Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе
В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста во всех храмах Севастопольского благочиния вечерами совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
11 марта в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе состоялось великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Богослужение возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта в сослужении духовенства собора.
Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он нацелен на то, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние, расположить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни. С этою целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события и из ветхозаветной истории, начиная с сотворения Адама, и из истории евангельской. Преподорбный Андрей применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления. Персонажи и события священной истории аллегорически представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти, до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», – такими словами начинается Великий канон. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», – повторяет хор особым великопостным распевом после каждого «куплета» (тропаря) канона.
Андрей Критский родился в Дамаске у родителей-христиан. Согласно его житию, он был немым от рождения до семилетнего возраста, когда чудесным образом исцелился, приняв причастие. С этого времени он начинает изучать Священное Писание и богословские науки. В возрасте 14 лет Андрей поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного возле Иерусалима, где быстро заслужил уважение, ведя строгую монашескую жизнь.
Андрей Критский позднее был назначен архидиаконом и специальным посланником Патриарха Иерусалимского на VI-м вселенском соборе в Иерусалиме. На соборе Андрей успешно противоборствовал еретическим учениям, обнаруживая не только всестороннюю образованность и глубокое знание догматов Церкви, но и высокий дух благочестия. Вскоре после собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и поставлен архидиаконом при церкви Святой Софии.
В правление императора Юстиниана II Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на Крите. Здесь он раскрывается как проповедник и поэт. Проповеди Андрея Критского отличаются высоким слогом и гармоничной фразой, что позволяет говорить о нём как одном из выдающихся церковных ораторов Византийской эпохи.
Точная дата смерти святителя неизвестна, разные авторы называют 712 или 726 год. Известно, что скончался он на острове Митилена, возвращаясь на Крит из Константинополя, куда он отправлялся по делам Церкви. Позже мощи Андрея Критского были перенесены к Константинополь. В 1350-м году русский паломник Стефан из Новгорода видел их в монастыре св. Андрея Критского в Константинополе.
По данным исторических источников, Андрей Критский известен как сочинитель текстов и мелоса ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, которые сохранились в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях.
11.03.19
1623 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!