Проповедь Патриарха Кирилла после Литургии в храме равноапостольной княгини Ольги в Останкине г. Москвы
15 сентября 2019 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святой равноапостольной великой княгини Ольги в Останкине города Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем апостольском чтении, а это был отрывок из Первого послания к Коринфянам апостола Павла, мы находим слова: «Братия, бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны» (1 Кор. 16:13). Мы должны воспринять эти слова как великий наказ апостола. Замечательно, что перечень добродетелей, которыми должен обладать христианин, начинается со слова «бодрствуйте». Что значит бодрствовать? Это значит не спать, находиться в сознании; а человек, находящийся в сознании, способен устанавливать связь с внешним миром, воспринимать внешний мир, анализировать то, что вокруг него происходит, и таким образом выстраивать свои отношения с внешним миром.
Здесь возникает очень важный вопрос. Каким критерием мы должны руководствоваться, чтобы оценивать окружающий нас мир, все, что вокруг нас происходит? Конечно, можно использовать критерии политические, научные, художественные, но они не охватывают всю полноту человеческого мировоззрения. А чаще всего мы оцениваем окружающий нас мир, полагая в качестве критерия самих себя. То, что с нашей точки зрения правильно, то, что для нас хорошо, то и становится мерилом оценки всего, что происходит вокруг. Это великое заблуждение, потому что не может оценка окружающего мира сводиться к личному пониманию происходящего или к личным интересам. Но этим грехом страдают не только индивидуумы — иногда этому греху подвержены целые коллективы, общности людей. Так, начиная с XVIII века, безбожие стало постепенно вытеснять веру из сознания нашей интеллигенции. А когда вместо Божественной правды и слова Божия критерием стали личные интересы, интересы носителей определенных политических и идеологических взглядов, тогда и началась погибель народа, которая привела к катастрофе революции и гражданской войны.
Мы говорим о революции, о гражданской войне как о далеком прошлом — действительно, для современного поколения это времена их прадедов и прапрадедов. Но, уйдя в прошлое, эти страшные события нашей истории не должны остаться без общенародной оценки. Ведь вот что произошло: люди положили в основу своих действий политико-идеологические критерии, которые разделили народ, разделили страну. Результатом этого разделения стало изгнание огромного количества русских православных людей, наших людей, наших сограждан за рубеж. Этот исход очень ослабил наши интеллектуальные, духовные силы, и потребовались десятилетия, чтобы восстановить все то, что было утрачено в результате разлома всей нашей жизни.
Однако последствия этого исхода сохраняются в каком-то смысле до сего дня. Мы знаем, что и Русская Православная Церковь разделилась. Эмигранты создали Русскую Зарубежную Церковь с центром в Сремских Карловцах, в Сербии, но была и другая группа православных людей, которые группировались вокруг митрополита Евлогия, — ее условно называли парижской эмиграцией. А те чада Русской Православной Церкви, которые сохраняли связь с Москвой, составили третью часть всей русской эмиграции.
В этом разделении отразились политические противоречия, которые и привели Россию к революции. И нашей заветной мечтой было объединение всей русской эмиграции, объединение Русской Церкви за пределами России. Мы знаем, что в 2007 году по милости Божией всем нам было явлено чудо воссоединения с Русской Церковью той части эмиграции, которая принадлежала к Русской Зарубежной Церкви. Это воссоединение торжественно произошло в Храме Христа Спасителя, но оно не затронуло эмигрантов, которые группировались вокруг центра в Париже.
Случилось так, что русские православные люди, которые имели своим духовным центром Париж, а своим правящим архиереем — митрополита Евлогия, оказались в юрисдикции Константинопольского Патриарха, и такое положение дел сохранялась до нашего времени. Но вчера произошло событие, которое может стать историческим. Говорю «может стать», потому что еще многое предстоит сделать, чтобы это деяние принесло результаты. А деяние такое — архиепископ Иоанн, который пребывает в Париже и возглавляет ту самую часть русской эмиграции, которая не принадлежала Русской Зарубежной Церкви и Церкви Московского Патриархата, направил мне прошение о воссоединении с Русской Православной Церковью.
Это произошло вчера, 14 сентября, то есть 1 сентября по старому стилю, в первый день церковного нового года, или, как мы говорим, начало индикта. Открыв это прошение, я понял, что деяние архиепископа Иоанна исполнено многих смыслов. Потому что реализация этого прошения закрывает тему разделения Русской Церкви за рубежом, разделения русских, живущих за границей, и то, что это произошло в первый день церковного нового года, помогает понять, что воссоединение должно произойти навсегда, на все времена, что нам предстоят. Тем самым открывается возможность установления полного единства Русской Православной Церкви, в Отечестве и за рубежами пребывающей.
Вчера мы провели заседание Священного Синода Русской Православной Церкви дистанционно, потому что не было времени собирать Преосвященных членов Синода. Но с каждым я переговорил и получил не просто согласие, а горячее согласие. Нужно было слышать интонации, с которыми члены Синода откликнулись на мое сообщение о случившемся. Когда я спросил их, голосуют ли они за это решение, я получил восторженный ответ: «Не просто голосуем — всей душой голосуем». И это действительно так. Потому что не может быть делом второстепенным, безразличным для каждого православного русского человека, для каждого члена Русской Православной Церкви, вне зависимости от его национальности, восстановление единства Церкви нашей и единства народа нашего.
Удовлетворив прошение Преосвященного Иоанна, возглавлявшего Экзархат Константинопольского Патриархата в Западной Европе русской традиции, Священный Синод своим решение воссоединяет все русские православные приходы в Западной Европе с Матерью-Церковью. Возблагодарим Господа за милость, которая явлена. Это не просто церковное деяние — скорее всего, это последний акт, который закрывает драму революции, гражданской войны, драму разделения нашего народа. Поэтому сегодня наша молитва к Господу — молитва благодарения за то, что Он, проведя наш народ в России и в рассеянии через разделения, через смуты, через гонения и потрясения, сегодня открывает перед нами возможность чувствовать себя единым народом, объединенным единой Русской Православной Церковью. Слава Богу за все! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем апостольском чтении, а это был отрывок из Первого послания к Коринфянам апостола Павла, мы находим слова: «Братия, бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны» (1 Кор. 16:13). Мы должны воспринять эти слова как великий наказ апостола. Замечательно, что перечень добродетелей, которыми должен обладать христианин, начинается со слова «бодрствуйте». Что значит бодрствовать? Это значит не спать, находиться в сознании; а человек, находящийся в сознании, способен устанавливать связь с внешним миром, воспринимать внешний мир, анализировать то, что вокруг него происходит, и таким образом выстраивать свои отношения с внешним миром.
Здесь возникает очень важный вопрос. Каким критерием мы должны руководствоваться, чтобы оценивать окружающий нас мир, все, что вокруг нас происходит? Конечно, можно использовать критерии политические, научные, художественные, но они не охватывают всю полноту человеческого мировоззрения. А чаще всего мы оцениваем окружающий нас мир, полагая в качестве критерия самих себя. То, что с нашей точки зрения правильно, то, что для нас хорошо, то и становится мерилом оценки всего, что происходит вокруг. Это великое заблуждение, потому что не может оценка окружающего мира сводиться к личному пониманию происходящего или к личным интересам. Но этим грехом страдают не только индивидуумы — иногда этому греху подвержены целые коллективы, общности людей. Так, начиная с XVIII века, безбожие стало постепенно вытеснять веру из сознания нашей интеллигенции. А когда вместо Божественной правды и слова Божия критерием стали личные интересы, интересы носителей определенных политических и идеологических взглядов, тогда и началась погибель народа, которая привела к катастрофе революции и гражданской войны.
Мы говорим о революции, о гражданской войне как о далеком прошлом — действительно, для современного поколения это времена их прадедов и прапрадедов. Но, уйдя в прошлое, эти страшные события нашей истории не должны остаться без общенародной оценки. Ведь вот что произошло: люди положили в основу своих действий политико-идеологические критерии, которые разделили народ, разделили страну. Результатом этого разделения стало изгнание огромного количества русских православных людей, наших людей, наших сограждан за рубеж. Этот исход очень ослабил наши интеллектуальные, духовные силы, и потребовались десятилетия, чтобы восстановить все то, что было утрачено в результате разлома всей нашей жизни.
Однако последствия этого исхода сохраняются в каком-то смысле до сего дня. Мы знаем, что и Русская Православная Церковь разделилась. Эмигранты создали Русскую Зарубежную Церковь с центром в Сремских Карловцах, в Сербии, но была и другая группа православных людей, которые группировались вокруг митрополита Евлогия, — ее условно называли парижской эмиграцией. А те чада Русской Православной Церкви, которые сохраняли связь с Москвой, составили третью часть всей русской эмиграции.
В этом разделении отразились политические противоречия, которые и привели Россию к революции. И нашей заветной мечтой было объединение всей русской эмиграции, объединение Русской Церкви за пределами России. Мы знаем, что в 2007 году по милости Божией всем нам было явлено чудо воссоединения с Русской Церковью той части эмиграции, которая принадлежала к Русской Зарубежной Церкви. Это воссоединение торжественно произошло в Храме Христа Спасителя, но оно не затронуло эмигрантов, которые группировались вокруг центра в Париже.
Случилось так, что русские православные люди, которые имели своим духовным центром Париж, а своим правящим архиереем — митрополита Евлогия, оказались в юрисдикции Константинопольского Патриарха, и такое положение дел сохранялась до нашего времени. Но вчера произошло событие, которое может стать историческим. Говорю «может стать», потому что еще многое предстоит сделать, чтобы это деяние принесло результаты. А деяние такое — архиепископ Иоанн, который пребывает в Париже и возглавляет ту самую часть русской эмиграции, которая не принадлежала Русской Зарубежной Церкви и Церкви Московского Патриархата, направил мне прошение о воссоединении с Русской Православной Церковью.
Это произошло вчера, 14 сентября, то есть 1 сентября по старому стилю, в первый день церковного нового года, или, как мы говорим, начало индикта. Открыв это прошение, я понял, что деяние архиепископа Иоанна исполнено многих смыслов. Потому что реализация этого прошения закрывает тему разделения Русской Церкви за рубежом, разделения русских, живущих за границей, и то, что это произошло в первый день церковного нового года, помогает понять, что воссоединение должно произойти навсегда, на все времена, что нам предстоят. Тем самым открывается возможность установления полного единства Русской Православной Церкви, в Отечестве и за рубежами пребывающей.
Вчера мы провели заседание Священного Синода Русской Православной Церкви дистанционно, потому что не было времени собирать Преосвященных членов Синода. Но с каждым я переговорил и получил не просто согласие, а горячее согласие. Нужно было слышать интонации, с которыми члены Синода откликнулись на мое сообщение о случившемся. Когда я спросил их, голосуют ли они за это решение, я получил восторженный ответ: «Не просто голосуем — всей душой голосуем». И это действительно так. Потому что не может быть делом второстепенным, безразличным для каждого православного русского человека, для каждого члена Русской Православной Церкви, вне зависимости от его национальности, восстановление единства Церкви нашей и единства народа нашего.
Удовлетворив прошение Преосвященного Иоанна, возглавлявшего Экзархат Константинопольского Патриархата в Западной Европе русской традиции, Священный Синод своим решение воссоединяет все русские православные приходы в Западной Европе с Матерью-Церковью. Возблагодарим Господа за милость, которая явлена. Это не просто церковное деяние — скорее всего, это последний акт, который закрывает драму революции, гражданской войны, драму разделения нашего народа. Поэтому сегодня наша молитва к Господу — молитва благодарения за то, что Он, проведя наш народ в России и в рассеянии через разделения, через смуты, через гонения и потрясения, сегодня открывает перед нами возможность чувствовать себя единым народом, объединенным единой Русской Православной Церковью. Слава Богу за все! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
20.09.19
1003 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!