Протоиерей Алексей Бондаренко: «Идеальная жизнь – видеть среди окружающих ту любовь, о которой говорил Христос»
15 марта Святая Православная Церковь совершает празднование в честь Державной иконы Божией Матери. Накануне престольного праздника настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Державная» в с. Андреевка протоиерей Алексей Бондаренко рассказал о жизни общины, о социальных проектах прихода и о себе.
Детство.
Родился я в Керчи, на Родине нашего святителя Луки, но всю сознательную жизнь прожил в городе Симферополе. Я люблю этот город, хорошо его знаю. Здесь прошло мое детство и юность. С парками, набережными, улицами этого города меня связывают, если так можно сказать, родственные связи. Этот город для меня родной, и мне больно видеть, как он на моих глазах разрушается и стареет.
Родители.
Родители мои родом из Алтайского края. К сожалению, они рано ушли из этой жизни. Как и для многих детей, мудрости родителей особенно остро не хватает после их смерти. Я им очень благодарен за их любовь и внимание ко мне, возможно, даже излишние, так как я единственный ребенок в семье. Сильно по ним скучаю и прошу поминать их в молитвах. Имена: Владимир и Любовь.
Образование.
Я окончил Симферопольский автотранспортный техникум, а также 3 курса Природоохранного строительного института. Потом, как это обычно бывает, жизнь моя изменилась, и я ушел работать сторожем в Кафедральный собор города Симферополя. Позже окончил Симферопольское духовное училище и Киевскую духовную семинарию.
Путь в священство. Путь был очень сложным и тернистым. В двух словах об этом не расскажешь, а много говорить в рамках этого рассказа сложно. Потому я оставлю этот вопрос.
Семья. Матушка — коренная крымчанка, моя помощница и любимый человек. У нас шестеро детей, — это, можно сказать, успех нашей семейной жизни. Я понимаю, что в нашей семье именно матушке приходится быть «на передовой». Дети требуют огромного внимания матери, но вижу, что она с Божией помощью справляется, а для меня это утешение. Слава Богу!
Севастополь.
Севастополь – город-герой. Детство мое прошло в Симферополе и нас, детей, учили гордиться этим славным городом. Напомню, что я родился также в городе-герое и всегда чувствовал какую- то причастность к славе Севастополя. К сожалению (для меня), Севастополь во времена моего детства был закрытым военным городом, и я не часто мог бывать в нем, однако те редкие посещения оставили у меня трепетные воспоминания, и после моего рукоположения и назначения на приход в Севастопольское благочиние я был очень по- доброму взволнован и нисколько не жалею, что попал в Андреевку. Кстати рукополагали в дьяконский сан меня на территории Свято-Георгиевского монастыря, а иерейский я принял в Покровском соборе Севастополя. Можно сказать, духовное рождение прошло тут. Севастополь — моя духовная родина, если хотите.
Кого Вы считаете своим духовным наставником?
Своим духовным наставником я считаю, прежде всего, ныне здравствующего протоиерея Владимира Гапоненко. Сегодня это — духовник Симферопольской и Крымской епархии, а во времена моего духовного поиска и становления он был в должности настоятеля Кафедрального собора г. Симферополя. С тех пор мы часто общаемся, более того, батюшка является крестным моей средней дочки. Главное, я считаю, это искренняя забота о человеке, о страждущей душе. Я до сих пор храню его письмо, которое он не поленился написать на нескольких листах, убеждая меня в том, что наша вера — единственный верный выбор. Прошло много времени с тех пор и, глядя вокруг, я могу сказать, что редкие пастыри так искренно могут служить Богу, как этот священник.
Особое место в моей жизни занимает владыка Лазарь. Я долгое время нес послушание при кафедральном соборе, и именно там прошло мое духовное становление. С владыкой я общался нечасто, но все его наставления с тех пор хорошо помню и благодарен ему за них. Также я очень благодарен отцу Силуану, наместнику Бахчисарайского монастыря, отцу Авакуму и многим другим достойным пастырям за их молитвы, заботу и внимание ко мне.
Удалось ли своим примером привести к Богу кого-то из друзей, коллег, бывших в Вашей жизни до принятия сана?
Не могу сказать. Несколько моих товарищей по юности сегодня ходят в храмы, мы очень по-доброму общаемся, и я этому несказанно рад, однако сомневаюсь, что причина — мой пример. Я далеко не являюсь примером.
Что самое сложное в пастырском служении?
Когда служишь в сельской местности, очень часто самым сложным становится материальная сторона вопроса. Как правило, люди в селе простые, искренние и добрые. Постоянные прихожане прекрасно знают друг друга, и коллектив является сплоченным. Однако материальных средств на нужды общины недостает, и нередко пастырь вместо молитвенного служения должен учиться быть хозяйственником и завхозом, а также просить, просить, просить…
В итоге получается, что жизнь проходит, и забота о «хлебе насущном» превращается в привычку. Я считаю, что это очень актуально сегодня, и распределение средств нужно как- то реформировать. Большие городские общины могли бы внимательнее относится к сельским, все же из одной Чаши причащаемся и, не совсем правильно, если в одном храме этот сосуд из золота, а в другом из дерева. Пусть везде будет из серебра (улыбка).
Как строится Ваша неделя? Много ли остается свободного времени, есть ли увлечения?
Неделя строится по-разному, сложно описать «типичную неделю». Естественно, суббота и воскресение по традиции — время Богослужений, в другие, по нуждам прихода так же совершаются службы, и, конечно, хоз. деятельность. Что касается свободного времени: часть времени провожу у компьютера, IT технологии постоянно развиваются, а я люблю движение вперед. Увлекаюсь туризмом, велотуризмом. Слава Богу, в среде нашего духовенства я не одинок в этих увлечениях. Кстати, на вопрос по поводу увлечений хорошо мог бы ответить диакон Сергий Орда из Покровского собора. Его опыт может пригодиться для привлечения молодежи к церковной жизни.
Если бы вам предложили стать священником только сейчас?
Лукавить не стану. Я бы подумал более тщательно. Однако, я ни о чем не жалею, ну, кроме того, что мог совершить какие- то грехи уже будучи в сане, и эти грехи гораздо сильнее ранили души тех, кто был рядом, чем если бы я был простым мирянином.
Если помечтать, ваша идеальная жизнь — какая она?
Идеальная жизнь священника тесно связана с идеальной жизнью прихожан, вверенных ему Богом. Если община крепкая, а люди заботятся друг о друге и во главе угла ставят Христа, то священник прожил жизнь идеально. Само собой, это касается и семьи. Мне хотелось бы видеть среди окружающих меня людей ту любовь, о которой говорил Христос — это идеальная жизнь. А все остальное приложится :).
На каком этапе находится строительство храма, какова ситуация с финансированием, какие социальные проекты планируется реализовать на приходе, насколько многочисленна община, и кто ее составляет?
При нашем храме мы изначально планировали сделать сезонный приют для инвалидов. Село Андреевка — это спокойное место для спокойного летнего отдыха, и мы планируем принимать при храме во славу Божию инвалидов, предоставлять им условия для проживания у моря, ведь некоторые из них не видели его никогда. А со временем этот социальный проект, как мы надеемся, перерастет в приют для инвалидов на постоянной основе. Сегодня при храме работает паломническая служба, я надеюсь — это начало реализации социальных проектов, которые мы задумали. Мы перестраиваем здание бывшего хозяйственного магазина.
Очень многое нужно. Нет даже ограды, фасад здания в плачевном состоянии, последнее время все труднее и труднее становится с «благоукрасительством храма», так как денег у общины нет, и взять негде. Нет никакого финансирования. То, что приносят прихожане и составляет бюджет. А прихожане, к сожалению, не богатеют, а совсем наоборот. Одна надежда на Бога. Постоянных прихожан общины совсем немного, примерно человек 30-40, радует то, что с каждым годом приходит больше молодых людей, а еще то, что родители приносят к Причастию много маленьких деток.
Как создать настоящую приходскую общину, где каждый знает, у кого кто родился, кто женился, кто умер, где вместе празднуют свадьбы, помогают нуждающимся и живут одной большой семьей?
Это вопрос, на который мы все хотели бы получить ответ. Я думаю «рецепта» не существует, однако, есть Евангелие, которое нам нужно брать за основу жизни, и все получится. Православные на генетическом уровне должны почувствовать себя семьей, родными людьми. Но, к сожалению, «заботы века сего» сильно нас отвлекают от этой святой цели.
Что сделать, чтобы «поддержать» Единое Тело прихода?
Нужно больше встречаться, нужно объединяться вокруг какой- то идеи, наверное, так.
Какие видите способы привлечения молодежи к приходской жизни? Как решаете эту проблему на своем приходе?
Молодежь должна понимать, что Церковь — это путь их жизни. Все великие проекты поднимала молодежь, сегодня в Церкви есть очень много проектов, которые нуждаются в поддержке молодежи, но извне кажется, что Церковь — это скучные бабушки, непонятное богослужение и никаких перспектив. Как заинтересовать — не могу сказать. Должны быть молодежные лидеры, которые своим примером покажут, что церковная жизнь — это не рутина, а нечто интересное, то, для чего стоит жить… У нас в приходе мало молодежи. Но, еще повторюсь, я наблюдаю, что молодежь активнее тянется к Церкви.
Проблему мы пытаемся решить. Проводили миссионерские лекции для школьников в Доме культуры. Я водил старшеклассников по пещерным городам, попутно рассказывая об истории христиан, которые жили в этих пещерах. Детям все очень нравится, они готовы к активной жизни, но в храм не идут… им непонятна суть Веры. Среди нас много людей, которые попали в какую-либо зависимость. Не находя другого выхода, они обращаются в Церковь. Чем может Церковь помочь таким людям? Чтобы человека избавить от страсти или зависимости нужно, если хотите, дать ему зависимость высшего порядка. Этой зависимостью может быть послушание в монастыре, где молитва сменяется физическим трудом, и нет возможности отвлекаться и вспоминать что-то другое. Ну, а потом человек должен почувствовать, что он полезен другим, что его молитва помогает другим, что его жизнь нужна.
По Вашим наблюдениям сегодня происходит отток людей из Церкви или наоборот людей в храмах становится больше, и почему?
По моим наблюдениям количественная составляющая не меняется. Я наблюдаю по своему приходу. За 16 лет некоторые наши активные члены общины умерли или уехали из нашей местности, но на их место пришло примерно то же количество верных и постоянных прихожан, которые составляют скелет общины. Такое ощущение, что никто и не уходил, хотя лица уже другие.
Какой нравственный облик должен иметь современный человек? Что может сделать сегодня Церковь для улучшения духовно-нравственного состояния общества?
Ну, «что такое хорошо, а что такое плохо», я думаю и так понятно, если нет, то можно прочесть в детских книжках. А сегодня нам надо следить за собой, как никогда раньше. Простой пример. Вижу на сайте крымских новостей скандальный заголовок о том, что священник спровоцировал аварию. Читаю. Обычное заурядное ДТП. Одна машина коснулась другой и поцарапала краску. Оба водителя трезвые. Ну кто бы обратил внимание, если бы за рулем был не священник? Даже мимо бы шли и не остановились, так как и автомобили не пострадали, и люди, тем более.
А так как за рулем священник растиражировали по областным новостям, статья получила массу разных комментариев. В основном, конечно, недоуменных, типа ну и что тут особенного — однако сам факт. Причем он был не в духовной одежде, но его узнали, сфотографировали и тут же написали «новость», которую тут же опубликовали. На нас сегодня направлены объективы не только журналистов, но и простых граждан, охотников за сенсациями, так что соблазн, который мы можем принести «локально» могут распространить — это надо понимать. И своим примером не отвращать людей от Церкви, а привлекать.
Как современному человеку достичь смирения?
Больше терпеть, наверное, — это обычный рецепт.
Как современному человеку возлюбить ближнего как самого себя?
Следить за тем, как он относится к себе и к другим.
Какие добрые дела может и должен творить сегодня христианин, обычный прихожанин любого севастопольского храма? Какие в его силах. О месте Церкви в жизни человека сегодня: как «приучить» себя жить так, как следует христианину: регулярно посещать богослужения, ежедневно читать Евангелие, утреннее и вечернее молитвенное правило, соблюдать пост, предпочитать духовную или качественную художественную литературу просмотру «пустых» шоу по телевизору? Ведь люди часто жалуются на нехватку времени, усталость на работе и т.п.
Надо понимать, что ежедневная практика духовной жизни воспитывает в нас дисциплину, а личное отношение с Богом — это таинство. Думаю, что в учении Апостолов все это есть. Нужно не лениться. Лень — это серьезная проблема в наше время.
Какие бы советы Вы дали новоначальным, а также тем, кто уже давно пребывает в церковной ограде?
Новоначальным — трезвее смотреть на духовную жизнь и быть больше практиками, а не теоретиками христианства, а тем, кто уже давно в церковной ограде, наоборот больше рвения и пламенной веры, так как рутина делает нас «теплыми».
Адрес храма Державной иконы Божией Матери: с. Андреевка, ул. Садовая, 19.
Телефон: 73-33-28 Вебсайт: www.derzhavnaya.org
Паломническая служба при храме Державной иконы Божией Матери: www.palomnik.biz
Детство.
Родился я в Керчи, на Родине нашего святителя Луки, но всю сознательную жизнь прожил в городе Симферополе. Я люблю этот город, хорошо его знаю. Здесь прошло мое детство и юность. С парками, набережными, улицами этого города меня связывают, если так можно сказать, родственные связи. Этот город для меня родной, и мне больно видеть, как он на моих глазах разрушается и стареет.
Родители.
Родители мои родом из Алтайского края. К сожалению, они рано ушли из этой жизни. Как и для многих детей, мудрости родителей особенно остро не хватает после их смерти. Я им очень благодарен за их любовь и внимание ко мне, возможно, даже излишние, так как я единственный ребенок в семье. Сильно по ним скучаю и прошу поминать их в молитвах. Имена: Владимир и Любовь.
Образование.
Я окончил Симферопольский автотранспортный техникум, а также 3 курса Природоохранного строительного института. Потом, как это обычно бывает, жизнь моя изменилась, и я ушел работать сторожем в Кафедральный собор города Симферополя. Позже окончил Симферопольское духовное училище и Киевскую духовную семинарию.
Путь в священство. Путь был очень сложным и тернистым. В двух словах об этом не расскажешь, а много говорить в рамках этого рассказа сложно. Потому я оставлю этот вопрос.
Семья. Матушка — коренная крымчанка, моя помощница и любимый человек. У нас шестеро детей, — это, можно сказать, успех нашей семейной жизни. Я понимаю, что в нашей семье именно матушке приходится быть «на передовой». Дети требуют огромного внимания матери, но вижу, что она с Божией помощью справляется, а для меня это утешение. Слава Богу!
Севастополь.
Севастополь – город-герой. Детство мое прошло в Симферополе и нас, детей, учили гордиться этим славным городом. Напомню, что я родился также в городе-герое и всегда чувствовал какую- то причастность к славе Севастополя. К сожалению (для меня), Севастополь во времена моего детства был закрытым военным городом, и я не часто мог бывать в нем, однако те редкие посещения оставили у меня трепетные воспоминания, и после моего рукоположения и назначения на приход в Севастопольское благочиние я был очень по- доброму взволнован и нисколько не жалею, что попал в Андреевку. Кстати рукополагали в дьяконский сан меня на территории Свято-Георгиевского монастыря, а иерейский я принял в Покровском соборе Севастополя. Можно сказать, духовное рождение прошло тут. Севастополь — моя духовная родина, если хотите.
Кого Вы считаете своим духовным наставником?
Своим духовным наставником я считаю, прежде всего, ныне здравствующего протоиерея Владимира Гапоненко. Сегодня это — духовник Симферопольской и Крымской епархии, а во времена моего духовного поиска и становления он был в должности настоятеля Кафедрального собора г. Симферополя. С тех пор мы часто общаемся, более того, батюшка является крестным моей средней дочки. Главное, я считаю, это искренняя забота о человеке, о страждущей душе. Я до сих пор храню его письмо, которое он не поленился написать на нескольких листах, убеждая меня в том, что наша вера — единственный верный выбор. Прошло много времени с тех пор и, глядя вокруг, я могу сказать, что редкие пастыри так искренно могут служить Богу, как этот священник.
Особое место в моей жизни занимает владыка Лазарь. Я долгое время нес послушание при кафедральном соборе, и именно там прошло мое духовное становление. С владыкой я общался нечасто, но все его наставления с тех пор хорошо помню и благодарен ему за них. Также я очень благодарен отцу Силуану, наместнику Бахчисарайского монастыря, отцу Авакуму и многим другим достойным пастырям за их молитвы, заботу и внимание ко мне.
Удалось ли своим примером привести к Богу кого-то из друзей, коллег, бывших в Вашей жизни до принятия сана?
Не могу сказать. Несколько моих товарищей по юности сегодня ходят в храмы, мы очень по-доброму общаемся, и я этому несказанно рад, однако сомневаюсь, что причина — мой пример. Я далеко не являюсь примером.
Что самое сложное в пастырском служении?
Когда служишь в сельской местности, очень часто самым сложным становится материальная сторона вопроса. Как правило, люди в селе простые, искренние и добрые. Постоянные прихожане прекрасно знают друг друга, и коллектив является сплоченным. Однако материальных средств на нужды общины недостает, и нередко пастырь вместо молитвенного служения должен учиться быть хозяйственником и завхозом, а также просить, просить, просить…
В итоге получается, что жизнь проходит, и забота о «хлебе насущном» превращается в привычку. Я считаю, что это очень актуально сегодня, и распределение средств нужно как- то реформировать. Большие городские общины могли бы внимательнее относится к сельским, все же из одной Чаши причащаемся и, не совсем правильно, если в одном храме этот сосуд из золота, а в другом из дерева. Пусть везде будет из серебра (улыбка).
Как строится Ваша неделя? Много ли остается свободного времени, есть ли увлечения?
Неделя строится по-разному, сложно описать «типичную неделю». Естественно, суббота и воскресение по традиции — время Богослужений, в другие, по нуждам прихода так же совершаются службы, и, конечно, хоз. деятельность. Что касается свободного времени: часть времени провожу у компьютера, IT технологии постоянно развиваются, а я люблю движение вперед. Увлекаюсь туризмом, велотуризмом. Слава Богу, в среде нашего духовенства я не одинок в этих увлечениях. Кстати, на вопрос по поводу увлечений хорошо мог бы ответить диакон Сергий Орда из Покровского собора. Его опыт может пригодиться для привлечения молодежи к церковной жизни.
Если бы вам предложили стать священником только сейчас?
Лукавить не стану. Я бы подумал более тщательно. Однако, я ни о чем не жалею, ну, кроме того, что мог совершить какие- то грехи уже будучи в сане, и эти грехи гораздо сильнее ранили души тех, кто был рядом, чем если бы я был простым мирянином.
Если помечтать, ваша идеальная жизнь — какая она?
Идеальная жизнь священника тесно связана с идеальной жизнью прихожан, вверенных ему Богом. Если община крепкая, а люди заботятся друг о друге и во главе угла ставят Христа, то священник прожил жизнь идеально. Само собой, это касается и семьи. Мне хотелось бы видеть среди окружающих меня людей ту любовь, о которой говорил Христос — это идеальная жизнь. А все остальное приложится :).
На каком этапе находится строительство храма, какова ситуация с финансированием, какие социальные проекты планируется реализовать на приходе, насколько многочисленна община, и кто ее составляет?
При нашем храме мы изначально планировали сделать сезонный приют для инвалидов. Село Андреевка — это спокойное место для спокойного летнего отдыха, и мы планируем принимать при храме во славу Божию инвалидов, предоставлять им условия для проживания у моря, ведь некоторые из них не видели его никогда. А со временем этот социальный проект, как мы надеемся, перерастет в приют для инвалидов на постоянной основе. Сегодня при храме работает паломническая служба, я надеюсь — это начало реализации социальных проектов, которые мы задумали. Мы перестраиваем здание бывшего хозяйственного магазина.
Очень многое нужно. Нет даже ограды, фасад здания в плачевном состоянии, последнее время все труднее и труднее становится с «благоукрасительством храма», так как денег у общины нет, и взять негде. Нет никакого финансирования. То, что приносят прихожане и составляет бюджет. А прихожане, к сожалению, не богатеют, а совсем наоборот. Одна надежда на Бога. Постоянных прихожан общины совсем немного, примерно человек 30-40, радует то, что с каждым годом приходит больше молодых людей, а еще то, что родители приносят к Причастию много маленьких деток.
Как создать настоящую приходскую общину, где каждый знает, у кого кто родился, кто женился, кто умер, где вместе празднуют свадьбы, помогают нуждающимся и живут одной большой семьей?
Это вопрос, на который мы все хотели бы получить ответ. Я думаю «рецепта» не существует, однако, есть Евангелие, которое нам нужно брать за основу жизни, и все получится. Православные на генетическом уровне должны почувствовать себя семьей, родными людьми. Но, к сожалению, «заботы века сего» сильно нас отвлекают от этой святой цели.
Что сделать, чтобы «поддержать» Единое Тело прихода?
Нужно больше встречаться, нужно объединяться вокруг какой- то идеи, наверное, так.
Какие видите способы привлечения молодежи к приходской жизни? Как решаете эту проблему на своем приходе?
Молодежь должна понимать, что Церковь — это путь их жизни. Все великие проекты поднимала молодежь, сегодня в Церкви есть очень много проектов, которые нуждаются в поддержке молодежи, но извне кажется, что Церковь — это скучные бабушки, непонятное богослужение и никаких перспектив. Как заинтересовать — не могу сказать. Должны быть молодежные лидеры, которые своим примером покажут, что церковная жизнь — это не рутина, а нечто интересное, то, для чего стоит жить… У нас в приходе мало молодежи. Но, еще повторюсь, я наблюдаю, что молодежь активнее тянется к Церкви.
Проблему мы пытаемся решить. Проводили миссионерские лекции для школьников в Доме культуры. Я водил старшеклассников по пещерным городам, попутно рассказывая об истории христиан, которые жили в этих пещерах. Детям все очень нравится, они готовы к активной жизни, но в храм не идут… им непонятна суть Веры. Среди нас много людей, которые попали в какую-либо зависимость. Не находя другого выхода, они обращаются в Церковь. Чем может Церковь помочь таким людям? Чтобы человека избавить от страсти или зависимости нужно, если хотите, дать ему зависимость высшего порядка. Этой зависимостью может быть послушание в монастыре, где молитва сменяется физическим трудом, и нет возможности отвлекаться и вспоминать что-то другое. Ну, а потом человек должен почувствовать, что он полезен другим, что его молитва помогает другим, что его жизнь нужна.
По Вашим наблюдениям сегодня происходит отток людей из Церкви или наоборот людей в храмах становится больше, и почему?
По моим наблюдениям количественная составляющая не меняется. Я наблюдаю по своему приходу. За 16 лет некоторые наши активные члены общины умерли или уехали из нашей местности, но на их место пришло примерно то же количество верных и постоянных прихожан, которые составляют скелет общины. Такое ощущение, что никто и не уходил, хотя лица уже другие.
Какой нравственный облик должен иметь современный человек? Что может сделать сегодня Церковь для улучшения духовно-нравственного состояния общества?
Ну, «что такое хорошо, а что такое плохо», я думаю и так понятно, если нет, то можно прочесть в детских книжках. А сегодня нам надо следить за собой, как никогда раньше. Простой пример. Вижу на сайте крымских новостей скандальный заголовок о том, что священник спровоцировал аварию. Читаю. Обычное заурядное ДТП. Одна машина коснулась другой и поцарапала краску. Оба водителя трезвые. Ну кто бы обратил внимание, если бы за рулем был не священник? Даже мимо бы шли и не остановились, так как и автомобили не пострадали, и люди, тем более.
А так как за рулем священник растиражировали по областным новостям, статья получила массу разных комментариев. В основном, конечно, недоуменных, типа ну и что тут особенного — однако сам факт. Причем он был не в духовной одежде, но его узнали, сфотографировали и тут же написали «новость», которую тут же опубликовали. На нас сегодня направлены объективы не только журналистов, но и простых граждан, охотников за сенсациями, так что соблазн, который мы можем принести «локально» могут распространить — это надо понимать. И своим примером не отвращать людей от Церкви, а привлекать.
Как современному человеку достичь смирения?
Больше терпеть, наверное, — это обычный рецепт.
Как современному человеку возлюбить ближнего как самого себя?
Следить за тем, как он относится к себе и к другим.
Какие добрые дела может и должен творить сегодня христианин, обычный прихожанин любого севастопольского храма? Какие в его силах. О месте Церкви в жизни человека сегодня: как «приучить» себя жить так, как следует христианину: регулярно посещать богослужения, ежедневно читать Евангелие, утреннее и вечернее молитвенное правило, соблюдать пост, предпочитать духовную или качественную художественную литературу просмотру «пустых» шоу по телевизору? Ведь люди часто жалуются на нехватку времени, усталость на работе и т.п.
Надо понимать, что ежедневная практика духовной жизни воспитывает в нас дисциплину, а личное отношение с Богом — это таинство. Думаю, что в учении Апостолов все это есть. Нужно не лениться. Лень — это серьезная проблема в наше время.
Какие бы советы Вы дали новоначальным, а также тем, кто уже давно пребывает в церковной ограде?
Новоначальным — трезвее смотреть на духовную жизнь и быть больше практиками, а не теоретиками христианства, а тем, кто уже давно в церковной ограде, наоборот больше рвения и пламенной веры, так как рутина делает нас «теплыми».
Адрес храма Державной иконы Божией Матери: с. Андреевка, ул. Садовая, 19.
Телефон: 73-33-28 Вебсайт: www.derzhavnaya.org
Паломническая служба при храме Державной иконы Божией Матери: www.palomnik.biz
20.01.15
2502 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!