Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
СЛОВО
Высокопреосвященнейшего ЛАЗАРЯ,
Митрополита Симферопольского и Крымского
на Преображение Господне
Дорогие братья и сестры!
Торжествует и радуется ныне всякий христианин, празднуя преславное Преображение Господне. Ибо в этот день утверждается вера наша и успокаивается наша христианская надежда.
Утверждая нашу веру и надежду, Преображение Господне также примиряет нас – христиан - с непростой жизнью нашого времени, которую мы проводим в страданиях, заботах и борьбе, и не только проводим, а через эти страдания, борьбу и молитву - сами преображаемся.
Необходимо отметить и то, что наше личное преображение находится в такой же связи с нашим крестом, в какой преображение Господне было с крестом Христовым. Только постоянно помня о нашем кресте, который состоит из борьбы с грехом и покорно неся его, наступает наше благодатное преображение здесь на земле и готовится последнее наше славное преображение на небе.
Таким образом, наше духовное возрождение требует от нас глубокого самоотречения от наших грехов. А когда нам трудно, то в деле нашего духовного преображения должны помочь нам ближние наши.
Ибо и Господь наш преобразился с участием ветхозаветных пророков и своих любимых учеников, а потому участие людей и в нашем преображении так естественно и необходимо, ибо при помощи ближних наших-родителей, учителей, родственников, раскрываются и развиваются в нас наши духовные силы.
Еще раз поздравляю Вас, дорогие братья и сестры, с праздником Преображения Господня и молитвенно желаю каждому из Вас твердо, мужественно и правильно нести крест свой и достигать своего преображения.
Благословение Божие да пребудет с Вами.
Лазарь,
Митрополит Симферопольский и Крымский
Один из двенадцати великих (т.н. двунадесятых) праздников Христовой Церкви – праздник Преображения Господня – установлен в память великого чуда, совершенного Иисусом Христом незадолго до Его страданий.
Господь взял трех Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и с ними взошел помолиться на гору Фавор. Во время молитвы Учителя ученики заснули. Проснувшись, они оказались свидетелями чудесного зрелища: Господь с сияющим, как солнце, лицом, в белых и блистающих одеждах стоял вблизи них, беседуя с двумя великими пророками древности – Моисеем и Илией. Необычайная радость охватила учеников. И когда они увидели, что пророки удаляются, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (т.е. шалаша – прим. ред.): Тебе одну и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Он не знал, что сказать; ему просто хотелось удержать дивное видение. Вдруг апостолов осенило светлое облако, и они услышали голос Бога: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17, 5).
В страхе ученики пали ниц, но Господь поднял их с любовью. Встав, они увидели Христа в Его обычном виде земного Человека. А когда они шли с горы, Господь повелел им никому не рассказывать о чуде, – до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.
Иисус Христос показал апостолам Свою Божественную славу для того, чтобы они не утратили веру в Него, когда увидят Его страдающим. Конечно, Преображение Господне потрясло учеников. Но коротка память человеческая!
В страшную Гефсиманскую ночь ученики оставили Господа одного, в страхе разбежавшись, когда Он был взят под стражу. И тот же апостол Петр, который просил Христа остаться на Фаворе, трижды отрекся от Него. Но каков смысл Преображения Господня для нас? Свет, который апостолы увидели на горе, – а в явлении этого Света – сама суть Преображения, – ничто иное, как нетварные Божественные энергии, действия, проявления Божества в сотворенном мире. Согласно православному учению, в будущей жизни, в Царстве Божием такое же преображение произойдет и со всей природой, со всем земным миром. Внешний облик, плоть человека будет подобна светоносному Телу Господа; так что событие Преображения приоткрывает для нас тайну нашего грядущего – тайну «жизни будущего века».
Для православных подвижников Преображение особенно значимо. Ведь конечная цель аскетического подвига – не только очищение души от страстей, но и освящение тела. Если и есть впечатление, что подвиг монаха состоит в умерщвлении плоти, то надо понимать, что, в конце концов, плоть должна не умереть, не исчезнуть, но преобразиться, просветиться нетоварным Светом. И некоторым великим святым удавалось достичь этой цели. Вспомним описание Н. Мотовиловым преображение перед ним преподобного Серафима Саровского! Многие византийские подвижники и до XIV века «достигали видения во время молитвы света». Их опыт был обобщен святым Григорием Паламой, проведшим параллель между этими явлениями и Преображением Господним. Именно святому Григорию принадлежит учение о Божественных энергиях и об освящении плоти.