштадтский - один из самых близких к нам подвижников по времени, признанный святым всероссийскою паствою еще при жизни своей.
Сербский святой Иустин (Попович) об отце Иоанне так писал в своей книге “Философские пропасти” о рае русской души:
"Нам, православным, не надо возвращаться на две тысячи лет назад, чтобы увидеть евангельские чудеса. Вот они, среди нас. Кронштадтский апостол творит евангельские чудеса на наших глазах. Он даже мертвое дитя воскрешает. Разве это не евангельское чудо? Разве на наших глазах не проявляется многообразная божественная сила, которую Спаситель давал и дает своим апостольским последователям, заповедуя им: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте". (Мф. 10, 8)
В Севастополе, на Красной горке, ведется строительство собора в честь святых царственных страстотерпцев, один из приделов которого будет освящен в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Множество людей из разных уголков Севастополя приезжают в этот день в храм на Красной горке помолиться святому за праздничным богослужением. Божественную литургию, в сослужении духовенства собора, возглавил благочинный севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта.
Отец благочинный обратился к верующим со словами проповеди.
«Поздравляю вас, дорогие о Господе отцы, братья и сестры с днем, когда Святая Церковь чтит память великого своего угодника, подвижника веры и благочестия, особенно для нас, для русского народа, святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Читая житие Иоанна Кронштадтского, мы, взирая на его подвиги, на его молитвенное стояние, на твердость его веры, милосердия, задумываемся о том, как он смог достигнуть такой духовной высоты. В Священном Писании мы читаем, что ничто нечисто перед Богом, даже небо, и святость того или иного святого соотносится по отношению к нам. Именно для нас Господь являет эти великие светильники, о которых мы слышали сегодня в евангельском чтении: невозможно укрыть светильник под спудом. Он стоит на столе и светит в доме для того, чтобы все его видели. И Господь говорит ученикам: «Тако да просветится свет ваш пред человеки».
Господь сегодня призывает нас, как некогда призвал святого праведного Иоанна Кронштадтского, быть Его подражателями, подражателями Его святых учеников – быть теми светильниками, которые творят добрые дела, которые прославляют Отца нашего Небесного, которые привлекают к себе всех тех людей, которые ищут спасения, ищут Бога.
Читая дневники Иоанна Кронштадтского, иной раз поражаешься этим текстам. Что есть дневник? Дневник – это откровение души, это ежедневная исповедь, размышления отца Иоанна Кронштадтского. Человек неверующий, далекий от Бога, далекий от Церкви, читая эти дневники, может и смутиться в чем-то. Ведь святой Иоанн открывал свое сердце не только дневнику, он открывал его нам, живущим через сто лет после его блаженной кончины. Для чего он показывает нам это? Можно ли было ему сокрыть его мысли, его дела?
Он подал нам великий пример, как некогда в древних общинах христианских люди каялись перед всей общиной. Не так, как сегодня: мы подходим ко священнику, он нас покрывает епитрахилью, и мы перед Богом тихонечко шепчем все свои грехи, открываем все тайники своей души перед Богом, а священник является лишь свидетелем. Древние христиане приходили в общину и исповедовались перед всей общиной, не скрывая никаких своих грехов, мыслей, страстей, для того, чтобы исцелиться от этих своих недугов и стать, по сути, христианами.
Вот так Иоанн Кронштадтский, подражая древним христианам, пишет в своих дневниках все свои грехи, все свои размышления, все свои падения, восстания, все описывает. Для чего? Еще раз повторю: для нас. Ведь он жил такой же жизнью, как мы живем сейчас. Ничем не отличается модель нашей жизни, как тысяча лет назад, как сто лет назад, так и сегодня: такие же искушения, соблазны, переживания, стремления, желания. Все – то же самое. И вот Иоанн Кронштадтский показал, как нам удержать себя от пропасти погибели, от пропасти, которая называется «грех».
Все в его жизни было. Мы вспоминаем его молодые священнические годы, когда он всем своим сердцем возлюбил ближнего своего, как самого себя, исполняя заповедь, которую дал Бог – о любви. Он буквально отдавал все, всего себя, и все, что было на нем – и сапоги, и рясу иной раз, и деньги все отдавал, и все, что у него было. Матушка его было иной раз вынуждена писать в Священный Синод, чтобы ей жалование батюшки давали, чтобы можно было как-то прожить.
Вспомним Иоанна Кронштадтского уже в зрелом возрасте. Можно сегодня приехать и посмотреть квартиру Иоанна Кронштадтского. Это есть. Можно вспомнить, на какой карете он ездил. Это тоже действительность. Можно вспомнить, в каких домах его принимали, чем кормили. Но соблазняет ли это нас? Мы отвечаем: нет, потому что ему все это было совершенно не нужно, это шествовало как бы рядом с ним. Он никогда в свое сердце не впускал вот эту страсть – страсть красиво жить, наслаждаться этой жизнью. Нет, никогда он не впускал это в свое сердце. А впускал он в свое сердце только спасительные мысли. И боролся с грехом.
Вот в этом-то он отличается от нас. Ведь Господь говорит: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». Если сердце – в сейфе, то и мы в сейфе сидим с тремя копейками или с какой-то золотой монетой. А если сердце – с Богом, то нас ничего не интересует. Потому что мы знаем, что Господь нас никогда не оставит. Господь всегда нас прокормит, Господь нас оденет, обует. И Господь, опять-таки, говорит нам в Священном Писании, что птицы небесные не заботятся о себе, а Господь их кормит, и согревает, и дает им все. Так и человек должен стремиться к Богу. Он ставит для себя центром жизни своей спасение. Вот это действительно приведет его ко спасению. Все остальное приложится. Люди разные спасаются. И святые – разные: и материально очень богатые и нищие, и отказавшиеся от материального, и сохранившие материальное, передавшие на строительство тех или иных храмов и монастырей. Но центром жизни святых всегда являлся Христос. Вот это самое главное. Все остальное – приложится.
Для Иоанна Кронштадтского самым главным был Христос, Он был центром его жизни. И все действия святого Иоанна, все его деяния, как деяния общественные, о которых мы знаем с вами сейчас, чудеса его, которые происходили и происходят до сего дня, – все это было видимое, что он являл, что выплескивалось из его благодатной жизни. А сколько слез, сколько искушений в его жизни было… Непростая у него была жизнь. Если, еще раз, почитать его дневники, его житие – очень непростая, очень тяжелая жизнь ему выпала. Мы говорим, да, Иоанн Кронштадтский – святой. Но как он этой святости добился? Колоссальнейшим жизненным трудом».
По окончании Литургии духовенство и верующие помолились перед образом святого праведного Иоанна Кронштадтского и пропели величание святому.
После Богослужения всех ждала праздничная трапеза, с любовью приготовленная для всех, кто пришел почтить память святого угодника Божиего.
03.01.20
16565 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!