О грехе лицеприятия и лицемерия. Урок апостола Иакова
Знаете, кого апостол Иаков называет преступниками? Причём не государственными, привычными нам, а преступниками часто более страшными – преступниками закона Божественного?
Лицемеров. Тех особенных лицемеров, которые подчас не замечают собственных двойных стандартов. Пришёл, например, в церковь какой-нибудь солидный и влиятельный человек – и мы перед ним раскланиваемся, улыбаемся и лучшее место предлагаем. И вроде всё хорошо – так и должно быть, как иначе, если не с любовью встречать ближнего?
Но потом заходит бомж и стоит, подбоченясь, у дверей. И тут наше благодушие куда-то пропадает. Любовь уходит в краткосрочный отпуск. Улыбка прячется в нагрудный карман. Сияние в глазах выключается – надо экономить, нынче электроэнергия дорогая.
Мы на бомжа стараемся не смотреть – а ну как чего-нибудь попросит. Или, наоборот, угрюмо бросаем взгляды – мол, мы следим за вами, молодой человек, ведите себя прилично, а иначе сторожа вызовем. Симпатии, в общем, не испытываем, и даже выдавить её из своего каменного сердца не пытаемся.
Вот что удивительно – и в первом, и во втором случае мы предельно искренны! Нам вправду хочется приветить высокопоставленного гостя, всё показать ему, быть предупредительными и услужливыми, как хороший метрдотель в дорогом ресторане. А к бомжу душа не лежит. Ну не лежит, что поделаешь. Поставил бы он уже эту свечку копеечную своими заскорузлыми пальцами и убрался подобру-поздорову.
Грех этот называется лицеприятием. И смердим мы этим грехом не только в храмах, но и на работе, и дома. "Если <...> вы исполняете закон <...>: возлюби ближнего твоего, как самого себя, вы хорошо делаете, – напоминает мудрый и простой апостол Иаков. – Если же лицеприятствуете, грех делаете, обличаемые Законом как преступники".
Итак, вышенаписанное не значит, что мы должны к богатому приятелю относиться как к бомжу – и при этом радоваться, что исполняем Евангелие. Нет, всё наоборот – мы к бомжу должны относиться как к богатому приятелю. Ко всем, ко всем без исключения, – относиться так, как хотели бы, чтобы относились к нам самим. Это ещё в Ветхом завете написано. Быть добрым, вежливым, предупредительным, где надо – строгим, где надо – мягким. С любовью – вот линейка, которой всё измеряется.
Потому что перед Богом славы блеск золотых перстней – всё равно, что сверкающие спинки мух, копошащихся в навозе. Он всех очень сильно любит. И нас, Своих учеников, призывает к тому же.
Илья Тимкин
Лицемеров. Тех особенных лицемеров, которые подчас не замечают собственных двойных стандартов. Пришёл, например, в церковь какой-нибудь солидный и влиятельный человек – и мы перед ним раскланиваемся, улыбаемся и лучшее место предлагаем. И вроде всё хорошо – так и должно быть, как иначе, если не с любовью встречать ближнего?
Но потом заходит бомж и стоит, подбоченясь, у дверей. И тут наше благодушие куда-то пропадает. Любовь уходит в краткосрочный отпуск. Улыбка прячется в нагрудный карман. Сияние в глазах выключается – надо экономить, нынче электроэнергия дорогая.
Мы на бомжа стараемся не смотреть – а ну как чего-нибудь попросит. Или, наоборот, угрюмо бросаем взгляды – мол, мы следим за вами, молодой человек, ведите себя прилично, а иначе сторожа вызовем. Симпатии, в общем, не испытываем, и даже выдавить её из своего каменного сердца не пытаемся.
Вот что удивительно – и в первом, и во втором случае мы предельно искренны! Нам вправду хочется приветить высокопоставленного гостя, всё показать ему, быть предупредительными и услужливыми, как хороший метрдотель в дорогом ресторане. А к бомжу душа не лежит. Ну не лежит, что поделаешь. Поставил бы он уже эту свечку копеечную своими заскорузлыми пальцами и убрался подобру-поздорову.
Грех этот называется лицеприятием. И смердим мы этим грехом не только в храмах, но и на работе, и дома. "Если <...> вы исполняете закон <...>: возлюби ближнего твоего, как самого себя, вы хорошо делаете, – напоминает мудрый и простой апостол Иаков. – Если же лицеприятствуете, грех делаете, обличаемые Законом как преступники".
Итак, вышенаписанное не значит, что мы должны к богатому приятелю относиться как к бомжу – и при этом радоваться, что исполняем Евангелие. Нет, всё наоборот – мы к бомжу должны относиться как к богатому приятелю. Ко всем, ко всем без исключения, – относиться так, как хотели бы, чтобы относились к нам самим. Это ещё в Ветхом завете написано. Быть добрым, вежливым, предупредительным, где надо – строгим, где надо – мягким. С любовью – вот линейка, которой всё измеряется.
Потому что перед Богом славы блеск золотых перстней – всё равно, что сверкающие спинки мух, копошащихся в навозе. Он всех очень сильно любит. И нас, Своих учеников, призывает к тому же.
Илья Тимкин
31.01.23
866 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!