Митрополит Хрисанф Новопатрский
Хрисанф Новопатрский (1733–1824), митрополит, священнослужитель и путешественник, в 1810 – 1824 гг. настоятель Балаклавского
Свято-Георгиевского монастыря
Митрополит Хрисанф родился в 1733 году в Греции. Отвечая по прибытию в 1795 году в Россию на вопросы Астраханской Духовной Консистории, высокопреосвященнейший объяснял, что «природою он грек, из венецианских дворян, именем Хрисанф, митрополит бывый Новых Патр, что близ Афин, по фамилии Контарини». Он был хиротисован в митрополиты в 1774 году в Константинополе патриархом Самуилом. В Новых Патрах Хрисанф прожил десять лет, но из-за притеснений, чинимых местным пашей, вынужден был переехать в Константинополь, откуда вскоре отправился путешествовать. Митрополит объездил Малую Азию, Ближний Восток, побывал в Сирии и Египте, откуда морским путем через Басру прибыл в Индию, путешествовал по многим индийским провинциям и Тибету. Дальнейший его маршрут проходил через Афганистан, Среднюю Азию, Мангышлак в Астрахань, куда он прибыл 13 мая 1795 года.
По Высочайшему повелению Екатерины II митрополит Хрисанф был вызван в Петербург. Добравшись туда в марте 1796 года, он представил свои «Объяснения» князю Платону Александровичу Зубову. В то время Российская империя вела войну с Персией, и любая информация побывавшего в тех местах могла быть полезной.
До мая 1798 года митрополит Хрисанф жил в Александро-Невской лавре в Петербурге, после чего отправился на жительство в Крым, в Феодосию. Еще в 1787 году была основана Феодосийская викарная епархия. Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь тогда существовал без ценных икон и утвари: все это, согласно результатам расследования, проведенного епископом Иовом, ранее вывезли греки, переселившиеся в 1778 году в Северное Приазовье. Маленькая древняя церковь св. Георгия с престолом, высеченном в скале, три - четыре монаха, три полуразвалившиеся келии, большая трапеза да ветхая деревянная галерея с крылечком, соединяющая трапезу с храмом, – вот все, чем встречал паломников монастырь в течение еще нескольких десятилетий.
С 1808 года внимание к благоустройству святыни начала проявлять паства. Духовная Кон-история Екатеринославской епархии благословила «вместо старой строить новую церковь и прочие каменные здания». Но дела в обители оживились только в 1810 году после назначения ее настоятелем жившего в Феодосии 78-летнего митрополита Хрисанфа Новопатрского. «Весело было душе моей внимать словам старца, уже готового соединиться с перстию и духом возлететь к Несозданному, – писал русский писатель греческого происхождения статский советник Г.В. Гераков. – Он бодр еще, несмотря на то, что обтек Индостан, берега Малабаргские и Коромандельские, Персию и Бухарию… все почти европейские государства видели у себя почтенного архипастыря».
Для Свято-Георгиевского монастыря и балаклавских греков митрополит Хрисанф сделался подлинным зиждителем обители, привнесшим в ее быт духовную мудрость и сердечный опыт, накопленные им за долгие годы странствий и служения Господу.
В 1810 году начался разбор древнего храма св. Георгия. В алтарной части разбираемой церкви строители обнаружили пещерный храм еще более древнего происхождения. Митрополит Хрисанф рассудил, что в данном месте, «где арка в скале», найден таврический храм девы Дианы. Посетившему обитель 21 сентября 1820 года Геракову настоятель доказывал, что «нигде нельзя предполагать храма Ифигении, как на месте выстроенной им церкви». А.С. Пушкин, в компании генерала Н.Н. Раевского и его сына Николая знакомившийся с монастырем несколькими днями ранее, писал: «Тут же видел я баснословные развалины храма Дианы». Услышанные от владыки «мифологические предания» отстоялась в рифмах пушкинского стихотворения «Чедаеву». О беседах с настоятелем об античной достопримечательности вспоминал впоследствии и литератор-географ Павел Свиньин.
Нельзя забывать, что старец-митрополит был греком, и образно его мировоззрение могут проиллюстрировать росписи Благовещенского собора Московского Кремля, где лики святых гармонично соседствуют с лицами древнегреческих философов, прозревших в языческую эпоху Грядущего в мир с истиной. Митрополит Хрисанф имел несомненное уважение и к великим мудрецам своей родины, и к ее мифам. Эпизод одного из них, где Артемида в момент жертвенного заклания Ифигении похищает ее с алтаря, подменив ланью, сравним с библейским сюжетом жертвоприношения Авраамом Исаака. Таким образом, в монастырском пещерном храме пересекались времена мифологические и исторические. А его алтарь, принявший бескровную жертву еще первых подвижников веры и очистившийся от языческой скверны, явился обретенной православной святыней.
Новая, «прекрасной архитектуры» церковь во имя святого Георгия Победоносца строилась с 1811 по 1814 годы. Напоминание о «священном городе Херсонесе, именуемом по истории Корсунем», в предместье которого находилась обитель, побудило высокопреосвященного настоятеля обновить не только главную церковь, но и ветхие, развалившиеся хижины и пещеры иноков, на что было употреблено 40 000 руб., собранных от добровольных пожертвований. Работы по убранству церкви закончили только в 1816 году. Тогда же был совершен чин ее освящения.
Мастера Севастопольского адмиралтейства создали резной деревянный иконостас с позолотой. Образа были писаны священником Никитой Буряновым из Новомосковска за 350 рублей. Иконы были в серебряных вызолоченных окладах, обильно украшенных бирюзой, топазами, рубинами, бриллиантами и стразами. В алтаре хранился чтимый образ святой Марии Магдалины в деревянной раме с позолотой.
На белой мраморной доске, помещенной справа от западных церковных дверей, отмечалось: «Создан храм сей во имя великомученика и Победоносца Георгия проректорством и благодеяниями князя Александра Николаевича Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа».
Древнюю обитель дважды посещал император Александр I. 17 мая 1818 года государя принимал митрополит Хрисанф, получивший из высочайших рук бриллиантовую панагию и знаки ордена святой Анны 1-ой степени.
Митрополит Хрисанф Новопатрский умер на 92-м году жизни в 1824 году. Над его могилой в 1898 году балаклавские греки возвели часовню, сохранившуюся до наших дней.
Игорь Мосхури
22.09.18
2329 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!