Во все лёгкие

31.01.23
926 просмотров

Представьте, что вам и вашему соседу предстоит отправиться на поезде в дальнюю дорогу. Надолго. Может быть, навсегда. Что вы будете делать? Правильно – собираться. Ваш багаж составят две тяжеленные сумки и весьма увесистый рюкзак. Вы взяли бы еще чего-нибудь, да руки только две. Что же ваш сосед? Он рассовал свой багаж по карманам. Он готов ехать!

Но до вокзала нужно еще добраться. И вот вы, пыхтя и обливаясь потом, тащите свои сумяры. А сосед, посвистывая, идет налегке. Вы выбиваетесь из сил, а он любуется окружающим ландшафтом. Ну, вот вы и на вокзале. Объявлена посадка. Кряхтя и проклиная все на свете, вы затаскиваете свою поклажу в купе. А сосед, вжик! – давно вас там поджидает. Но каково же будет ваше горькое разочарование, когда, по прибытии поезда в конечный пункт, окажется, что ваши сумки с барахлом вам совершенно не понадобятся. Что вам на месте дадут все необходимое, а привезенное просто выбросят на свалку. Стоило ли так убиваться!

Нечто подобное с нами произойдет после нашей физической смерти. Все нажитое, приобретенное, все имущество наше, дома, квартиры, машины и прочая атрибутика успешного земного существования окажется нам после смерти совершенно не нужна. Мы ничего не унесем из этого мира, кроме того, что собрали в своей душе. Так не лучше ли уходить из этой жизни налегке? Как это? А вот как.

Дата и час нашей смерти нам неизвестны. Да, мы знаем, что когда-то умрем, но это когда будет! А нам нужно нашу, текущую жизнь обустраивать, укрепляться в ней, так сказать, всеми корнями. А вот теперь представьте, что вам сообщили точную дату смерти, причем дату не отдаленного туманного будущего, а конкретно близкую, даже очень близкую. Скажем, через три дня вы покинете этот мир. Как вы эти отпущенные три дня проведете? Вопрос на засыпку. Кто-то захочет побыть с семьей, кто-то – обойти и проститься со всеми друзьями, а кто-то пустится, что называется, во все тяжкие. Будет пить до чертиков, переспит со всеми встречными блудницами, даст волю своей агрессии, безудержному хамству, отомстит, так сказать, миру, за все обиды. Одним словом, что не успел, что скрывал в себе все годы жизни, теперь,в перспективе скорого отхода, уже не будет прятать, а «оттянется», как говорится, по полной.

Когда произошла великая французская революция (1789-1799 годы), революционеры начали массово казнить аристократов. И вот представьте – охраняемый зал дворца, в котором собраны мужчины и женщины высшего сословия. Завтра – эшафот и гильотина. Впереди – последняя ночь жизни. Как же провели эту ночь обреченные? В безудержной оргии. Никто не молился, не каялся, а потонул в телесных утехах. Наутро всех этих, так называемых, аристократов казнили.

Мы что, звери какие-то? Неужели в нас, людях, не осталось ничего человеческого? Неужели все, что нам нужно в этой жизни, это поесть, попить и справить сексуальную нужду? Неужели в нас больше ничего нет, нет душевного, теплого? Смерть – это экзамен. Выдержат его только те, для которых есть и другая реальность, иная, вечная жизнь, конечная блаженная станция поезда, который провез нас по жизни налегке. В смерть нужно входить налегке.

Три дня до смерти. Раздадим все, что имеем, нищим, бродягам, бездомным, заключенным. Опустошим свой бумажник на еду для голодных, лекарства – для неимущих больных. Опустошим свой холодильник, свой гардероб – зачем нам еда, одежда и обувь Там, где они нам не потребуются? Оставим себе только самое необходимое, оставим что-то родным и близким, а остальное – будем нещадно раздавать  обделенным, обездоленным, несчастным. Одним словом, пустимся во все… лёгкие! Ведь «лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов.12:8-9). От какой смерти избавляет милостыня? От смерти вечной, которая приходит к немилостивым и нераскаявшимся после физической смерти. А потому – раздадим всего себя нуждающимся, чтобы войти в вечную жизнь налегке!

Раздав имущество, облегчим совесть примирением со всеми, кого мы обидели или оскорбили. Испросим у всех прощения и простим сами даже самые неподдающиеся прощению обиды. Прочь, прочь этот груз, этот ненужный багаж! Пойдем в православный храм, на исповедь – исповедуемся за всю жизнь, а утром следующего, последнего нашего дня, – причастимся! Соединимся с Богом перед дальней дорожкой – Он с любовью встретит нас на конечной станции.

Что, слабо? Не привыкли? Не по нам, не по силам? Но почему? Почему так трудно расставаться со своим имуществом, со своими грехами? Они что – главное наполнение нашей жизни? И даже в шаге от смерти мы не можем переступить через себя и хотя бы чуть-чуть сделать что-то для своей бессмертной души?

Нас медленно убивает для добра железобетонная уверенность в завтрашнем дне. Мол, смерть не скоро, успею покаяться и послужить ближним, а пока займусь текущим существованием, тем, что мне по-настоящему дорого, близко. Но граждане, смерть не спросит нас, когда ей приходить! Сходите хоть разок, в терапевтических целях, на кладбище. Сколько там молодых лежит! Они ведь были такими же, как мы, так же мечтали, горели жизнью, спешили поймать удачу за хвост, насладиться общением с близкими и друзьями. Вжик косой! – и нету их на земле.
 
Знакомый священник, отец Алексий, как-то сказал на проповеди, что за свою 16-летнюю пастырскую службу многих отпевал. Так сколько отпевал тех, кто умер внезапной смертью! И каково было из-за этого двойное горе родственников.

Страшно уйти Туда без подготовки, прожив жизнь так, словно пустился во все тяжкие. А нам нужно, повторюсь, уходить налегке. Значит, нужно стараться раздавать себя ближним – на пределе возможного. Причем торопиться это делать, торопиться милосердствовать, торопиться жить по заповедям. Не откладывать на завтра, на потом то, что можно сделать сегодня, сейчас. «Завтра» может и не наступить для нас. И поэтому нужно жить в непрестанном духовном напряжении, каждый день высматривая, кому можно помочь, кому можно оказать милость, памятуя, что не мы сами по себе милуем, а Бог милует, Бог помогает – мы лишь проводники Его воли, орудия Его правды. Раздавать же нужно по-максимуму, не жалея ничего для ближнего, видя в ближнем Христа.
 
Конечно, безрассудно опустошать шкафы и кошелек, что называется, «до дна», ничего не оставляя себе и своей семье. Но подавать понемногу, но каждый, подчеркну, КАЖДЫЙ ДЕНЬ – необходимо. А периодически, скажем, раз в два-три месяца, устраивать «генеральную уборку» нажитого, наделяя из него тех, кто испытывает острую нужду. Господь все восполнит – это проверено! И нельзя забывать, что смерть может наступить завтра, в сию ночь, в любое время, которого мы не знаем и не ждем. А ждать – нужно. Необходимо! Задумываться о своем исходе из этого мира, почаще исповедоваться и причащаться, примиряться с обидчиками, прощать, терпеть, благодарить, любить… Любить ближних жертвенно, не жалея себя ради них, ради их блага. Только тогда мы, даст Бог, сможем уйти по-настоящему налегке, в Страну, где нам дадут все нужное и дадут с избытком…

Артемий Слёзкин

31.01.23
926 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: