Нужно ли жить с обидой?
Как обида связана с грехами? Можно ли прощать злодеев? Стоит ли припоминать человеку его прошлое? Как простить чужой успех? Виноваты ли родители в наших неудачах? Почему прощать полезно?
Обида – мрачное тяжёлое чувство. Оно враждебно Божией заповеди любить ближних. Однако для многих из нас обида стала обыденным состоянием. Ежедневно мы вспоминаем неприятных нам людей, обдумываем, что сказать им в ответ, желаем им бед, осуждаем их в разговорах с друзьями. Иные конфликты забываются, иные развиваются, втягивая в свою орбиту всё больше участников.
Обиды политиков выходят на международный уровень, вызывая конфронтацию государств. Но для простого человека больней, когда обида разрушает семью, дети ополчаются на родителей, братья и сестры друг на друга, муж и жена судятся.
Каждый из мирян таит обиду на кого-то из ближних. У некоторых в памяти целый список врагов. Однако мышление христианских святых, которые дают нам пример праведности, трактует обиды в позитивном ключе.
Авва Дорофей поучал: «Кто ненавидит огорчающих его, тот ненавидит кротость, и кто бегает от оскорбляющих его, тот бегает покоя о Христе».
Некоторые святые намеренно юродствовали, чтобы слышать насмешки. И считали, что оскорбления воспитывают похвальное смирение. Они смотрели на происходящее с точки зрения духовной пользы.
Подумаем, способны ли мы на такое отношение к обидчикам? Жизнь даёт удивительные примеры.
В Самарском суде слушалось дело серийного насильника. Молодой человек в состоянии опьянения подстерегал своих жертв в парке. Евгений К. надругался над шестью девушками, четверым из которых не исполнилось 18-ти лет. Когда прозвучал приговор – 17,5 лет заключения, все пострадавшие восприняли это как справедливое возмездие. Но одна из девушек воскликнула, что будет обжаловать решение суда, поскольку простила насильника.
Её, старшеклассницу, так же, как остальных, мужчина схватил за волосы и затащил в кусты. Но факт насилия она не восприняла как трагедию и унижение. Девушка стала общаться с арестованным, вела с ним переписку, он вырезал для неё образок Спасителя, а она передала ему икону Божией Матери. По утверждению девушки, никакого романа между ними не завязалось. Однако она прониклась самыми тёплыми чувствами к мужчине и считает, что в его преступлении виноват алкоголь.
Психолог, с атеистической точки зрения, прокомментировал дружбу насильника и жертвы как Стокгольмский синдром. Но, с религиозной точки зрения, прощение нужно трактовать как акт христианского милосердия. Думаю, многим из нас трудно постичь такое поведение. Мне тоже. Но, возможно, мы не доросли до духовного уровня этой девушки?..
Можно сказать: «Что будет с миром, если все будут прощать преступников? Возможно, некоторые из них оценят милосердие, но остальные продолжат творить непотребства».
Наверное, всё зависит от обстоятельств и личности нарушителя закона. Если преступление не тяжкое, не связано с насилием и убийством, и по человеку видно, что он оступился случайно, следует проявить великодушие. Ведь старцы советуют нам искать оправдания для падших, а не толкать их ещё глубже в трясину озлобления. К счастью, большинству из нас требуется примирение с обычными людьми, а не с разбойниками.
Недавно мою знакомую преподавательницу уволили из школы. Причиной увольнения стали её эротические фото 12-летней давности, сделанные для творческого проекта. Я видела их давно в каком-то литературном журнале. Фотографировал её муж. Тогда молодая женщина ещё не думала заниматься педагогической деятельностью и любила эпатаж. Но недавно кто-то из учеников отыскал фото в интернете, слух дошёл до родителей. И симпатичной блондинке указали на дверь, заявив, что её моральный облик не соответствует гордому званию учителя. Сколько ни пыталась несчастная убедить начальство в том, что больше не фотографируется «ню», никто не поверил.
Так порой людей преследует их прошлое и ломает судьбы.
Мы взрослеем, потом стареем, меняются наши ценности и убеждения. Но однажды кто-то заявляет:
– Так вот каким ты был (или была). – И начинает упрекать тем, что давно тобой забыто, а порой и ненавистно тебе.
В истории христианства было немало людей с бурной юностью, которые позже покаялись и достигли высот аскетики. Вспомним бывшую блудницу Марию Египетскую. Или бывшего разбойника святого Варвара. Давайте простим друг друга прошлое. Его уже не существует, почему оно должно разрушать отношения?
В наши дни у 30-40-летних дам и господ появилась мода жаловаться психологам на несчастливое детство и в нём видеть источник своих бед.
– У Ивана Иваныча развалился бизнес? В этом виноват папа Ивана Иваныча, который в школьные годы считал его растяпой.
– От Машеньки ушёл муж? В этом виновата мама Машеньки, 20 лет назад считавшая её дурнушкой.
Некоторые ищут корни своих проблем ещё глубже – в неудачных генах дедов и бабушек.
«Я часто ругаюсь матом, буквально говорю им, и теперь знаю, почему – мой дед был матершинником», – заявляет знакомый, перекладывая вину на предка. Но по Библии именно почтение к родителям вознаграждается счастьем и долгой жизнью: «Благо ти будет и долголетен будеши на земли», поясняет Господь в пятой заповеди.
Давайте простим наших отцов и матерей и не будем списывать свои ошибки на воспитание, словно духовные недоросли.
Нина шла по посёлку, погружённая в свои мысли: купить корм котам, оплатить электричество, сдать в ремонт мобильник… Внезапно на пустынной улице появилась другая женщина, стройная, длинноногая, в дублёнке и сапогах на невероятно высоких каблуках. Нина узнала Олю. Та шла навстречу походкой фотомодели, не боясь поскользнуться на ледяном тротуаре. Мех капюшона обрамлял красивое смуглое лицо. Встретившись, женщины миновали друг друга, не здороваясь, только бросив косой взгляд. Они были родными сёстрами.
Настроение Нины сразу изменилось – с нейтрального на скверное. Она мысленно увидела себя со стороны: сапоги на плоской подошве, словно у старухи, старая куртка и неудачно связанная шапка. К тому же Олю дома ждёт муж, у той двое детей – сын и дочь, а у Нины – стая котов.
Логика подсказывала Нине, что не с её характером строить семью, недаром после развода вздохнула с облегчением. Что растить детей – большой труд, а дети у Оли болезненные. Что муж у сестры – закодированный алкоголик. Но зависть сильнее логики. Словно бес, а может быть, и на самом деле бес шептал: зато она стройная, зато у неё красивые сапоги. И в душе Нины нарастало раздражение. Когда-то она перестала общаться с Олей, выместив зависть грубыми словами, и почти десять лет они, сталкиваясь на улице, делали вид, что не узнают друг друга.
Для того, чтобы попасть в виноватые, не обязательно строить козни или нарушать закон. Достаточно просто быть красивее, богаче или талантливее окружающих, чем-то отличаться в лучшую сторону.
Потом о таких людях говорят: «Ей или ему не могли простить успех». И травили, выживали с работы, ссорили со второй половиной, распуская сплетни. Люди, считающие себя христианами – ведь в нашей стране таких большинство. Так мы приходим к важному вопросу.
– Перестаньте сравнивать себя с другими. Ловушка сравнения поставлена дьяволом, чтобы вы, угодив в неё, стали чувствовать себя несчастными, ущербными, невезучими. И упрекнули Бога в неудачах.
– Прекратите соревноваться с окружающими. Так вы рассматриваете свои успехи с точки зрения показухи, а не как самореализацию. Обществу никогда не угодишь. Главное, какими видит ваши дела Бог.
– Научитесь видеть хорошее в своём положении. “Стакан наполовину полон или пуст?” – вывод за вами. Благодарность Богу за то, что у вас есть, привлекает Его милость.
– Поймите, что успех не достается легко, за ним стоят усилия, за него платят здоровьем или семейным благополучием. Бог знает, на что у нас хватит моральных сил и энергии.
– Живите собственной жизнью, цените, что имеете, растите духовно и интеллектуально. Наверное, и вам кто-то завидует.
Прощать полезно, таково мнение медиков. Прощение успокаивает человека, избавляет от гнева и других неприятных эмоций. Как следствие:
– Нормализуется давление.
– Понижается уровень холестерина в крови.
– Снижается риск заболеваний сердца.
(Источник: журнал “Psychosomatic Medicine”).
Изучая происхождение чувства обиды, мы находим не только реакцию на действия обидчика или чужой успех, но давно знакомые грехи, среди которых есть смертные: гордыня, алчность, сластолюбие. Из них произрастают: гнев, зависть, мстительность. Грехи не приходят по одному, каждый из них ведёт за собой остальные. Чувство обиды толкало и толкнёт ещё тысячи людей на убийства, кроме иных форм мести: интриг, злоречия, воровства и тому подобного. Тысячи женщин изменяют своим мужьям в отместку на измену – число прелюбодеев удваивается.
Опрос, проведенный среди россиян, показал, что 39% с трудом просят прощения даже в случае своей вины (среди мужчин каждый второй согласен с данным утверждением, а среди женщин – каждая третья). В то же время 51% респондентов уверен, что умеют искренне прощать. Первыми просят прощения чаще женщины, чем мужчины. И чаще сельчане, чем горожане. (Источник: «Левада центр»).
Многие проклинают обидчиков, но следует учесть, что если проклинающий не прав, его пожелания не сбудутся, обещает Библия: «Птица упорхнет, ласточка улетит, так напрасное проклятие пройдет мимо» (Притчи 26:2). И зло вернётся к проклинающему, как не раз разъясняли старцы. Например, Паисий Святогорец: «Бог попускает проклятиям иметь силу, подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад – к тому, от кого оно изошло».
Вокруг нас много людей, обиженных друг на друга, но при этом считающих себя праведными и православными.
По осени ночью я услышала на улице оглушительную брань – ругались две пожилые женщины. Я знала обоих – обычно тихих пенсионерок. Оказалось, под покровом темноты одна старушка вырвала в палисаднике у другой кустик астр, чтобы пересадить к себе. Но хозяйка застукала воровку. Чего только я не услышала от разгневанных «божьих одуванчиков», которые обзывали друг друга алкоголичками и проститутками. Хозяйка требовала деньги за астры, воровка лгала, что пальцем их не трогала.
Зато в христианские праздники эти дамы чинно ходят в храм и считают себя столпами благочестия. Почему бы хозяйке не сказать: «Если тебе так нужны цветы, возьми их, у меня есть ещё»? Астр немало под её окнами.
Прощение пристыдило бы воровку больше, чем брань. Ведь на самом деле она не злодейка. Но куда там… Россияне редко действуют по-христиански. Давайте вспомним, сколько раз мы сами выплескивали свою обиду на ближних, не выбирая слов.
Св. Исаак Сирин учил: «Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».
Сказано в Евангелии, как Петр пришёл к Иисусу и спросил: “Господи, если брат мой грешит против меня, то сколько раз я должен прощать ему? До семи раз?” И ответил ему Иисус: “Говорю тебе, что это будет не до семи, а до семижды семидесяти раз», то есть 490 раз!
Что сделал Иисус на Кресте? Он просил Бога Отца не наказывать распявших его: «Отче, прости им». Более того, нашёл для них оправдание: «ибо не ведают, что творят».
Вряд ли прежде на Голгофе звучали столь благородные слова.
Этим поступком Сын Божий дал великий урок всему человечеству. И Он не поймёт тех, кто поступает иначе.
Многие из нас преступили Закон Божий и нуждаются в прощении не только людей, но самого Бога. Ожидая от Него милости, мы сами должны проявить милость к ближним.
Спаситель сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
Давайте простим обиды, нанесённые нам. Раскаемся в обидах, которые нанесли сами. Восстановим добрые отношения с ближними, чтобы не было розни между братьями и сестрами, родителями и детьми, мужем и женой.
В некоторых случаях это сложно, кто-то не готов к примирению, у кого-то нет сил преодолеть раздражение. Но Господь придёт на помощь в деле любви.
Обиды обыденные
Обида – мрачное тяжёлое чувство. Оно враждебно Божией заповеди любить ближних. Однако для многих из нас обида стала обыденным состоянием. Ежедневно мы вспоминаем неприятных нам людей, обдумываем, что сказать им в ответ, желаем им бед, осуждаем их в разговорах с друзьями. Иные конфликты забываются, иные развиваются, втягивая в свою орбиту всё больше участников.
Обиды политиков выходят на международный уровень, вызывая конфронтацию государств. Но для простого человека больней, когда обида разрушает семью, дети ополчаются на родителей, братья и сестры друг на друга, муж и жена судятся.
Каждый из мирян таит обиду на кого-то из ближних. У некоторых в памяти целый список врагов. Однако мышление христианских святых, которые дают нам пример праведности, трактует обиды в позитивном ключе.
Авва Дорофей поучал: «Кто ненавидит огорчающих его, тот ненавидит кротость, и кто бегает от оскорбляющих его, тот бегает покоя о Христе».
Некоторые святые намеренно юродствовали, чтобы слышать насмешки. И считали, что оскорбления воспитывают похвальное смирение. Они смотрели на происходящее с точки зрения духовной пользы.
Подумаем, способны ли мы на такое отношение к обидчикам? Жизнь даёт удивительные примеры.
Нужно ли щадить преступников?
В Самарском суде слушалось дело серийного насильника. Молодой человек в состоянии опьянения подстерегал своих жертв в парке. Евгений К. надругался над шестью девушками, четверым из которых не исполнилось 18-ти лет. Когда прозвучал приговор – 17,5 лет заключения, все пострадавшие восприняли это как справедливое возмездие. Но одна из девушек воскликнула, что будет обжаловать решение суда, поскольку простила насильника.
Её, старшеклассницу, так же, как остальных, мужчина схватил за волосы и затащил в кусты. Но факт насилия она не восприняла как трагедию и унижение. Девушка стала общаться с арестованным, вела с ним переписку, он вырезал для неё образок Спасителя, а она передала ему икону Божией Матери. По утверждению девушки, никакого романа между ними не завязалось. Однако она прониклась самыми тёплыми чувствами к мужчине и считает, что в его преступлении виноват алкоголь.
Психолог, с атеистической точки зрения, прокомментировал дружбу насильника и жертвы как Стокгольмский синдром. Но, с религиозной точки зрения, прощение нужно трактовать как акт христианского милосердия. Думаю, многим из нас трудно постичь такое поведение. Мне тоже. Но, возможно, мы не доросли до духовного уровня этой девушки?..
Можно сказать: «Что будет с миром, если все будут прощать преступников? Возможно, некоторые из них оценят милосердие, но остальные продолжат творить непотребства».
Наверное, всё зависит от обстоятельств и личности нарушителя закона. Если преступление не тяжкое, не связано с насилием и убийством, и по человеку видно, что он оступился случайно, следует проявить великодушие. Ведь старцы советуют нам искать оправдания для падших, а не толкать их ещё глубже в трясину озлобления. К счастью, большинству из нас требуется примирение с обычными людьми, а не с разбойниками.
Простить чужое прошлое
Недавно мою знакомую преподавательницу уволили из школы. Причиной увольнения стали её эротические фото 12-летней давности, сделанные для творческого проекта. Я видела их давно в каком-то литературном журнале. Фотографировал её муж. Тогда молодая женщина ещё не думала заниматься педагогической деятельностью и любила эпатаж. Но недавно кто-то из учеников отыскал фото в интернете, слух дошёл до родителей. И симпатичной блондинке указали на дверь, заявив, что её моральный облик не соответствует гордому званию учителя. Сколько ни пыталась несчастная убедить начальство в том, что больше не фотографируется «ню», никто не поверил.
Так порой людей преследует их прошлое и ломает судьбы.
Мы взрослеем, потом стареем, меняются наши ценности и убеждения. Но однажды кто-то заявляет:
– Так вот каким ты был (или была). – И начинает упрекать тем, что давно тобой забыто, а порой и ненавистно тебе.
В истории христианства было немало людей с бурной юностью, которые позже покаялись и достигли высот аскетики. Вспомним бывшую блудницу Марию Египетскую. Или бывшего разбойника святого Варвара. Давайте простим друг друга прошлое. Его уже не существует, почему оно должно разрушать отношения?
Не винить предков
В наши дни у 30-40-летних дам и господ появилась мода жаловаться психологам на несчастливое детство и в нём видеть источник своих бед.
– У Ивана Иваныча развалился бизнес? В этом виноват папа Ивана Иваныча, который в школьные годы считал его растяпой.
– От Машеньки ушёл муж? В этом виновата мама Машеньки, 20 лет назад считавшая её дурнушкой.
Некоторые ищут корни своих проблем ещё глубже – в неудачных генах дедов и бабушек.
«Я часто ругаюсь матом, буквально говорю им, и теперь знаю, почему – мой дед был матершинником», – заявляет знакомый, перекладывая вину на предка. Но по Библии именно почтение к родителям вознаграждается счастьем и долгой жизнью: «Благо ти будет и долголетен будеши на земли», поясняет Господь в пятой заповеди.
Давайте простим наших отцов и матерей и не будем списывать свои ошибки на воспитание, словно духовные недоросли.
Без вины виноватые
Нина шла по посёлку, погружённая в свои мысли: купить корм котам, оплатить электричество, сдать в ремонт мобильник… Внезапно на пустынной улице появилась другая женщина, стройная, длинноногая, в дублёнке и сапогах на невероятно высоких каблуках. Нина узнала Олю. Та шла навстречу походкой фотомодели, не боясь поскользнуться на ледяном тротуаре. Мех капюшона обрамлял красивое смуглое лицо. Встретившись, женщины миновали друг друга, не здороваясь, только бросив косой взгляд. Они были родными сёстрами.
Настроение Нины сразу изменилось – с нейтрального на скверное. Она мысленно увидела себя со стороны: сапоги на плоской подошве, словно у старухи, старая куртка и неудачно связанная шапка. К тому же Олю дома ждёт муж, у той двое детей – сын и дочь, а у Нины – стая котов.
Логика подсказывала Нине, что не с её характером строить семью, недаром после развода вздохнула с облегчением. Что растить детей – большой труд, а дети у Оли болезненные. Что муж у сестры – закодированный алкоголик. Но зависть сильнее логики. Словно бес, а может быть, и на самом деле бес шептал: зато она стройная, зато у неё красивые сапоги. И в душе Нины нарастало раздражение. Когда-то она перестала общаться с Олей, выместив зависть грубыми словами, и почти десять лет они, сталкиваясь на улице, делали вид, что не узнают друг друга.
Для того, чтобы попасть в виноватые, не обязательно строить козни или нарушать закон. Достаточно просто быть красивее, богаче или талантливее окружающих, чем-то отличаться в лучшую сторону.
Потом о таких людях говорят: «Ей или ему не могли простить успех». И травили, выживали с работы, ссорили со второй половиной, распуская сплетни. Люди, считающие себя христианами – ведь в нашей стране таких большинство. Так мы приходим к важному вопросу.
Как простить чужой успех?
– Перестаньте сравнивать себя с другими. Ловушка сравнения поставлена дьяволом, чтобы вы, угодив в неё, стали чувствовать себя несчастными, ущербными, невезучими. И упрекнули Бога в неудачах.
– Прекратите соревноваться с окружающими. Так вы рассматриваете свои успехи с точки зрения показухи, а не как самореализацию. Обществу никогда не угодишь. Главное, какими видит ваши дела Бог.
– Научитесь видеть хорошее в своём положении. “Стакан наполовину полон или пуст?” – вывод за вами. Благодарность Богу за то, что у вас есть, привлекает Его милость.
– Поймите, что успех не достается легко, за ним стоят усилия, за него платят здоровьем или семейным благополучием. Бог знает, на что у нас хватит моральных сил и энергии.
– Живите собственной жизнью, цените, что имеете, растите духовно и интеллектуально. Наверное, и вам кто-то завидует.
Прощать полезно, таково мнение медиков. Прощение успокаивает человека, избавляет от гнева и других неприятных эмоций. Как следствие:
– Нормализуется давление.
– Понижается уровень холестерина в крови.
– Снижается риск заболеваний сердца.
(Источник: журнал “Psychosomatic Medicine”).
Греховные корни обиды
Изучая происхождение чувства обиды, мы находим не только реакцию на действия обидчика или чужой успех, но давно знакомые грехи, среди которых есть смертные: гордыня, алчность, сластолюбие. Из них произрастают: гнев, зависть, мстительность. Грехи не приходят по одному, каждый из них ведёт за собой остальные. Чувство обиды толкало и толкнёт ещё тысячи людей на убийства, кроме иных форм мести: интриг, злоречия, воровства и тому подобного. Тысячи женщин изменяют своим мужьям в отместку на измену – число прелюбодеев удваивается.
Опрос, проведенный среди россиян, показал, что 39% с трудом просят прощения даже в случае своей вины (среди мужчин каждый второй согласен с данным утверждением, а среди женщин – каждая третья). В то же время 51% респондентов уверен, что умеют искренне прощать. Первыми просят прощения чаще женщины, чем мужчины. И чаще сельчане, чем горожане. (Источник: «Левада центр»).
Многие проклинают обидчиков, но следует учесть, что если проклинающий не прав, его пожелания не сбудутся, обещает Библия: «Птица упорхнет, ласточка улетит, так напрасное проклятие пройдет мимо» (Притчи 26:2). И зло вернётся к проклинающему, как не раз разъясняли старцы. Например, Паисий Святогорец: «Бог попускает проклятиям иметь силу, подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад – к тому, от кого оно изошло».
Вокруг нас много людей, обиженных друг на друга, но при этом считающих себя праведными и православными.
По осени ночью я услышала на улице оглушительную брань – ругались две пожилые женщины. Я знала обоих – обычно тихих пенсионерок. Оказалось, под покровом темноты одна старушка вырвала в палисаднике у другой кустик астр, чтобы пересадить к себе. Но хозяйка застукала воровку. Чего только я не услышала от разгневанных «божьих одуванчиков», которые обзывали друг друга алкоголичками и проститутками. Хозяйка требовала деньги за астры, воровка лгала, что пальцем их не трогала.
Зато в христианские праздники эти дамы чинно ходят в храм и считают себя столпами благочестия. Почему бы хозяйке не сказать: «Если тебе так нужны цветы, возьми их, у меня есть ещё»? Астр немало под её окнами.
Прощение пристыдило бы воровку больше, чем брань. Ведь на самом деле она не злодейка. Но куда там… Россияне редко действуют по-христиански. Давайте вспомним, сколько раз мы сами выплескивали свою обиду на ближних, не выбирая слов.
Примирись с ближним
Св. Исаак Сирин учил: «Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».
Сказано в Евангелии, как Петр пришёл к Иисусу и спросил: “Господи, если брат мой грешит против меня, то сколько раз я должен прощать ему? До семи раз?” И ответил ему Иисус: “Говорю тебе, что это будет не до семи, а до семижды семидесяти раз», то есть 490 раз!
Что сделал Иисус на Кресте? Он просил Бога Отца не наказывать распявших его: «Отче, прости им». Более того, нашёл для них оправдание: «ибо не ведают, что творят».
Вряд ли прежде на Голгофе звучали столь благородные слова.
Этим поступком Сын Божий дал великий урок всему человечеству. И Он не поймёт тех, кто поступает иначе.
Многие из нас преступили Закон Божий и нуждаются в прощении не только людей, но самого Бога. Ожидая от Него милости, мы сами должны проявить милость к ближним.
Спаситель сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
Давайте простим обиды, нанесённые нам. Раскаемся в обидах, которые нанесли сами. Восстановим добрые отношения с ближними, чтобы не было розни между братьями и сестрами, родителями и детьми, мужем и женой.
В некоторых случаях это сложно, кто-то не готов к примирению, у кого-то нет сил преодолеть раздражение. Но Господь придёт на помощь в деле любви.
05.08.21
685 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!