Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на V Форуме православных женщин
28 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в пленарном заседании V Форума православных женщин «Женский подвиг в истории России. 1918-2018», состоявшемся в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Дорогие сестры, участницы форума, уважаемые гости!
Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, собравшихся на пятый форум православных женщин, посвященный 100-летию создания этой организации. Документальный фильм, часть которого будет представлена, напоминает нам о трагических событиях, связанных с революцией 1917 года. Произошло крушение Российской империи, было совершено жестокое убийство членов Царской семьи и их верных слуг в Екатеринбурге, великой княгини Елизаветы Федоровны и всех, кто был вместе с ней, — в Алапаевске. Началось преследование Русской Православной Церкви, разрушение традиционных нравственных ценностей, в том числе семейных. И в это тяжелое для страны время по благословению Патриарха Тихона 24 июня 1918 года создается Союз православных женщин, представительницы которого внесли немалый вклад в сохранение и последующее возрождение церковной жизни.
В Деяниях Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. отмечается, что ныне «требуется напряжение всех сил Церкви для отражения силы вражией». «Если мы наблюдаем, что ослабевает вера и гаснут священные огни одушевления в суровом сердце мужчин, если мы видим, как равнодушие к Евангельской истине охватывает многих из них, то этого, хотя с некоторыми ограничениями, нельзя сказать о женской половине верующих членов Церкви Христовой. Женщины еще сохранили живую восприимчивость к вере Христовой; они еще полны горячей преданности Церкви».
Евангелие говорит о том, что первой о Воскресении Спасителя узнала равноапостольная Мария Магдалина. Социальный статус женщины был тогда весьма низким, и к ее свидетельству не было приковано серьезное внимание. Даже апостолы, когда жены-мироносицы возвестили им, что Христос воскрес, не сразу поверили. Но именно женщины, к которым тогда относились свысока, удостоились стать первыми свидетельницами Воскресения Спасителя, и это свидетельство было положено в основу евангельской проповеди.
Церковь всегда высоко ценила женское служение, и первой в ряду женщин-христианок является Сама Пресвятая Богородица, жизнь Которой была целиком посвящена Богу. Из Нового Завета известны имена женщин, сопутствовавших Спасителю и Его ученикам, проповедовавших Евангелие и даже положивших жизнь за веру Христову и пополнивших сонм мучеников.
В истории нашего Отечества женщины тоже сыграли важную роль: равноапостольная княгиня Ольга воспитала великого крестителя Руси, преподобная Евфросиния Полоцкая стояла у истоков женского монашества в нашей Церкви.
В послереволюционный период, когда началось массовое разрушение храмов и монастырей, убийства верующих и заключение их в тюрьмы, когда глумление над святынями буквально покрыло всю нашу землю, православные женщины самоотверженно противостояли атеистическому натиску и террору советской власти. Сегодня в списке общецерковно почитаемых новомучеников и исповедников Российских значится 1294 имени, из них 141 женщина, среди которых десятки мучениц и исповедниц, инокинь и послушниц, а также игумении и схимонахини.
Женщины наравне с мужчинами прошли испытания Первой и Второй Мировых войн: они выносили раненых с поля боя, оказывая им медицинскую помощь и психологическую поддержку, трудились в тылу, принимали участие в восстановлении народного хозяйства в послевоенное время. В этом служении их поддерживала любовь к ближнему, без которой невозможна подлинная христианская вера.
Одновременно женщины оказались под ударом, который был нанесен по семейной нравственности. Популяризация абортов, начавшаяся с 1920-х годов, стала насилием над женской природой, она стоила счастья многим матерям, которых государственная машина подталкивала к совершению детоубийства. Эта рана не уврачевана до сих пор.
Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам. Но вспомним прославленных Церковью святых жен: это женщины мудрые и сильные, женщины, воплотившие в своей жизни христианские идеалы любви и милосердия.
Полагаю, что сегодня православная женщина способна занимать активную общественную позицию, выступая вместе с тем хранительницей непреходящих нравственных ценностей в семье и в обществе. И в то же время роль жены и матери не должна ставиться под сомнение. Ничто не может приноситься в жертву ценностям семьи и материнства, от которых действительно зависит само существование человеческой цивилизации.
Хотел бы пожелать Союзу православных женщин продолжать важную работу по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Матери и бабушки советской эпохи, которые зачастую втайне от своих мужей, братьев и отцов крестили детей и внуков, воспитывали их в духе христианской любви, внесли весомый вклад в сохранение преемства православной веры. А если сказать проще, то без этих бабушек у нас в Советском Союзе прервалась бы церковная жизнь. По крайней мере, почти всех моих ровесников в то время крестили бабушки, потому что родители боялись ходить в храм. Бабушки наставляли детей в основах веры, помогали им формировать силу духа, с тем чтобы противостоять атеистической пропаганде и сохранить веру. Низкий поклон нашим женщинам-христианкам, которые сохранили в нашей стране преемство поколений в верности Православию.
Наше собрание объединило как участниц женского православного движения в России, так и многих сестер из стран ближнего зарубежья. Надеюсь, что Форум станет авторитетной трибуной для обсуждения широкого круга актуальных проблем в контексте все более усложняющейся обстановки в мире. Отрадно, что женщины выступают против попыток духовного разделения братских народов исторической Руси, продолжают оказывать помощь людям, пострадавшим в результате конфликта на Украине.
В век агрессивного индивидуализма и стяжательства особенно актуален призыв преподобного Сергия Радонежского спасаться «любовью и единением», которое невозможно без любви, милосердия, терпения, прощения и сострадания. Сегодня как никогда важна консолидация усилий по защите мировоззренческого выбора народов исторической Руси, их права жить по вере и совести. Этому могла бы послужить инициатива созыва межрелигиозного форума женщин традиционных вероисповеданий с соответствующей повесткой дня.
Именно веры, подкрепленной милосердием, дружелюбием и смиренномудрием (1 Пет. 3:8), красоты кроткого и молчаливого духа (1 Пет. 3:4) ожидают от вас Церковь и общество, ваши мужья, сыновья, братья и отцы.
Призываю на труды всех вас Божие благословение.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Дорогие сестры, участницы форума, уважаемые гости!
Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, собравшихся на пятый форум православных женщин, посвященный 100-летию создания этой организации. Документальный фильм, часть которого будет представлена, напоминает нам о трагических событиях, связанных с революцией 1917 года. Произошло крушение Российской империи, было совершено жестокое убийство членов Царской семьи и их верных слуг в Екатеринбурге, великой княгини Елизаветы Федоровны и всех, кто был вместе с ней, — в Алапаевске. Началось преследование Русской Православной Церкви, разрушение традиционных нравственных ценностей, в том числе семейных. И в это тяжелое для страны время по благословению Патриарха Тихона 24 июня 1918 года создается Союз православных женщин, представительницы которого внесли немалый вклад в сохранение и последующее возрождение церковной жизни.
В Деяниях Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. отмечается, что ныне «требуется напряжение всех сил Церкви для отражения силы вражией». «Если мы наблюдаем, что ослабевает вера и гаснут священные огни одушевления в суровом сердце мужчин, если мы видим, как равнодушие к Евангельской истине охватывает многих из них, то этого, хотя с некоторыми ограничениями, нельзя сказать о женской половине верующих членов Церкви Христовой. Женщины еще сохранили живую восприимчивость к вере Христовой; они еще полны горячей преданности Церкви».
Евангелие говорит о том, что первой о Воскресении Спасителя узнала равноапостольная Мария Магдалина. Социальный статус женщины был тогда весьма низким, и к ее свидетельству не было приковано серьезное внимание. Даже апостолы, когда жены-мироносицы возвестили им, что Христос воскрес, не сразу поверили. Но именно женщины, к которым тогда относились свысока, удостоились стать первыми свидетельницами Воскресения Спасителя, и это свидетельство было положено в основу евангельской проповеди.
Церковь всегда высоко ценила женское служение, и первой в ряду женщин-христианок является Сама Пресвятая Богородица, жизнь Которой была целиком посвящена Богу. Из Нового Завета известны имена женщин, сопутствовавших Спасителю и Его ученикам, проповедовавших Евангелие и даже положивших жизнь за веру Христову и пополнивших сонм мучеников.
В истории нашего Отечества женщины тоже сыграли важную роль: равноапостольная княгиня Ольга воспитала великого крестителя Руси, преподобная Евфросиния Полоцкая стояла у истоков женского монашества в нашей Церкви.
В послереволюционный период, когда началось массовое разрушение храмов и монастырей, убийства верующих и заключение их в тюрьмы, когда глумление над святынями буквально покрыло всю нашу землю, православные женщины самоотверженно противостояли атеистическому натиску и террору советской власти. Сегодня в списке общецерковно почитаемых новомучеников и исповедников Российских значится 1294 имени, из них 141 женщина, среди которых десятки мучениц и исповедниц, инокинь и послушниц, а также игумении и схимонахини.
Женщины наравне с мужчинами прошли испытания Первой и Второй Мировых войн: они выносили раненых с поля боя, оказывая им медицинскую помощь и психологическую поддержку, трудились в тылу, принимали участие в восстановлении народного хозяйства в послевоенное время. В этом служении их поддерживала любовь к ближнему, без которой невозможна подлинная христианская вера.
Одновременно женщины оказались под ударом, который был нанесен по семейной нравственности. Популяризация абортов, начавшаяся с 1920-х годов, стала насилием над женской природой, она стоила счастья многим матерям, которых государственная машина подталкивала к совершению детоубийства. Эта рана не уврачевана до сих пор.
Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам. Но вспомним прославленных Церковью святых жен: это женщины мудрые и сильные, женщины, воплотившие в своей жизни христианские идеалы любви и милосердия.
Полагаю, что сегодня православная женщина способна занимать активную общественную позицию, выступая вместе с тем хранительницей непреходящих нравственных ценностей в семье и в обществе. И в то же время роль жены и матери не должна ставиться под сомнение. Ничто не может приноситься в жертву ценностям семьи и материнства, от которых действительно зависит само существование человеческой цивилизации.
Хотел бы пожелать Союзу православных женщин продолжать важную работу по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Матери и бабушки советской эпохи, которые зачастую втайне от своих мужей, братьев и отцов крестили детей и внуков, воспитывали их в духе христианской любви, внесли весомый вклад в сохранение преемства православной веры. А если сказать проще, то без этих бабушек у нас в Советском Союзе прервалась бы церковная жизнь. По крайней мере, почти всех моих ровесников в то время крестили бабушки, потому что родители боялись ходить в храм. Бабушки наставляли детей в основах веры, помогали им формировать силу духа, с тем чтобы противостоять атеистической пропаганде и сохранить веру. Низкий поклон нашим женщинам-христианкам, которые сохранили в нашей стране преемство поколений в верности Православию.
Наше собрание объединило как участниц женского православного движения в России, так и многих сестер из стран ближнего зарубежья. Надеюсь, что Форум станет авторитетной трибуной для обсуждения широкого круга актуальных проблем в контексте все более усложняющейся обстановки в мире. Отрадно, что женщины выступают против попыток духовного разделения братских народов исторической Руси, продолжают оказывать помощь людям, пострадавшим в результате конфликта на Украине.
В век агрессивного индивидуализма и стяжательства особенно актуален призыв преподобного Сергия Радонежского спасаться «любовью и единением», которое невозможно без любви, милосердия, терпения, прощения и сострадания. Сегодня как никогда важна консолидация усилий по защите мировоззренческого выбора народов исторической Руси, их права жить по вере и совести. Этому могла бы послужить инициатива созыва межрелигиозного форума женщин традиционных вероисповеданий с соответствующей повесткой дня.
Именно веры, подкрепленной милосердием, дружелюбием и смиренномудрием (1 Пет. 3:8), красоты кроткого и молчаливого духа (1 Пет. 3:4) ожидают от вас Церковь и общество, ваши мужья, сыновья, братья и отцы.
Призываю на труды всех вас Божие благословение.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
03.12.18
1533 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!