Я и так спасусь...

21.07.22
566 просмотров

Вера без дел, как известно, мертва (см. Иак. 2, 26). Дел веры много: молитва, пост, покаяние, милостыня и другие добрые, идущие от сердца поступки. Та же милостыня, что может быть легче этой добродетели? Только твори ее постоянно, каждый день, уповая не на свои только силы, но на помощь Божию. «Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать», – говорится в книге ветхозаветного праведника Товита (Тов. 12,9). От смерти вечной имеется ввиду.

Или вот, молитва. Что может быть лучше для души, как не общение с Богом, пребывание мыслью в Боге? Особенно если приобрел, милостью Божией, дар молитвы непрестанной, дар постоянного богомыслия.

Вот, покаяние. Прекрасная христианская добродетель! Видеть свои несовершенства, оплакивать свои падения перед Богом, вздыхать о них, стараться исправиться. Что может быть лучше для спасения души?

Оказывается, все свои грехи мы никогда выплакать не сможем. Всегда обнаружится тонкая гордость: я вот уже чего-то достиг в духовной жизни, пока другие только идут этой дорогой. Или, опять же, тонкое – самомнение: я столько добра каждый день делаю людям, пожалуй, Царство Божие у меня уже «в кармане». Да, грешен, да, не сам, но содействием Божиим сделал. Но сделал же ж! Каждый день что-то доброе делаю, неужто Господь не простит мне мелкие шалости? Объедение, лакомство, осуждение, блуд... да, грех, но разве мне его не простят за такую мою кричащую хорошесть? Разве не закроют глаза на них? Ведь я каюсь, прошу у Бога прощения в содеянном зле. А Его милость беспредельна!

***
«Я и так спасусь», – успокаиваем мы себя после каждого сделанного «простительного» греха. Ну, объелся сегодня, ну, матом ругнулся, я же не нарочно, – вынудили! Ну, подумал о ближнем надменно, или нахамил в транспорте, или ребенка сгоряча отшлепал за легкую шалость. С кем не бывает? Я тоже человек, у меня тоже слабости есть, у кого их нет? Да и мои ежедневные молитвы и милостыни, неужели они не придут на память Господу и Он меня не простит? Пожалуй, я свой минимум для вечного спасения выполнил, так что можно о рае не беспокоиться особо.

 Вот так, незаметно, совершаются сделки с совестью. Вот так, буднично, мы потихоньку откалываемся от Христа. Проблема в том, что полностью изжить из себя тонкое самомнение и малодушное прощение себе грехов невозможно, они гнездятся в самой испорченной природе нашей. Единственный путь – видеть в себе этого змея и, по-возможности непрестанно, каяться Богу. Господь, по неотступности нашей, смягчит душу и подаст Свою живительную благодать. Главное – не унывать в борьбе, падая, вставать, а не лежать, убеждая себя: «Я и так спасусь».

***
Я и так спасусь... Какая бредовая мысль! Как я спасусь без Спасителя? Как я войду в рай без Творца рая? Как я могу творить добро без Подателя добра и благости? То-то и оно... Если бы можно было спасаться благодаря одним добрым делам, не нужен бы был Христос, Сын Божий. Однако сказано в Писании: «… нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Нам как воздух потребна крайняя нужда во Христе, вне Которого просто нет жизни. Только в этом случае возможно наше спасение.
Спасение – дело сугубо Божие и, при всей красоте добрых дел веры, зависит от Его милости, а не количества сделанного нами. Голгофский разбойник никаких добрых дел не имел, одни преступления, а первым в рай вошел. Можно не иметь ничего за душой, никаких милостынь и постов, а за одно только искреннее покаяние Господь может освободить человека от тяжелой ноши грехов, очистить его душу от греховной скверны и ввести по смерти в светлый рай. А можно быть «увешанным» добрыми делами и погибнуть: от самомнения, тщеславия и гордыни.

Хорошо, по-христиански, видеть себя погибшим без благодати Божией, видеть, что самостоятельно невозможно избавиться от самомнения, ростки которого пробиваются сквозь асфальт мнимого смирения. И гордость тут тоже, неподалеку: я не такой, как прочие люди, пьяницы, убийцы и воры, я хороший, я – спасусь...

***
Да, покаяние нужно приносить Богу постоянно. Но и добрые дела не забывать. О них тоже хочется кое-что сказать. Сколько бы добра ближним мы ни сделали, все равно будет мало, все равно мы будем «рабами, ничего не стоящими», по слову Спасителя: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).
В этой фразе Христа хочется выделить два слова: всё и должны. Всё – это все заповеди, данные нам Богочеловеком, всё Евангелие. И вот это ВСЁ мы ДОЛЖНЫ делать, то есть никакой особой заслуги в исполнении заповедей у нас нет, это наша прямая обязанность,если мы хотим называться учениками Христа, чадами Христа.

Рабы, ничего не стоящие... Так нужно относиться к себе, своим делам веры. Здесь скрыта великая мудрость: видеть себя ничего не стоящим, нищим духом, то есть приобрести спасительное смирение, смирение, вводящее нас в Царство Небесное. Согласитесь, это полная противоположность идее «я и так спасусь». Наше дело – творить добро и каяться в грехах,  дело Божие – спасать от вечной смерти. Нужно помнить, что мы все – в неоплатном долгу перед Христом, даровавшему нам жизнь, дар, который невозможно измерить никакими добрыми делами, постами, молитвами. Но через все это – посты, молитвы и благотворения мы соединяемся со Христом, Который хочет, чтобы все Его чадца спаслись, чтобы познали Его – Путь, Истину и Жизнь.

Наши заслуги исчезают пред крестной заслугой Христа, выкупившего нас Своей жертвой из-под власти греха и смерти. Будем взирать на крест Христов и молить Господа своего: «Господи, как желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня...» ( молитва прп. Макария Египетского).

Артемий Слёзкин

21.07.22
566 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: