Великопостный путь к Пасхе Христовой

26.03.17
109 просмотров

Каждая неделя Великого поста – этап на пути к Пасхе Христовой. Чтобы помочь верующим пройти этот длинный путь и укрепить их веру, Церковь каждую неделю (а церковные недели начинаются с воскресных дней) вспоминает определенные события и святых.

Неделя первая Великого поста – Торжество Православия

В первое воскресенье (с него начинается вторая неделя поста) – Торжество Православия. Обычай отмечать в первый воскресный день Великого поста Торжество Православия восходит к первой половине IX века, когда был составлен особый чин Торжества Православия и был учрежден этот праздник – в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе, состоявшимся в 787 году, и одновременно о победе Церкви над многими другими ересями, которые представляли опасность для внутренней жизни Церкви и для ее миссии в первом тысячелетии. В этот день доныне во всех храмах после Литургии совершается «Чин Торжества Православия» – особенный торжественный молебен, который заканчивается провозглашением «вечной памяти» погибшим верным сынам Церкви, многолетия здравствующим и анафемы всем еретикам и отступникам. Церковная анафема – камень преткновения для многих. Далекие от Церкви видят в ней грозное проклятие, исходящее из ожесточения и ненависти. В этом, как и во многом, мир не понимает Церкви. Здесь нет ни ожесточения, ни ненависти, здесь исполнение слов Спасителя – Самой Божественной Любви: «Кто не пребудет во Мне, извергается вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 6). Когда устанавливался этот праздник – праздник победы над иконоборчеством и ересями, многие верили, что никогда более не будет попыток исказить слово Божие и замутить смысл Божественных заповедей. Мы знаем, что эти надежды не оправдались, и поразмышляем на тему того, что такое ересь (см. стр. 4).

Неделя вторая Великого поста – святителя Григория Паламы

Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, родился в Константинополе в конце XIII века. Рано лишившись отца, воспитывался при царском дворе под покровительством императора Андроника II. Изучал светские дисциплины, философию. Его наставниками были лучшие учителя той эпохи. Но и сам ученик был их достоин. Впереди ждала быстрая и успешная карьера. Однако около 1316 года в возрасте 20 лет Григорий покинул дворец и удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни и занятиям, тайнозрительным богословием. Через 9 лет, спасаясь от турок, вместе с другими монахами покинул Афон. В Фессалониках принял священнический сан. Близ города Верии основал отшельническую общину. Там же, в пещере (сохранившейся до наших дней), предавался «умной» (то есть непрерывной безмолвной) молитве все время, кроме участия в общих богослужениях. В 1331 году, после славянского нашествия, вернулся на Афон, где продолжил отшельническое житие. Но жизнь постоянно ставила перед ним задачи, разрешение которых лишало его этого уединения и заставляло, отстаивая чистоту Православия от опасных ересей, быть в гуще событий того времени. Опала, заточение, оправдание, даже плен у турецких пиратов, избрание архиепископом Фессалоникийским, и, наконец, смерть 14 ноября 1359 года в возрасте 63 лет (или 61 год). Последние слова его были: «К высотам!» Так к каким высотам он звал? Кем он был? Ученым? Богословом? Он – монах и епископ. Он не занимался отвлеченными философскими проблемами. Он занимался только вопросами христианской жизни. Он боролся с проблемами своего времени. А это было беспокойное время, век споров и критики. И еще это был век духовного возрождения. Григория Палама отстаивал церковное учение о несотворенном, божественном свете (Фаворском свете), который свидетельствует о присутствии Бога в мире, и созерцания которого можно достичь глубокой, безмолвной молитвой. Многие годы живя на Афоне, Палама не понаслышке знал житие монахов. Пустынножители Горы Афонской, ведя образ жизни подвижнический, до того очищали себя от всего плотского и до того утончались и возвышались в духе, что многие из них сподоблялись откровений и видений духовных – особенно осияния светом небесным, подобным тому, который виден был вокруг Спасителя на горе Фавор. В явлении этом не только не было ничего, противного духу Евангелия, но, можно сказать, оно было доказательством и залогом того, что обещается в нем праведникам, то есть что они сами просветятся, как солнце, в Царствии Небесном. Что же удивительного в том, что те, кто предназначен сиять, как солнце, и ныне уже, на земле еще, озаряются, как луна, светом от духовного солнца, которое есть Христос Господь? Но противники Православия смотрели на это иначе, смотрели, как на плод воображения. Возникли еретические треволнения. Их представители самих монахов Афона стали обвинять в ереси. Причем подавались эти обвинения под видом самым благочестивым и, следовательно, наиболее опасным. Такая мысль могла привести в смущение даже тех, коих чувства, по выражению апостола, «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 14). Тем более не могли оставаться в покое души простые и малоопытные в жизни духовной: вся Греческая Церковь пришла в сильное волнение. Григорий Палама, которому на собственном опыте был известен образ жизни Афонских подвижников, смог рассеять клевету (хотя полемика с клеветниками продолжалась не один год). Даже находясь в плену у сарацин, святой Григорий продолжал разить врагов Православия и утверждать в истине колеблющихся чад Церкви. Он смог рассеять тьму, наведенную на Святую Гору, показывая ее во всем, до тех пор еще не так известном, духовном величии. А что же наше время? Мы уже не увлекаемся легкомысленными суждениями о жизни подвижнической? Не судим о духовных предметах? О том, чего не понимаем? Для того, чтобы судить о духовных опытах подвижников, надо самому сподобиться Духа Святого, чего достигнуть можно благодатью Господней и молитвами святого Григория.

Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная

В третье воскресенье Великого поста из алтаря выносят крест и кладут для поклонения в центре храма на аналой. В понедельник, среду и пятницу четвертой седмицы совершается особый обряд поклонения (почему вся неделя и названа Крестопоклонной), после чего крест уносят в алтарь. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» Почему мы поклоняемся Кресту? Да прежде всего потому, что мы вспоминаем бывшее на Кресте. А что было? Господь Иисус Христос, после страшных страданий, добровольно умер за нас, грешных людей. Случается, что люди умирают за родину, за родных, за знаменитого человека, но чтобы кто-нибудь добровольно умер за грешника, преступника, за своего врага – что-то не слышно, а Господь Иисус Христос умер добровольно именно за грешников, преступников, за нас. И этот подвиг любви и был совершен на Кресте. Этому подвигу любви мы и поклоняемся. Поклоняясь Кресту, думаем, чтобы и нам иметь хоть крупицу такой любви, которая, если не за преступника и врага готова отдать жизнь, то хотя бы ради Господа способна ограничить себя во грехе. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся и надежде, ибо когда наступила крестная смерть, когда, казалось, все было кончено и гроб запечатан, тогда именно Господь воскрес. И мы всегда надеемся, что нет конченного человека, что каждый из нас воскреснет не только в будущей жизни, но и здесь может воскреснуть из бездны греховной к жизни христианской. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся подвигу любви и надежде воскресения. Иисусе воскресший, воскреси души наши!

Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн назван «Лествичником» потому, что написал особое руководство для духовной жизни – «Лествицу духовную» («лествица», по-славянски, значит «лестница»). Но почему же приводится нам на память именно прп. Иоанн, а не другой какой святой? Для того, чтобы в течение поста мы имели перед глазами живой пример человека, достигшего духовного совершенства, великого наставника, и не забыли о необходимости для каждого христианина изучать его богодухновенную книгу «Лествица духовная», в которой он изобразил все христианские добродетели в той постепенности, как они должны утверждаться в человеке, дабы привести его к единению с Богом, и чтобы понудить нас через это к самоисправлению. О жизни прп. Иоанна малоизвестно. Годы жизни, примерно, 579 – 649 гг. С юных лет он возлюбил Господа. По словам его учеников, прп. Иоанн был выдающимся человеком – по дарованиями, способностям и образованию. Приняв иноческий постриг в Синайском монастыре, он долгие годы жил в уединении, соблюдая строгий пост. Пост и молитвы возвели его на высокую степень чистоты. Он получил от Господа дар прозорливости и чудотворений. Уже к концу жизни, по неотступной просьбе братии Синайского монастыря, вернулся в обитель и стал ее настоятелем. В этом время он и написал свою книгу – «Лествицу духовную». На Руси она стала известна на рубеже XIII – XIV веков. Переведенная митрополитом Киприаном с греческого для богослужебного пользования, со временем она стала известной и любимой русским народом. «Лествица» и сейчас является руководством для духовной жизни. Разделенная на 30 ступеней духовного восхождения от совершенства к совершенству, книга поможет и современному человеку бороться со своими пороками и страстями. К сожалению, многие предполагают, что прп. Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для мирян. Поэтому ее мало читают. Но разве Святая Церковь постановила поминать во время Великого поста прп. Иоанна только монахам, а не всем православным христианам? Разве постановления Церкви могут быть неосновательны и погрешательны? Хотя между жизнью мирян и монахов мало общего, но, однако, все христиане должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного. У всех христиан цель жизни одна: достигнуть спасения, – и для того совершенствоваться духовно. Такие пороки и страсти, как чревоугодие, гордость, тщеславие и пр. свойственны всем людям. И добродетели, к воспитанию которых руководит «Лествица», обязательны для всех христиан (например, кротость, целомудрие, терпение, смирение, молитва и пр.). Изображая путь постепенного восхождения к нравственному совершенству, «Лествица» есть верное и надежное руководство к духовной жизни для всех, ревнующих о благочестии и спасении души (читайте больше на стр. 5).

Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Каяться, внутренне изменяться, перерождаться – трудно. Нужно сознание необходимости изменения, желание его, но нужна и благодатная помощь. Чем сознательнее и решительнее начинаем покаяние, чем шире раскрываем двери души, тем успешнее достигаем цели. Пример такого всецелого перерождения – святая Мария Египетская, грешница, известная всей Александрии с детства. Где собираются люди, там и она – для греха. Вот она среди паломников, едущих в Иерусалим, но она едет не ради Бога, а ради развлечения и греха, и своим поведением всех смущает. Паломники идут в храм, и она с ними. Все входят, а она не может войти, и впервые в жизни смущена. Но она борется с этим чувством и старается силой прорваться в храм, но напрасно: связанная грешной жизнью, она не может войти в храм Святыни. Тогда в ее душу входит стыд за саму себя, за свою жизнь. Смятенная, она впервые покаянно молится перед иконой Божией Матери, и Пресвятая Пречистая Дева отверзает ей двери храма. Наутро она, после Литургии и причастия Святых Таин, прямо из храма, купив по пути три хлеба, уходит в пустыню. Через много лет ее нашел преподобный Зосима. Она рассказала ему о своей жизни, о мучениях борьбы с грехом и о перерождении. Те мучения были так тяжелы, нападения соблазнов так стремительны, что она билась о землю. Потом наступали дни покоя и света. Теперь ей легко. Она просила преподобного Зосиму прийти к ней через год и причастить ее. Он пришел и увидел ее за рекой. Она перешла к нему по воде, причастилась и просила снова прийти через год. Он пришел и нашел ее уже умершей, а рядом с телом был написан день, когда год назад преподобный Зосима причастил ее. Таков пример стремительной решимости изменить свою жизнь и напряженности борьбы с грехами, что привело ее к истинному покаянию. Таков пример очищения и перерождения. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Воодушевляйтесь достойным примером! Видишь ли ты когда грешника? Не дерзай осуждать, помня обращение Марии Египетской. Впадаешь ли сам в беззаконие? Не отчаивайся, но обратись в сокрушении сердца ко Господу, помня обращение Марии. Провел ли ты большую часть жизни в беспечности и нерадении о душе своей? Воспомяни Марию, как поздно она образумилась, но, принявшись исправить себя и наказать за бывшие наслаждения, как многих она опередила! Она исполнила на себе слова Спасителя к фарисеям: мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21: 31). Особенно вспоминайте почаще ту важную минуту, когда коснулась Марии благодать Божия, когда зажглась первая искра в ее омраченной душе. Быть не может, чтобы иногда и нашей души та же благодать не коснулась. Искупитель, привлекший Марию к Себе, и ныне тот же Бог любви, и ныне так же жаждет спасения грешников, и ныне так же ударяет в двери нашего сердца всеми способами, пробудить нас способными. А мы, беспечные, или пропускаем без внимания эти прикосновения благодати, или на минуту растрогаемся, и опять забываемся.

Неделя шестая Великого поста. Вход Господень в Иерусалим

Празднуем мы ныне одно из самых великих событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его торжественный вход в Иерусалим. Надо, чтобы поняли все вы, каково значение этого праздника, чтобы поняли, каков смысл входа Господня в Иерусалим, ибо когда кто-нибудь впервые знакомится с Евангелием, то останавливается его мысль на главе, которая повествует о входе Господнем в Иерусалим, останавливается с удивлением, даже с недоумением, ибо читали они во многих других местах Евангелия, что Господь наш Иисус Христос всегда и неизменно отклонял от Себя всякие почести, всякое превозношение, ибо был Он кроток и смирен сердцем... Почему теперь как бы изменился образ действий Господа Иисуса Христа? Почему никогда прежде за три с половиной года Своей проповеди Он не позволял никому разглашать, что Он Мессия, Спаситель мира? Почему и Сам никогда не говорил об этом? Потому что не пришло еще время открыть это людям, потому что неблаговременно было Ему открыться как Мессии... А теперь настало время. Господь знал, когда надлежало открыть всему народу Его достоинство как Христа, и вход Господа в Иерусалим имел целью именно это: открыть Иисуса как Спасителя, Сына Божия и Мессию. Народ ликовал, народ кричал, размахивая финиковыми ветвями: «Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Но не фарисеи, не книжники, то есть не те, кто был руководителем и духовным наставником народа. И Своим торжественным Входом Господь давал и им еще один шанс прозреть, принять Его. Тщетно. Не то же происходит и всю последующую историю? Происходит с нами? Бывает с каждым из нас, что Господь стоит у двери сердца нашего и потихоньку стучит, ожидая, чтобы открыли и впустили Его, – стучит, как нищий под дверью. О горе, горе нам, если не услышим тихого Христова стука!

Материал подготовила Людмила Мишина, Севастопольское благочиние


26.03.17
109 просмотров

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!

Читайте также: