Будут ли в раю мошенники?

13.04.25
209 просмотров

Что нередко просится на язык, если нас обокрали,  обругали незаслуженно, сделали нам какую-нибудь пакость и мы не можем достойно ответить? Мы изрыгаем проклятие в адрес обидчика, нередко заочное, например такое: гореть тебе в аду! Мол, я тебя достать не могу, отомстить не могу, а вот Бог уж точно покарает, и не чем-нибудь, а сразу самым ужасным местом на свете – геенной. И как-то, в полемическом задоре, невдомек нам, а в чем же будет заключаться «горение» нашего обидчика.
 
Это раз. А два, – мы плохо себе представляем, как Бог обычно наказывает человека и вообще – как Он к нам, людям, относится. Лучше всего последнее проиллюстрирует эпизод из патерика (сборника избранных изречений святых отцов, подвижников, или их житий).
Один монах, за какую-то провинность против него, невзлюбил двух других своих собратьев, и молил Христа, чтобы Он наказал их. И вот в сонном видении ему является такая картина: он видит глубокую огненную пропасть, на краю которой стоят два этих монаха. И слышит он голос: «Хочешь, Я отправлю их в ад?» Монах обрадовался: «Хочу!» Тогда Иисус послал Своих ангелов, чтобы те спасли обреченных, а Сам сказал монаху: «Я готов снова распяться за людей, только чтобы они избежали вечной смерти».

Мы с какой-то бесшабашной легкостью готовы руками Бога расправиться с теми, кто нам как кость в горле, опять же забывая слова Господа: «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2).  Невероятно страшно пожелать другому гореть в аду. Чаще всего мы желаем это между делом, эдаким с виду праздным глаголом, не придавая своим словам особо выраженного значения, – в том смысле, что на самом деле мы сами толком не знаем, куда посылаем оппонента (а это напрямую зависит от нашей слабой веры или даже неверия в реальность ада как посмертного воздаяния грешникам). Однако слова материальны, это не только энергия выпущенной звуковой волны, это еще осмысленный выстрел в сторону Неба. Уж точно этот выстрел не останется Там незамеченным.

Вообще проклинать кого бы то ни было не к лицу современному образованному человеку. А уж грозить адом, смертью – это уже запредельное безрассудство, за которое обязательно придется когда-то ответить нелицеприятному Судии.

Это одна сторона вопроса. Есть и другая, поставленная в заголовок, о которой хотелось бы поговорить. Это вопрос нахождения в раю тех, кто, по всем мыслимым и немыслимым законам, должен находиться в аду. Вот те же мошенники, от которых сегодня страдают миллионы и которых в первую очередь хочется послать в ад за их злодеяния. Разве могут такие люди быть среди Божественного света Царства Небесного? Чувствуете подвох? То есть я, который не мошенничает, не ворует, не убивает, даже не материться, не пьёт водку, не..., не..., не... , – в общем я, такой морально пушистый, уж точно должен быть в раю. И рядом с таким замечательным «я» не место всяким мошенникам, растлителям малолетних, наркоторговцам, ворам, пьяницам, блудникам и т.д. и т.п.

Увы, так думают сегодня многие. Идет внутренняя сортировка сделанных грехов на легкие, которые Бог, по милости Своей, может простить и впустить нас в рай, и тяжкие, смертные, от которых пахнет мраком ада. И вот у большинства, в их понимании, грехи легкие, а добродетели большие, и потому – здравствуй, рай, а вот у всяких нехороших людей, по которым тюрьма плачет, билет только вниз.
Опять мы тут спотыкаемся о незнание воли и силы Божией. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим, 2,4).  И еще: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9,13). С момента грехопадения Адама и Евы и по сей день нет ни одного не согрешившего человека, кроме Того Единого, Кто сошел с небес ради нас и нашего спасения, кто жил, ходил по земле Израиля, учил, творил чудеса, наконец, пошел на вольные страдания, был распят, умер в муках, и в третий день воскрес, подарив всему человечеству надежду на вечную жизнь в Своем Царстве. И первым в рай вошел не праведник, а убийца, который был распят со Христом и который только попросил Его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23,42).

Вот мы и подходим к самому главному. В рай входят не своими заслугами, добрыми делами, молитвами, постами, поклонами, знанием Священного Писания. Входят те, кого пригласил Хозяин рая. Он всех нас очень хочет ввести в рай, только бы мы сами захотели переступить его золотой порог. Мошенник, обманувший десятки людей, однажды, в тяжелой болезни, может раскаяться и взмолиться Богу: «Господи, прости меня, грешен! Нет мне прощения, но если можешь, прости меня!» И так оплакивать свою прогнившую сребролюбием жизнь, что Господь простит и примет в рай.
 
А иного, кто мнит себя праведником, кто благодарит Бога, что он не такой, как прочие – убийцы, мошенники, маньяки, грабители, пьяницы, и который уверен в гарантированном номере в отеле «Рай», может оказаться по смерти совсем в другом, неприглядном месте. За что же? За гордость, противную Богу: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4,6).

Жизнь – это поле битвы в своей душе,  битвы со злом, гордостью, гневом, мстительностью, завистью, которыми переполнены подчас «закрома родины». Каждого из нас ждет Суд после смерти, ждет определение нашей вечной участи. И чтобы не оказаться там, где мы не хотим, не будем никому желать это место, а будем выкорчевывать из сердца корни страстей и поросль грехов. Делать это будем с помощью Божией, ибо одни мы не справимся. Будем тянуться ко Христу, искать Христа, а вместе с Ним – освобождения от смерти и вечной жизни там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания...

Артемий Слёзкин

13.04.25
209 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: