28 августа — особенный день в жизни каждого православного христианина: Успение Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Один из двунадесятых праздников, окрашенный, одновременно, печалью об окончании земного жизненного пути Заступницы Небесной, и радостью о соединении Пречистой Матери со Своим Сыном – Господом Иисусом Христом.
К достойной встрече праздника Успения христиане подготавливаются двухнедельным постом, который называется Успенским, и по строгости является вторым после Великого поста.
В канун праздника Успения, перед Всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается светильник, после чего бывает каждение престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и пребывает до богослужения, на котором совершается чин Погребения Божией Матери.
В Свято-Владимирском соборе служение праздничного Всенощного бдения с выносом Плащаницы Божией Матери возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, в сослужении духовенства собора.
Вынос Плащаницы Пресвятой Богородицы происходит только раз в году — в канун празднования Успения Божией Матери. В этот день в храме особенно многолюдно: все стараются вырваться из будничной суеты и почтить великий двунадесятый праздник участием в праздничном богослужении.
Утром, в сам день праздника, была совершена Божественная литургия, на которой, после двухнедельного поста, каждый православный христианин по возможности старался причаститься Святых Христовых Таин.
По окончании богослужения благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта поздравил всех с праздником Успения Божией Матери и окончанием поста: «Как можно радоваться смерти человека, который дал тебе спасение, человека, через которого мы соединяемся со Христом? Но, тем не менее, сегодня мы радуемся: радуемся промыслу Божиему, радуемся неизреченной любви Господа к роду человеческому и к Своей Матери. Люди, далекие от веры, боятся смерти, но каждый христианин знает, что смерть – это начало новой жизни, это рождение в жизнь вечную, это наше соединение с Богом, ради Которого все мы живем на земле, и к Которому стремимся всем сердцем, всей своей жизнью. Именно поэтому сегодня для каждого из нас – праздник, ведь все мы являемся детьми Божией Матери, которых Она никогда не оставляет. Ни одна молитва к Матери Божией не остается без ответа, к каждому, и праведнику и грешнику, Богородица всегда приходит на помощь».
29 августа, на вечернем богослужении, будет совершен Чин Погребения Пресвятой Богородицы. Этот Чин представляет собой довольно продолжительное, но очень красивое богослужение. После великого славословия, при пении заключительного "Святый Боже" (как при выносе Креста), духовенство поднимает Плащаницу, вокруг храма совершается крестный ход с Плащаницей Пресвятой Богородицы, с умилительным протяжным пением, во время которого поется тропарь праздника и совершается колокольный звон.
По окончании крестного хода священство на входе держит святую Плащаницу, и каждый проходит под ней, прося заступничества у Пресвятой Богородицы.
О празднике Успения
Церковнославянское слово «успение» родственно слову «уснуть», оно означает праведную, мирную кончину. Христиане верят: окончание земной жизни праведника — не конец, а рождение к вечной жизни с Богом; поэтому Церковь редко назначает праздником день рождения святого, но всегда — день его смерти.
События сегодняшнего праздника не описаны в Евангелии, но известны из церковного Предания. После Вознесения Иисуса Христа на небо Пресвятая Богородица жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, который заботился о Ней как о родной матери. Пресвятая Богородица прожила долгую жизнь и каждый день молилась о том, чтобы Сын явился за Ней и взял Ее к Себе на небо.
По преданию, Дева Мария пришла помолиться на Елеонскую гору, на место, откуда Христос вознесся на небо. Там Ей явился архангел Гавриил. Он предупредил Пречистую о скорой кончине и сказал, что смерть Ее будет подобна короткому сну: Сам Христос придет за душой Матери, а вскоре и тело Ее вознесется на небо.
В назначенный день в доме апостола Иоанна собрались ученики Христа: одни из них в это время были в Иерусалиме, а тех, кто отправился с проповедью в дальние страны, ангелы перенесли в дом Иоанна на облаках. Святые апостолы простились с Пресвятой Девой. Похоронили Ее в Гефсиманском саду, в гробнице, где уже были погребены ее родители Иоаким и Анна и супруг, праведный Иосиф.
Проститься с Пресвятой Богородицей не успел один апостол Фома. Он пришел в Иерусалим спустя три дня и очень горевал, что не смог в последний раз увидеть Мать своего Учителя. Чтобы утешить его, апостол Иоанн открыл для него гробницу Пресвятой Девы. Однако войдя внутрь, Фома не увидел тела Пречистой: в гробу лежали только Ее одежды, издававшие чудесное благоухание. Как и обещал архангел, Пресвятая Дева вознеслась на небо не только душой, но и телом.
С тех пор все христиане обращаются к Ней как к своей Заступнице перед Богом, Которая непрестанно молится об их спасении и избавлении от скорбей.
Установление празднования
В отличие от празднования мучеников в христианской церкви праздники в честь Пресвятой Богородицы более позднего происхождения. В похвальной речи Феодора Петрского преподобному Феодосию Великому (около 530 года) говорится, что в палестинских монастырях ежегодно с большой торжественностью совершается память Богородицы. О собственно празднике Успения в греческой Церкви достоверные известия начинаются лишь с конца VI века.
Как свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул в своей «Истории Церкви», император Маврикий (конец VI века) издал эдикт, в котором установил дату празднования Успения Богородицы — 15 августа в благодарность за победу, одержанную над персами.
Дата празднования 15 августа была выбрана не случайно. Ранее, как свидетельствует армянский лекционарий V века (сохранивший древнюю литургическую практику Иерусалимской церкви), этот день отмечался под названием «Исполнение Марией Богородицей правила на второй миле от Вифлеема». Он был связан с событием, описанным в Евангелии от Луки (2:1-7). Исполняя повеление императора Августа о переписи, Иосиф с беременной Мариею из Назарета идут в Вифлеем, однако для них не было место в гостинице. По этой причине когда Иисус Христос родился, то он был положен в яслях для скота. В Иерусалимском лекционарии VII — начало VIII века (сохранившейся в грузинском переводе) 15 августа уже отмечался как «В Гефсимании в постройке царя Маврикия, память Богородицы».
28.08.18
1941 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!