В Свято- Владимирском соборе в Херсонесе совершена Божественная литургия с Чином Торжества Православия
17 марта, в первое воскресенье Великого поста, в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе состоялась Божественная литургия с чином Торжества Православия.
Богослужение возглавил благочинный Севастопольского округа, протоиерей Сергий Халюта в сослужении духовенства собора.
По окончании Литургии отец Сергий обратился с пастырским словом ко всем собравшимся: «Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, поздравляю вас с окончанием первой недели Великого поста, с неделей, воскресение которой мы называем Торжеством Православия. Церковь наша свята и непорочна, потому что главой ее является Иисус Христос. И что бы не происходило в нашем мире, в нашей Церкви, Господь всегда устанавливает правду: правду о спасении, правду о том пути, по которому мы идем к Богу, к Царствию Небесному. Желаю каждому из вас, чтобы в вашем сердце всегда была правда Божия. Та правда, которая побуждает нас ко спасению, побуждает к смирению, кротости, воздержанию, к любви к Богу и ближнему. Правда, которая освобождает нас от всякой скверны, от всяких мыслей, которые уводят человека от Бога. И тогда в сердце каждого из вас будет мир, в каждой семье будет мир, а если мир будет в семье, то он будет и в городе, и в стране, и в мире. Потому что сердца человеческие не будут находить места для вражды между собой. Будьте всегда с Богом и в Боге, ибо в этом и есть наше спасение».
О чине Торжества Православия
Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. иконопочитатели были освобождены из темниц и заточения и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.
Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.
В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».
После 1917 г. анафематствованы: "творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной" (1918 г.), несколько священников, «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960 гг.). В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.
В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г., после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.»
Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.
17.03.19
4026 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!