Первая за 500 лет Божественная литургия у пещерного храма в Сарандинакиной балке
По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в 2016 году была образована религиозная община во имя святителя Григория Паламы. Настоятелем общины назначен клирик храма Державной иконы Божией Матери иерей Александр Леонов.
Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Престольный праздник община решила отметить первой Божественной литургией на месте будущего храма. Место это находится в балке Сарандинаки (район между ул. Хрюкина и ул. Лебедева, спуск на Максимову дачу), рядом с пещерным храмом, входящим в монастырский пещерный комплекс, основанным не ранее середины XIII в. и функционировавшим до середины ХV века.
Было решено молиться не в пещерном храме, так как с его сводов периодически падают обломки скалы, а рядом, в походном храме. В палатке был установлен переносной престол, жертвенник. Антиминс с частицами мощей святых царственных страстотерпцев предоставил настоятель собора царственных страстотерпцев на Красной горке протоиерей Алексий Петренко. Евхаристический набор был пожертвован общине верующими.
По прогнозу погоды утром ожидались осадки, однако, по милости Божией, богослужение проходило без дождя, в условиях полного безветрия. Литургию возглавил настоятель общины иерей Александр Леонов. Верующих было человек 10 – «костяк» общины. Все причастились Святых Христовых Таин. Настроение у всех было радостное, благостное. Первая Литургия в этом месте за более чем 500 лет!
Едва священник совершил отпуст и служба закончилась, поднялся ветер и начал накрапывать обещанный дождь.
Каждое воскресенье, в 16-00 часов, члены общины во главе с отцом Александром собираются на этом месте, чтобы совершить водосвятный молебен и помолиться своему небесному покровителю – святителю Григорию Паламе.
Монастырский пещерный комплекс расположен в предместье византийского Херсона. В 1994-1996 гг. его раскопки проводила экспедиция Национального заповедника «Херсонес Таврический» под руководством Татьяны Яшаевой.
Монастырь был вырублен в крутых каменистых склонах Сарандинакиной балки. Он состоял из центрального трехъярусного комплекса и отдельных пещерных помещений, расположенных на расстоянии друг от друга. В структуре основного пещерного комплекса выделено три блока: литургический, погребально-мемориальный и хозяйственный. Литургический блок представлен храмом, имевшим трехчастную планировку: алтарная часть, наос, нартекс. От других пещерных церквей Таврики его отличают различная ориентация алтаря и наоса и широкое использование в архитектурном оформлении цилиндрических сводов и ниш. На стенах храма и монастырских помещений высечены раннехристианские символы: кресты, корабли, буквы: альфа-омега, а также тамгообразные и рунические знаки более позднего времени.
Погребально-мемориальный блок комплекса включал в себя семь костниц, грунтовое погребение и помещение со скамьей для отпеваний. Хозяйственный блок состоял из нескольких пещерных помещений, расположенных в среднем и нижнем ярусах: большого подвала с цистерной, винодельни, трапезной, кухни.
Трудовая деятельность монахов сарандинакинского монастыря не имела широкого размаха и диктовалась в основном насущными нуждами. На склонах балки выращивали виноград, производили вино, излишки которого, вероятно, обменивали на зерно. Нет никаких данных о занятиях монахами какими-либо ремеслами, например, металлообрабатывающим, косторезным или гончарным. Кувшины, горшки, чаши, миски и другая простая и глазурованная посуда, вероятно, покупались или обменивались.
Судя по набору керамики из нивелировочной подсыпки храма и слоя пожара, монастырь был основан не ранее середины XIII в. и функционировал до середины ХV в. Керамический материал, выявленный в монастырском комплексе, позволил не только уточнить время его основания и гибели, но и дал дополнительный хронологический репер для датировки других культовых пещерных сооружений поздневизантийской Таврики.
Внутренняя организация монашеского сообщества в Сарандинакиной балке имеет все признаки лавры: единый центр, включавший в себя храм, трапезную, кухню, хозяйственный подвал с цистерной, винодавильню и отдельно стоящие пещеры-исихастерии, входившие в структуру лавры. Популярность лаврского уклада среди херсонского монашества в XIV в. связана с победой в восточно-христианском мире паламизма и проникновением идей исихазма в Херсон.
Татьяна Яшаева
Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Престольный праздник община решила отметить первой Божественной литургией на месте будущего храма. Место это находится в балке Сарандинаки (район между ул. Хрюкина и ул. Лебедева, спуск на Максимову дачу), рядом с пещерным храмом, входящим в монастырский пещерный комплекс, основанным не ранее середины XIII в. и функционировавшим до середины ХV века.
Было решено молиться не в пещерном храме, так как с его сводов периодически падают обломки скалы, а рядом, в походном храме. В палатке был установлен переносной престол, жертвенник. Антиминс с частицами мощей святых царственных страстотерпцев предоставил настоятель собора царственных страстотерпцев на Красной горке протоиерей Алексий Петренко. Евхаристический набор был пожертвован общине верующими.
По прогнозу погоды утром ожидались осадки, однако, по милости Божией, богослужение проходило без дождя, в условиях полного безветрия. Литургию возглавил настоятель общины иерей Александр Леонов. Верующих было человек 10 – «костяк» общины. Все причастились Святых Христовых Таин. Настроение у всех было радостное, благостное. Первая Литургия в этом месте за более чем 500 лет!
Едва священник совершил отпуст и служба закончилась, поднялся ветер и начал накрапывать обещанный дождь.
Каждое воскресенье, в 16-00 часов, члены общины во главе с отцом Александром собираются на этом месте, чтобы совершить водосвятный молебен и помолиться своему небесному покровителю – святителю Григорию Паламе.
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
http://www.pravoslavie.ru/36556.html
Историческая справка
Монастырский пещерный комплекс расположен в предместье византийского Херсона. В 1994-1996 гг. его раскопки проводила экспедиция Национального заповедника «Херсонес Таврический» под руководством Татьяны Яшаевой.
Монастырь был вырублен в крутых каменистых склонах Сарандинакиной балки. Он состоял из центрального трехъярусного комплекса и отдельных пещерных помещений, расположенных на расстоянии друг от друга. В структуре основного пещерного комплекса выделено три блока: литургический, погребально-мемориальный и хозяйственный. Литургический блок представлен храмом, имевшим трехчастную планировку: алтарная часть, наос, нартекс. От других пещерных церквей Таврики его отличают различная ориентация алтаря и наоса и широкое использование в архитектурном оформлении цилиндрических сводов и ниш. На стенах храма и монастырских помещений высечены раннехристианские символы: кресты, корабли, буквы: альфа-омега, а также тамгообразные и рунические знаки более позднего времени.
Погребально-мемориальный блок комплекса включал в себя семь костниц, грунтовое погребение и помещение со скамьей для отпеваний. Хозяйственный блок состоял из нескольких пещерных помещений, расположенных в среднем и нижнем ярусах: большого подвала с цистерной, винодельни, трапезной, кухни.
Трудовая деятельность монахов сарандинакинского монастыря не имела широкого размаха и диктовалась в основном насущными нуждами. На склонах балки выращивали виноград, производили вино, излишки которого, вероятно, обменивали на зерно. Нет никаких данных о занятиях монахами какими-либо ремеслами, например, металлообрабатывающим, косторезным или гончарным. Кувшины, горшки, чаши, миски и другая простая и глазурованная посуда, вероятно, покупались или обменивались.
Судя по набору керамики из нивелировочной подсыпки храма и слоя пожара, монастырь был основан не ранее середины XIII в. и функционировал до середины ХV в. Керамический материал, выявленный в монастырском комплексе, позволил не только уточнить время его основания и гибели, но и дал дополнительный хронологический репер для датировки других культовых пещерных сооружений поздневизантийской Таврики.
Внутренняя организация монашеского сообщества в Сарандинакиной балке имеет все признаки лавры: единый центр, включавший в себя храм, трапезную, кухню, хозяйственный подвал с цистерной, винодавильню и отдельно стоящие пещеры-исихастерии, входившие в структуру лавры. Популярность лаврского уклада среди херсонского монашества в XIV в. связана с победой в восточно-христианском мире паламизма и проникновением идей исихазма в Херсон.
Татьяна Яшаева
04.03.18
3488 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!