Православный собеседник «Друг». Выпуск 4. Зачем Бог нужен человеку?
Скачать православный собеседник для начинающих "Друг", выпуск 4, формат А4, PDF
Скачать православный собеседник для начинающих "Друг", выпуск 4, буклет формата А3, PDF
Кто есть Бог? Ответим кратко: Бог есть Творец всего существующего, Источник бытия всего существующего, Промыслитель всего существующего. Бог создал наш мир, нашу Вселенную и неотлучно управляет этим миром.
В центр сотворенного мира поставлен человек – образ и подобие Божие. Нося в себе этот образ и подобие, человек наделен свободной волей и бессмертием. Иными словами, человек свободно решает, быть ему с Богом или вне Бога, творить добро или наполнять свою жизнь ядом зла. Раз родившись, человек больше никогда не сможет умереть.
Бог вечен, Он – вне времени и пространства. По замыслу Творца человек должен разделить с Ним эту вечность, стать жителем вечного мира радости и счастья, мира, который обычно называют раем.
Нужен ли человек Богу? Безусловно! Иначе зачем Богу было бы творить его? Зачем Богу было бы наделять его свободой и бессмертием? Человек Богу не просто нужен, Он его любит более, нежели мы умеем любить себя. Но нужен ли Бог человеку? Нужен, только не все это понимают (или не хотят понимать). Давайте подумаем, зачем нам, людям, нужен Бог.
Смысл жизни
Краеугольный вопрос человеческой жизни – вопрос смысла жизни. «Зачем я живу на этом свете?» – вопрос, от ответа на который зависит, в конечном итоге, счастье человека. Если смысл жизни понимать правильно, истинно, то есть единственно верно, то человек будет выстраивать свою жизнь сообразно этому пониманию, стремясь к одному – непрерывному благу для себя. Благо это называется по-разному: радость, счастье, блаженство, наслаждение.
Посмотрите вокруг: сколько среди нас несчастных людей! Болезни, скорби, нестроения, непонимание, вражда, холодное одиночество, злоба на всех и вся, неприятие, обида. Земная жизнь человека переполнена этими скорбями. Почему? Не потому ли, что люди не там ищут смысл жизни? Не там – это где? Ответ: вне Бога.
Бог есть не просто вечное Существо. Бог есть Источник всякой радости, ибо Он благ, блажен. Бог благ и только благ, и Он желает сообщить благо, наделить благом все Свои создания, и в первую очередь, безусловно, – человека. Поэтому приобщение Богу есть приобщение благу, счастью. Имеет смысл искать это счастье именно в Боге, ибо через это мы обретем Источник счастья вне этого мира, – мира, как мы сказали, наполненного болью, страданиями и смертью.
Таким образом, если смысл жизни заключить в поиске Бога, в жизни в Боге, в согласии с Богом, можно ожидать, что жизнь потечет совершенно по иному руслу, как если бы все свои чаяния мы связали только с неустойчивой и болезненной земной реальностью. Бог дает человеку новый вектор бытия, наполняет его высшим смыслом жизни, жизни, которая, по умолчанию, никогда не прервется. По смерти тела человек продолжает свое бытие, и, если земное свое существование он посвятил Богу, то можно ожидать, что и в вечности он так же будет с Ним, принимая от Господа великое блаженство, свойства которого мы пока и представить себе не можем.
Помощь и поддержка
Человек немощен и слаб. Да, он подчинил себе природу, достиг невиданных вершин в технологическом комфорте, научился жить «с размахом». И все же мы можем далеко не все, чего хотели бы. Например, остановить стремительно развивающееся смертельное заболевание. Или вернуть в семью загулявшего мужа, сохранить с ним брак. Или побудить детей прислушаться к вашим мудрым советам и не жить безрассудно и распутно. Или удачно выйти замуж. Или бросить употреблять наркотики. Или выбраться из долговой ямы. Или, или, или…
Жизнь постоянно бросает нам вызовы. Жизнь полна неопределенности и неустойчивости. Каждый день мы становимся свидетелями трагедий, возникших в результате того, что люди понадеялись только на себя, на свои силы, оказавшиеся скудными и напрасными. Не хотелось бы вам иметь в жизни что-то более надежное и прочное, мощное и незыблемое? Хотелось бы! Но где, как?
Бог дает эту надежду, эту прочность, эту мощь и незыблемость. Он, Творец, творит то, что хочет. А хочет Он, чтобы люди жили в любви и согласии, в мире и тишине. И если люди хотят того же, – и в Нем, в Боге, видят единственную Опору, Он протягивает спасительную руку. Помогает решать проблемы, считавшиеся нерешаемыми. Избавляет от беды, казавшейся неминуемой. Спасает от пропасти, на которую мы, будучи слепы, были обречены. Он готов дать нам все, что нам нужно и полезно, но при условии: мы должны попросить Его об этом – это раз. А два – мы должны изменить свою жизнь и начать жить так, как того хочет от нас Бог. То, что хочет Бог, является Его заповедями, изложенными в Евангелии и других книгах Нового Завета.
Спасение от греха…
Грех есть то, что, с одной стороны, ранит нашу собственную душу, причиняя ей страдание, а с другой – отдаляет нас от Света, от Неба, от Бога и приближает к демонам-мучителям. Беда миллионов сегодня в том, что люди живут во грехе, не видя этого греха, не считая его проблемой. Если годами не мыться, привыкаешь к грязи на теле и уже не замечаешь ее.
Так и душа – если не «мыть» ее, отмывая от греха, грех срастается с душой, становится с ней одним целым. Человек перестает замечать грязь в душе, считая, что он поступает правильно, гнобя и калеча злом ближних, измываясь над близкими, проклиная дальних, сея вокруг себя вражду и страдания. Может ли такой человек быть счастлив? На краткое время, на пике своих злодеяний, которые приносят ему удовольствие. В остальное же, «подавляющее» время, он – глубоко несчастен.
Но даже если замечаешь, что твоя жизнь далека от идеала и виной тому, скорее всего, ты сам, – как избавиться от грязи, что въелась в душу? История показала, что человеческими силами сделать это практически невозможно. Да, есть редкие индивиды, сильные духом, которые работают над собою, изживая из себя все плохое. Остальной массе это вряд ли под силу. Да, это не под силу человеку, но не Богу. Богочеловек Иисус Христос для того и пришел на землю, стал во всем подобным нам, кроме греха, чтобы избавить человека от власти этого греха и следствия его – смерти.
Как же Бог может очистить душу от греха зависти, ненависти, вражды, блуда, себялюбия и тысяч других смрадных дел? Просто: Он входит в душу человека, который захотел стать лучше, чище, который пригласил Его войти, – входит и очищает, омывает, то есть постепенно убирает грязь грехов из сердца человека – в ответ на его решимость быть со Христом до конца. На языке веры этот процесс взаимодействия Бога и человеканазывается покаянием. Покаяние означает не просто исповедание Богу своих грехов, что для многих уже – невиданно гигантский шаг. Не только! Покаяние есть перемена всего строя жизни человека, решившего исправиться, стать ближе к Богу. Приближение к Богу невозможно без очищения души, ибо подобное притягивает подобное, а Бог абсолютно чист от всякой греховной скверны.
Таким образом, Бог нужен тем людям, которые страдают от собственных грехов и сами не в состоянии изменить себя.
…и смерти
Смерть вошла в жизнь человеческую вместе с грехопадением прародителей – Адама и Евы. Точнее сказать, смерть стала следствием их греха, который заключался в нарушении единственной заповеди, данной Богом первым людям – не вкушать от древа познания добра и зла. Смерть безраздельно властвует в нашем мире, перенасыщенным греховными делами. Каждый человек хочет пожить подольше, однако смерть каждый день взламывает эту нашу уверенность в собственной долгой жизни, унося молодых и сильных.
Кажется, от смерти нет избавления. Есть! Есть! Бог есть Победитель смерти. Он Один может избавить от смерти всякого человека, бесповоротно решившего жить с Богом. Логика тут проста: Бог есть Существо бессмертное, неумирающее. И потому Он волен дать блаженное бессмертие любому человеку, возжелавшему того же. Кто-то скажет: ну так дураком быть не хотеть блаженного бессмертия! Ан нет! Вечная жизнь во всей полноте своей возможна для человека только в одном случае, о котором мы уже говорили: человек должен еще на земле, при земной жизни, сделать бесповоротный шаг к Богу, к жизни по заповедям, к покаянию.
Однако согласитесь, что результат стоит того! Как пугает смерть атеиста! Как она противна всему существу его, ибо в смерти атеист видит полное прекращение своего бытия, вхождение в небытие, исчезновение своей личности и всего, что было дорого человеку.
Христианство дает на это свой ответ: личность человеческая неуничтожима! Она продолжит бытие и после физической смерти тела человека. Другое дело, какого качества будет это бытие. Если человек жил без Бога на земле, он и Там, в духовном мире, после смерти, не сможет быть с Ним, а это означает вечное отторжение от блага, радости и счастья – бытие в аду. Но если мы хотим радоваться после смерти, а не горевать, нужно со всей тщательностью употребить дарованные нам годы на земле для приобщения Господу, – чтобы разделить с Ним вечную жизнь.
Бог – это уверенность в завтрашнем дне
Будущее – область туманная, непредсказуемая, неопределенная. Даже при налаженной внешней жизни, при стабильной работе, семье, попечениях, друзьях, все может кардинально поменяться в любой момент. От нас многое зависит – в узком русле нашей личной жизни. Но в глобальном масштабе люди – лишь песчинки, которые не в силах повлиять на ход событий. Выше мы приводили примеры с «или», помните? Неожиданно ушедший муж при внешне благополучной обстановке в семье. Внезапная смена начальника, дававшего возможность трудиться на любимой работе, и – потеря этой работы. Зыбкие планы удачно выйти замуж на фоне обмельчания мужского в мужчинах…
Мы можем как угодно планировать свою жизнь, но без Бога это всегда планирование в темноте. Чтобы устойчиво-поступательно развивать свою жизнь, нужно иметь четкую, внятную, достижимую цель перед собой. Увы, в сегодняшних реалиях с этим проблема. Люди не понимают, зачем и ради чего живут. Отсюда – туманность перспектив и размытость жизненных приоритетов. И будущее, ах это будущее – оно ТАК непредсказуемо!
Если Бог есть и Он есть в твоей душе, в уме, если Он – реальная движущая сила твоего бытия, все становится намного более прозрачно. Жизнь видится верующему чередой событий, приближающего его к заветной Цели – соединению с Богом. Не после смерти только, о нет! Смысл духовной жизни в том, что с Богом необходимо соединиться еще здесь, в реалиях земного бытия. Как соединиться, – это другой вопрос, мы сейчас говорим не об этом. Если есть ВЕРА, есть уВЕРЕнность в завтрашнем дне. Будущее так же скрыто от нас, но мы знаем, Кто помогает нам вне времени и пространства, к Кому мы устремляемся, Кому хотим служить.
И будущее представляется не мрачным и безысходным, а ясным, прозрачным, простым. Сегодня я – с Богом, завтра буду с Богом, через месяц буду с Богом… всю жизнь буду с Богом. Поверьте, жизнь будет в радость. В радость, потому что есть Цель, есть Определенность, есть Гарантии, если хотите. Откройте Евангелие – там обо всем об этом подробно написано.
Пример для подражания
Мир не знал и не знает выше идеала, чем идеал Богочеловека Иисуса Христа. Иисус Христос есть Совершенный Бог и Совершенный Человек в Одном Лице. История христианства – это история равнения миллионов людей на Христа. Конечно, мы не дерзаем коснуться Его Божества, но быть похожим на Него, как на Человека, – цель и смысл жизни христиан. Во Христе соединились немыслимые любовь, доброта, смирение, кротость, миролюбие, душевность, простота и, неисчислимо, – другие добродетели.
Разве не хотим мы быть добрыми, скромными, душевными, любящими и любимыми? Хотим, ведь это путь к вожделенному счастью. Но на кого нам равняться, с кого брать пример? С таких же, как мы, испорченных людей, у которых мы не знаем, что на уме? Как часто бывает: нравится нам человек – хороший, добрый, отзывчивый, скромный. А повернулась ситуация – и он стал зверем. Одно сплошное разочарование в людях.
Ну так берите себе примером не человека, а Богочеловека Иисуса Христа. Войдите в мир Православия и Бог откроется вам с совсем других позиций, чем те, какими вы карикатурно привыкли думать о Нем. Во Христе – красота, и вы учитесь этой красоте. Во Христе – любовь, и вы старайтесь любить, как Он, – жертвенно, отдавая всего себя любимому.
Во Христе – кротость, совершенное беззлобие и вы будьте готовы отвечать добром на зло, прощать обидчиков и врагов. Вот единственный путь к счастью!
Заключение
Как видим, набирается достаточно аргументов «ЗА» то, чтобы хотя бы заинтересоваться Богом. А это уже немало. Вы же разумные люди, подумайте, почитайте Евангелие, книжки для начинающих христиан. Подумайте. И если появится у вас желание прочувствовать, как
говорится, на своем опыте, попросите Самого Бога открыться вам. Он откроется, будьте уверены.
Артемий Слёзкин
Вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания.
Вера – это тайна и таинство. Почему один человек откликается на зов, а другой нет? Почему один, услышав слово Божие, готов принять его, а другой остается глух? Почему один, встретив Бога на своем пути, тотчас бросает все и следует за Ним, а другой отворачивается и уходит в сторону?
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною… И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна… и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за ним» (Мф.4:18-22). В чем тайна этой готовности галилейских рыбаков, бросив все, следовать за Христом, Которого они видят впервые в жизни? И почему богатый юноша, которому Христос тоже сказал «приходи, и следуй за Мною», не откликнулся тотчас же, но «отошел с печалью» (Мф.19:21-22)?
Не в том ли причина, что те были нищими, а этот обладал «большим имением», те не имели ничего, кроме Бога, а у этого были «сокровища на земле»?
У каждого человека есть свои сокровища на земле – будь то деньги или вещи, хорошая работа или жизненное благополучие. А Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.4:3). В древних списках Евангелия от Луки еще проще и прямее: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк.6:20). Блаженны ощутившие, что они ничего не имеют в этой жизни, хотя бы и обладали многим, почувствовавшие, что никакое земное обретение не может заменить человеку Бога. Блаженны те, которые идут и продают все свое богатство, чтобы приобрести одну драгоценную жемчужину – веру (Мф.13:45-46). Блаженны те, которые познали, что без Бога они – нищие, которые возжаждали и взалкали Его всей душой, всем разумом и волей.
Слово о вере никогда не было легким для восприятия. Но в наше время люди бывают настолько поглощены проблемами земного существования, что многим просто некогда услышать это слово и задуматься о Боге.
Подчас религиозность сводится к тому, что празднуют Рождество и Пасху и соблюдают еще кое-какие обряды только ради того, чтобы «не оторваться от корней», от национальных традиций.
Где-то религия вдруг становится «модной», и в церковь идут, чтобы не отстать от соседа. Но главным для многих является деловая жизнь, работа. «Деловые люди» – это особая генерация людей XX века, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то «деле», бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога.
И все же, как ни парадоксально, среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений люди слышат в своем сердце таинственный Божий зов. Этот зов, может быть, не всегда отождествляется с идеей о Божестве и субъективно нередко воспринимается просто как некая неудовлетворенность, внутреннее беспокойство, поиск. И только спустя годы человек осознает, что вся его прежняя жизнь была такой неполноценной и ущербной из-за того, что в ней не было Бога, без Которого нет и не может быть полноты бытия. «Ты создал нас для Себя, – говорит блаженный Августин (IV–V в.), – и беспокойно томится сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Люди приходят к Богу разными путями. Иногда встреча с Богом бывает внезапной и неожиданной, иногда – подготовленной долгим путем исканий, сомнений, разочарований. В одних случаях Бог «настигает» человека, заставая его врасплох, в других – человек обретает Бога, сам обращается к Нему. Это обращение может произойти рано или поздно, в детстве и юности, в зрелости и старости. И нет двух людей, которые пришли бы к Богу одинаковой дорогой. И нет такой проторенной дороги, по которой один мог бы идти вместо другого. Каждый здесь является первопроходцем, каждый должен пройти весь путь сам и обрести своего личного Бога, Которому мы говорим: «Боже, Ты – Бог мой!» (Пс.62:2). Бог один и тот же для всех людей, но Он должен быть открыт мною и стать моим.
Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Во что верят православные христиане»
Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви.
Святитель Иоанн Златоуст
Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу... Взоры, для которых доступно небо, – вера. Верой мы усматриваем духовное небо: учение Христово.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Смысл жизни – вопрос сколь расплывчатый, столь же и остро насущный для каждого человека. Кто мы, зачем мы здесь, куда идем и каким должен быть этот путь? В конечной полноте ответить на этот вопрос может только каждый для себя – в своем сердце. Но есть и общие, укорененные в самом бытии, закономерности, объективность которых невозможно отменить нашей субъективностью. Понять эти фундаментальные законы и определиться в отношении их – обязанность любого разумного человека.
В XIX веке говорили: величайшее достижение дьявола в том, что он уверил людей, будто его нет. В нашем веке он достиг большего: он заставил людей НЕ ДУМАТЬ о загробной участи. Любой приходской священник скажет: духовная атмосфера во время совершения обряда погребения (кроме редкого случая, когда в нем участвуют вполне церковные люди) – страшна. Или отчаяние, или безразличие – смотря по ситуации. Никто не чувствует, что совершается великое таинство рождения души.
Да, да – это рождение. В природе, нам для вразумления, Господь дал замечательный пример: бабочка. Сколько рождений она претерпевает и сколько жизней проживает? Пять! Первая жизнь – зародыш в теле бабочки-мамы. Вторая – яички в паутинке. Третья – гусеница. Четвертая – куколка. Пятая – бабочка. Пять жизней! И это прямая (надо думать не случайная) аналогия того, что происходит с человеком на пути всей его большой жизни.
Православная Церковь учит полноте ответственности человека за свою жизнь: душа не путешествует из тела в тело, оправдывая следующей реинкарнацией любые неисправности нынешней своей жизни. Начало существования души единственно: она сотворяется Богом для вечности и начинает существовать во времени в момент зачатия человеческого тела. Это первое рождение и первая жизнь. На этом этапе существования особенностью является то, что душа и тело младенца еще не могут реализовать богодарованную им свободу: они готовятся ко второму рождению.
Второе рождение у бабочки и человека очень схоже: бабочка рождает яичко, женщина рождает ребенка. Начинается вторая жизнь – самостоятельная жизнь тела и души. Душа обретает способность делать выбор. Внешняя аналогия становится все более явной. Яичко – пассивная форма жизни. И не достаточная. Для того чтобы стать бабочкой – нужно побывать гусеницей. Для того, чтобы пребывать со Христом в вечности – нужно встретиться со Христом в этой жизни.
Третье рождение – это Крещение. Прошу обратить внимание – некрещеный человек обладает бессмертной душой. Но она пребывает как бы в
пассивном состоянии, она не обладает необходимыми для развития степенями свободы. Представим себе такой пример: некий предмет, допустим, книгу неосторожно положили в лужу клея, клей высох. Можно книгу поднять, оторвать? Можно, но для этого необходимо приложить немало усилий. А вот если клей рассохся или смыт растворителем? Протяни руку и подними! Но ведь кажется, что книга все так же лежит, и ничего не произошло…
Таким же образом и с душой в Крещении не происходит ничего внешне заметного (чего зачастую ожидают экзальтированные личности): Крещение – это не кинетика, а потенция. Зато какая! С души сняты путы, кандалы первородного греха – живи, возрастай! Тут уж душа должна потрудиться. Гусеница ползает по листикам, питается, наполняется соками будущей жизни. Душа питается благодатью Божией и исполняется начатками жизни вечной.
Потрудись, душа, не ленись – с «листика» на «листик» – доброделание и молитва, Таинства Церкви и самопознание: все доброе тебе прилежит. Для гусеницы губителен ядохимикат – беги от него. Для души губителен, ядовит грех – беги от него, очищайся от него: все это тебе дано в Церкви. И готовься к четвертому рождению.
Четвертое рождение – да, смерть. Успение, «засыпание» – не правда ли, это очень похоже на «окукливание»? Вот куколка висит – суха, мертва. Стручок какой-то, кочерыжка. Но нет, внешность обманчива – сокровенная жизнь продолжается. Душа отошла от тела, но и это еще не конец…
Где-то там, в небесных чертогах, она пребывает в том состоянии, которое условно называется «предварительным судом». В чем-то это состояние схоже с первой жизнью: сама свое положение она уже изменить никак не может; того тварного времени, в котором мы живем, и в котором возможны изменения, для неё уже не существует. Но все-таки изменения – положительные – возможны. Возможны действием извне.
Любящие усопшего – живущие на земле близкие и небесные покровители – молятся Господу, и их дерзновенная любовь сдвигает законы мироздания: небесная справедливость уступает место милосердию.
Так чья-либо заботливая рука может перенести неразумно обосновавшуюся, например, в дымоходе куколку на более благополучное место – живи! И душа живет (если только своим коснением в злодеяниях не была немедленно низвергнута во ад) надеждой и ожиданием последнего и страшного рождения – Страшного Суда.
Да, Страшный Суд, конец этого мира – он действительно страшен, ибо Суд Божий никому не ведом. Но верующая душа живет надеждой, ибо ради этого события – пятого рождения – она пришла в мир! И вот бабочка вылетает из куколки – красота родилась! Вы никогда не задумывались, зачем природе бабочки? Цветы? Зачем нужна красота? Ведь с функциональной точки зрения они совершенно бесполезны: все эти разговоры про размножение, опыление – пустое.
Я, как священник сельский, наблюдающий жизнь природы воочию, утверждаю однозначно: все красивое не функционально, а некрасивое (сорняки, мухи и пр.) – более жизнеспособно. Красота – это дар Божий, это милость Божия в нашем падшем мире: «…Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Бабочки – это остатки рая земного; не все заросло волчцами и терниями; это ностальгия о потерянном рае и призыв к его обретению…
Бабочка прекрасна – легка, воздушна, самоцветна, но она и телесна. В теле, во плоти, будет и последнее воскресение – это открыто нам Господом. Конечно, это будет не наш нынешний мир, и не наше нынешнее тело: «…чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20, 34–36).
Это будет сознательное бытие совершенной личности в полноте человеческой природы, вечное блаженное пребывание со Христом в нашем Небесном Отечестве. Достигнуть этого – вот единственная самодостаточная цель человеческого существования, вот смысл жизни…
Протоиерей Михаил Шполянский
Скачать православный собеседник для начинающих "Друг", выпуск 4, буклет формата А3, PDF
Зачем Бог нужен человеку?
Кто есть Бог? Ответим кратко: Бог есть Творец всего существующего, Источник бытия всего существующего, Промыслитель всего существующего. Бог создал наш мир, нашу Вселенную и неотлучно управляет этим миром.
В центр сотворенного мира поставлен человек – образ и подобие Божие. Нося в себе этот образ и подобие, человек наделен свободной волей и бессмертием. Иными словами, человек свободно решает, быть ему с Богом или вне Бога, творить добро или наполнять свою жизнь ядом зла. Раз родившись, человек больше никогда не сможет умереть.
Бог вечен, Он – вне времени и пространства. По замыслу Творца человек должен разделить с Ним эту вечность, стать жителем вечного мира радости и счастья, мира, который обычно называют раем.
Нужен ли человек Богу? Безусловно! Иначе зачем Богу было бы творить его? Зачем Богу было бы наделять его свободой и бессмертием? Человек Богу не просто нужен, Он его любит более, нежели мы умеем любить себя. Но нужен ли Бог человеку? Нужен, только не все это понимают (или не хотят понимать). Давайте подумаем, зачем нам, людям, нужен Бог.
Смысл жизни
Краеугольный вопрос человеческой жизни – вопрос смысла жизни. «Зачем я живу на этом свете?» – вопрос, от ответа на который зависит, в конечном итоге, счастье человека. Если смысл жизни понимать правильно, истинно, то есть единственно верно, то человек будет выстраивать свою жизнь сообразно этому пониманию, стремясь к одному – непрерывному благу для себя. Благо это называется по-разному: радость, счастье, блаженство, наслаждение.
Посмотрите вокруг: сколько среди нас несчастных людей! Болезни, скорби, нестроения, непонимание, вражда, холодное одиночество, злоба на всех и вся, неприятие, обида. Земная жизнь человека переполнена этими скорбями. Почему? Не потому ли, что люди не там ищут смысл жизни? Не там – это где? Ответ: вне Бога.
Бог есть не просто вечное Существо. Бог есть Источник всякой радости, ибо Он благ, блажен. Бог благ и только благ, и Он желает сообщить благо, наделить благом все Свои создания, и в первую очередь, безусловно, – человека. Поэтому приобщение Богу есть приобщение благу, счастью. Имеет смысл искать это счастье именно в Боге, ибо через это мы обретем Источник счастья вне этого мира, – мира, как мы сказали, наполненного болью, страданиями и смертью.
Таким образом, если смысл жизни заключить в поиске Бога, в жизни в Боге, в согласии с Богом, можно ожидать, что жизнь потечет совершенно по иному руслу, как если бы все свои чаяния мы связали только с неустойчивой и болезненной земной реальностью. Бог дает человеку новый вектор бытия, наполняет его высшим смыслом жизни, жизни, которая, по умолчанию, никогда не прервется. По смерти тела человек продолжает свое бытие, и, если земное свое существование он посвятил Богу, то можно ожидать, что и в вечности он так же будет с Ним, принимая от Господа великое блаженство, свойства которого мы пока и представить себе не можем.
Помощь и поддержка
Человек немощен и слаб. Да, он подчинил себе природу, достиг невиданных вершин в технологическом комфорте, научился жить «с размахом». И все же мы можем далеко не все, чего хотели бы. Например, остановить стремительно развивающееся смертельное заболевание. Или вернуть в семью загулявшего мужа, сохранить с ним брак. Или побудить детей прислушаться к вашим мудрым советам и не жить безрассудно и распутно. Или удачно выйти замуж. Или бросить употреблять наркотики. Или выбраться из долговой ямы. Или, или, или…
Жизнь постоянно бросает нам вызовы. Жизнь полна неопределенности и неустойчивости. Каждый день мы становимся свидетелями трагедий, возникших в результате того, что люди понадеялись только на себя, на свои силы, оказавшиеся скудными и напрасными. Не хотелось бы вам иметь в жизни что-то более надежное и прочное, мощное и незыблемое? Хотелось бы! Но где, как?
Бог дает эту надежду, эту прочность, эту мощь и незыблемость. Он, Творец, творит то, что хочет. А хочет Он, чтобы люди жили в любви и согласии, в мире и тишине. И если люди хотят того же, – и в Нем, в Боге, видят единственную Опору, Он протягивает спасительную руку. Помогает решать проблемы, считавшиеся нерешаемыми. Избавляет от беды, казавшейся неминуемой. Спасает от пропасти, на которую мы, будучи слепы, были обречены. Он готов дать нам все, что нам нужно и полезно, но при условии: мы должны попросить Его об этом – это раз. А два – мы должны изменить свою жизнь и начать жить так, как того хочет от нас Бог. То, что хочет Бог, является Его заповедями, изложенными в Евангелии и других книгах Нового Завета.
Спасение от греха…
Грех есть то, что, с одной стороны, ранит нашу собственную душу, причиняя ей страдание, а с другой – отдаляет нас от Света, от Неба, от Бога и приближает к демонам-мучителям. Беда миллионов сегодня в том, что люди живут во грехе, не видя этого греха, не считая его проблемой. Если годами не мыться, привыкаешь к грязи на теле и уже не замечаешь ее.
Так и душа – если не «мыть» ее, отмывая от греха, грех срастается с душой, становится с ней одним целым. Человек перестает замечать грязь в душе, считая, что он поступает правильно, гнобя и калеча злом ближних, измываясь над близкими, проклиная дальних, сея вокруг себя вражду и страдания. Может ли такой человек быть счастлив? На краткое время, на пике своих злодеяний, которые приносят ему удовольствие. В остальное же, «подавляющее» время, он – глубоко несчастен.
Но даже если замечаешь, что твоя жизнь далека от идеала и виной тому, скорее всего, ты сам, – как избавиться от грязи, что въелась в душу? История показала, что человеческими силами сделать это практически невозможно. Да, есть редкие индивиды, сильные духом, которые работают над собою, изживая из себя все плохое. Остальной массе это вряд ли под силу. Да, это не под силу человеку, но не Богу. Богочеловек Иисус Христос для того и пришел на землю, стал во всем подобным нам, кроме греха, чтобы избавить человека от власти этого греха и следствия его – смерти.
Как же Бог может очистить душу от греха зависти, ненависти, вражды, блуда, себялюбия и тысяч других смрадных дел? Просто: Он входит в душу человека, который захотел стать лучше, чище, который пригласил Его войти, – входит и очищает, омывает, то есть постепенно убирает грязь грехов из сердца человека – в ответ на его решимость быть со Христом до конца. На языке веры этот процесс взаимодействия Бога и человеканазывается покаянием. Покаяние означает не просто исповедание Богу своих грехов, что для многих уже – невиданно гигантский шаг. Не только! Покаяние есть перемена всего строя жизни человека, решившего исправиться, стать ближе к Богу. Приближение к Богу невозможно без очищения души, ибо подобное притягивает подобное, а Бог абсолютно чист от всякой греховной скверны.
Таким образом, Бог нужен тем людям, которые страдают от собственных грехов и сами не в состоянии изменить себя.
…и смерти
Смерть вошла в жизнь человеческую вместе с грехопадением прародителей – Адама и Евы. Точнее сказать, смерть стала следствием их греха, который заключался в нарушении единственной заповеди, данной Богом первым людям – не вкушать от древа познания добра и зла. Смерть безраздельно властвует в нашем мире, перенасыщенным греховными делами. Каждый человек хочет пожить подольше, однако смерть каждый день взламывает эту нашу уверенность в собственной долгой жизни, унося молодых и сильных.
Кажется, от смерти нет избавления. Есть! Есть! Бог есть Победитель смерти. Он Один может избавить от смерти всякого человека, бесповоротно решившего жить с Богом. Логика тут проста: Бог есть Существо бессмертное, неумирающее. И потому Он волен дать блаженное бессмертие любому человеку, возжелавшему того же. Кто-то скажет: ну так дураком быть не хотеть блаженного бессмертия! Ан нет! Вечная жизнь во всей полноте своей возможна для человека только в одном случае, о котором мы уже говорили: человек должен еще на земле, при земной жизни, сделать бесповоротный шаг к Богу, к жизни по заповедям, к покаянию.
Однако согласитесь, что результат стоит того! Как пугает смерть атеиста! Как она противна всему существу его, ибо в смерти атеист видит полное прекращение своего бытия, вхождение в небытие, исчезновение своей личности и всего, что было дорого человеку.
Христианство дает на это свой ответ: личность человеческая неуничтожима! Она продолжит бытие и после физической смерти тела человека. Другое дело, какого качества будет это бытие. Если человек жил без Бога на земле, он и Там, в духовном мире, после смерти, не сможет быть с Ним, а это означает вечное отторжение от блага, радости и счастья – бытие в аду. Но если мы хотим радоваться после смерти, а не горевать, нужно со всей тщательностью употребить дарованные нам годы на земле для приобщения Господу, – чтобы разделить с Ним вечную жизнь.
Бог – это уверенность в завтрашнем дне
Будущее – область туманная, непредсказуемая, неопределенная. Даже при налаженной внешней жизни, при стабильной работе, семье, попечениях, друзьях, все может кардинально поменяться в любой момент. От нас многое зависит – в узком русле нашей личной жизни. Но в глобальном масштабе люди – лишь песчинки, которые не в силах повлиять на ход событий. Выше мы приводили примеры с «или», помните? Неожиданно ушедший муж при внешне благополучной обстановке в семье. Внезапная смена начальника, дававшего возможность трудиться на любимой работе, и – потеря этой работы. Зыбкие планы удачно выйти замуж на фоне обмельчания мужского в мужчинах…
Мы можем как угодно планировать свою жизнь, но без Бога это всегда планирование в темноте. Чтобы устойчиво-поступательно развивать свою жизнь, нужно иметь четкую, внятную, достижимую цель перед собой. Увы, в сегодняшних реалиях с этим проблема. Люди не понимают, зачем и ради чего живут. Отсюда – туманность перспектив и размытость жизненных приоритетов. И будущее, ах это будущее – оно ТАК непредсказуемо!
Если Бог есть и Он есть в твоей душе, в уме, если Он – реальная движущая сила твоего бытия, все становится намного более прозрачно. Жизнь видится верующему чередой событий, приближающего его к заветной Цели – соединению с Богом. Не после смерти только, о нет! Смысл духовной жизни в том, что с Богом необходимо соединиться еще здесь, в реалиях земного бытия. Как соединиться, – это другой вопрос, мы сейчас говорим не об этом. Если есть ВЕРА, есть уВЕРЕнность в завтрашнем дне. Будущее так же скрыто от нас, но мы знаем, Кто помогает нам вне времени и пространства, к Кому мы устремляемся, Кому хотим служить.
И будущее представляется не мрачным и безысходным, а ясным, прозрачным, простым. Сегодня я – с Богом, завтра буду с Богом, через месяц буду с Богом… всю жизнь буду с Богом. Поверьте, жизнь будет в радость. В радость, потому что есть Цель, есть Определенность, есть Гарантии, если хотите. Откройте Евангелие – там обо всем об этом подробно написано.
Пример для подражания
Мир не знал и не знает выше идеала, чем идеал Богочеловека Иисуса Христа. Иисус Христос есть Совершенный Бог и Совершенный Человек в Одном Лице. История христианства – это история равнения миллионов людей на Христа. Конечно, мы не дерзаем коснуться Его Божества, но быть похожим на Него, как на Человека, – цель и смысл жизни христиан. Во Христе соединились немыслимые любовь, доброта, смирение, кротость, миролюбие, душевность, простота и, неисчислимо, – другие добродетели.
Разве не хотим мы быть добрыми, скромными, душевными, любящими и любимыми? Хотим, ведь это путь к вожделенному счастью. Но на кого нам равняться, с кого брать пример? С таких же, как мы, испорченных людей, у которых мы не знаем, что на уме? Как часто бывает: нравится нам человек – хороший, добрый, отзывчивый, скромный. А повернулась ситуация – и он стал зверем. Одно сплошное разочарование в людях.
Ну так берите себе примером не человека, а Богочеловека Иисуса Христа. Войдите в мир Православия и Бог откроется вам с совсем других позиций, чем те, какими вы карикатурно привыкли думать о Нем. Во Христе – красота, и вы учитесь этой красоте. Во Христе – любовь, и вы старайтесь любить, как Он, – жертвенно, отдавая всего себя любимому.
Во Христе – кротость, совершенное беззлобие и вы будьте готовы отвечать добром на зло, прощать обидчиков и врагов. Вот единственный путь к счастью!
Заключение
Как видим, набирается достаточно аргументов «ЗА» то, чтобы хотя бы заинтересоваться Богом. А это уже немало. Вы же разумные люди, подумайте, почитайте Евангелие, книжки для начинающих христиан. Подумайте. И если появится у вас желание прочувствовать, как
говорится, на своем опыте, попросите Самого Бога открыться вам. Он откроется, будьте уверены.
Артемий Слёзкин
Зачем человеку нужна вера?
Вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания.
Вера – это тайна и таинство. Почему один человек откликается на зов, а другой нет? Почему один, услышав слово Божие, готов принять его, а другой остается глух? Почему один, встретив Бога на своем пути, тотчас бросает все и следует за Ним, а другой отворачивается и уходит в сторону?
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною… И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна… и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за ним» (Мф.4:18-22). В чем тайна этой готовности галилейских рыбаков, бросив все, следовать за Христом, Которого они видят впервые в жизни? И почему богатый юноша, которому Христос тоже сказал «приходи, и следуй за Мною», не откликнулся тотчас же, но «отошел с печалью» (Мф.19:21-22)?
Не в том ли причина, что те были нищими, а этот обладал «большим имением», те не имели ничего, кроме Бога, а у этого были «сокровища на земле»?
У каждого человека есть свои сокровища на земле – будь то деньги или вещи, хорошая работа или жизненное благополучие. А Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.4:3). В древних списках Евангелия от Луки еще проще и прямее: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк.6:20). Блаженны ощутившие, что они ничего не имеют в этой жизни, хотя бы и обладали многим, почувствовавшие, что никакое земное обретение не может заменить человеку Бога. Блаженны те, которые идут и продают все свое богатство, чтобы приобрести одну драгоценную жемчужину – веру (Мф.13:45-46). Блаженны те, которые познали, что без Бога они – нищие, которые возжаждали и взалкали Его всей душой, всем разумом и волей.
Слово о вере никогда не было легким для восприятия. Но в наше время люди бывают настолько поглощены проблемами земного существования, что многим просто некогда услышать это слово и задуматься о Боге.
Подчас религиозность сводится к тому, что празднуют Рождество и Пасху и соблюдают еще кое-какие обряды только ради того, чтобы «не оторваться от корней», от национальных традиций.
Где-то религия вдруг становится «модной», и в церковь идут, чтобы не отстать от соседа. Но главным для многих является деловая жизнь, работа. «Деловые люди» – это особая генерация людей XX века, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то «деле», бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога.
И все же, как ни парадоксально, среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений люди слышат в своем сердце таинственный Божий зов. Этот зов, может быть, не всегда отождествляется с идеей о Божестве и субъективно нередко воспринимается просто как некая неудовлетворенность, внутреннее беспокойство, поиск. И только спустя годы человек осознает, что вся его прежняя жизнь была такой неполноценной и ущербной из-за того, что в ней не было Бога, без Которого нет и не может быть полноты бытия. «Ты создал нас для Себя, – говорит блаженный Августин (IV–V в.), – и беспокойно томится сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Люди приходят к Богу разными путями. Иногда встреча с Богом бывает внезапной и неожиданной, иногда – подготовленной долгим путем исканий, сомнений, разочарований. В одних случаях Бог «настигает» человека, заставая его врасплох, в других – человек обретает Бога, сам обращается к Нему. Это обращение может произойти рано или поздно, в детстве и юности, в зрелости и старости. И нет двух людей, которые пришли бы к Богу одинаковой дорогой. И нет такой проторенной дороги, по которой один мог бы идти вместо другого. Каждый здесь является первопроходцем, каждый должен пройти весь путь сам и обрести своего личного Бога, Которому мы говорим: «Боже, Ты – Бог мой!» (Пс.62:2). Бог один и тот же для всех людей, но Он должен быть открыт мною и стать моим.
Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Во что верят православные христиане»
Святые - о вере
Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви.
Святитель Иоанн Златоуст
Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу... Взоры, для которых доступно небо, – вера. Верой мы усматриваем духовное небо: учение Христово.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Смысл жизни: путь бабочки
Смысл жизни – вопрос сколь расплывчатый, столь же и остро насущный для каждого человека. Кто мы, зачем мы здесь, куда идем и каким должен быть этот путь? В конечной полноте ответить на этот вопрос может только каждый для себя – в своем сердце. Но есть и общие, укорененные в самом бытии, закономерности, объективность которых невозможно отменить нашей субъективностью. Понять эти фундаментальные законы и определиться в отношении их – обязанность любого разумного человека.
В XIX веке говорили: величайшее достижение дьявола в том, что он уверил людей, будто его нет. В нашем веке он достиг большего: он заставил людей НЕ ДУМАТЬ о загробной участи. Любой приходской священник скажет: духовная атмосфера во время совершения обряда погребения (кроме редкого случая, когда в нем участвуют вполне церковные люди) – страшна. Или отчаяние, или безразличие – смотря по ситуации. Никто не чувствует, что совершается великое таинство рождения души.
Да, да – это рождение. В природе, нам для вразумления, Господь дал замечательный пример: бабочка. Сколько рождений она претерпевает и сколько жизней проживает? Пять! Первая жизнь – зародыш в теле бабочки-мамы. Вторая – яички в паутинке. Третья – гусеница. Четвертая – куколка. Пятая – бабочка. Пять жизней! И это прямая (надо думать не случайная) аналогия того, что происходит с человеком на пути всей его большой жизни.
Православная Церковь учит полноте ответственности человека за свою жизнь: душа не путешествует из тела в тело, оправдывая следующей реинкарнацией любые неисправности нынешней своей жизни. Начало существования души единственно: она сотворяется Богом для вечности и начинает существовать во времени в момент зачатия человеческого тела. Это первое рождение и первая жизнь. На этом этапе существования особенностью является то, что душа и тело младенца еще не могут реализовать богодарованную им свободу: они готовятся ко второму рождению.
Второе рождение у бабочки и человека очень схоже: бабочка рождает яичко, женщина рождает ребенка. Начинается вторая жизнь – самостоятельная жизнь тела и души. Душа обретает способность делать выбор. Внешняя аналогия становится все более явной. Яичко – пассивная форма жизни. И не достаточная. Для того чтобы стать бабочкой – нужно побывать гусеницей. Для того, чтобы пребывать со Христом в вечности – нужно встретиться со Христом в этой жизни.
Третье рождение – это Крещение. Прошу обратить внимание – некрещеный человек обладает бессмертной душой. Но она пребывает как бы в
пассивном состоянии, она не обладает необходимыми для развития степенями свободы. Представим себе такой пример: некий предмет, допустим, книгу неосторожно положили в лужу клея, клей высох. Можно книгу поднять, оторвать? Можно, но для этого необходимо приложить немало усилий. А вот если клей рассохся или смыт растворителем? Протяни руку и подними! Но ведь кажется, что книга все так же лежит, и ничего не произошло…
Таким же образом и с душой в Крещении не происходит ничего внешне заметного (чего зачастую ожидают экзальтированные личности): Крещение – это не кинетика, а потенция. Зато какая! С души сняты путы, кандалы первородного греха – живи, возрастай! Тут уж душа должна потрудиться. Гусеница ползает по листикам, питается, наполняется соками будущей жизни. Душа питается благодатью Божией и исполняется начатками жизни вечной.
Потрудись, душа, не ленись – с «листика» на «листик» – доброделание и молитва, Таинства Церкви и самопознание: все доброе тебе прилежит. Для гусеницы губителен ядохимикат – беги от него. Для души губителен, ядовит грех – беги от него, очищайся от него: все это тебе дано в Церкви. И готовься к четвертому рождению.
Четвертое рождение – да, смерть. Успение, «засыпание» – не правда ли, это очень похоже на «окукливание»? Вот куколка висит – суха, мертва. Стручок какой-то, кочерыжка. Но нет, внешность обманчива – сокровенная жизнь продолжается. Душа отошла от тела, но и это еще не конец…
Где-то там, в небесных чертогах, она пребывает в том состоянии, которое условно называется «предварительным судом». В чем-то это состояние схоже с первой жизнью: сама свое положение она уже изменить никак не может; того тварного времени, в котором мы живем, и в котором возможны изменения, для неё уже не существует. Но все-таки изменения – положительные – возможны. Возможны действием извне.
Любящие усопшего – живущие на земле близкие и небесные покровители – молятся Господу, и их дерзновенная любовь сдвигает законы мироздания: небесная справедливость уступает место милосердию.
Так чья-либо заботливая рука может перенести неразумно обосновавшуюся, например, в дымоходе куколку на более благополучное место – живи! И душа живет (если только своим коснением в злодеяниях не была немедленно низвергнута во ад) надеждой и ожиданием последнего и страшного рождения – Страшного Суда.
Да, Страшный Суд, конец этого мира – он действительно страшен, ибо Суд Божий никому не ведом. Но верующая душа живет надеждой, ибо ради этого события – пятого рождения – она пришла в мир! И вот бабочка вылетает из куколки – красота родилась! Вы никогда не задумывались, зачем природе бабочки? Цветы? Зачем нужна красота? Ведь с функциональной точки зрения они совершенно бесполезны: все эти разговоры про размножение, опыление – пустое.
Я, как священник сельский, наблюдающий жизнь природы воочию, утверждаю однозначно: все красивое не функционально, а некрасивое (сорняки, мухи и пр.) – более жизнеспособно. Красота – это дар Божий, это милость Божия в нашем падшем мире: «…Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Бабочки – это остатки рая земного; не все заросло волчцами и терниями; это ностальгия о потерянном рае и призыв к его обретению…
Бабочка прекрасна – легка, воздушна, самоцветна, но она и телесна. В теле, во плоти, будет и последнее воскресение – это открыто нам Господом. Конечно, это будет не наш нынешний мир, и не наше нынешнее тело: «…чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20, 34–36).
Это будет сознательное бытие совершенной личности в полноте человеческой природы, вечное блаженное пребывание со Христом в нашем Небесном Отечестве. Достигнуть этого – вот единственная самодостаточная цель человеческого существования, вот смысл жизни…
Протоиерей Михаил Шполянский
01.02.23
897 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!