Семья как школа жертвенной любви. К Дню семьи, любви и верности

08.07.21
80 просмотров

8 июля в России отмечается теплый летний праздник – День семьи, любви и верности. Дата праздника выбрана неслучайно. Именно 8 июля Православная Церковь чтит память святых покровителей брака – благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев. Святые Петр и Феврония – образец жертвенного супружества, они пронесли любовь и верность друг другу через всю жизнь и умерли в один день и час. Можно ли сегодня строить семейные отношения, взирая на подвиг этих святых?

Святые покровители семьи


История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.
 
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой – тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре в городе Муроме начались смуты и нестроения из-за борьбы бояр за власть, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с женой.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети – устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом – смысл и назначение его.

Скончались они в один день и час 25 июня (8 июля по н. ст.) 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.
 

Надоевшая карусель


История жизни святых Петра и Февронии – образец для подражания всем, кто хочет построить прочное здание брака. Но годится ли опыт этих святых для нас, жителей 21 века? Не устарели ли рецепты семейного счастья древности? Не устарели, потому что жертвенная любовь – она вне времени, она вечна, она продолжает соединять двоих и будет продолжать, пока стоит мир. Вопрос в другом – готовы ли мы к такой жертвенности?

Сегодня мы являемся свидетелями катастрофического обмеления семейных отношений, которые очень многие предпочитают поскорее разорвать, чтобы «попытать счастья» с другим или с другой. Отчего в наши дни такой вал разводов? По статистике, около половины официально зарегистрированных браков распадается.
 
Причин можно назвать множество. Однако, на мой взгляд, все они проистекают из одной: создаваемая семья рассматривается как одно из развлечений, где главная цель – удовольствие, получение только положительных эмоций. Такая вот «веселая карусель». Однако нельзя непрерывно кататься даже на самой развеселой карусели – надоест. Так и с семьей. Нельзя веселиться и упиваться любовью каждый день. Молодые супруги начинают уставать друг от друга и даже подумывать о разводе, когда объем позитива от совместной жизни уравнивается с объемом негатива, который, безусловно, вваливается в их жизнь. Жить друг с другом надо учиться, не получается жить – уживаться. Но жить! Жизнь, тем более жизнь семейная  – это не бесконечный праздник. В ней много и скорбного, и неприятного, и даже противного.

Что же происходит, когда негатива в семейных отношениях становится намного больше скукоженного позитива? Два разочаровавшихся друг в друге эгоиста рвут сотканное вместе полотно отношений, грязное от взаимных претензий, и бросаются искать тех, кто вернет в их жизнь праздник.
 

Любовь – не чувство, а действие


В жизни Петра и Февронии Муромских были и трудности, и скорби, и лишения. Но они не сломили святых князей, потому что в основу их брака была положена жертвенная любовь. Жертвенность – это готовность «наступить на горло своей песне», если эта песня раздражает твою вторую половинку. Жертвенность – это желание уступить, простить, промолчать, только бы не начинать конфликт, только бы не накалять отношения. Ради чего? Ради друг друга, ради детей, ради того, чтобы пройти по жизни рука об руку, помогая и заботясь о тех, кто тебе дорог.
 
Надо понимать, что настоящая любовь – это не чувство, которое будоражит кровь и возмущает душу. Настоящая любовь – это действие. Хочется повысить голос на жену, если она что-то, как тебе кажется, сделала не так? Сдержись, не повысь, принимай все благодушно.  Ты пришел домой усталый, вымотанный, хочется полежать на диване, расслабиться. Но ведь и жена на своей работе отпахала смену. И вот, готовя на кухне ужин, она просит тебя помыть посуду или вынести мусор. Просится на язык грубое слово отказа с причиной – я ведь так устал! – нет, промолчу. Промолчу, пусть в кулак себя скручу, но пойду и сделаю то, о чем просит меня близкий человек.

Стерпеть обиду, не наорать, не ударить, не «послать», как бы ни хотелось, – а перетерпеть, остудить себя, перешагнуть через свое «Я», свою «Хочу», успокоить гнев, но любыми путями сохранить мир в семье – все это уроки жертвенной любви. Это очень большой труд, потому что сильна в нас гордость, сильно мнение о себе «как о лучшем», «достойном лучшего обращения». Однако и награда за этот труд высока. Смиряя себя ради мира, спокойствия, тишины в семье, мы приносим пользу, прежде всего, своей собственной душе, вытачивая из нее тот образ, который хочет видеть в нас Христос.

Поступая по совести, отсекая в зародыше колкие слова и обидные действия в отношении жены, детей, тещи, мы сами становимся лучше, чище – то есть, в христианском понимании, – приближаемся к Богу. И Господь так устраивает жизнь нашу, что в ней становится все меньше и меньше негатива, а позитива, напротив, прибавляется.

 

Любовь никогда не перестает…


Главная задача любой семьи, какой бы стаж она не имела, как мне кажется, – это приумножение любви. Здесь – камень преткновения для многих, потому что понятие «любовь, люблю», каждый понимает по-своему. Когда под словом «любовь» понимается пылкость чувств, восторг сердца, сладостные переживания, то неудивительно, что супруги начинают испытывать дискомфорт совместного проживания, когда «море успокаивается» и чувства перестают «терзать душу».

Если же семейные отношения воспринимается как совместный труд, то и любовь тут – намного более глубинное понятие. Супруги, за плечами которых 15, 20, 30 лет совместной жизни, былое «бурленье естества, разбуженное страстью», вспоминают с улыбкой. Когда так много вместе прожито, пережито, пройдено, главным остается как раз она – настоящая, истинная любовь, в основе которой лежит готовность чем-то пожертвовать ради близкого человека.
 
В крепкой семье ты готов(а) все вытерпеть, простить, понять, поверить, не закипеть, отойти, уступить, взять вину на себя, покрыть немощи, перенести обиду, не повысить голос, унять раздражение, проявить милость, – только бы сохранить семью, только бы не сломать, не сокрушить, не взорвать выстраданное,  выплаканное, вымоленное – священный храм законного брака.

Когда ты воспринимаешь супруга или супругу как самого близкого ближнего своего, которого вверил твоим попечениям Сам Бог, в полную силу вступает иная, высшая ЛЮБОВЬ. Та самая, о которой так поэтично сказал Апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,  не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Первое послание к Коринфянам, гл. 13, ст. 4-8).

Артемий Слёзкин

08.07.21
80 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: