Протоиерей Сергий Халюта: «Священник призван к служению Богу и людям»

22.01.15
3637 просмотров

SONY DSCБеседа с благочинным Севастопольского округа, протоиереем Сергием Халюта, приуроченная к 4-летию православной газеты «Светлячок» Севастопольского благочиния. Запись 2012 года.


 - Отец Сергий, расскажите о себе, о своем пути священнослужителя. На Ваш выбор пути повлияло, что Ваш отец, протоиерей Михаил – священник? Или были и другие мотивы? 

- Священство – это не работа, не профессия. Священство – это служение Богу и людям. Священник – это, прежде всего, молитвенник, ходатай перед Богом о той пастве, которую Господь вручает в его руки. Нельзя сказать, что человек сам избирает стезю священства. В нас же нет совершенно никаких достоинств для этого сана. Пожалуй, никто из нынешних священников не скажет:  «Я достоин быть священником». Каждый из нас скажет: «Господь меня избрал». То есть теми или иными жизненными путями Господь нас привел к этому высочайшему Таинству – Таинству священства.

Конечно, отчасти на мое решение стать священником повлияло то, что я родился в верующей семье. Да, я родился в советское время,  во время гонений на Церковь. Тем не менее, моя семья была глубоко верующей. И отец мой, и братья моего отца, и мой старший, и двоюродные братья – священники. Все мужчины в нашем роду служат Богу в степени священства или диаконства. На ваш вопрос можно однозначно ответить: не мы избрали священство, а Господь избрал нас, для того, чтобы мы исполняли Его волю.

- Батюшка, Вы чувствовали к священству призвание или положились просто на волю Божию?

 - Нельзя сказать, что это призвание. Еще раз повторю: священство – это не работа. К ней нельзя готовиться. Священство – это призвание Божие, когда Господь призывает человека к этому величайшему служению. В молитвах на Божественной Литургии о святом возношении, о Таинстве евхаристии говорятся такие слова: «И Ангелы хотели бы присутствовать на этом Таинстве». Заметьте – «хотели бы». А Господь нам дает возможность совершать Таинства евхаристии. Совершать людям, которым Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

Конечно, Господь избирает будущего пастыря. Да, мы учимся в семинариях. Безусловно, то образование, которое дается в духовных школах, побуждает человека к тому, что он изберет путь священства. Однако совсем не обязательно, что человек, окончивший семинарию или даже духовную академию, становится священником. Он может быть преподавателем в духовных, даже общеобразовательных школах, избрать иную профессию, перейти на другое поприще служения обществу. В дипломе семинарии не пишется «священник».

- Какие качества пастыря Вы считаете наиглавнейшими? К чему должен стремиться священник?

 - Прежде всего, священник должен стремиться к молитве, к чистой молитве, к умному деланию. В своей жизни, когда у вас случаются какие-то скорби, когда, к примеру, болеют ваши дети или когда вам самим нужна необходимая помощь, вы, наверное, ищите не священника – выдающегося художника, или священника, который занимается общественной какой-то деятельностью, а вы ищите священника – молитвенника. То есть вы ищите священника, которого слышит Бог. Вы приходите к священнику и не просите у него совета, как вылечить ребенка, а говорите: «Батюшка, прошу вас, помолитесь о выздоровлении моего ребенка или об устроении моей жизни». Вы просите о молитве и ищите священника, по молитвам которого Господь ниспошлет вам Свою милость.

 - А как определить, молитвенник священник или нет? 

- Я думаю, что несмотря на жизнь священника, Господь слышит каждого из Своих служителей. Главное, чтобы в священнике было радение, то есть чтобы он хотел молиться, хотел возносить молитву. Чтобы было, повторюсь, умное делание, чтобы была умная молитва. Не только устами, а умом, сердцем, душой, всем своим составом священник должен возносить молитву к Богу. Только в этом случае молитва действительно приятна и угодна Богу.

- Батюшка, в вашей семье – четверо детей.  Какими принципами Вы руководствуетесь при их воспитании?

 - Считаю, что самое главное в воспитании – это давать детям свободу. Каждому человеку Господь даровал свободу. Каждый человек свободен перед Богом. Давая свободу детям, нужно дать и те нравственные, христианские ориентиры, которые созидают ребенка, созидают человека.  Прежде всего – это заповеди, которые дал нам Господь. Заповеди почитания Бога, родителей, заповеди «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй». Вот когда мы в свободе воспитания ребенка даем ему заповеди, то это подлинная свобода, свободное воспитание личности, которая ничем не ограничена.

- А дети нормально реагируют на такое воспитание, естественно, или им приходится, что называется, «переступать через себя»? 

- Когда семья верующая – все воспринимается детьми естественно. Тем более, когда отец – священник, мама – матушка, когда родители ходят в храм Божий на Божественную Литургию и на другие уставные богослужения. Безусловно, у детей с самого рождения есть желание подражать своим родителям. Когда вера дается детям свободно, это вера не принуждаемая, а именно свободная, тогда ребенок любит Бога, любит своих родителей, любит ближних своих.

- Служение истинного пастыря – это служение самопожертвования, когда священник всего себя отдает пастве. Не зря же при рукоположении с нового иерея снимают обручальное кольцо как знак того, что теперь он обручен своей пастве. Расскажите, опираясь на свой опыт, какие сложности и радости ждут сегодня священника на выбранном пути. 

- Священника ждут только радости. Хочу сказать словами прп. Анатолия Оптинского (старшего), любимого ученика и преемника прп. Амвросия Оптинского: «Если бы в миру знали, как трудно жить в монастыре, то хотя бы их палкой били, не пошли бы в монастырь: лучше бы босые ходили, да в миру; а если бы знали, какая награда монашествующим на небе, всё бы бросили и ушли бы в монастырь». То же самое можно сказать и про священников. Священство – это не работа, это служение Богу, которое начинается с момента рукоположения. У священника нет отпуска, нет, как говорится, «нормированного рабочего дня». У священника есть круглосуточное время служения Богу – всей своей жизнью, своим поведением, своей молитвой. Священник никогда не должен служить соблазнам отхождения от Бога тех или иных людей.

- То есть в этом священник находит радость? 

- Конечно. Ведь когда Господь по Своему воскресению явился Своим ученикам, апостолам, первое, что Он сказал: «Радуйтесь!». Когда человек получает величайшую степень священства, он находится в радости. И эту радость он несет в мир: радость о воскресшем Христе, радость о тех догматах, которые дала наша Святая Церковь, радость о той будущей жизни, которую ниспосылает нам Господь. Во всем этом – радость. Да, священник – это живой человек, у которого есть и скорби, и болезни, и печали, и воздыхания. Все это есть, но священник должен принимать эти скорби и болезни как радость, то есть благодарить Бога за все. За все: и за счастливые моменты и за скорбные секунды жизни.

- Отец Сергий, у вас есть заветная мечта? О чем мечтает благочинный Севастополя? 

- Нужно не мечтать, нужно жить, исполняя волю Божию. Думаю, это не мечта, а задача каждого христианина, каждого священника – идти к Богу и вести за собой свою паству. Цель жизни – спастись самому и помочь спастись вокруг себя всем, кого Господь вручил в твои пастырские руки. Безусловно, нужно строить храмы. Сегодня многие священники очень хорошо разбираются в строительных вопросах.

За последние 20 лет построены десятки тысяч храмов и строятся они в том числе руками священников. Созидаются сегодня и воскресные школы. В г. Севастополе сегодня, слава Богу, проектируется духовно-просветительский центр. Заканчивается строительство здания воскресной школы при Свято-Владимирском соборе в Херсонесе. Реставрируется Владимирский собор на центральной горке. Конечно, это те радости, которые Господь нам ниспосылает. Не нашими руками все это делается, а волей и милостью Божией.

- Батюшка, так совпало, что в марте 2008 года, когда Вас назначили благочинным в Севастополь, к Вам обратились миряне с предложением создать газету «Светлячок». То есть все эти 4 года Вашего служения в Севастополе развивался и наш «Светлячок». Вышло уже 50 номеров газеты. Что бы Вы пожелали читателям этой газеты, какое бы дали напутствие ее создателям?

 - Газета «Светлячок», которую мы смогли выпустить, которую мы поддерживаем в течение всех этих 4-х лет – это, прежде всего, миссионерская газета. Важный момент в том, что благочиние финансирует этот проект и газета «Светлячок» раздается бесплатно. Очень приятно, что эту газету любят, ждут, что в этой газете публикуются интересные материалы, как для детей, так и для взрослых, и эта газета передается из рук в руки. Это тоже достаточно приятно, потому что когда видишь сделанную тобою газету, которую выбрасывают, это вызывает плач сердца, скорбь души. Я ни разу не видел, чтобы «Светлячок» кто-то выбрасывал. Люди передают ее друг другу, читают, получают спасительную информацию.

В «Светлячке» мы поднимаем злободневные темы: наркомании, сквернословия, табакокурения. Мы поднимаем многие проблемы, которые, к сожалению, присущи сегодня современному обществу. Когда люди читают, как избавиться, отойти от этого греха, понимают тяжесть и сугубость этого греха, этих страстей, разрушающих душу, они просто становятся чище. Думаю, что если за эти 4 года хотя бы один человек, читая нашу газету и получая важную для спасения информацию, исправился, то эта газета нужна и большой труд редакции оправдан. Я желаю, чтобы наш «Светлячок» светил еще многие и многие годы. Чтобы у нас была  возможность выпускать эту газету. Чтобы журналисты и редакционные труженики любили свою газету, чтобы они помогали в ее выпуске. Чтобы наша газета была приятна людям!

С отцом Сергием беседовал Артемий Слезкин

22.01.15
3637 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: