Существует ли Бог на самом деле? Беседа профессора со студентами
Двухэтажный многоквартирный жилой дом в уютном уголке Севастополя. Вечер. Солнце село, небо начинает покрываться звездным узором. К подъезду №2 подходят парень и девушка. Это Дима и Света, студенты одного из севастопольских вузов. Звонок по домофону. Дверь открывается. Поднимаются на второй этаж, где их поджидает пожилой мужчина. Приветливо улыбается:
– А-а, ребятки, здравствуйте! Ну, заходите, заходите скорее.
Ребята проходят в комнату. На мольберте у окна стоит холст, на котором изображен Петропавловский храм Севастополя: массивные колоны по периметру всего четырехугольного здания, изящный купол с крестом.
Студенты внимательно рассматривают полотно.
– Юрий Михайлович, ну почему опять – храм? Разве у вас тем для вашего хобби больше нет? Рисовали бы горы, реки, леса, да просто яблоки на столе.
– Пейзажи у меня тоже есть. Но разве храм хуже пейзажа? Посмотрите, какая гармония в его линиях, какие пропорции! Глаз радуется. Мне, как математику, радостно по-особому.
– Это почему же? – спросила Светлана, наклонив голову к плечу.
– А потому, Светочка, что в основе архитектуры большинства известных храмов мира лежит один и тот же закон, известный как закон золотого сечения.
– Что-то такое слышал, – промолвил Дима. – А в чем этот закон состоит и почему он золотой?– Не закон золотой, а сечение. Кстати, вот вы недоумеваете, почему я храмы рисую. Закон золотого сечения называют еще числом Бога.
– Бога? Разве Он существует? – хмыкнула студентка. –По-моему, все это сказки для детей, вроде как живет Боженька на облаке и дождик со снегом нам посылает. Вранье все это.
– Ты думаешь? – Юрий Михайлович посерьезнел. – Могу поспорить. Я, например, математик, профессор, ваш преподаватель – и верю в Бога. И мне не нужно доказывать, что Он есть, я это знаю.
– Докажите, что Он есть, и мы, может быть, тоже поверим, – рассмеялся Дима.
– Хорошо. Вот мы начали говорить о золотом сечении. Вы знаете, что среди всех чисел, а их бесконечное множество, есть одно удивительное число, которое, по праву, называют числом Бога. На этом числе держится весь мир – от глубин океанов до непостижимых нашему разуму галактик. По этому числу устроен человек, по этому числу развиваются растения и всё живое, начиная от ракушки и паутинки.
Этим числом пользуются художники, архитекторы, музыканты, поэты. Да что там архитекторы – каждый из нас применяет это чудесное число, не замечая того.
Заинтриговал я вас? Правда, интересно узнать, что это за число?Тогда немного математики.
Профессор подошел к столу, на котором лежал лист бумаги, взял авторучку и начал писать, объясняя. Студенты с интересом наблюдали.
– Запишем ряд чисел: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233… Попробуйте увидеть закономерность в написании этих чисел. Заметили ли вы, что сумма любых двух соседних чисел последовательности дает значение следующего за ними, например, 1+1=2; 2+3=5; 3+5=8 и т.д. Правда, просто записать следующее число?
Мы теперь легко придём к знаменитому Божественному числу, если начнём делить два соседних числа, например, 3:5, 13:21, 34:55, 55:89, 144: 233. Отношение каждого числа к последующему стремится к 0,618 при увеличении порядкового номера. Число 0,618 в математике называют «числом ФИ». Число ФИ также известно, как «Золотое сечение» или «Божественная пропорция». По этой пропорции устроено тело наше, по нему строятся галактики и закономерности микромира, оно используется в архитектуре, музыке, живописи. Чаще пользуются обратным числом 1 : 0, 618 = 1, 618.
Вот и вся математика. Мне осталось добавить чуть-чуть истории. Впервые поведал миру об этих числах в 1202 году знаменитый итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи). Но самое удивительное, что многое в природе (и сам человек тоже) не ждало 1202 года, а спокойно развивалось по геометрическим закономерностям, содержащим указанное число.
Этот факт всеобщей гармонии законов и закономерностей Вселенной – одно из самых ярких доказательств существования Создателя, Творца этих законов! Не зря Золотое сечение связывают с именем Бога. Ещё 26 веков до Рождества Христова египтяне строили свои знаменитые пирамиды, используя это число.
– Все равно неубедительно. Ну и что, что есть какое-то универсальное число. Это еще не доказывает существование Бога. Вот, Юрий Гагарин в космос летал и Бога не видал, – парировала Светлана.
– А вы знаете, что эти слова принадлежат не первому космонавту, а руководителю СССР, Никите Хрущеву, который ненавидел Бога и боролся с Православной Церковью всеми доступными средствами? А вот о настоящих словах Гагарина по этому поводу известно меньше: «Если Бога не встретил на земле, то Его не увидишь и в космосе».
– Ну, я, например, не встретил Бога на земле. И прекрасно себя чувствую. А с вашим Богом – одни запреты: этого нельзя, это не делай, туда не ходи. Жуть! Никакой свободы нет! – возбужденно сказал Дима.
Юрий Михайлович внимательно посмотрел на него.
– Дима, а что ты понимаешь под свободой? Что можно прыгать свободно с пятого этажа? Что можно пить грязную воду? Что можно свободно нарушать данное слово? Что можно свободно не ходить на учебу в институт?
– Ну, нет, конечно… – смутился паренек. – Есть правила, законы, которые нужно соблюдать.
– Так вот вера в Бога как раз не нарушает данной нам всем свободы. Бог только предупреждает в Своих заповедях: не прыгай с пятого этажа – разобьешься, не ходи по гвоздям – поранишься.
– Ну, допустим, – вмешалась Света. – Но все же, Юрий Михайлович, вы не убедили меня, что Бог есть.
– Посмотрите, – профессор подошел к полке с книгами и достал массивный фолиант. Это репродукции картин знаменитых художников. Микеланджело, Рубенс, Тициан, Рафаэль. Больше половины этого альбома наполняют репродукции картин на библейские темы. Вот, смотрите, «Мадонна» Рафаэля. Разве она не прекрасна?
– Прекрасна, конечно, кто спорит.
– А что это за Мадонна, вы знаете? Это Божия Матерь Мария с Младенцем Иисусом на руках. Стал бы Рафаэль писать этот шедевр, если бы не было ни Божией Матери, ни Христа?
А вот еще, полюбуйтесь – Сикстинская капелла, фреска «Страшный суд».
Гений Микеланджело оставил шедевр на все грядущие века. Взялся бы он за эту огромную работу, если бы в нем самом не был Бог? Смог бы он такое изобразить, если бы ему не помогало Небо? Вот, подождите.
Юрий Михайлович подошел к проигрывателю, выбрал в фонотеке какой-то диск, вставил в аппарат, включил. Из колонок полились звуки чудесной органной музыки.
– Иоганн Себастьян Бах. Величайший композитор всех веков. Большинство его произведений написаны для церкви, отражают его мироощущение – ощущение присутствия Бога в нашем мире.
– Ну, хорошо, это все здорово, конечно, люди во много чего могут верить. Это их личный выбор. Но народ-то свободен! – с жаром воскликнул Дима. – Все мы свободны и можем спокойно жить без вашего Бога, как прекрасно жили раньше.
– Раньше-то как раз народ в массе был верующим. Вера в единого Бога объединяет людей. Не случайно в 988 году князь Владимир, жестокий сладострастный язычник, выбрал Православие как стержнеобразующую веру для своего народа. Кстати, после крещения в Херсонесе он полностью преобразился – стал кротким, тихим, смиренным, милосердным. Не зря в народе его прозвали «Красным солнышком». Ты же, Дима, не будешь спорить с тем, что Русь, а потом – Россия своим могуществом обязана Православию? Если бы Бога не было, как ты говоришь, что бы заставило русских людей объединиться? Во что им было верить? В сытую жизнь? В своих князей?Все, что пришло к нам – искусство, культура, наука,– все обязано христианству. Первой печатной книгой на Руси был «Апостол», то есть послания ближайших учеников Христа.
Почему печатник Иван Федоров выбрал именно эту книгу, а не какой-нибудь любовный роман или даже свод государственных законов? Потому что для него Бог не просто существовал – а руководил всей его жизнью.
А монастыри? Вы же не будете спорить, что их на Руси были тысячи. И кто в них жил – малограмотные, помешанные фанатики? Нет! В монастыри нередко уходили знатные, богатые, всем обеспеченные люди. Все оставляли – богатства, положение в обществе, блестящую карьеру, и становились добровольными нищими, для которых непрестанная молитва становилась важнее насущного хлеба. Если бы Бога не было, если бы Его не существовало, спрашивается, зачем бросать все и уходить в неизвестность? Ради чего?
Я не затрагиваю здесь тему, что монастыри были центрами просвещения населения. Именно при монастырях были созданы первые церковно-приходские школы, в которых детей обучали Закону Божию, церковному пению, письму, арифметике, чтению. Эти начальные училища создавались также при церковных приходах, то есть при многих храмах детей учили грамоте.
– Юрий Михайлович, я не верю в Бога, я Его нигде не вижу, не чувствую.
– Но и воздух ты не видишь, Дима, а жить без него не можешь. И земное притяжение ты не видишь, а как бы ты существовал без него? А то, что мы движемся вокруг Солнца с громадной скоростью, 107 218 километров в час, и чтобы отметить свой очередной день рождения, мы должны сделать 1 оборот вокруг Солнца, т. е. пролететь 939 229 680 километров – разве кто из нас это чувствует? Звуковые волны и миллиарды других волн от мобильных телефонов, телевышек и других излучающих устройств мы тоже не видим. Я покажу Вам сейчас одну фотографию, на которой всё-таки видны волны, необычные волны.
Эта фотография выполнена в храме во время молитвы перед Туринской плащаницей. Это та самая плащаница, в которую было завернуто тело Иисуса Христа после снятия Его с креста после распятия. Она – самая дорогая святыня, которая хранится сейчас в итальянском городе Турин. Волны молитвы видны, когда происходит самый откровенный, от чистого сердца разговор с Богом.
Бога никто не видел, но верующие в Него полноценно жить без Него не могут, ибо только Он дает жизнь. Бог создает силу притяжения к Себе, но в поле этого притяжения попадают только те, кому это нужно. Вот в чем ваша, ребята, беда. Вы не верите в Бога не потому, что Его нет, а потому, что Он, Бог, вам не нужен.
– Да, Он нам не нужен, – согласилась Света. – Что Ваш Иисус может мне дать? У меня все есть для нормальной сытой жизни. А с вашим Богом – одни неудобства. Нужно в храм по воскресеньям ходить, стоять там, как дура, ничего не понимая, креститься зачем-то. Брр…
– Да, Света, без веры в храме делать нечего. Ну вот скажи мне, ты боишься смерти?
– Смерти? – девушка удивленно вскинула брови. – Ну… я как-то об это не задумывалась. Я не собираюсь умирать в ближайшее время. А старость придет, тогда и подумаю.
– В том-то и загвоздка, Светочка, что умереть можно в любой момент, чему мы каждый день бываем свидетелями. А вот такой тебе еще вопросик: а ты хотела бы никогда не умирать? Жить вечно?
– Хм… Ну, это нереально, но, в принципе, я бы не отказалась.
– Так вот Бог как раз и дает человеку вечную жизнь после его физической смерти. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз, слишком сложная эта тема.
– Юрий Михайлович! – вступил в разговор Дима. – Ну если ваш Иисус на самом деле есть, что мешает Ему зримо явить Себя миру?
– Ты имеешь в виду, почему бы Ему не появиться видимым образом и не выступить с трибуны ООН? – улыбнулся профессор.
– Ну, что-то вроде того.
– Отвечаю: зачем Христу снова появляться вот так, триумфально, как ты предлагаешь, если Он однажды уже приходил на землю? Родился от земной Женщины, Которую мы называем Богородицей. Рос, трудился, в чем-то нуждался, уставал, голодал. В общем, был во всем подобен нам, кроме греха. Собрал вокруг Себя учеников, дал им учение, проповедовал, творил чудеса. И что же? Духовные руководители богоизбранного иудейского народа, который один среди всех окружавших его народов веровал в единого Бога и с нетерпением ожидал обещанного пророками Мессию (Христа) – Иисуса не приняли. И не просто не приняли, не просто не пошли за Ним, а жестоко Его убили. Правда, иудеи не подозревали, что этот Иисус из Назарета воскреснет в третий день по смерти.
Если бы спасение людей от вечной смерти зависело от явного, зримого присутствия Бога в нашем мире, Он ходил бы среди нас до сих пор. Но этого нет. Почему? Потому что нам это не полезно, люди слишком уж склонны верить внешним эффектам, каким-то чудесам. Существует другой, более надежный способ уверения неверующих и спасения погибающих. Мы как-нибудь поговорим об этом. Чтобы принять Христа, нужна внутренняя, сердечная работа. Именно там, в сердце человека, и рождается Христос, и
руководит жизнью человека, ведя его к бессмертию.
– Юрий Михайлович, –спросила Света, – а какое самое главное творение вашего Бога?
– Прежде всего, Света и Дима, не вашего, а нашего Бога! Самое главное творение Бога – это ЧЕЛОВЕК.
Дима оживился:
– А что, разве не от обезьяны произошел человек?
– Нет, Дима. Это раньше в школах детей знакомили с теорией Дарвина. Наверное, учёный был далёк от природы и не задумывался о её развитии и закономерностях. Конечно же, он не знал, что такое число Бога, зато Дарвин был крупным «специалистом» по обезьянам. Я видел памятник «Дарвин с обезьяной», много карикатур на Дарвина.
Вот, Вы говорите, что нет Бога. Но посмотрите, какое совершенство в нашем мире. На Земле всё есть для человека: овощи и фрукты, разные крупы, вода и целебные источники, лечебные травы, кусты и деревья, ягоды и грибы. В полном объёме есть необходимые для жизни полезные ископаемые: уголь, газ, нефть, золото, медь – всё за целую ночь не перечислить. Эту чудную бесконечную цепочку я закончу лесами, озёрами, морями с живописными островами.Вот, Дима и Света, задайте себе вопрос: откуда всё это, не с неба же все богатства рассыпались на нашу красавицу Землю? ВСЁ СОЗДАНО ТВОРЦОМ, нашим БОГОМ!
Я немного дополню наш разговор о главном творении нашего Господа. Человек (если выражаться техническим языком) – сложнейший механизм: голосовой аппарат, оптический аппарат, принимающие и передающие устройства, насосы, клапаны, разные шестерёнки, железёнки. Дима, наверное, мне сейчас скажет, что всё это и у животных есть. Частично он будет прав. Есть, но не в таком совершенстве.
Я приведу один факт, доказанный медициной. Во взрослом человеке вен, капилляров, «трубочек разных» столько, что если их собрать в один клубочек, то можно обтянуть экватор Земли два с лишним раза. Напомню, что длина экватора 40 075 километров.
Но самый главный аппарат у человека – это «компьютер», установленный на плечах, т. е. – наша голова. Он настолько мощный, что ни один компьютер не может сравниться с нашим. В мозгу столько свободных ячеек памяти, но человек использует только 3-5 % от их числа. Такие сведения утверждает медицина.Столько известных ученых, плодами трудов которых мы пользуемся до сих пор, верили в Творца сущего и руководились Им! Сколько художников, музыкантов, писателей, поэтов вдохновлялись проповедью Распятого Иисуса! Если бы Его не было на самом деле, мы не имели бы очень многих шедевров живописи, музыки, науки. Не было бы нашего государства, не было бы гуманных законов, а был бы непрерывный разбой и насилие. Если наш мир развивается по точным законам – физическим, математическим, химическим, юридическим, то ими мы обязаны Законодателю, Богу.
– Красиво вы говорите, Юрий Михайлович. Даже хочется, чтобы все это было правдой, – сказал Дима. – Ну, допустим, я вам поверю. Да, Бог есть, пусть. Но я в Него не верю. Как мне в Него поверить? Как мне открыть Его в себе?
– Попроси открыться, – улыбнулся преподаватель. – Бог все наполняет Собой, Он в каждом человеке есть. Только Он не входит без приглашения. Просто пригласи Его: Господи, если Ты есть, откройся мне. И все.
– Все? Так просто? А если Он не откроется?
– Откроется. Он Сам сказал в Евангелии об этом: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Только просить нужно настойчиво. И не одними только словами. Но и сердцем жаждать Его, как умирающий от жажды мечтает о капле воды.
– Ну что ж, попробуем, Юрий Михайлович. А вы расскажите нам, зачем Бог нужен человеку?
– Обязательно расскажу, но в другой раз. А сейчас вам пора идти. Время позднее.
– Благодарим Вас за интересный разговор. Всего хорошего, Юрий Михайлович!
Артемий Слезкин,
православный журналист
православный журналист
Севастопольское благочиние
Скачать текст с картинками в формате PDF
10.05.21
1731 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!