Протоиерей Борис Кравец:«Молодежь в Православной Церкви привлекает, прежде всего, глубина…»
О роли современной молодежи в жизни Церкви, о том, что привлекает молодежь в Православии и о многом другом мы попросили рассказать протоиерея Бориса Кравец, настоятеля храма Вознесения Господня на Северной стороне.
- Отец Борис, как Вы считаете, что сегодня может объединить молодежь, вокруг какой идеи они могут объединиться? Возможна ли сегодня некая духовная идея, которая может увлечь молодежь?
- После 90-х годов Церковь, можно сказать, только поднимается с колен, словно птица расправляет крылья. Мы идем путем проб и ошибок. Церковь пробует какие-то новые направления, которые могли бы заинтересовать молодежь. У нас при храме молодые люди собирается каждый четверг на чаепития, обсуждает какие-то духовные вопросы, общие дела. Если говорить о духовном направлении, то что-то у нас получается, что-то – нет. Скажу из нашей практики, что очень сплачивают православную молодежь совместные походы. Как хорошо – посидеть всем вместе у костра с гитарой, пообщаться!
В такой среде молодая душа раскрывается. Особенно проявляется духовная составляющая в этих походах, если едем мы к какому-то духовно значимому месту. Этим летом мы с нашей молодежью поехали в пещерный монастырь св. вмч. Феодора Стратилата. Я этот поход вспоминаю до сих пор. Мы приехали в канун престольного праздника. День ребята трудились в монастыре, готовили пещерный храм к празднику. Была очень хорошая духовная атмосфера. После работ, вечером, состоялось вечернее богослужение.
После службы собрались все у костра, где просто общались, в том числе и на духовные темы. С утра приехал Владыка Лазарь. В этом монастыре более 500 лет не было архиерейской службы. Была совместная общая молитва за Божественной Литургией во главе с Владыкой. Вместе с молодежью проводим какие-то праздники. Важно, чтобы молодежи было интересно, чтобы молодые люди могли себя применить, духовно себя реализовать. Реализовать именно в Церкви, которая должны им всячески в этом помогать.
- Отец Борис, если сегодня зайти в храм во время богослужения, то замечаешь, что довольно мало молодых людей. В чем вы видите основную проблему прихода молодежи к Богу и в Церковь? Что мешает молодежи?
- Самая основная проблема, как ни странно это звучит, – в самом Православии. Сама наша религия – непростая. Она требует колоссальных трудов со стороны человека. Когда человек приходит в Православие, он погружается в традицию, которой более двух тысяч лет. Прежде всего, он сталкивается с тем, что ничего здесь не понимает. Он – первокурсник, который пришел на 5-й курс. Да, есть такие «предложения» в адрес Церкви, что, мол, давайте мы все упростим. Расставим скамейки, церковнославянский язык заменим на современный русский.
Даже есть предложения изменить вероучение. Этим путем пошли протестанты. Почему они и пользуются среди молодежи определенным успехом: у них все сведено к земле, а не к Небу, как у нас. Служение Богу превратилось в дискотеку, догматика максимально упрощена, «чтобы было всем понятно». И, самое главное – цель. Цели у нас, в общем, одни: мы стремимся к тому, чтобы войти в жизнь с Богом. Однако очень важно, каким путем эти цели достигаются.
В Православии этот путь сложен: борьба со своими грехами, работа над собой, дела милосердия Христа ради; посты, молитвы, то, что называется «аскетикой», – система духовных упражнений. В протестантизме все сильно упрощено: ты пришел, уверовал в Бога и все – ты спасен! Само Православие таит в себе некую сложность, здесь нужно трудиться, и трудиться всю жизнь. К сожалению, сегодняшняя молодежь в своей массе трудиться не хочет. Хочется комфорта: на кнопочки нажимаешь, вокруг тебя все работает, никаких особых усилий не нужно.
Это желание комфорта молодой человек переносит и на духовную сферу. Да, он чувствует неотмирность своей души, он понимает, что должен во что-то верить. Но, увы, очень многие ищут, где попроще. Они хотят при меньших усилиях получить результат. Отчасти это объясняется и тем, что сейчас вовсю строится общество потребления. Привыкнув все получать без лишних трудов, молодой человек хочет того же и в отношении с Богом. В Православии это невозможно. А в сектах – пожалуйста! Одного не понимают люди, идущие в секты – в секте нет Бога, нет благодати. Нет спасения, в конце концов.
Да, у протестантов (а подавляющая масса сект основана на идеях протестантизма), все просто. Есть же такой тезис Лютера: «Верующему грех не вменяется в грех». То есть если ты уже верующий, то все твои грехи аннулируются, ты уже спасен. Протестанты спасаются только верой: Господь принес для нас искупительную Жертву, все – этой Жертвой очищены твои прошлые, настоящие и будущие грехи. Легко, правда? Веруй, участвуй в собраниях «церкви», плати десятину – и место в Царствии Божием тебе гарантировано!
- Батюшка, но в Евангелии Христос говорит о «тесном пути», ведущем в Царство Небесное. То есть для приобретения рая нужен большой труд. Как это сочетается с «легкостью спасения» у протестантов?
- Протестанты читают ту же Библию, что мы и, конечно, знают слова Христа о «тесном пути». Поэтому стараются исполнять 10 заповедей Божиих. Но это исполнение поверхностное, это некоторое стремление к внешней порядочности. Я спрашивал у ребят, пришедших в нашу молодежку из сект, а знали ли они там, что такое гордыня, тщеславие? Они говорят: «Нет, не знали». То есть такую глубину там никто не копает. Там пропагандируется поверхностное исполнение каких-то нравственных законов.
Главный тезис там, увлекающий многих, что верующему все дается легко. А это обман. Да, у них не приветствуется, если человек блудит или пьет. Да, они стараются творить дела милосердия, они идут к людям неверующим, неся «слово веры». То есть какой-то труд у них есть, они ищут этот «тесный путь». Ищут, да не там. Того изменения себя, что предлагает наша Православная Церковь, в сектах нет.
- Вы сказали, что к вам приходят ребята из сект. А на какие причины они указывают?
- Конечно, у каждого – свои причины. Нет одинаковых дорог ухода из секты. Во-первых, возникает какой-ту внутренний конфликт в душе, ощущение нехватки чего-то. На это накладываются нестроения, которые постоянно возникают внутри их общины. То, что говорилось с кафедры, с жизнью не сопоставлялось. Не было связи слов с реальностью. Так говорят люди, ушедшие из сект и нашедшие для себя смысл в Православии.
Есть еще одна причина. Вот, у нас группа людей одно время перешла от баптистов. Почему? Изначально там был традиционный баптизм. Да, не признают они икон, свое отношение к Божией Матери – это есть в их учении. Но что сегодня происходит в традиционном баптизме? Они видят, что постепенно теряют своих последователей – уходят от них люди. И вот что я вижу: они потихоньку превращаются в тоталитарную секту. Они постепенно начинают вкраплять в свою духовную жизнь чудеса: изгнание бесов (экзорцизм), различные исцеления. Причем приглашают для совершения «чудес исцеления» представителей каких-то неопятидесятнических направлений.
Баптисты стремятся сделать что-то такое «красивое», «чудесное», только бы человек у них оставался. Они понимают, что просто традиционным баптизмом людей уже не удержишь. Начинают использовать различные психо-техники. Стараются трудоустраивать членов общины, чтобы они работали на них. У нас на Северной стороне есть парикмахерские, фирмы по изготовлению окон и дверей, где работают баптисты. Для чего это делается? Для того, чтобы контролировать человека не только на собраниях общины, но на протяжении всего времени дня. Чем не тоталитарная секта? И вот эти люди, видя подобные «веяние времени», ушли из этой секты.
- То есть современность настойчиво вторгается в жизнь религиозных общин?
- Да, очень настойчиво. И вот в этом для многих кроется большая притягательность Православия. Наша Церковь не меняется тысячелетиями. Да, порой нас обвиняют в консерватизме. Но иногда консерватизм необходим. Есть вещи, которые нужно «консервировать», то есть закрывать и сохранять от времени, от любых внешних потрясений. Мы не можем поступиться догматикой, какими-то вещами, на которых держится Церковь. Да, у нас тоже есть вопросы, которые нам ставят время и общество. Вопросы, на которые мы должны отвечать. Например, 2 тысячи лет назад не было вопросов о генной инженерии, о клонировании, о суррогатном материнстве. Эти вопросы сейчас возникают и Церковь на них отвечает.
Но! Основу свою, фундамент свой – догматы, строй и язык богослужения, – она свято хранит. Потому что если мы эти вещи начнем менять «в угоду времени», – от нашей Церкви ничего не останется. В сектах ничего подобного нет и в помине. Там главное, чтобы приходили люди, чтобы быть для них удобными, комфортными. Да, люди уходят из сект и приходят в Православие. Это факт. Почему это происходит? Думаю, Господь каждого человека находит в свое время, к каждой душе прикасается.
- Отец Борис, Вы часто общаетесь с православным молодыми людьми. Что они говорят о своей вере, что они в ней нашли такое, что это полностью изменило их жизнь? Что они нашли для себя в Православии?
- Эту молодежь, которая сегодня приходит в Церковь, называют «золотой молодежью». Эти молодые люди, по сути, в нашей жизни идут против течения. Конечно, большое влияние на молодого человека оказывает семья. Семья и еще совесть. Люди чувствуют совесть. Я постоянно говорю с родителями, что очень важно, чтобы они берегли совесть своих детей. Даже если их дети вырастут неверующими, пусть они хоть будут прислушиваться к внутреннему голосу, голосу своей совести. Чтоб этот голос их обличал. Чтоб совесть радовалась вместе с ними, когда удастся что-то доброе сделать. И тогда потихонечку эти молодые люди найдут Господа Бога. Также и здесь, с молодежью. Православные молодые люди чувствуют, что нельзя жить без Бога, без совести. Cовесть обличает после какого-то греха, какого-то грехопадения. Ребята чувствуют, что что-то в себе нужно менять.
В Православии они находят глубину, возможность перемены, радость покаяния. Все говорят о глубине Православия. Вот протестанты, которые ушли из сект, и пришли к нам, говорят: «Знаете, батюшка, вот кто-то нам говорит о каких-то курсах, занятиях при храме, где бы мы разбирали вопросы православной веры. А нам хватает Литургии. Хватает той краткой проповеди, которую произносит священник. Сама Литургия – это полнота, наполняющая собой все. Благодать Божия на Литургии ощущается, как нигде больше». В сектах все построено на личности человека. Вот лидер говорит, старается завлечь людей часовыми проповедями, дать как можно больше информации, провести как можно больше встреч.
В православном храме хватает встречи с Богом. Встреча с Богом на Божественной Литургии восполняет все – нехватку каких-то человеческих взаимоотношений, нехватку информации. Господь касается глубоких струн души и этот инструмент начинает играть. Удивительная глубина присутствует в Православии. Вот она и привлекает молодежь, «золотую молодежь». Они своим внутренним миром ощущают присутствие Бога здесь, в Православной Церкви. Ощущают, что именно здесь им не хватало того, что наполняет жизнь каждого христианина: молитв, постов, глубокой борьбы с грехами, которую никто не может им предложить. Мир вообще не акцентирует внимание на этой борьбе, напротив, он культивирует грехи в человеке. Секты на этом не акцентируют внимание.
- Батюшка, а вне храма вы собираетесь с молодежью? Какие у вас еще совместные дела с молодежью, призванные увлечь, заинтересовать молодых людей? Например, совместное ухаживание за парками, уборка территории захоронений павших воинов. Проводились ли у вас такие акции?
- Конечно. Я считаю, что дела нужны обязательно. Эти дела сильно объединяют молодежь. Те же походы. Когда кто-то принес на общий костер хворост или какую-то деревяшку – он потрудился для общего дела. Нужно, чтобы была сплоченность, чтобы люди ощущали единство. Вот, все потрудились на монастырь, вместе участвовали в Божественной Литургии. Каждый понял, что он тоже что-то сделал для общего дела. Просто помолился за всех – разве это не важно дело? Сделал что-то для этой службы. И каждый так смотивирован. Не так давно мы проводили с нашей молодежкой «День семьи».
Выезжали на природу. Молодежь делала все сама: закупали призы, каждый готовил свой конкурс. Есть тут еще одна проблема: не превратиться в клуб по интересам, не потерять Главное – Христа. Все встречи, походы, общие дела должны быть пронизаны светом Христианских ценностей. закончилась летняя пора, пора отдыха. Теперь мы будем собираться, будем проводить молодежные встречи при нашем храме, где будем учиться верить и любить Бога. Это наша цель и цель жизни каждого человека.
- Батюшка, раз Вы упомянули вашу «молодежку», расскажите о молодежных встречах при вашем храме. Возможно, кто-то из читающих это интервью священников или молодых людей вынесет для себя что-то полезное.
- Мы занимаемся с молодежью уже четыре года. Поначалу помогал нам диакон Михаил Викторов. Занимался здесь с молодежью, трудился. Потому он был назначен клириком Свято-Никольского храма на Братском кладбище (Северная сторона). Преподает у нас здесь также Николай, студент Киевской духовной академии. Мы поняли одну вещь: как в походах, так и в каких-то общих делах важно, чтобы молодежь не была бы просто слушательницей какого-то лектора. Вот сидят ребята, кто-то рассказывает здесь полтора часа – все его слушают. Мы решили попробовать изменить формат встреч, придать им, скажем, новую динамику: чтобы все молодые люди принимали участие в обсуждаемой теме. Будет у нас такая круговая система.
Первое занятие – по Священному Писанию. Один человек из «молодежки» готовит определенную тему. «Кидает» ее в группу «В Контакте», где эта тема разбивается на подтемы. Каждый из участников что-то ищет по взятой подтеме. Ведущий, или, говоря по-современному, «модератор», контролирует свою тему, не давая ей выбиться из нужного русла. А каждый из группы что-то добавляет по выбранной подтеме. Подтемы могут быть, к примеру, такими: переводы Священного Писания, как собирались книги Писания, сколько их, как они разделяются. Есть такая подтема – «Богодухновенность Писания», и так далее. Второе занятие, второй четверг – обсуждение фильма. Мы в этом году встречались с представителем молодежной группы «Сеятель», он поделился опытом просмотров и обсуждения фильмов. Смотрится один хороший в духовном и нравственном плане фильм.
Один человек готовится по нему, просматривает критику на этот фильм, собирает мнения различных компетентных людей, заглядывает в обсуждение этого фильма в интернете. Все остальные смотрят фильм здесь, во время чаепития. После просмотра начинается живая беседа, обсуждение, которое ведет подготовившийся. Третье занятие – «дискуссионный клуб», как мы его назвали. Один человек готовится по какой-то определенной теме. Например, первую тему для обсуждения мы взяли такую: «Почитание святых мощей». Вот, сектанты не почитают ни икон, ни мощей святых. И мы должны в дискуссии определиться, почему сектанты в этом не правы. Это очень подогревает интерес дискутирующих.
Ведущий дискуссии, как я сказал, готовится заранее и направляет обсуждение в нужное русло. Вот, например, тема источения мощами мира. Что такое миро, каково отношение в Церкви к нему? Почему у католиков тоже есть и мироточение, и кровоточение. Как это объяснить с позиций Православия? Вот что интересно людям. Четвертое занятие, то есть последний в месяце четверг мы решили обсуждать культуру какого-то определенного народа. На первом занятии это будет Ирландия. Хотим сделать тематический вечер, посвященный культуре этой страны. Кто-то также будет готовиться по Ирландии, собирать материал: история страны, язык, святые Ирландии, религия Ирландии.
Мы также хотим сделать сравнительную характеристику: чем отличается религия данной страны от православного христианства? Ведь не все разбираются в этих вопросах. Дальше будем изучать Индию, Китай, Японию и т.д. Кто-то будет готовить музыкальный номер, подобрав музыку той или иной страны. А вот еще недавно родилась такая идея, чтобы девушки приготовили какое-нибудь национальное блюдо. Вот будет проникновение в культуру страны! Самое главное в этих встречах – чтобы все участвовали. Не слушали только одного, а все проявляли активность. Надеюсь, с Божией помощью у нас это получится.
- Отец Борис, то есть осенью у вас будут встречи в таком формате. А «активных» дел не будет?
- Почему же? Хотим поехать в Святогорскую Лавру. Дела обязательно должны быть. У нас на приходе так спланировано, что каждый двунадесятый праздник что-то проходит, какое-то событие, где бы все прихожане могли поучаствовать. Вот, на Рождество Пресвятой Богородицы у нас состоится конкурс фотографий. Фотоработы распределяются по рубрикам, например, «ваш ребенок – самый… грязный», «…веселый», «…спортивный». Люди складывают свои фотографии в конверт, подписывают конверты. Мы их по рубрикам раскладываем. Потом – в файлики и – вешаем на доску. Народ потом голосует: кидает в коробочки для голосования бумажки с указанием понравившейся фотографии. Опять же, все это готовит молодежь.
При храме у нас есть театральный кружок. К Масленице, Пасхе, Рождеству Христову молодежь готовит разные сценки, несущие в себе, опять же, какой-то нравственный посыл. Выступают ребята перед морякам, старшеклассниками в школах, перед детками в детских садах. Обязательно нужно какое-то общее дело, оно серьезно объединяет молодежь. Тут вот что важно: в работе с молодежью нужно соблюдать «золотую середину». Дела – это хорошо, они нужны, но и занятия тоже должны быть. Нужно образовывать ребят, чтобы они были грамотны в духовных вопросах. Могли веру свою укреплять через наши встречи.
- А сколько молодых людей в вашей молодежке?
- В летний поход у нас собралось 25 человек. Так приблизительно мы стараемся держаться. Да, состав группы меняется: кто-то уехал в Киев учиться, кто-то приехал сюда и к нам начал ходить. В среднем у нас бывает 15-20 человек. Сейчас мы хотим расклеить объявления по школам о нашей молодежке, чтобы еще люди приходили. Мы рады всем!
- Отец Борис, что бы Вы пожелали молодым людям?
- Прежде всего, я хотел бы пожелать не только молодежи, но и всем людям, которые, быть может, еще не воцерковлены, которые только ищут дорожку к Богу, останавливаться в этом круговороте жизни, и хотя бы вечером, минут по пять, посидеть в тишине. Послушать себя. Потому что сегодня наша самая основная проблема в том, что мир не дает человеку заглянуть внутрь себя. У нас постоянно какие-то дела, какие-то заботы. Прибежали с учебы, включили компьютер, – там какая-то своя жизнь, внешняя жизнь. Поработали, «початились», «поконтактились», легли спать.
Утром – все по-новой: лекции, занятия, общение. В этой круговерти нет возможности углубиться в себя, подумать о своей жизни, о том, что в ней, возможно, нужно что-то менять. Кто-то из современных подвижников говорил, что диавол сегодня находится в очень выгодной ситуации. Ему не нужно сегодня человека как-то бороть напрямую. У него есть одно мощное оружие – это суета. Поэтому если человек будет останавливаться и заглядывать внутрь своей души, он многое услышит и увидит в своей жизни. Самое главное – он почувствует боль своей души, увидит раны, которые он наносит душе своей жизнью.
И вот эта израненная душа рано или поздно приведет человека к Богу. Ведь Господь говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». А придти к Богу можно, только осознавая болезнь своей души. Придти, чтобы успокоиться, упокоиться в Боге. Что такое душа? Это то, что болит, когда тело здорово, – есть такое хорошее определение. И вот очень важно прочувствовать, что ты, вроде бы, здоров, а есть что-то, что болит. Только вот понять, что именно болит, не дает эта беготня и суета. Телевизор, компьютеры, планшеты – все делается миром для того, чтобы человек не останавливался, а бежал, бежал. Без передышки бежал, чтобы ни минуты у него не было времени заглянуть в себя.
Задуматься, как день прошел, что доброго сделал. Помог ли человеку, который обратился к тебе за помощью. Принес ли кому-то радость или нет. Поэтому я желаю всем найти время, каждый день, на разговор с самим собой. Чтобы каждый день оставлял добрый след в душе. Чтобы он был прожит так, как последний. Так святые отцы учат. Они говорят, что нужно умирать каждый день, чтобы жить вечно. В том смысле умирать, чтобы отдавать себя целиком и полностью другому человеку, людям, которые встречаются на твоем пути. То есть так прожить жизнь, чтобы вот сегодня ночью ты предстал перед Богом, и не было страшно. Не было страшно стоять перед Ним потому, что этот день прожит с максимальной пользой. Пользой для других, а значит, и для моей души.
Пресс-служба Севастопольского благочиния
- Отец Борис, как Вы считаете, что сегодня может объединить молодежь, вокруг какой идеи они могут объединиться? Возможна ли сегодня некая духовная идея, которая может увлечь молодежь?
- После 90-х годов Церковь, можно сказать, только поднимается с колен, словно птица расправляет крылья. Мы идем путем проб и ошибок. Церковь пробует какие-то новые направления, которые могли бы заинтересовать молодежь. У нас при храме молодые люди собирается каждый четверг на чаепития, обсуждает какие-то духовные вопросы, общие дела. Если говорить о духовном направлении, то что-то у нас получается, что-то – нет. Скажу из нашей практики, что очень сплачивают православную молодежь совместные походы. Как хорошо – посидеть всем вместе у костра с гитарой, пообщаться!
В такой среде молодая душа раскрывается. Особенно проявляется духовная составляющая в этих походах, если едем мы к какому-то духовно значимому месту. Этим летом мы с нашей молодежью поехали в пещерный монастырь св. вмч. Феодора Стратилата. Я этот поход вспоминаю до сих пор. Мы приехали в канун престольного праздника. День ребята трудились в монастыре, готовили пещерный храм к празднику. Была очень хорошая духовная атмосфера. После работ, вечером, состоялось вечернее богослужение.
После службы собрались все у костра, где просто общались, в том числе и на духовные темы. С утра приехал Владыка Лазарь. В этом монастыре более 500 лет не было архиерейской службы. Была совместная общая молитва за Божественной Литургией во главе с Владыкой. Вместе с молодежью проводим какие-то праздники. Важно, чтобы молодежи было интересно, чтобы молодые люди могли себя применить, духовно себя реализовать. Реализовать именно в Церкви, которая должны им всячески в этом помогать.
- Отец Борис, если сегодня зайти в храм во время богослужения, то замечаешь, что довольно мало молодых людей. В чем вы видите основную проблему прихода молодежи к Богу и в Церковь? Что мешает молодежи?
- Самая основная проблема, как ни странно это звучит, – в самом Православии. Сама наша религия – непростая. Она требует колоссальных трудов со стороны человека. Когда человек приходит в Православие, он погружается в традицию, которой более двух тысяч лет. Прежде всего, он сталкивается с тем, что ничего здесь не понимает. Он – первокурсник, который пришел на 5-й курс. Да, есть такие «предложения» в адрес Церкви, что, мол, давайте мы все упростим. Расставим скамейки, церковнославянский язык заменим на современный русский.
Даже есть предложения изменить вероучение. Этим путем пошли протестанты. Почему они и пользуются среди молодежи определенным успехом: у них все сведено к земле, а не к Небу, как у нас. Служение Богу превратилось в дискотеку, догматика максимально упрощена, «чтобы было всем понятно». И, самое главное – цель. Цели у нас, в общем, одни: мы стремимся к тому, чтобы войти в жизнь с Богом. Однако очень важно, каким путем эти цели достигаются.
В Православии этот путь сложен: борьба со своими грехами, работа над собой, дела милосердия Христа ради; посты, молитвы, то, что называется «аскетикой», – система духовных упражнений. В протестантизме все сильно упрощено: ты пришел, уверовал в Бога и все – ты спасен! Само Православие таит в себе некую сложность, здесь нужно трудиться, и трудиться всю жизнь. К сожалению, сегодняшняя молодежь в своей массе трудиться не хочет. Хочется комфорта: на кнопочки нажимаешь, вокруг тебя все работает, никаких особых усилий не нужно.
Это желание комфорта молодой человек переносит и на духовную сферу. Да, он чувствует неотмирность своей души, он понимает, что должен во что-то верить. Но, увы, очень многие ищут, где попроще. Они хотят при меньших усилиях получить результат. Отчасти это объясняется и тем, что сейчас вовсю строится общество потребления. Привыкнув все получать без лишних трудов, молодой человек хочет того же и в отношении с Богом. В Православии это невозможно. А в сектах – пожалуйста! Одного не понимают люди, идущие в секты – в секте нет Бога, нет благодати. Нет спасения, в конце концов.
Да, у протестантов (а подавляющая масса сект основана на идеях протестантизма), все просто. Есть же такой тезис Лютера: «Верующему грех не вменяется в грех». То есть если ты уже верующий, то все твои грехи аннулируются, ты уже спасен. Протестанты спасаются только верой: Господь принес для нас искупительную Жертву, все – этой Жертвой очищены твои прошлые, настоящие и будущие грехи. Легко, правда? Веруй, участвуй в собраниях «церкви», плати десятину – и место в Царствии Божием тебе гарантировано!
- Батюшка, но в Евангелии Христос говорит о «тесном пути», ведущем в Царство Небесное. То есть для приобретения рая нужен большой труд. Как это сочетается с «легкостью спасения» у протестантов?
- Протестанты читают ту же Библию, что мы и, конечно, знают слова Христа о «тесном пути». Поэтому стараются исполнять 10 заповедей Божиих. Но это исполнение поверхностное, это некоторое стремление к внешней порядочности. Я спрашивал у ребят, пришедших в нашу молодежку из сект, а знали ли они там, что такое гордыня, тщеславие? Они говорят: «Нет, не знали». То есть такую глубину там никто не копает. Там пропагандируется поверхностное исполнение каких-то нравственных законов.
Главный тезис там, увлекающий многих, что верующему все дается легко. А это обман. Да, у них не приветствуется, если человек блудит или пьет. Да, они стараются творить дела милосердия, они идут к людям неверующим, неся «слово веры». То есть какой-то труд у них есть, они ищут этот «тесный путь». Ищут, да не там. Того изменения себя, что предлагает наша Православная Церковь, в сектах нет.
- Вы сказали, что к вам приходят ребята из сект. А на какие причины они указывают?
- Конечно, у каждого – свои причины. Нет одинаковых дорог ухода из секты. Во-первых, возникает какой-ту внутренний конфликт в душе, ощущение нехватки чего-то. На это накладываются нестроения, которые постоянно возникают внутри их общины. То, что говорилось с кафедры, с жизнью не сопоставлялось. Не было связи слов с реальностью. Так говорят люди, ушедшие из сект и нашедшие для себя смысл в Православии.
Есть еще одна причина. Вот, у нас группа людей одно время перешла от баптистов. Почему? Изначально там был традиционный баптизм. Да, не признают они икон, свое отношение к Божией Матери – это есть в их учении. Но что сегодня происходит в традиционном баптизме? Они видят, что постепенно теряют своих последователей – уходят от них люди. И вот что я вижу: они потихоньку превращаются в тоталитарную секту. Они постепенно начинают вкраплять в свою духовную жизнь чудеса: изгнание бесов (экзорцизм), различные исцеления. Причем приглашают для совершения «чудес исцеления» представителей каких-то неопятидесятнических направлений.
Баптисты стремятся сделать что-то такое «красивое», «чудесное», только бы человек у них оставался. Они понимают, что просто традиционным баптизмом людей уже не удержишь. Начинают использовать различные психо-техники. Стараются трудоустраивать членов общины, чтобы они работали на них. У нас на Северной стороне есть парикмахерские, фирмы по изготовлению окон и дверей, где работают баптисты. Для чего это делается? Для того, чтобы контролировать человека не только на собраниях общины, но на протяжении всего времени дня. Чем не тоталитарная секта? И вот эти люди, видя подобные «веяние времени», ушли из этой секты.
- То есть современность настойчиво вторгается в жизнь религиозных общин?
- Да, очень настойчиво. И вот в этом для многих кроется большая притягательность Православия. Наша Церковь не меняется тысячелетиями. Да, порой нас обвиняют в консерватизме. Но иногда консерватизм необходим. Есть вещи, которые нужно «консервировать», то есть закрывать и сохранять от времени, от любых внешних потрясений. Мы не можем поступиться догматикой, какими-то вещами, на которых держится Церковь. Да, у нас тоже есть вопросы, которые нам ставят время и общество. Вопросы, на которые мы должны отвечать. Например, 2 тысячи лет назад не было вопросов о генной инженерии, о клонировании, о суррогатном материнстве. Эти вопросы сейчас возникают и Церковь на них отвечает.
Но! Основу свою, фундамент свой – догматы, строй и язык богослужения, – она свято хранит. Потому что если мы эти вещи начнем менять «в угоду времени», – от нашей Церкви ничего не останется. В сектах ничего подобного нет и в помине. Там главное, чтобы приходили люди, чтобы быть для них удобными, комфортными. Да, люди уходят из сект и приходят в Православие. Это факт. Почему это происходит? Думаю, Господь каждого человека находит в свое время, к каждой душе прикасается.
- Отец Борис, Вы часто общаетесь с православным молодыми людьми. Что они говорят о своей вере, что они в ней нашли такое, что это полностью изменило их жизнь? Что они нашли для себя в Православии?
- Эту молодежь, которая сегодня приходит в Церковь, называют «золотой молодежью». Эти молодые люди, по сути, в нашей жизни идут против течения. Конечно, большое влияние на молодого человека оказывает семья. Семья и еще совесть. Люди чувствуют совесть. Я постоянно говорю с родителями, что очень важно, чтобы они берегли совесть своих детей. Даже если их дети вырастут неверующими, пусть они хоть будут прислушиваться к внутреннему голосу, голосу своей совести. Чтоб этот голос их обличал. Чтоб совесть радовалась вместе с ними, когда удастся что-то доброе сделать. И тогда потихонечку эти молодые люди найдут Господа Бога. Также и здесь, с молодежью. Православные молодые люди чувствуют, что нельзя жить без Бога, без совести. Cовесть обличает после какого-то греха, какого-то грехопадения. Ребята чувствуют, что что-то в себе нужно менять.
В Православии они находят глубину, возможность перемены, радость покаяния. Все говорят о глубине Православия. Вот протестанты, которые ушли из сект, и пришли к нам, говорят: «Знаете, батюшка, вот кто-то нам говорит о каких-то курсах, занятиях при храме, где бы мы разбирали вопросы православной веры. А нам хватает Литургии. Хватает той краткой проповеди, которую произносит священник. Сама Литургия – это полнота, наполняющая собой все. Благодать Божия на Литургии ощущается, как нигде больше». В сектах все построено на личности человека. Вот лидер говорит, старается завлечь людей часовыми проповедями, дать как можно больше информации, провести как можно больше встреч.
В православном храме хватает встречи с Богом. Встреча с Богом на Божественной Литургии восполняет все – нехватку каких-то человеческих взаимоотношений, нехватку информации. Господь касается глубоких струн души и этот инструмент начинает играть. Удивительная глубина присутствует в Православии. Вот она и привлекает молодежь, «золотую молодежь». Они своим внутренним миром ощущают присутствие Бога здесь, в Православной Церкви. Ощущают, что именно здесь им не хватало того, что наполняет жизнь каждого христианина: молитв, постов, глубокой борьбы с грехами, которую никто не может им предложить. Мир вообще не акцентирует внимание на этой борьбе, напротив, он культивирует грехи в человеке. Секты на этом не акцентируют внимание.
- Батюшка, а вне храма вы собираетесь с молодежью? Какие у вас еще совместные дела с молодежью, призванные увлечь, заинтересовать молодых людей? Например, совместное ухаживание за парками, уборка территории захоронений павших воинов. Проводились ли у вас такие акции?
- Конечно. Я считаю, что дела нужны обязательно. Эти дела сильно объединяют молодежь. Те же походы. Когда кто-то принес на общий костер хворост или какую-то деревяшку – он потрудился для общего дела. Нужно, чтобы была сплоченность, чтобы люди ощущали единство. Вот, все потрудились на монастырь, вместе участвовали в Божественной Литургии. Каждый понял, что он тоже что-то сделал для общего дела. Просто помолился за всех – разве это не важно дело? Сделал что-то для этой службы. И каждый так смотивирован. Не так давно мы проводили с нашей молодежкой «День семьи».
Выезжали на природу. Молодежь делала все сама: закупали призы, каждый готовил свой конкурс. Есть тут еще одна проблема: не превратиться в клуб по интересам, не потерять Главное – Христа. Все встречи, походы, общие дела должны быть пронизаны светом Христианских ценностей. закончилась летняя пора, пора отдыха. Теперь мы будем собираться, будем проводить молодежные встречи при нашем храме, где будем учиться верить и любить Бога. Это наша цель и цель жизни каждого человека.
- Батюшка, раз Вы упомянули вашу «молодежку», расскажите о молодежных встречах при вашем храме. Возможно, кто-то из читающих это интервью священников или молодых людей вынесет для себя что-то полезное.
- Мы занимаемся с молодежью уже четыре года. Поначалу помогал нам диакон Михаил Викторов. Занимался здесь с молодежью, трудился. Потому он был назначен клириком Свято-Никольского храма на Братском кладбище (Северная сторона). Преподает у нас здесь также Николай, студент Киевской духовной академии. Мы поняли одну вещь: как в походах, так и в каких-то общих делах важно, чтобы молодежь не была бы просто слушательницей какого-то лектора. Вот сидят ребята, кто-то рассказывает здесь полтора часа – все его слушают. Мы решили попробовать изменить формат встреч, придать им, скажем, новую динамику: чтобы все молодые люди принимали участие в обсуждаемой теме. Будет у нас такая круговая система.
Первое занятие – по Священному Писанию. Один человек из «молодежки» готовит определенную тему. «Кидает» ее в группу «В Контакте», где эта тема разбивается на подтемы. Каждый из участников что-то ищет по взятой подтеме. Ведущий, или, говоря по-современному, «модератор», контролирует свою тему, не давая ей выбиться из нужного русла. А каждый из группы что-то добавляет по выбранной подтеме. Подтемы могут быть, к примеру, такими: переводы Священного Писания, как собирались книги Писания, сколько их, как они разделяются. Есть такая подтема – «Богодухновенность Писания», и так далее. Второе занятие, второй четверг – обсуждение фильма. Мы в этом году встречались с представителем молодежной группы «Сеятель», он поделился опытом просмотров и обсуждения фильмов. Смотрится один хороший в духовном и нравственном плане фильм.
Один человек готовится по нему, просматривает критику на этот фильм, собирает мнения различных компетентных людей, заглядывает в обсуждение этого фильма в интернете. Все остальные смотрят фильм здесь, во время чаепития. После просмотра начинается живая беседа, обсуждение, которое ведет подготовившийся. Третье занятие – «дискуссионный клуб», как мы его назвали. Один человек готовится по какой-то определенной теме. Например, первую тему для обсуждения мы взяли такую: «Почитание святых мощей». Вот, сектанты не почитают ни икон, ни мощей святых. И мы должны в дискуссии определиться, почему сектанты в этом не правы. Это очень подогревает интерес дискутирующих.
Ведущий дискуссии, как я сказал, готовится заранее и направляет обсуждение в нужное русло. Вот, например, тема источения мощами мира. Что такое миро, каково отношение в Церкви к нему? Почему у католиков тоже есть и мироточение, и кровоточение. Как это объяснить с позиций Православия? Вот что интересно людям. Четвертое занятие, то есть последний в месяце четверг мы решили обсуждать культуру какого-то определенного народа. На первом занятии это будет Ирландия. Хотим сделать тематический вечер, посвященный культуре этой страны. Кто-то также будет готовиться по Ирландии, собирать материал: история страны, язык, святые Ирландии, религия Ирландии.
Мы также хотим сделать сравнительную характеристику: чем отличается религия данной страны от православного христианства? Ведь не все разбираются в этих вопросах. Дальше будем изучать Индию, Китай, Японию и т.д. Кто-то будет готовить музыкальный номер, подобрав музыку той или иной страны. А вот еще недавно родилась такая идея, чтобы девушки приготовили какое-нибудь национальное блюдо. Вот будет проникновение в культуру страны! Самое главное в этих встречах – чтобы все участвовали. Не слушали только одного, а все проявляли активность. Надеюсь, с Божией помощью у нас это получится.
- Отец Борис, то есть осенью у вас будут встречи в таком формате. А «активных» дел не будет?
- Почему же? Хотим поехать в Святогорскую Лавру. Дела обязательно должны быть. У нас на приходе так спланировано, что каждый двунадесятый праздник что-то проходит, какое-то событие, где бы все прихожане могли поучаствовать. Вот, на Рождество Пресвятой Богородицы у нас состоится конкурс фотографий. Фотоработы распределяются по рубрикам, например, «ваш ребенок – самый… грязный», «…веселый», «…спортивный». Люди складывают свои фотографии в конверт, подписывают конверты. Мы их по рубрикам раскладываем. Потом – в файлики и – вешаем на доску. Народ потом голосует: кидает в коробочки для голосования бумажки с указанием понравившейся фотографии. Опять же, все это готовит молодежь.
При храме у нас есть театральный кружок. К Масленице, Пасхе, Рождеству Христову молодежь готовит разные сценки, несущие в себе, опять же, какой-то нравственный посыл. Выступают ребята перед морякам, старшеклассниками в школах, перед детками в детских садах. Обязательно нужно какое-то общее дело, оно серьезно объединяет молодежь. Тут вот что важно: в работе с молодежью нужно соблюдать «золотую середину». Дела – это хорошо, они нужны, но и занятия тоже должны быть. Нужно образовывать ребят, чтобы они были грамотны в духовных вопросах. Могли веру свою укреплять через наши встречи.
- А сколько молодых людей в вашей молодежке?
- В летний поход у нас собралось 25 человек. Так приблизительно мы стараемся держаться. Да, состав группы меняется: кто-то уехал в Киев учиться, кто-то приехал сюда и к нам начал ходить. В среднем у нас бывает 15-20 человек. Сейчас мы хотим расклеить объявления по школам о нашей молодежке, чтобы еще люди приходили. Мы рады всем!
- Отец Борис, что бы Вы пожелали молодым людям?
- Прежде всего, я хотел бы пожелать не только молодежи, но и всем людям, которые, быть может, еще не воцерковлены, которые только ищут дорожку к Богу, останавливаться в этом круговороте жизни, и хотя бы вечером, минут по пять, посидеть в тишине. Послушать себя. Потому что сегодня наша самая основная проблема в том, что мир не дает человеку заглянуть внутрь себя. У нас постоянно какие-то дела, какие-то заботы. Прибежали с учебы, включили компьютер, – там какая-то своя жизнь, внешняя жизнь. Поработали, «початились», «поконтактились», легли спать.
Утром – все по-новой: лекции, занятия, общение. В этой круговерти нет возможности углубиться в себя, подумать о своей жизни, о том, что в ней, возможно, нужно что-то менять. Кто-то из современных подвижников говорил, что диавол сегодня находится в очень выгодной ситуации. Ему не нужно сегодня человека как-то бороть напрямую. У него есть одно мощное оружие – это суета. Поэтому если человек будет останавливаться и заглядывать внутрь своей души, он многое услышит и увидит в своей жизни. Самое главное – он почувствует боль своей души, увидит раны, которые он наносит душе своей жизнью.
И вот эта израненная душа рано или поздно приведет человека к Богу. Ведь Господь говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». А придти к Богу можно, только осознавая болезнь своей души. Придти, чтобы успокоиться, упокоиться в Боге. Что такое душа? Это то, что болит, когда тело здорово, – есть такое хорошее определение. И вот очень важно прочувствовать, что ты, вроде бы, здоров, а есть что-то, что болит. Только вот понять, что именно болит, не дает эта беготня и суета. Телевизор, компьютеры, планшеты – все делается миром для того, чтобы человек не останавливался, а бежал, бежал. Без передышки бежал, чтобы ни минуты у него не было времени заглянуть в себя.
Задуматься, как день прошел, что доброго сделал. Помог ли человеку, который обратился к тебе за помощью. Принес ли кому-то радость или нет. Поэтому я желаю всем найти время, каждый день, на разговор с самим собой. Чтобы каждый день оставлял добрый след в душе. Чтобы он был прожит так, как последний. Так святые отцы учат. Они говорят, что нужно умирать каждый день, чтобы жить вечно. В том смысле умирать, чтобы отдавать себя целиком и полностью другому человеку, людям, которые встречаются на твоем пути. То есть так прожить жизнь, чтобы вот сегодня ночью ты предстал перед Богом, и не было страшно. Не было страшно стоять перед Ним потому, что этот день прожит с максимальной пользой. Пользой для других, а значит, и для моей души.
Пресс-служба Севастопольского благочиния
22.01.15
3639 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!