Неудобные вопросы или Ревизия души
Журналисты – народ въедливый, дотошный. Чтобы добыть «горячие» факты, интересные своим читателям и зрителям, они готовы на все, и, прежде всего, готовы задавать собеседнику неудобные ему вопросы. Что это за вопросы? Они о том, о чем собеседник не хотел бы говорить вслух, что хотел бы скрыть. Вспоминается масса пресс-конференций, на которых интервьюируемого вопросы журналистов заставляли краснеть, ерзать, отнекиваться, отвечать расплывчато, уклончиво. А неудобные вопросы все сыплются и сыплются. Не буду называть конкретные фамилии – каждый из рядовых телезрителей сталкивался с подобными интервью.
Но ведь самые неудобные вопросы – это вопросы с пристрастием самому себе. Каждому, пожалуй, человеку, есть, что скрывать от посторонних глаз и даже от себя самого. Если хорошенько покопаться в себе, обнаружится много темных пятен и «черных дыр», которые уж точно не для широкой публики. Однако именно эти «черные дыры» поражают здоровые ткани души, постепенно, если не предпринимать мер, умертвляя ее. Мы, в силу своей испорченности, не хотим думать об этом, гоним от себя неприятные мысли, не спеша с самоанализом. Но когда нам напоминают об этой черноте посторонние, которым со стороны, собственно говоря, виднее, реакция может быть различной – от негодования, гнева и злобы до самооправдания и, и… благодарности.
Да-да, именно благодарность на заслуженную критику – здоровая реакция верующей в Бога души. Как говорили святые отцы, «наши обличители – это наши бесплатные учителя». И правда, кому, как не окружающим нас людям, видны мы такими, какие мы есть, а не какими хотим казаться. Особенно хорошо нас знают близкие, родные люди, знающие нас как «облупленного». И вот критика из их уст, нажимание на больные точки должны нас не раздражать, а тонизировать, заставлять задуматься о своей жизни, побуждать нас что-то поменять в ней. Говоря широко, покаяние – это умение задавать самому себе неудобные вопросы и отвечать на них исправлением жизни.
Это трудно, очень трудно – менять себя, исправлять в себе недостатки, которые раздражают наших самых близких, дорогих людей. Но если мы хотим быть христианами, если хотим идти за Христом, нужны усилия, нужно понуждать себя к жизни по заповедям. Заповеди Божии – это ориентир для каждого верующего, – как нужно менять себя, чтобы приблизиться ко Христу, приобщиться Христу, соединиться со Христом. Очень часто исполнение заповедей сопряжено с массой неудобных вопросов самому себе, на которые, хочешь – не хочешь, нужно отвечать.
Периодически нужно устраивать ревизию своей души. Многие предприниматели, руководители предприятий боятся ревизии, ревизоров, потому что те могут найти то, что руководитель хотел бы скрыть от посторонних глаз. Так и в своей собственной жизни – нам нужна ревизия души, и главный ревизор – совесть. Совесть – это наш верный страж, охраняющий душу от обмирщения и умирания. Только нужно прислушиваться, а еще лучше – слушаться своей совести. Высокий нравственный закон чистой совести заложен Богом в каждого человека. Только человек, в силу своей испорченности и нежелания слышать глас Божий в своем сердце, может, пользуясь свободой, исказить в себе образ Божий, поправ совесть, отмахиваясь от ревизии души. Мы не хотим становиться лучше, чище, полагая, что мы и так хороши, и так чисты. И включаем на полную мощность самооправдание.
Так, блудник найдет массу оправданий своей развратной жизни: да как можно удержаться, да очень хочется, да жизнь коротка и нужно по-максимуму «оторваться». Обжора тоже приведет кучу доводов своей страсти: все так вкусно, хочется все попробовать, в жизни и так мало приятного, так пусть хоть еда меня порадует. Жадина будет прикрываться бережливостью, гневливый – несовершенством мира, вор – недопустимостью бедности, хам – наличием «неправильных» людей. И никто из них не хочет задать себе самый главный вопрос: а правильно ли я живу? А то ли я делаю, что мне необходимо?
Самое верное средство для нас – не самооправдание, а самообличение. Если душа после самообличения начинает болеть, значит, еще не все потеряно. Значит, есть шанс, что Господь нас спасет. Ведь, в конечном итоге, каждому предстоит смерть и гроб, каждому предстоит предстать пред Господом. И каждый увидит в Спасителе, как в идеальном зеркале, свое отражение. В идеале чистоты, правды и любви Бога мы увидим себя такими, какие мы есть, а не такими, какими хотим себе казаться. Вся наша чернота вмиг станет для нас очевидной. Мы увидим в себе все изъяны, а особенно те, с которыми всю жизнь мирились, невзирая на «неудобные вопросы» окружающих и крики совести. Сумеем ли оправдаться? Так что, пока есть у нас драгоценное время, будет понуждать себя к христианству, то есть не будет бояться критики, а будет реагировать на нее единственно верным образом: благодарить и изменяться, держа перед собой образ Христа Спасителя…
Артемий Слёзкин
Но ведь самые неудобные вопросы – это вопросы с пристрастием самому себе. Каждому, пожалуй, человеку, есть, что скрывать от посторонних глаз и даже от себя самого. Если хорошенько покопаться в себе, обнаружится много темных пятен и «черных дыр», которые уж точно не для широкой публики. Однако именно эти «черные дыры» поражают здоровые ткани души, постепенно, если не предпринимать мер, умертвляя ее. Мы, в силу своей испорченности, не хотим думать об этом, гоним от себя неприятные мысли, не спеша с самоанализом. Но когда нам напоминают об этой черноте посторонние, которым со стороны, собственно говоря, виднее, реакция может быть различной – от негодования, гнева и злобы до самооправдания и, и… благодарности.
Да-да, именно благодарность на заслуженную критику – здоровая реакция верующей в Бога души. Как говорили святые отцы, «наши обличители – это наши бесплатные учителя». И правда, кому, как не окружающим нас людям, видны мы такими, какие мы есть, а не какими хотим казаться. Особенно хорошо нас знают близкие, родные люди, знающие нас как «облупленного». И вот критика из их уст, нажимание на больные точки должны нас не раздражать, а тонизировать, заставлять задуматься о своей жизни, побуждать нас что-то поменять в ней. Говоря широко, покаяние – это умение задавать самому себе неудобные вопросы и отвечать на них исправлением жизни.
Это трудно, очень трудно – менять себя, исправлять в себе недостатки, которые раздражают наших самых близких, дорогих людей. Но если мы хотим быть христианами, если хотим идти за Христом, нужны усилия, нужно понуждать себя к жизни по заповедям. Заповеди Божии – это ориентир для каждого верующего, – как нужно менять себя, чтобы приблизиться ко Христу, приобщиться Христу, соединиться со Христом. Очень часто исполнение заповедей сопряжено с массой неудобных вопросов самому себе, на которые, хочешь – не хочешь, нужно отвечать.
Периодически нужно устраивать ревизию своей души. Многие предприниматели, руководители предприятий боятся ревизии, ревизоров, потому что те могут найти то, что руководитель хотел бы скрыть от посторонних глаз. Так и в своей собственной жизни – нам нужна ревизия души, и главный ревизор – совесть. Совесть – это наш верный страж, охраняющий душу от обмирщения и умирания. Только нужно прислушиваться, а еще лучше – слушаться своей совести. Высокий нравственный закон чистой совести заложен Богом в каждого человека. Только человек, в силу своей испорченности и нежелания слышать глас Божий в своем сердце, может, пользуясь свободой, исказить в себе образ Божий, поправ совесть, отмахиваясь от ревизии души. Мы не хотим становиться лучше, чище, полагая, что мы и так хороши, и так чисты. И включаем на полную мощность самооправдание.
Так, блудник найдет массу оправданий своей развратной жизни: да как можно удержаться, да очень хочется, да жизнь коротка и нужно по-максимуму «оторваться». Обжора тоже приведет кучу доводов своей страсти: все так вкусно, хочется все попробовать, в жизни и так мало приятного, так пусть хоть еда меня порадует. Жадина будет прикрываться бережливостью, гневливый – несовершенством мира, вор – недопустимостью бедности, хам – наличием «неправильных» людей. И никто из них не хочет задать себе самый главный вопрос: а правильно ли я живу? А то ли я делаю, что мне необходимо?
Самое верное средство для нас – не самооправдание, а самообличение. Если душа после самообличения начинает болеть, значит, еще не все потеряно. Значит, есть шанс, что Господь нас спасет. Ведь, в конечном итоге, каждому предстоит смерть и гроб, каждому предстоит предстать пред Господом. И каждый увидит в Спасителе, как в идеальном зеркале, свое отражение. В идеале чистоты, правды и любви Бога мы увидим себя такими, какие мы есть, а не такими, какими хотим себе казаться. Вся наша чернота вмиг станет для нас очевидной. Мы увидим в себе все изъяны, а особенно те, с которыми всю жизнь мирились, невзирая на «неудобные вопросы» окружающих и крики совести. Сумеем ли оправдаться? Так что, пока есть у нас драгоценное время, будет понуждать себя к христианству, то есть не будет бояться критики, а будет реагировать на нее единственно верным образом: благодарить и изменяться, держа перед собой образ Христа Спасителя…
Артемий Слёзкин
31.01.23
857 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!