Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла об исцелении слуги сотника
2 июля 2017 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Четвертое воскресенье после Пятидесятницы посвящается замечательному Евангельскому повествованию о том, как Господь исцелил слугу сотника — римского офицера, который, конечно, был язычником (Мф. 8:5-13). По всей вероятности, сотник пожалел своего слугу и обратился к Спасителю с просьбой об исцелении. Господь был готов пойти в дом сотника, но язычник неожиданным образом проявил удивительную силу веры в Господа и Спасителя, зная, что Он способен исцелить его слугу. Сотник сказал: «Не надо идти, — скажи только слово. Ведь и я имею в своем подчинении людей и говорю воину "иди", — и идет. Слуге своему говорю "делай", — и делает». Пораженный верой язычника, Господь говорит: «И в Израиле, — то есть среди людей, верующих в Единого Бога, — не нашел Я такой веры». А затем произносит слова, имеющие значение не только для той эпохи, не только для того народа, но и для всех эпох, для всех народов. Он говорит, что в Царствии Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом возлягут те, кто придет от востока и от запада; а сыны Царствия, то есть те, кто был избран Богом для истинного Богопочитания, будут извергнуты во внешнюю мглу, где будет плач и скрежет зубов.
Конечно, в прямом смысле эти слова относились к фарисеям, законникам, которые потеряли искреннюю веру в Единого Бога, которые эту веру похоронили под множеством разного рода предписаний мелочного, бытового характера. Вот для того чтобы обнажить это глубочайшее заблуждение, Господь и говорит, что придут другие люди, с востока и запада, и возлягут вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. А что же это за люди? Это, по мысли Спасителя, те, кто не потеряет подлинной веры в Бога, кто никогда не подменит ее мелочными предписаниями, внешним выражением своей религиозности, кто сохранит в сердце веру — горячую, сильную веру.
Возникает вопрос: а в чем должна проявляться эта вера, которая нас, людей от востока и запада, приведет в невечернее Царство Божественной славы, где Авраам, Исаак и Иаков пребывают с праведниками? В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Римлянам (Рим. 6:18-23) апостол Павел учит нас, что существует две свободы — свобода от греха и свобода от праведности. Свобода от греха — это способность человека вне зависимости от влияния окружающей среды, от навязываемых ему стереотипов мышления и образа действий сохранять силу противопоставлять себя греху. Это действительно величайшая свобода, потому что грех привлекателен и если кто отдается греху, то перестает быть свободным.
Ну, а что же такое свобода от праведности? А это та самая свобода, которую очень легко обрести. К этой свободе человека как бы подталкивает его инстинктивное начало: делай, что тебе хочется, никаких табу не существует, живи так, как хочешь, всякие ограничения условны, не слушай никого, раскрепощай свои инстинкты, живи свободно. Разве не этому сегодня учат такими или иными, как бы более интеллигентными, но несущими тот же смысл словами? И мы видим, что в мире происходит: даже законодательство потворствует свободе от праведности и все реже внешние обстоятельства способствуют тому, чтобы человек сохранял свободу от греха.
В завершение этой части своего повествования апостол Павел, обращаясь к римлянам, говорит, что в результате греха, в результате жизни, свободной от праведности, наступает смерть, а в результате жизни, свободной от греха, — жизнь вечная. Это не человеческие слова, — это Бог через апостола Павла говорит всему миру. Он не говорит с силой человеческой, — Он обращается к нам в Своей Божественной мудрости и каждый из нас волен принять эти слова серьезно или отмахнуться от них, стать свободным от греха или свободным от праведности. А результат будет именно тот, о котором говорит нам Бог: свобода от греха ― жизнь вечная, а свобода от праведности ― смерть.
Очень многие в течение жизни опытно познают силу этих слов. Чаще всего это происходит уже с возрастом, когда накапливается большой жизненный опыт, когда человек многое пережил, испытал, выстрадал, на собственном опыте понял, как велико и страшно в своей правде Божественное слово, как бессмысленно ему перечить в мыслях, словах и тем более поступках. Но люди, только начинающие жизнь, особенно те, у кого все складывается относительно благополучно, кто еще не соприкоснулся ни со скорбью, ни с болезнью, ни со страданием, часто не понимают смысл этих слов, особенно находясь под воздействием той информации, что сегодня обрушивается на человека. И задача Церкви ― обратиться и к тем, кто молод, и к тем, кто находится в зрелом возрасте, и к тем, кто подходит к закату жизни, и сказать, что Божественные слова непререкаемы и всегда исполняются.
И да поможет нам Господь уразуметь, что не только по внешним проявлениям своей религиозности мы должны уповать на милость Божию, ибо через них мы не возляжем с Авраамом, Исааком, Иаковом в Царствии Небесном, но что путь в Божественное Царство открывается перед каждым человеком тогда, когда он живет по Божией правде, когда он живет по Божественному закону и противится греху.
В разные эпохи люди жили именно так. Вот и сегодня, освящая храм святой благоверной преподобной княгини Евфросинии, в миру Евдокии, жены князя Дмитрия Донского, победившего монголо-татар на Куликовом поле, мы вспоминаем жизнь этой святой женщины, перед которой ведь тоже было много соблазнов. Она была на вершине власти, но она не наслаждалась этой властью, она жила по закону Божиему, она творила дела милосердия, она разделяла с мужем его жизнь, будучи верной супругой и доброй матерью. Замечательной правительнице земли нашей, замечательной русской женщине, принявшей монашеский постриг и ставшей святой, посвящен этот святой храм, ставший памятником и для ее мужа, благоверного князя Дмитрия Донского и для нее самой. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Четвертое воскресенье после Пятидесятницы посвящается замечательному Евангельскому повествованию о том, как Господь исцелил слугу сотника — римского офицера, который, конечно, был язычником (Мф. 8:5-13). По всей вероятности, сотник пожалел своего слугу и обратился к Спасителю с просьбой об исцелении. Господь был готов пойти в дом сотника, но язычник неожиданным образом проявил удивительную силу веры в Господа и Спасителя, зная, что Он способен исцелить его слугу. Сотник сказал: «Не надо идти, — скажи только слово. Ведь и я имею в своем подчинении людей и говорю воину "иди", — и идет. Слуге своему говорю "делай", — и делает». Пораженный верой язычника, Господь говорит: «И в Израиле, — то есть среди людей, верующих в Единого Бога, — не нашел Я такой веры». А затем произносит слова, имеющие значение не только для той эпохи, не только для того народа, но и для всех эпох, для всех народов. Он говорит, что в Царствии Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом возлягут те, кто придет от востока и от запада; а сыны Царствия, то есть те, кто был избран Богом для истинного Богопочитания, будут извергнуты во внешнюю мглу, где будет плач и скрежет зубов.
Конечно, в прямом смысле эти слова относились к фарисеям, законникам, которые потеряли искреннюю веру в Единого Бога, которые эту веру похоронили под множеством разного рода предписаний мелочного, бытового характера. Вот для того чтобы обнажить это глубочайшее заблуждение, Господь и говорит, что придут другие люди, с востока и запада, и возлягут вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. А что же это за люди? Это, по мысли Спасителя, те, кто не потеряет подлинной веры в Бога, кто никогда не подменит ее мелочными предписаниями, внешним выражением своей религиозности, кто сохранит в сердце веру — горячую, сильную веру.
Возникает вопрос: а в чем должна проявляться эта вера, которая нас, людей от востока и запада, приведет в невечернее Царство Божественной славы, где Авраам, Исаак и Иаков пребывают с праведниками? В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Римлянам (Рим. 6:18-23) апостол Павел учит нас, что существует две свободы — свобода от греха и свобода от праведности. Свобода от греха — это способность человека вне зависимости от влияния окружающей среды, от навязываемых ему стереотипов мышления и образа действий сохранять силу противопоставлять себя греху. Это действительно величайшая свобода, потому что грех привлекателен и если кто отдается греху, то перестает быть свободным.
Ну, а что же такое свобода от праведности? А это та самая свобода, которую очень легко обрести. К этой свободе человека как бы подталкивает его инстинктивное начало: делай, что тебе хочется, никаких табу не существует, живи так, как хочешь, всякие ограничения условны, не слушай никого, раскрепощай свои инстинкты, живи свободно. Разве не этому сегодня учат такими или иными, как бы более интеллигентными, но несущими тот же смысл словами? И мы видим, что в мире происходит: даже законодательство потворствует свободе от праведности и все реже внешние обстоятельства способствуют тому, чтобы человек сохранял свободу от греха.
В завершение этой части своего повествования апостол Павел, обращаясь к римлянам, говорит, что в результате греха, в результате жизни, свободной от праведности, наступает смерть, а в результате жизни, свободной от греха, — жизнь вечная. Это не человеческие слова, — это Бог через апостола Павла говорит всему миру. Он не говорит с силой человеческой, — Он обращается к нам в Своей Божественной мудрости и каждый из нас волен принять эти слова серьезно или отмахнуться от них, стать свободным от греха или свободным от праведности. А результат будет именно тот, о котором говорит нам Бог: свобода от греха ― жизнь вечная, а свобода от праведности ― смерть.
Очень многие в течение жизни опытно познают силу этих слов. Чаще всего это происходит уже с возрастом, когда накапливается большой жизненный опыт, когда человек многое пережил, испытал, выстрадал, на собственном опыте понял, как велико и страшно в своей правде Божественное слово, как бессмысленно ему перечить в мыслях, словах и тем более поступках. Но люди, только начинающие жизнь, особенно те, у кого все складывается относительно благополучно, кто еще не соприкоснулся ни со скорбью, ни с болезнью, ни со страданием, часто не понимают смысл этих слов, особенно находясь под воздействием той информации, что сегодня обрушивается на человека. И задача Церкви ― обратиться и к тем, кто молод, и к тем, кто находится в зрелом возрасте, и к тем, кто подходит к закату жизни, и сказать, что Божественные слова непререкаемы и всегда исполняются.
И да поможет нам Господь уразуметь, что не только по внешним проявлениям своей религиозности мы должны уповать на милость Божию, ибо через них мы не возляжем с Авраамом, Исааком, Иаковом в Царствии Небесном, но что путь в Божественное Царство открывается перед каждым человеком тогда, когда он живет по Божией правде, когда он живет по Божественному закону и противится греху.
В разные эпохи люди жили именно так. Вот и сегодня, освящая храм святой благоверной преподобной княгини Евфросинии, в миру Евдокии, жены князя Дмитрия Донского, победившего монголо-татар на Куликовом поле, мы вспоминаем жизнь этой святой женщины, перед которой ведь тоже было много соблазнов. Она была на вершине власти, но она не наслаждалась этой властью, она жила по закону Божиему, она творила дела милосердия, она разделяла с мужем его жизнь, будучи верной супругой и доброй матерью. Замечательной правительнице земли нашей, замечательной русской женщине, принявшей монашеский постриг и ставшей святой, посвящен этот святой храм, ставший памятником и для ее мужа, благоверного князя Дмитрия Донского и для нее самой. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
03.07.17
4582 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!