В великий четверг Высокопреосвященнейший Лазарь возглавил Божественную литургию и совершил чин омовения ног в Петро-Павловском кафедральном соборе
В Страстной Четверг 13 апреля Высокопреосвященнейший Лазарь Митрополит Симферопольский и Крымский, возглавил Божественную литургию в Петро-Павловском кафедральном соборе Симферополя и совершил чин омовения ног 12 священнослужителям. По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Владыка Лазарь омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Ин. 13, 2-17). «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Благоговение перед совершающимся и трепет именно такие чувства вызывает этот чин в верующих сердцах.
Вот что сказал об чине омовения ног Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «На Тайной Вечери, преклонив колени, Он омыл ноги ученикам, как это делали обычно только рабы, показав, что каждая человеческая личность важна пред Богом, – сказал Святейший Патриарх Кирилл. – Именно это понимание помогает христианину быть смиренным человеком, честно исполняя свой долг, какой бы он ни был, помня, что исполнение долга и связанные с ним почести не заслоняют великой истины, что все мы пред Богом равны. … Гордость же надмевает и разрушает ту связь, которую Господь установил с нами после страданий на Кресте и Своего Воскресения».
После заамвонной молитвы Владыка Лазарь вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Диакон начал чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается умовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» и Владыка снял с себя верхнюю часть облачения: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем), а затем при соответствующих словах Евангелия Владыка взял лентион (широкое и длинное полотенце) и влил воду в умывальницу крестообразно.
Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент Владыка омыл водой ноги священников и вытер их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясался.
Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
После омовения ног последнего священника Владыка Лазарь облачился в снятые прежде облачения, взошел на амвон и обратился к народу с проповедью, в которой раскрыл значение состоявшихся сегодня богослужений.
Правящий Архиерей сердечно поздравил всех присутствующих в храме с великим праздником – Великим четвергом, днем установления святого Таинства Евхаристии и пожелал всем с великой радостью встретить Святую Пасху: «Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с четвергом страстной седмицы. По традиции Великий четверг приравнивается к двунадесятым праздникам, так как значение события, в честь которого этот день установлен, наверное, превышает все другие события новозаветной истории при жизни Христа Спасителя.
В этот великий день Всемилостивый Господь совершил два важных действия, которые помогают нам многое понять в истории спасения рода человеческого. Во время последней, Пасхальной вечери, которую Иисус Христос совершил со Своими учениками, он умыл им ноги, при этом сказав о том, что и они должны делать это друг другу. Тем самым указывая на то, что важнейшим измерением человеческой жизни является способность и готовность послужить другому человеку. В воспоминание этого события по церковному установлению сегодня все правящие архиереи и сам Святейший Патриарх совершают в конце Божественной Литургии чин умовения ног. Последование которое мы только что и исполнили, чтобы всегда помнить заповедь Христа о любви к Богу и ближнему.
Ныне мы также вспоминаем установление Господом великого и спасительного Таинства Евхаристии, что в переводе с греческого значит – благодарение. Данное Таинство святой Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви. И воистину это так. Ведь Бог учредил Церковь для того, чтобы силой Святого Духа, живущего в Церкви, продолжалось Его служение до скончания человеческой истории. И в центре этого служения во Святом Духе – воспоминание о жизни и страдании, смерти, воскресении и вознесении, на небесах седении, втором и славном пришествии Господа. Именно поэтому Церковь дает нам возможность подлинно соучаствовать в Его спасительной миссии, воспринимая ее плоды, обретая спасение в Боге.
Дорогие братья и сестры! Мы вступили в великие спасительные дни завершающие Страстную седмицу. Дай Бог, чтобы мы в этот период смогли сопереживать той великой Искупительной и Крестной Жертве Сына Божия, которая совершена Им за спасение мира. И тогда Господь даст нам радость в Светлое Христово Воскресенье – встретить Воскресшего Спасителя.
Благословение Божие да пребудет с Вами».
Пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии
14.04.17
810 просмотров
0 комментариев
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!