Обнимая молитвою мир
Каждый из христиан, кто ходит на богослужения в храм, обращал, очевидно, внимание на самую часто произносимую и часто певаемую молитву: «Господи, помилуй!», а еще – «Господи, помилуй нас!» Давайте задумаемся, «нас» – это кого? Меня и стоящих сейчас в храме? Меня и мою семью? А может, нас – это всех православных христиан? Мне думается, что нас – это всех без исключения людей, добрых и злых, богатых и бедных, сильных и слабых, верующих и неверующих. Господи, помилуй всех нас, чадушек Твоих, нас, созданных Тобою людей!
«Господи, помилуй нас» – это наша молитва обо всем человечестве. Логично, ведь мы все друг другу – братья и сестры по человеческой природе, по естеству, по сущности. Мы все – члены одной большой человеческой семьи, и должны молиться друг о друге, как о членах своей семьи. Ведь кто бы кем ни был, все мы нуждаемся в молитве о себе – тех, кто нас знает, а также тех, кто не знает.
Блаженной памяти старец, преподобный Паисий Святогорец, отвечая на вопрос своей духовной дочери, писал:
«Исполняй свое послушание и молись: ‟Господи Иисусе Христе, помилуй нас”, чтобы твоя молитва помогала всем людям. Это ‟помилуй нас” охватывает всех людей, даже и тех пятерых-шестерых, – сколько их там, – ‟великих”, от которых зависит судьба всего мира… Молись, чтобы Бог просветил злых, и они делали меньше зла, или чтобы Бог совершенно устранил зло. Молись, чтобы Он просветил добрых, и они помогали людям. Молись о тех, кто хочет трудиться, но, будучи больным, не может; молись и о тех, кто здоров, но не может найти работу, в то время как испытывает нужду. Думай о разных случаях и молись о них. Когда ум устремляется ко всем людям, сердце уязвляется болью, и молитва становится сердечной. Сколько людей в течение всего дня нуждается в молитве! Не тратьте же время попусту…».
И вот тут у многих может возникнуть ступор. Кто я такой, чтобы молиться обо всех людях, обо всем мире? Я сам нуждаюсь в помиловании Господом, в освобождении от власти греха, в спасении от вечной смерти. Мне бы себя вымолить, ну, и моих самых близких людей. Это святые – они, да, могли горячо молиться обо всем мире, но сколь долго они шли к этой молитве! Я же – ничто перед силой их души.
Да, мы не святые, у нас нет их дарований. Но давайте разберемся, нужно ли нам, простым верующим, обнимать молитвою мир? Что должно двигать этой великой молитвой? Любовь к людям. Это основа, фундамент любой молитвы о ком-то. Любовь же есть сердечное желание блага любимому, а высшее благо для любого из нас – это пребывание в Боге и спасение души от вечной смерти.
Итак, просить Господа нужно о спасении всех людей. Для начала выясним, есть ли на это воля Божия, угодно ли Ему, чтобы мы Его об этом просили. В Священном Писании сказано, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Если Господь этого хочет, тем паче и нам нужно этого хотеть – и желать нашим ближним и дальним спасения.
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Хотите себе спасения? Просите спасения и для других людей, окружающих вас, всем просите спасения.
В утреннем молитвенном правиле есть такая молитва:
«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех» (перевод: «Многомилостивый и всемилостивый Боже мой, Господи Иисусе Христе, по великой любви Ты сошел и воплотился, чтобы спасти всех»).
Наконец, Христос добровольно взошел на крест только ради тех, кто уверовал в Него? Ради тех только, кто за Ним пойдет? Нет! Христос за всех за нас распялся и ради всех нас воскрес! Другое дело, уверует ли человек во Христа, захочет ли спастись в Нем. Это – дело каждого, но молиться нам нужно, чтобы уверовали все, и чтобы спаслись – все.
Итак, молиться обо всех – богоугодно, однако это дело, требующее весьма значительных душевных усилий, а главное – желания. И вот тут возникают всякие закавыки. Получается, что нужно молиться и об убийцах, насильниках, военных преступниках, для которых чужая жизнь ничего не стоит, наркоторговцах, грабителях, рэкетирах, а ещё о наших личных врагах, недоброжелателях, о тех, кто нам неприятен, кто своим существованием отравляет безоблачное течение нашей жизни. Легко формально произнести: «Господи, помилуй всех нас, спаси всех нас», – а ты попробуй с напряжением сердца помолиться о тех, кто для тебя как кость в горле!
На это кроткий Спаситель говорит:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44–45).
И еще говорит Господь:
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).
Молясь о ближних наших, мы сеем мир в этом скудном на добро мире. Один от души помолится, второй, третий, десятый – и мир станет чуточку лучше, красивее, а главное, мы сами будет ближе к Богу, приятнее Богу с нашей молитовкой, будем сынами и дочерями Его по благодати.
Что касается молитвы о преступниках, богоборцах, атеистах, сектантах и «прочих изгоях», – вот о них как раз и нужно молиться особо. Нам трудно поставить этих людей на одну доску с собою, потому что в нас говорит гордость. «Я не преступник, не блудник, не растлитель, не наркопродавец, не безбожник, у них-то грехов явно побольше, чем у меня, я не чета им». Даже как-то «рука не поднимается» в крестное знамение – за таковых молиться.
Так что же, для кого-то в нашей молитве обо всем мире делать исключение? Кто дал нам право судить других: кто лучше, а кто хуже? Мы же тем самым похищаем достояние Божие, ведь только в Его власти судить людей, о которых Он знает все – «от и до». А что же Он?
Вспомним эпизод из Евангелия, когда книжники и фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии.
«Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?... Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 4) .
После таких слов фарисеи, обличаемые совестью, один за другим ушли, оставив Христа и женщину одних. После сего Иисус, Который, будучи безгрешным, вправе был вынести Свой суровый приговор, вдруг говорит:
«Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 3–11).
Мы должны брать пример с Христа – олицетворения человеколюбия и милосердия, снисхождения к слабостям и недостаткам Его творений, людей. Если безгрешный Спаситель не осудил того, кто, по всем статьям закона, должен бы быть осужден, то не так ли и нам, имеющим ворох грехов, нужно поступать по отношению к ближним?
Вот искусство из искусств!
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37).
Нам же свойственно прощать грехи себе и не прощать их другим. Свои грехи мы не видим в силу любви к себе, зато видим до мелочей грехи в других людях, осуждаем их и видим ниже себя. А по-христиански нужно наоборот: видеть зло в себе и каяться в нем, а в других зла не замечать, а видеть всех добрыми, хотя и немощными. В ком-то грехов больше, в ком-то – меньше, но каждый нуждается в спасении от них, в спасении от вечной смерти.
Как тут не вспомнить слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Молитва о других, особенно о тех, кто тебе не нравится, – ношение тягот (бремен) по закону любви, закону Христову. Переборем себя, от сердца помянем в молитве ближних наших, всех-всех помянем, любовью покроем, – и нас Господь помилует, и нас вспомнит в Царстве Своем.
Если так себя настраивать, то молиться о других будет проще, легче и спасительнее. Сначала, конечно, о себе, приносить Богу покаянную молитву. Потом – о самых близких. И далее, – чтобы Господь всех спас. И пусть движет нами в этой молитве любовь к людям. Надо любить Христа в людях, и во Христе любить людей. И тогда Господь, как великий дар, даст нам молитву, которой мы будем обнимать весь мир, молитву, которая принесет тишину и радость в нашу душу…
Артемий Слёзкин
«Господи, помилуй нас» – это наша молитва обо всем человечестве. Логично, ведь мы все друг другу – братья и сестры по человеческой природе, по естеству, по сущности. Мы все – члены одной большой человеческой семьи, и должны молиться друг о друге, как о членах своей семьи. Ведь кто бы кем ни был, все мы нуждаемся в молитве о себе – тех, кто нас знает, а также тех, кто не знает.
Блаженной памяти старец, преподобный Паисий Святогорец, отвечая на вопрос своей духовной дочери, писал:
«Исполняй свое послушание и молись: ‟Господи Иисусе Христе, помилуй нас”, чтобы твоя молитва помогала всем людям. Это ‟помилуй нас” охватывает всех людей, даже и тех пятерых-шестерых, – сколько их там, – ‟великих”, от которых зависит судьба всего мира… Молись, чтобы Бог просветил злых, и они делали меньше зла, или чтобы Бог совершенно устранил зло. Молись, чтобы Он просветил добрых, и они помогали людям. Молись о тех, кто хочет трудиться, но, будучи больным, не может; молись и о тех, кто здоров, но не может найти работу, в то время как испытывает нужду. Думай о разных случаях и молись о них. Когда ум устремляется ко всем людям, сердце уязвляется болью, и молитва становится сердечной. Сколько людей в течение всего дня нуждается в молитве! Не тратьте же время попусту…».
И вот тут у многих может возникнуть ступор. Кто я такой, чтобы молиться обо всех людях, обо всем мире? Я сам нуждаюсь в помиловании Господом, в освобождении от власти греха, в спасении от вечной смерти. Мне бы себя вымолить, ну, и моих самых близких людей. Это святые – они, да, могли горячо молиться обо всем мире, но сколь долго они шли к этой молитве! Я же – ничто перед силой их души.
Да, мы не святые, у нас нет их дарований. Но давайте разберемся, нужно ли нам, простым верующим, обнимать молитвою мир? Что должно двигать этой великой молитвой? Любовь к людям. Это основа, фундамент любой молитвы о ком-то. Любовь же есть сердечное желание блага любимому, а высшее благо для любого из нас – это пребывание в Боге и спасение души от вечной смерти.
Итак, просить Господа нужно о спасении всех людей. Для начала выясним, есть ли на это воля Божия, угодно ли Ему, чтобы мы Его об этом просили. В Священном Писании сказано, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Если Господь этого хочет, тем паче и нам нужно этого хотеть – и желать нашим ближним и дальним спасения.
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Хотите себе спасения? Просите спасения и для других людей, окружающих вас, всем просите спасения.
В утреннем молитвенном правиле есть такая молитва:
«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех» (перевод: «Многомилостивый и всемилостивый Боже мой, Господи Иисусе Христе, по великой любви Ты сошел и воплотился, чтобы спасти всех»).
Наконец, Христос добровольно взошел на крест только ради тех, кто уверовал в Него? Ради тех только, кто за Ним пойдет? Нет! Христос за всех за нас распялся и ради всех нас воскрес! Другое дело, уверует ли человек во Христа, захочет ли спастись в Нем. Это – дело каждого, но молиться нам нужно, чтобы уверовали все, и чтобы спаслись – все.
Итак, молиться обо всех – богоугодно, однако это дело, требующее весьма значительных душевных усилий, а главное – желания. И вот тут возникают всякие закавыки. Получается, что нужно молиться и об убийцах, насильниках, военных преступниках, для которых чужая жизнь ничего не стоит, наркоторговцах, грабителях, рэкетирах, а ещё о наших личных врагах, недоброжелателях, о тех, кто нам неприятен, кто своим существованием отравляет безоблачное течение нашей жизни. Легко формально произнести: «Господи, помилуй всех нас, спаси всех нас», – а ты попробуй с напряжением сердца помолиться о тех, кто для тебя как кость в горле!
На это кроткий Спаситель говорит:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44–45).
И еще говорит Господь:
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).
Молясь о ближних наших, мы сеем мир в этом скудном на добро мире. Один от души помолится, второй, третий, десятый – и мир станет чуточку лучше, красивее, а главное, мы сами будет ближе к Богу, приятнее Богу с нашей молитовкой, будем сынами и дочерями Его по благодати.
Что касается молитвы о преступниках, богоборцах, атеистах, сектантах и «прочих изгоях», – вот о них как раз и нужно молиться особо. Нам трудно поставить этих людей на одну доску с собою, потому что в нас говорит гордость. «Я не преступник, не блудник, не растлитель, не наркопродавец, не безбожник, у них-то грехов явно побольше, чем у меня, я не чета им». Даже как-то «рука не поднимается» в крестное знамение – за таковых молиться.
Так что же, для кого-то в нашей молитве обо всем мире делать исключение? Кто дал нам право судить других: кто лучше, а кто хуже? Мы же тем самым похищаем достояние Божие, ведь только в Его власти судить людей, о которых Он знает все – «от и до». А что же Он?
Вспомним эпизод из Евангелия, когда книжники и фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии.
«Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?... Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 4) .
После таких слов фарисеи, обличаемые совестью, один за другим ушли, оставив Христа и женщину одних. После сего Иисус, Который, будучи безгрешным, вправе был вынести Свой суровый приговор, вдруг говорит:
«Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 3–11).
Мы должны брать пример с Христа – олицетворения человеколюбия и милосердия, снисхождения к слабостям и недостаткам Его творений, людей. Если безгрешный Спаситель не осудил того, кто, по всем статьям закона, должен бы быть осужден, то не так ли и нам, имеющим ворох грехов, нужно поступать по отношению к ближним?
Вот искусство из искусств!
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37).
Нам же свойственно прощать грехи себе и не прощать их другим. Свои грехи мы не видим в силу любви к себе, зато видим до мелочей грехи в других людях, осуждаем их и видим ниже себя. А по-христиански нужно наоборот: видеть зло в себе и каяться в нем, а в других зла не замечать, а видеть всех добрыми, хотя и немощными. В ком-то грехов больше, в ком-то – меньше, но каждый нуждается в спасении от них, в спасении от вечной смерти.
Как тут не вспомнить слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Молитва о других, особенно о тех, кто тебе не нравится, – ношение тягот (бремен) по закону любви, закону Христову. Переборем себя, от сердца помянем в молитве ближних наших, всех-всех помянем, любовью покроем, – и нас Господь помилует, и нас вспомнит в Царстве Своем.
Если так себя настраивать, то молиться о других будет проще, легче и спасительнее. Сначала, конечно, о себе, приносить Богу покаянную молитву. Потом – о самых близких. И далее, – чтобы Господь всех спас. И пусть движет нами в этой молитве любовь к людям. Надо любить Христа в людях, и во Христе любить людей. И тогда Господь, как великий дар, даст нам молитву, которой мы будем обнимать весь мир, молитву, которая принесет тишину и радость в нашу душу…
Артемий Слёзкин
19.11.24
83 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!