Священник-грек Митрофан Никифорович Василькиоти
Митрофан Никифорович Василькиоти родился в 1846 году в Крыму в городе Карасубазаре (ныне Белогорск). Он происходил из греческой семьи, давшей своему новому Отечеству и Греции многих известных священников, художников, купцов и врачей. Представители этой фамилии жили в Керчи, Евпатории, Карасубазаре, Севастополе.
Дед Митрофана Никифоровича, Иоанн Василькиоти, был первым соборным протоиереем в греческой церкви св. Николая в Карасубазаре, построенной в 1793 году. Он прослужил здесь около 50 лет, до конца своей жизни, и по свидетельству епископа Таврической епархии Гермогена, «пользовался большим уважением не только у греков, но и у татар. Люди часто посещали его могилу в ограде храма, чтобы помолиться и взять горсть земли, которую считали полезным средством при лечении лихорадки». «Те, кто веруют в Меня, пусть следует за мной», – гласит эпитафия над местом его погребения. Путь служения Богу Митрофан Никифорович избрал еще в юности.
Окончив в 1862 году с отличием Симферопольское духовное училище, он служил сначала псаломщиком, затем дьяконом в Петропавловской церкви города Севастополя, а конце 1890-х годов, после рукоположения в иереи, был назначен священником (капелланом) Черноморского флота. В начале ХХ века, уже в сане митрофорного протоиерея, отца Митрофана назначили настоятелем церкви Христа Спасителя (Спасской больничной) при севастопольской городской больнице (ныне 1-я городская больница им. Пирогова). В Севастополе он пользовался заслуженным уважением и авторитетом у прихожан как «неустанный молитвенник и подвижник».
У протоиерея Митрофана Василькиоти и его жены Ольги Федоровны, урожденной Поповой (умерла 9 (22) февраля 1911 года на 62-ом году жизни), было три сына и четыре дочери. Старший из сыновей, капитан 50-го Белостокского полка Петр Митрофанович Василькиоти, погиб в годы Первой мировой войны в Карпатах. Средний сын, Павел Митрофанович, был учителем в Севастополе.
Февральскую революцию 1917 года, последовавший за ней Октябрьский переворот и начавшуюся затем гражданскую войну протоиерей отец Митрофан не приветствовал, но всесторонне поддерживал Белое движение. От возможности эвакуироваться из Крыма в 1919 и 1920 году он категорически отказался.
В конце 1920-х годов находившийся за штатом по возрасту и бывший на попечении младшего сына, Константина Митрофановича Василькиоти, и дочерей, Елены Митрофановны и Евгении Митрофановны, престарелый священник активно выступал против закрытия церквей и ликвидации греческих приходов в Крыму, призывая верующих к сопротивлению. В официальной переписке большевики называли протоиерея Митрофана Василькиоти «вожаком реакционно-настроенных греческих приходов».
Советское государство полностью контролировало религиозную деятельность священнослужителей, их частную жизнь, настроения, и главное – препятствовало возможности участия в политической и общественной жизни страны, для чего ограничивало служителей культа в гражданских правах. Согласно пункту «г» статьи 69 Конституции РСФСР монахи, служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие являлось профессией, были лишены избирательных прав. В начале 30-х годов советские власти вели методичную работу по ликвидации церквей в Крыму и выселению духовенства. Для удаления с территории полуострова неугодных священников использовался режим пограничной и военной зон. В 1930 году в соответствии с особым постановлением ЦИК СССР планировалось проведение «чистки» (или «разгрузки») Крыма от проживавшего здесь духовенства. Из Севастополя предполагалось выселить 44 священно- и церковнослужителя, в том числе заштатного протоиерея Митрофана Василькиоти.
25 мая 1930 года в Особую комиссию при Севастопольском райисполкоме поступило письмо «от бывшего священнослужителя города Севастополя Митрофана Никифоровича Василькиоти», в котором он писал: «Постановлением Севрайисполкома я подлежу выселению из пределов Севастополя как лишенец. Мне 85 лет и я полностью нетрудоспособен. Здоровье мое ухудшается, болезненные явления прогрессируют, что подолгу приковывает меня к постели и требует постоянного ухода <...> Я проживаю здесь <...> совместно со своими детьми, которые и обеспечивают мне существование, так как дом, которым я владею не имеет коммерческого значения и не оправдывает фактических затрат, связанных с его содержанием <...> За свою долгую жизнь я <...> не проживал в других местах и нигде не имею ни родственников, ни знакомых, которые могли бы меня приютить. По положению сообразности ходатайствую о предоставлении мне права жить в городе Севастополе при моих детях».
К письму прилагались две справки, одна – об освобождении отца Митрофана Василькиоти от службы при церкви больници, вторая – о состоянии его здоровья, заверенная севастопольским врачом доктором В.А. Глинкой.
Чтобы раз и навсегда избавиться от неугодного советской власти заштатного «служителя культа» решением Особой комиссии при Севастопольском райисполкоме было принято решение лишить Митрофана Никифоровича Василькиоти избирательных прав, отказать ему в просьбе остаться жить в Севастополе под присмотром детей и предписать покинуть город в течение десяти суток. Местом постоянного поселения выдворенного в конце мая 1930 года из города 85-летнего заштатного священника определили город Мелитополь. Однако, нарушив данное предписание, он приехал жить к родственникам в Карасубазар, где продолжал настраивать верующих противостоять закрытию церквей и ликвидации приходов.
В 1932 году, после перенесенной тяжелой болезни брюшного тифа, повлекшей осложнение, он настолько ослаб, что с трудом ходил без посторонней помощи, но продолжал борьбу с набиравшей обороты антирелигиозной кампанией в Крыму. В 1935 году, несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, заштатный священник Митрофан Василькиоти принял приглашение греческой религиозной общины Свято-Троицкой церкви в Симферополе, где служил в течение трех последующих лет. Лишь 21 марта 1938 года на имя заведующего столом религиозных культов поступило заявление, в котором живший на улице Училищной, № 25 старец из-за хронических заболеваний, связанных с его преклонным возрастом, просил снять его с учета и «выдать ему соответствующую справку».
Начавшуюся 22 июня 1941 года Великую Отечественную войну и последовавшую затем оккупацию Крыма отец Митрофан встретил в Карасубазаре. С 1942 года он вновь возглавил приход греческой Свято-Троицкой церкви в Симферополе. Накануне освобождения Крымского полуострова наступавшими советскими войсками Митрофан Никифорович Василькиоти, вместе с карасубазарскими родственниками, эмигрировал в Германию, где до 1944 года пребывал в лагере для перемещенных лиц близ Регенсбурга, после чего был принят в клир Русской зарубежной церкви. Он умер в 1945 году, не дожив нескольких месяцев до своего 100-летия.
И. Мосхури
Дед Митрофана Никифоровича, Иоанн Василькиоти, был первым соборным протоиереем в греческой церкви св. Николая в Карасубазаре, построенной в 1793 году. Он прослужил здесь около 50 лет, до конца своей жизни, и по свидетельству епископа Таврической епархии Гермогена, «пользовался большим уважением не только у греков, но и у татар. Люди часто посещали его могилу в ограде храма, чтобы помолиться и взять горсть земли, которую считали полезным средством при лечении лихорадки». «Те, кто веруют в Меня, пусть следует за мной», – гласит эпитафия над местом его погребения. Путь служения Богу Митрофан Никифорович избрал еще в юности.
Окончив в 1862 году с отличием Симферопольское духовное училище, он служил сначала псаломщиком, затем дьяконом в Петропавловской церкви города Севастополя, а конце 1890-х годов, после рукоположения в иереи, был назначен священником (капелланом) Черноморского флота. В начале ХХ века, уже в сане митрофорного протоиерея, отца Митрофана назначили настоятелем церкви Христа Спасителя (Спасской больничной) при севастопольской городской больнице (ныне 1-я городская больница им. Пирогова). В Севастополе он пользовался заслуженным уважением и авторитетом у прихожан как «неустанный молитвенник и подвижник».
У протоиерея Митрофана Василькиоти и его жены Ольги Федоровны, урожденной Поповой (умерла 9 (22) февраля 1911 года на 62-ом году жизни), было три сына и четыре дочери. Старший из сыновей, капитан 50-го Белостокского полка Петр Митрофанович Василькиоти, погиб в годы Первой мировой войны в Карпатах. Средний сын, Павел Митрофанович, был учителем в Севастополе.
Февральскую революцию 1917 года, последовавший за ней Октябрьский переворот и начавшуюся затем гражданскую войну протоиерей отец Митрофан не приветствовал, но всесторонне поддерживал Белое движение. От возможности эвакуироваться из Крыма в 1919 и 1920 году он категорически отказался.
В конце 1920-х годов находившийся за штатом по возрасту и бывший на попечении младшего сына, Константина Митрофановича Василькиоти, и дочерей, Елены Митрофановны и Евгении Митрофановны, престарелый священник активно выступал против закрытия церквей и ликвидации греческих приходов в Крыму, призывая верующих к сопротивлению. В официальной переписке большевики называли протоиерея Митрофана Василькиоти «вожаком реакционно-настроенных греческих приходов».
Советское государство полностью контролировало религиозную деятельность священнослужителей, их частную жизнь, настроения, и главное – препятствовало возможности участия в политической и общественной жизни страны, для чего ограничивало служителей культа в гражданских правах. Согласно пункту «г» статьи 69 Конституции РСФСР монахи, служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие являлось профессией, были лишены избирательных прав. В начале 30-х годов советские власти вели методичную работу по ликвидации церквей в Крыму и выселению духовенства. Для удаления с территории полуострова неугодных священников использовался режим пограничной и военной зон. В 1930 году в соответствии с особым постановлением ЦИК СССР планировалось проведение «чистки» (или «разгрузки») Крыма от проживавшего здесь духовенства. Из Севастополя предполагалось выселить 44 священно- и церковнослужителя, в том числе заштатного протоиерея Митрофана Василькиоти.
25 мая 1930 года в Особую комиссию при Севастопольском райисполкоме поступило письмо «от бывшего священнослужителя города Севастополя Митрофана Никифоровича Василькиоти», в котором он писал: «Постановлением Севрайисполкома я подлежу выселению из пределов Севастополя как лишенец. Мне 85 лет и я полностью нетрудоспособен. Здоровье мое ухудшается, болезненные явления прогрессируют, что подолгу приковывает меня к постели и требует постоянного ухода <...> Я проживаю здесь <...> совместно со своими детьми, которые и обеспечивают мне существование, так как дом, которым я владею не имеет коммерческого значения и не оправдывает фактических затрат, связанных с его содержанием <...> За свою долгую жизнь я <...> не проживал в других местах и нигде не имею ни родственников, ни знакомых, которые могли бы меня приютить. По положению сообразности ходатайствую о предоставлении мне права жить в городе Севастополе при моих детях».
К письму прилагались две справки, одна – об освобождении отца Митрофана Василькиоти от службы при церкви больници, вторая – о состоянии его здоровья, заверенная севастопольским врачом доктором В.А. Глинкой.
Чтобы раз и навсегда избавиться от неугодного советской власти заштатного «служителя культа» решением Особой комиссии при Севастопольском райисполкоме было принято решение лишить Митрофана Никифоровича Василькиоти избирательных прав, отказать ему в просьбе остаться жить в Севастополе под присмотром детей и предписать покинуть город в течение десяти суток. Местом постоянного поселения выдворенного в конце мая 1930 года из города 85-летнего заштатного священника определили город Мелитополь. Однако, нарушив данное предписание, он приехал жить к родственникам в Карасубазар, где продолжал настраивать верующих противостоять закрытию церквей и ликвидации приходов.
В 1932 году, после перенесенной тяжелой болезни брюшного тифа, повлекшей осложнение, он настолько ослаб, что с трудом ходил без посторонней помощи, но продолжал борьбу с набиравшей обороты антирелигиозной кампанией в Крыму. В 1935 году, несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, заштатный священник Митрофан Василькиоти принял приглашение греческой религиозной общины Свято-Троицкой церкви в Симферополе, где служил в течение трех последующих лет. Лишь 21 марта 1938 года на имя заведующего столом религиозных культов поступило заявление, в котором живший на улице Училищной, № 25 старец из-за хронических заболеваний, связанных с его преклонным возрастом, просил снять его с учета и «выдать ему соответствующую справку».
Начавшуюся 22 июня 1941 года Великую Отечественную войну и последовавшую затем оккупацию Крыма отец Митрофан встретил в Карасубазаре. С 1942 года он вновь возглавил приход греческой Свято-Троицкой церкви в Симферополе. Накануне освобождения Крымского полуострова наступавшими советскими войсками Митрофан Никифорович Василькиоти, вместе с карасубазарскими родственниками, эмигрировал в Германию, где до 1944 года пребывал в лагере для перемещенных лиц близ Регенсбурга, после чего был принят в клир Русской зарубежной церкви. Он умер в 1945 году, не дожив нескольких месяцев до своего 100-летия.
И. Мосхури
22.09.18
2064 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!