В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» открылась выставка московского фотохудожника Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия»
Ферапонтовские фрески иконописца Дионисия, сохранившиеся в первозданном виде в далёкой от культурных центров вологодской глубинке, теперь можно увидеть и в Севастополе.
11 октября в малом выставочном зале Византийской экспозиции на 2 этаже музея-заповедника «Херсонес Таврический» открылась выставка московского фотохудожника и издателя Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия», который провел уникальную профессиональную съемку фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Ему удалось при переменчивом дневном свете показать произведения древнего мастеря такими, какими их, пожалуй, никто и никогда не видел.
Сегодня ферапонтовский цикл называют «огромной объёмной иконой, матрицей для будущего России». 12-летний подвижнический труд Юрия Холдина (1954-2007) стал настоящим фотооткрытием фресок Дионисия для широкой современной публики.
В открытие выставки приняли участие: Николай Бурляев, член Патриаршего Совета по культуре, Председатель Союза деятелей Славянской культуры, Президент ООО Международный Кинофорум «Золотой Витязь», Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Светлана Мельникова, директор музея-заповедника «Херсонес Таврический», директор Департамента культуры Николай Краснолицкий, помощник благочинного Севастопольского округа протоиерей Стефан Сломчинский. На открытие присутствовали кадеты класса МЧС школы №60, другие гости.
Новый изобразительный формат представления вершинного труда Дионисия – словно новый этап его жизни. Мы можем сегодня видеть воочию и воспринимать неповторимую светоносную силу русской фрески в той степени подлинности, как во многих отношениях и на малый процент не удаётся даже в Ферапонтово. Ведь фрески живут в сложном архитектурном и свето-воздушном пространстве. Их цвет постоянно меняется в зависимости от освещённости – и в разное время дня, года, мы их видим по-разному.
Юрий Холдин, исследуя, как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в узком диапазоне светового времени. Это освещение, которое бывает в храме в полдень солнечного дня: «Я заставлял плёнку увидеть так, как человек видит это во время Литургии, когда включаются паникадила, горят свечи…». В найденном ключе Холдин решил так показать все композиции Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цвето-колористическое пространство собора.
Неслучайно выбрано место встречи севастопольцев и гостей города-героя с произведениями древнего изографа — зал временных выставок здания Византийской экспозиции. Византийские художественные традиции вместе с православной верой пришли на Русь, были осмыслены русскими мастерами и получили собственное новое звучание в древних храмах и монастырях Руси.
Проект «Свет фресок Дионисия» многогранен, просветительские возможности его универсальны. Реализация проекта стала возможной благодаря сотрудничеству музея-заповедника с Фондом «Фрески Руси» и АНО по развитию культуры и искусства «Международной кинофорум «Золотой Витязь». Открытие выставки стало одним мероприятий IX Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь», в рамках которого пройдёт серия из 10 выставок в Севастополе, Москве, Московской и Калиниградской областях, Луганске.
Увидеть работы можно еженедельно со среды по воскресенье с 9:00 до 17:00 в малом выставочном зале Византийской экспозиции на 2 этаже. Вход на выставку для посетителей музея-заповедника свободный.
Фотохудожник Юрий Холдин – единственный, которому удалось почти невозможное: он не только запечатлел все фрески древнерусского иконописца Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря на фотокамеру, но и благодаря новаторским методам фотосъемки сумел передать их цвет, фактуру, объем, пропорции, что, по мнению специалистов, является уникальным даже для современного уровня технологий фотоискусства.
Московский фотохудожник, трагически ушедший из жизни в 2007 году, известен как мастер, впервые осуществивший синтез новых подходов к фотосъемкам, применяющихся сегодня в мире. Его работа над проектом заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре Вологодской области, который внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В фотоработах сохранены в первозданном виде фрески, созданные более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в одном ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым.
Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров Северной Руси. Сегодня это памятник мирового значения, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам иконописца Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Считается, что это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся фрески, которые мастер с сыновьями выполнили в августе-сентябре 1502 года.
О фресках и о титанической десятилетней работе фотомастера рассказала хранительница уникальных работ, вдова Юрия Холдина, Екатерина Данилова-Холдина: «Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников – прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Однажды судьба привела москвича Юрия Холдина на Вологодчину, в Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Великое творение Дионисия настолько поразило его, что Юрий принял твердое решение, круто изменившее его судьбу: показать современными средствами первозданную красоту фресок Дионисия всему миру. Работая в условиях переменчивого света храма, ему удалось найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом! Но и это было еще полдела. Около 10 лет шла печать полного цикла проекта: фотохудожнику, путем отбора многотысячных вариантов цветопроб, удалось добиться предельного соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати, а сам экспозиционный материал, по заключению экспертов искусствоведения, представляет собой вершину технологических возможностей фотоискусства и лазерной цветопечати не только в России, но и во всей мировой культуре»…
Экспозиция с годами становится все более и более уникальной: смена технологии печати в фотографии, к сожалению, уже не позволит осуществить печать с пленки на столь же высококачественном уровне. Поэтому фотоработы Юрия Холдина приобретают все большую и большую ценность: они так же оголены и беззащитны перед временем, как и сами фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря…
В материале использована информация сайта музея-заповедника «Херсонес Таврический»: https://chersonesos-sev.ru
11 октября в малом выставочном зале Византийской экспозиции на 2 этаже музея-заповедника «Херсонес Таврический» открылась выставка московского фотохудожника и издателя Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия», который провел уникальную профессиональную съемку фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Ему удалось при переменчивом дневном свете показать произведения древнего мастеря такими, какими их, пожалуй, никто и никогда не видел.
Сегодня ферапонтовский цикл называют «огромной объёмной иконой, матрицей для будущего России». 12-летний подвижнический труд Юрия Холдина (1954-2007) стал настоящим фотооткрытием фресок Дионисия для широкой современной публики.
В открытие выставки приняли участие: Николай Бурляев, член Патриаршего Совета по культуре, Председатель Союза деятелей Славянской культуры, Президент ООО Международный Кинофорум «Золотой Витязь», Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Светлана Мельникова, директор музея-заповедника «Херсонес Таврический», директор Департамента культуры Николай Краснолицкий, помощник благочинного Севастопольского округа протоиерей Стефан Сломчинский. На открытие присутствовали кадеты класса МЧС школы №60, другие гости.
Новый изобразительный формат представления вершинного труда Дионисия – словно новый этап его жизни. Мы можем сегодня видеть воочию и воспринимать неповторимую светоносную силу русской фрески в той степени подлинности, как во многих отношениях и на малый процент не удаётся даже в Ферапонтово. Ведь фрески живут в сложном архитектурном и свето-воздушном пространстве. Их цвет постоянно меняется в зависимости от освещённости – и в разное время дня, года, мы их видим по-разному.
Юрий Холдин, исследуя, как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в узком диапазоне светового времени. Это освещение, которое бывает в храме в полдень солнечного дня: «Я заставлял плёнку увидеть так, как человек видит это во время Литургии, когда включаются паникадила, горят свечи…». В найденном ключе Холдин решил так показать все композиции Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цвето-колористическое пространство собора.
Неслучайно выбрано место встречи севастопольцев и гостей города-героя с произведениями древнего изографа — зал временных выставок здания Византийской экспозиции. Византийские художественные традиции вместе с православной верой пришли на Русь, были осмыслены русскими мастерами и получили собственное новое звучание в древних храмах и монастырях Руси.
Проект «Свет фресок Дионисия» многогранен, просветительские возможности его универсальны. Реализация проекта стала возможной благодаря сотрудничеству музея-заповедника с Фондом «Фрески Руси» и АНО по развитию культуры и искусства «Международной кинофорум «Золотой Витязь». Открытие выставки стало одним мероприятий IX Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь», в рамках которого пройдёт серия из 10 выставок в Севастополе, Москве, Московской и Калиниградской областях, Луганске.
Увидеть работы можно еженедельно со среды по воскресенье с 9:00 до 17:00 в малом выставочном зале Византийской экспозиции на 2 этаже. Вход на выставку для посетителей музея-заповедника свободный.
О фотохудожнике Юрии Холдине
Фотохудожник Юрий Холдин – единственный, которому удалось почти невозможное: он не только запечатлел все фрески древнерусского иконописца Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря на фотокамеру, но и благодаря новаторским методам фотосъемки сумел передать их цвет, фактуру, объем, пропорции, что, по мнению специалистов, является уникальным даже для современного уровня технологий фотоискусства.
Московский фотохудожник, трагически ушедший из жизни в 2007 году, известен как мастер, впервые осуществивший синтез новых подходов к фотосъемкам, применяющихся сегодня в мире. Его работа над проектом заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре Вологодской области, который внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В фотоработах сохранены в первозданном виде фрески, созданные более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в одном ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым.
Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров Северной Руси. Сегодня это памятник мирового значения, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам иконописца Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Считается, что это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся фрески, которые мастер с сыновьями выполнили в августе-сентябре 1502 года.
О фресках и о титанической десятилетней работе фотомастера рассказала хранительница уникальных работ, вдова Юрия Холдина, Екатерина Данилова-Холдина: «Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников – прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Однажды судьба привела москвича Юрия Холдина на Вологодчину, в Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Великое творение Дионисия настолько поразило его, что Юрий принял твердое решение, круто изменившее его судьбу: показать современными средствами первозданную красоту фресок Дионисия всему миру. Работая в условиях переменчивого света храма, ему удалось найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом! Но и это было еще полдела. Около 10 лет шла печать полного цикла проекта: фотохудожнику, путем отбора многотысячных вариантов цветопроб, удалось добиться предельного соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати, а сам экспозиционный материал, по заключению экспертов искусствоведения, представляет собой вершину технологических возможностей фотоискусства и лазерной цветопечати не только в России, но и во всей мировой культуре»…
Экспозиция с годами становится все более и более уникальной: смена технологии печати в фотографии, к сожалению, уже не позволит осуществить печать с пленки на столь же высококачественном уровне. Поэтому фотоработы Юрия Холдина приобретают все большую и большую ценность: они так же оголены и беззащитны перед временем, как и сами фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря…
В материале использована информация сайта музея-заповедника «Херсонес Таврический»: https://chersonesos-sev.ru
12.10.18
1921 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!