Чин Воздвижения Креста Господня в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе
26 сентября, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта возглавил служение Всенощного бдения в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе в сослужении духовенства собора.
После великого славословия был совершен чин воздвижения Креста, который установлен в память события, когда равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).
Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.
Чин Воздвижения, который ежегодно совершается в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе, имеет глубокий духовный смысл. Никто не может остаться равнодушным, кто молится в это время в храме. Каждый ощущает всю благодатную силу Животворящего Креста Господня.
Чин Воздвижения Креста
27 сентября – Воздвижение Креста Господня
В соборах и приходских храмах, по благословению епархиального архиерея, совершается следующий чин Воздвижения Креста. После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три поклона до земли перед Святым Крестом и, взяв на главу Честной Крест с живыми цветами, лицом к востоку начинает первое воздвижение. Стоя на некотором расстоянии от Креста, диакон, держа в левой руке свечу, а в правой – кадило, громко возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет сто раз «Господи, помилуй».
В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и, при пении первой половины сотницы, медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько можно низко – «на пядь до земли». По мере преклонения Креста голоса поющих понижаются, и почти стихают. При пении второй половины сотницы настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение усиливается и заканчивается громким и торжественным «Господи, помилуй». При пении «Господи, помилуй» в третий раз настоятель выпрямляется и вновь трижды осеняет Крестом на восток. При соборном служении – два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение и воздвижение. «Два диакона кадят Крест в лице беспрестанно, а два подсвечника великие обращают по сторонам».
После этого настоятель обращается с Крестом лицом на запад. Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Таким же образом – и в следующие три раза.
Третье Воздвижение – лицом на юг.
Четвертое воздвижение – лицом на север.
Пятое воздвижение – опять лицом к востоку.
После пятого воздвижения поется кондак: «Вознесыйся на Крест волею». При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое.
Обрядом воздвижения Креста Церковь напоминает об обстоятельствах обретения и возвращения Креста из плена: о воздвижении Креста Патриархом Макарием после обретения и особенно о положении Креста на место его первоначального нахождения по возвращении из персидского плена. В том и другом случае народ с глубокой радостью и смирением восклицал: «Господи, помилуй».
26.09.17
1940 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!