Неделя 2-я по Пасхе, «Антипасха». Апостола Фомы

23.04.17
861 просмотров

Первая неделя по Пасхе называется неделею Новой или неделею Антипасхи (греческое слово «анти» значит «вместо»), т.е. обновление Пасхи. В этот воскресный день Своим новым явлением для всех одиннадцати апостолов Господь повторил и обновил явление, бывшее в первый день по Воскресении. Но так как обновление явления Спасителя было особенно ради апостола Фомы, то восьмой день по Пасхе называется неделею св. Фомы. Непосредственно следуя за Пасхальной седмицей, она завершает наиболее торжественную часть величайшего праздника. Поэтому иногда Фомино воскресение называют восьмым днем Пасхи. Святитель Григорий Богослов пишет: «Древен и с доброю целью установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодения. Но разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а этот день воспоминания спасения» (Слово 44-е в неделю Новую). Событие, которому посвящена Антипасха, было в восьмой день по Воскресении. Апостол Фома отсутствовал при первом явлении Спасителя ученикам. По-видимому, его не было в городе. Апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о Воскресении Учителя. Можно предположить, что они рассказали и о том, что Иисус дал им осязать руки, ноги и ребра. Поэтому понятно его желание: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20:25). Неверие апостола Фомы не имеет ничего общего с той затвердевшей невосприимчивостью к чуду Воскресения, которое мы видим у иудейских вождей. Это было вполне естественное желание утвердить веру на явных и очевидных свидетельствах. Воскресший Иисус в восьмой день обновил для апостолов Свое явление, представ перед ними в горнице, двери которой были затворены. На сомнение апостола Фомы Спаситель отвечает его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои (Ин. 20:27). Именно поэтому, наверно, Фома не воспользовался приглашением Учителя осязать Его руки, ноги и ребра, а тут же поверил и исповедал Иисуса Христа как Бога: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28). Люди, упорно отрицающие Божество Спасителя мира, обходят это место Евангелия.

Проповеди

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве http://www.pravoslavie.ru/30185.html Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповедь в Фомину неделю http://www.pravoslavie.ru/2258.html Игумен Нектарий (Морозов). Образ неверия. Доброго http://www.pravoslavie.ru/61437.html Иеромонах Иов (Гумеров). Слово в Фомину неделю http://www.pravoslavie.ru/4194.html Иеромонах Симеон (Томачинский). Слово в Фомину неделю http://www.pravoslavie.ru/34830.html Иеромонах Ириней (Пиковский). Блаженны невидевшие. Слово в Неделю Антипасхи http://www.pravoslavie.ru/61440.html

Статьи

«Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует». Антипасха. Статья из «Православной энциклопедии» http://www.pravoslavie.ru/37420.html Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы http://www.pravoslavie.ru/3170.html

Вопросы священнику

Иеромонах Иов (Гумеров). Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение? http://pravoslavie.ru/6915.html

23.04.17
861 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: